«В труде красота человека. Люди труда».
статья
Тема: «В труде красота человека. Люди труда»
Программное содержание. Трудолюбие как нравственное качество человека,
основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества.
Основные методы и приемы.
1. Работа с индивидуальными карточками: Объясни значение пословицы
(поговорки).
3. Работа в парах: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка
Зухра» (Андрей Поляков, Н. Виноградова, В. Власенко. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М. Вентана-граф. 2012).
4. Индивидуальное задание: чтение и анализ текста «Микула Селянинович»
(см. текст выше). Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?»
5. Учебный диалог: «Какова житейская мудрость сказки К. Ушинского «Два
плуга?»
6. Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»
7. Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudi_truda._v_trude_-_krasota_cheloveka.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 5
Тема: «В труде красота человека. Люди труда»
Программное содержание. Трудолюбие как нравственное качество человека,
основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества.
Основные методы и приемы.
1. Работа с индивидуальными карточками: Объясни значение пословицы
(поговорки).
3. Работа в парах: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка
Зухра» (Андрей Поляков, Н. Виноградова, В. Власенко. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М. Вентана-граф. 2012).
4. Индивидуальное задание: чтение и анализ текста «Микула Селянинович»
(см. текст выше). Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?»
5. Учебный диалог: «Какова житейская мудрость сказки К. Ушинского «Два
плуга?»
6. Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»
7. Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
Материал для подготовки к уроку.
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!
Муравей не велик, а горы копает.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Дело без конца, что кобыла без хвоста.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).
Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
По готовой работе вкусен обед.
Без дела жить - только небо коптить.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Терпенье и труд все перетрут.
Не за свое дело не берись, а за своим - не ленись.
Где хотенье, там и уменье.
Без работы и печь холодна.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Ситуации для анализа и оценки:
·У Пети не получалась задача. Он отложил тетрадь в сторону и стал ждать прихода папы с работы. А как бы вы поступили?
·Марина не стала учить историю, потому что ее спрашивали на предыдущем уроке. А как бы вы поступили? Почему?
·Олег считает, что отличником нужно быть потому, что за успехи в учебе родители делают подарки. А как вы считаете?
·Маша просит Павла помочь ей разобраться с примером. Павел отвечает: «В учебе каждый за себя. Сама соображай». А вы бы как ответили Маше? Почему?
Приложение.
Наследство Осипа Сокова
Наряду с ткачеством жители Иванова издавна занимались отделкой тканей разными способами. Если полотно вываривали в чане с краской, то получалась однотонно окрашенная материя, которая так и называлась -"крашенина". Иногда красили не саму ткань, а нитки, которые затем в различных комбинациях заправляли в ткацкий станок, и на готовой материи получался определенный орнамент. Наиболее сложным и трудоемким было изготовление набивной ткани. Для этого требовались особые печатные доски - "манеры", на одной стороне которых был вырезан рисунок. Мастер опускал доску в краску, а затем прикладывал ее к расстеленной на столе ткани. Чтобы краска крепче села на ткань, он ударял по "манере" киянкой - деревянным молотком. Этот способ называли набойкой, а материю, покрашенную таким образом, - набивной. После набойки влажную от краски ткань подвешивали для просушки на вешала - жерди, укрепленные под потолком.
Значительную роль в совершенствовании ивановского отделочного производства сыграл Осип Степанович Соков. Это был предприимчивый и грамотный крестьянин, промышлявший изготовлением печатных досок - "манер". Примерно в 1780 году он вместе со своими земляками Делюсиным, Бутримовым, Ишинским и Кулеиным отправился перенимать "передовой опыт" и нанялся на предприятие иностранного мануфактуриста Лимана в Шлис-сельбурге близ Петербурга. Хотя хозяин хранил рецепты изготовления красок в строжайшем секрете, Соков сумел их разузнать. Вернувшись в Иваново, он основал набивную мануфактуру. Его ткани сразу получили широкое признание и шли нарасхват. Краски на них были яркими, не линяли и не крошились. Кроме того. Соков привез из Шлиссельбурга новые затейливые текстильные рисунки, которые тоже пришлись покупателям по вкусу.
Соков стал отделывать не только льняные, но и хлопчатобумажные ткани, тем самым положив начало ситцевому производству в нашем крае. .
Одна большая мастерская
На рубеже XVIII и XIX веков село Иваново представляло собой одну огромную мастерскую. Чуть ли не в каждой избе работали ручные ткацкие станки, стучали молотки набойщиков. Делом были заняты все - и взрослые, и дети, и старики. Население села постоянно увеличивалось за счет пришлого люда. Сотни крестьян из окрестных деревень тянулись сюда в надежде заработать деньги на оброк. В Иванове ехали и специалисты - опытные набойщики, резчики "манер", красовары из Москвы и других городов. Местные предприниматели не скупились платить большие деньги квалифицированным мастеровым. Среди крестьянских домишек в селе там и тут возвышались двух- и трехэтажные корпуса отделочных мануфактур. Берега Уводи, ручьев Кокуя, Павловского и Голявы были разделены вешками на участки-бельники, здесь же стояли заварки, где в чанах вымачивались и вываривались ткани. На площади в центре села в многочисленных лавках шла бойкая торговля съестным, крестьянской и ремесленной утварью, мануфактурой. Опись села, произведенная на рубеже ХУШ и XIX веков, зафиксировала 117 торговых заведений.
"Золотой век" ситцевого царства
1812 год сыграл огромную роль в дальнейшем развитии промышленности в Иванове, словно подтвердив справедливость народной поговорки: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". В пожаре, вспыхнувшем в Москве во время французской оккупации, сгорели крупные московские мануфактуры. После войны спрос на ткани резко повысился, и ивановские предприятия, не имея серьезных конкурентов, многократно увеличили производство. С другой стороны, в послевоенные годы возникло много новых промышленных заведений. В 1812 году завел свою мануфактуру Диодор Бурылин - дед известных ивановских предпринимателей Д. Г. и Н. Г. Бурылиных. В 1817 году развернули масштабную промышленную деятельность Куваевы, в 1825 году - Полушины, в 1828 году - Гандурины. Через полвека эти предпринимательские кланы будут составлять элиту "ситцевого царства". Темпы роста промышленности во втором десятилетии XIX века были впечатляющими: если в 1810 году в Иванове произвели тканей на 1 миллион рублей, то в 1817 году - уже на 7 миллионов.
Город, закопченный дымом
После отмены в 1861 году крепостного права власть помещика уже не удерживала крестьян в деревне. Многие из них отправились искать лучшей доли в город. Разбогатеть удалось немногим, большинство пополнило ряды фабричного и заводского пролетариата.
К концу XIX века в городе насчитывалось уже 59 фабрик и заводов с 27 тысячами рабочих. Большинство промышленных заведений относилось к отделочной отрасли (ткацкое и прядильное производства были развиты в городе меньше) и выпускало готовые хлопчатобумажные ткани. Поэтому Иваново-Вознесенск все чаще именовали "ситцевым царством" или "Русским Манчестером"
В Иваново-Вознесенске было не так много действительно крупных и передовых в техническом отношении предприятий. Промышленный потенциал города определяло около десятка крупных фирм, которые резко выделялись своими размерами среди других предприятий. Прежде всего это были заведения, принадлежавшие старинному и разветвленному клану Гарелиных: Якову Гарелину и братьям Гарелиным. (В советское время эти две фабрики были объединены в одно предприятие, ныне АО "Ивановский хлопчатобумажный комбинат"). В 50-х годах в Вознесенском посаде было построено крупное заведение Ивана Гарелина (ныне АО "Зиновьевская мануфактура"). В "десятку лидеров" входила фабрика Зубковых, на базе которой в 20-х годах нашего столетия создали фабрику им.Дзержинского (ныне - АО "Фатекс"). Двумя предприятиями (сейчас АО "Трудовая коммуна" и "Фабрика им. 8 Марта") владела фирма Антона Гандурина.
На любой карман и вкус
Сырье для ивановской промышленности доставлялось из Соединенных Штатов, Средней Азии, иногда и из Египта. Крупные фирмы отдавали предпочтение высококачественному американскому хлопку. В конце XIX века такое низкокалорийное топливо, как дрова, стало уступать место углю, который привозился из Донецкого бассейна, и мазуту, вырабатывавшемуся из бакинской нефти.
Большая часть тканей, выпускавшихся в "ситцевом царстве", не отличалась высоким качеством, однако и цены на них были невысокими. Местные фабрики изначально ориентировались на определенный (и очень широкий) круг потребителей - крестьян и рабочих. Рисунки на ивановских ситцах были незатейливы, популярен был стиль "миль-флор" - мелкие цветочки на белом или цветном фоне. Часто на тканях изображался "восточный" или "турецкий огурец". Эти ситцы предназначались для покупателей в странах Востока, но их охотно брали и русские крестьяне, которые шили из них нарядные цветастые рубашки и сарафаны.
Купцы первой гильдии
Большое значение для развития промышленности и торговли имело строительство железных дорог. В 1867 году было организовано акционерное общество Шуйско-Ивановской дороги во главе с известными железнодорожными предпринимателями М. А. Горбовым и И. А. Бусуриным. Акции этой компании были раскуплены мгновенно - всего за десять дней. Их приобрели ивановские и шуйские фабриканты и торговцы. Строительство рельсового пути от разъезда Новки до Иванова через Савино и Шую заняло всего год. Уже 15 сентября 1868 года по этому маршруту прошел первый состав. В 1871 году рельсы протянулись от Иваново-Вознесенска до Кинешмы. Затем была построена железная дорога от Ермолина через Середу на Нерехту, она связала Иваново-Вознесенск с Ярославлем и Петербургом. В 1899 году открылось сквозное сообщение от "Русского Манчестера" до Москвы через Александров.
Накопленные богатства, возраставшая власть денег ставили буржуазию если не формально, то фактически на одну ступень с дворянством. Предприниматели старались усвоить образ жизни, привычки и вкусы первенствующего сословия: заводили роскошные выезды, покупали дорогую мебель, отправляли сыновей учиться в столичные вузы, а дочерей - в пансионы. Фабрикантские дома в Иванове по своим размерам и роскоши соперничали, а то и превосходили дворянские усадьбы. Еще в середине XIX века в Дмитровской слободе вырос помпезный трехэтажный "дворец" Зубковых (ныне - здание санэпидстанции). Позже, в конце XIX - начале XX века, были построены особняки Д. Г. Бурылина (ныне Музей ивановского ситца), Витовых (сейчас здание областной прокуратуры на пр.Ленина), Маракушева (в нем на улице Батурина сейчас размещается областная администрация).
Рабочий день на фабриках Иваново-Вознесенска 70-80-х годах XIX века длился 12-14 часов в сутки. В 1897 году фабричный закон ограничил его 11,5 часа. В то же время многие текстильщики сами напрашивались на сверхурочные работы, чтобы подзаработать: оплата сверхурочных об была в два раза выше.
Работать на местных фабриках приходилось в очень скверных условиях. Машины поднимали температуру в цехах до 40°С, а когда помещения проветривали, по ним разгуливали сквозняки. В отделочном производстве воздух отравляли пары ядовитых красителей и других химикатов. Такая атмосфера губительно действовала на здоровье. У рабочих выпадали зубы, становилась дряблой кожа. Профессиональной болезнью текстильщиков была чахотка - туберкулез легких. Станки в цехах стояли скученно, и нередко рабочие, попав в машину, серьезно калечили руки или ноги. После этого в лучшем случае они получали единовременное пособие, но инвалиды были не нужны хозяину, и им приходилось увольняться.
Высокооплачиваемые мастеровые жили в своих собственных просторных домах, имели приусадебные участки, держали скот, а неквалифицированные рабочие - выходцы из деревни - обычно снимали "угол" у местных жителей. Типичными пролетарскими местечками в Иваново-Вознесенске были Ямы (район современных улиц Громобоя и Калинина), Рылиха (район улиц Суворова и Пролетарской), Боголюбовская слобода (нынешняя Балашовка), Хуторово, Ушаково. Некоторые фабриканты строили для своих рабочих общежития - "казармы" с маленькими отдельными комнатками-"каморками" - для семейных и общими спальнями с десятками коек для одиноких.
Урок № 7
Тема: «Бережное отношение к природе»
Программное содержание. С давних времен люди с уважением относились к
природе. Не зная ее законов, они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально.
Основные методы и приемы.
1. Обсуждение вопроса: «Как древние люди относились к природе?». Рассказ-обобщение учителя.
2. Работа в группах: анализ информации, представленной в текстах.
3. Просмотр и оценка видеофильма «Заповедники России» (http://www.youtube.com/watch?v=0StJtvOHdzQ, http://www.youtube.com/watch?v=auOvCJyByec&list=PL4B83FE0578F7112C, http://www.youtube.com/watch?v=Cbxsqg4mkNE&list=PL4B83FE0578F7112C).
4. Работа с иллюстративным материалом (виды природа Ивановского края).
5. Работа в группах: обсуждение проблемного вопроса «Как мы можем участвовать в охране природы?».
6. Обсуждение вывода: «Бережное отношение к природе - общечеловеческая
ценность».
Материал для подготовки к уроку.
* Одним из важнейших божеств у восточных славян до принятия ими христианства считался Перун-громовержец, владыка небесный, бог войны. По преданию у идола Перуна, стоявшего в Киеве, было вырезанное из дерева туловище, голова – из серебра, а усы из золота. К главным божествам восточных славян относился также Велес (Волос) – бог-покровитель богатства, торговли, охоты и домашнего скота. Повсюду в Древней Руси можно было видеть идолов Велеса, которому в отличие от Перуна (бога дружинников и князей) поклонялся простой люд. В большом почете у древних славян были прародительница всех живых существ и растений, средоточие плодородия – Мать сыра земля и божество солнца - Даждьбог.
Как и все другие народы, восточные славяне одушевляли силы природы. Они верили в леших, кикимор, водяных, русалок, домовых и пр. Все эти духи могли быть и добрыми и злыми, могли взять человека под свое покровительство, или, наоборот, вредить тем, на кого они «зуб держат». Например, по славянским поверьям кикимора – злой дух дома, мрачное создание, которое не упускает случая мелко напакостить домочадцам, поэтому днем тихо сидит за печкой, а ночью безобразничает: горшки кидает, золу разбрасывает, мышей на продукты напускает… Но к женщинам-труженицам кикимора относилась ласково и с добром: помогала печь хлеб, успокаивала малышей, оберегала скот.
* «…Сколько в русском языке слов с корнем «род»: родной, родник, родинка, народ, природа, родина… Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающаяся, Земля урожая. И
слово цвет – от цветов! Цвета цветов… И у неба сияющий синий цвет, цвет неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в этом слове тоже корень, связанный с ростом, урожаем, рождение_____, рожь – это то, что рожает земля)». Отрывок из статьи Д.С. Лихачева «Природа, родник, Родина, просто доброта».
Материал для подготовки к уроку.
Растительность Ивановской области
Область расположена на стыке двух зон: европейской тайги и смешанных лесов. Всего леса занимают 48 % территории области, а луга около 10 %. Особенно лесисты Заволжский, Южский и Тейковский районы.
В 1972 году флора области включала почти тысячу видов дикорастущих и культурных растений.
На 2005 год леса Ивановской области занимали 1037,5 тыс. га, или 48 % от общей площади. Доля хвойных лесов составляла 46 % от лесопокрытой площади, молодняков 28 %, средневозрастных 37 %, приспевающих — 20 %, спелых и перестойных лесов — 15 %. Расчётная лесосека по рубкам главного пользования составляла 1509,4 тыс. м³. В 2004 году по всем видам заготовлено около 750 тыс. м³ древесины.
Животные Ивановской области |
Фауна Ивановской области достаточно разнообразна и представлена 290 видами наземных позвоночных животных, в том числе: птиц – 225, млекопитающих – 53, земноводных – 9, пресмыкающихся – 5. Охотничья фауна насчитывает более 20 видов зверей, 60 видов птиц. Согласно результатам маршрутных учетов на площади 2026,1 тыс. га, численность основных видов охотничьих животных в 2002 г. составила (голов): белка – 13 600, бобр – 4000, заяц-беляк – 22 600, заяц-русак – 1600, кабан – 1150, куница – 1200, лисица – 3300, лось – 1640, глухарь – 4000, тетерев – 32 100, рябчик – 16 300. В отчетном году с целью обогащения охотничьей фауны в заказниках области отловлено на расселение 69 кабанов. Основным промысловым и в достаточной степени исследованным водоемом является Горьковское водохранилище, ихтиофауна которого представлена 43 видами рыб. Промысловые рыбы – лещ, плотва, щука, судак, чехонь, густера, окунь, из них лещ и плотва составляют 80% годовой добычи. Рыбные запасы водохранилища находятся на низком уровне. Одна из причин – отсутствие в поволжских городах очистных сооружений. В охотничьих угодьях обитают следующие дикие животные и промысловые птицы: лось, кабан, лиса, заяц, волк, енотовидная собака, барсук, бобр, ондатра, выхухоль, рысь, белка, куница, утка-кряква, чирок, вальдшнеп, глухарь, тетерев, на пролете — гусь, серая куропатка и др. Значительное снижение нагрузки на сельскохозяйственные земли за последние 10 лет привело к улучшению состояния микрофлоры и фауны почвы, увеличению полезных насекомых, птиц. Охотники будут приятно удивлены, узнав, что в ивановских лесах в изобилии «проживают» кабаны и лоси, тетерева и глухари. Весной разрешена охота на уток, осенью начинается «сезон» гуся. Свободное от любимых занятий (охоты и рыбалки) время можно провести с пользой для здоровья. На территории Ивановской области есть несколько природных минеральных источников, и почему бы Вам их не посетить? Кроме того, Иваново — это край чистого целебного воздуха. Последнее легко понять, совершив небольшую пешую прогулку по местному сосновому бору — прилив сил и бодрость духа гарантированы. Общая площадь охотничьих угодий Ивановской области – 2077 тыс. га, из которых лесные угодья – 1050 тыс. га. К объектам охоты отнесено 72 вида животных. Угодья, закрытые для охоты – 30,2 тыс. га (заказник федерального значения «Клязьминский» и областной государственный охотничий заказник «Затеихинский»). В красную книгу Ивановской области не вошли: Моллюски Перфорателла бидентата Perforatella bidentata Рыбы Обыкновенный гольян Phoxinus phoxinus Обыкновенный (европейский) сом Silurus glanis Земноводные Обыкновенная чесночница Pelobates fuscus Зеленая жаба Buf о viridis Птицы Выпь Botaurus stellaris Серая цапля Ardea cinerea Серый гусь Anser anser Серая утка Anas strepera Луговой лунь Circus pygargus Водяной пастушок Rallus aquaticus Мородунка Tringa cinereus Турухтан Philomachus pugnax Больпюй веретенник Limosa limosa Болотная сова Asio f lamraeus Млекопитающие Норка европейская Mustela lutreola Выдра речная Lutra lutra. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие листы к урокам ОДНКНР к учебнику Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков для 5 класса "В труде красота человека"
Рабочие листы составлены к учебнику Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко ОДНКНР для 5 класса , они помогут разнообразить работу на уроке....
В труде - красота человека.
Предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России".Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. В любую историческую...
Открытый урок " В труде красота человека"
Открытый урок "В труде красота человека" (Фотографии)...
Технологическая карта ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"
Технологическая карта ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"...
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"...
конспект урока и презентация по ОДНКР "В труде красота человека"
Разработка урока по предмету ОДНКР 5 класс по учебнику Н.Ф. Виноградовой: "В труде красота человека"...
В труде – красота человека
Презентация на тему "В труде – красота человека" по ОДНКНР 5 класс...