Педагогические технологии, лежащие в основе работы классного руководителя
статья (8 класс) на тему
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. | 28.56 КБ |
ped_tehnologii.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии в системе воспитательной работы классного руководителя
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.
Стремительно меняется время. Меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребенка в современной школе. Он создает условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу, самооценке, саморазвитию и самовоспитанию. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Кодекс доброго учителя
- Не бойся, добротой ребенка не испортить.
- Смотрись в глаза ребенка, чтобы увидеть в его глазах боль, одиночество, страх, смятение, радость и разделите их с ним.
- Пожалей ребенка, когда ему плохо, посиди рядом, когда одиноко, и найди нужные слова.
- Прояви к ребенку внимание, сочувствие, понимание, участие, серьезное отношение к его проблемам, и ты сумеешь воспитать в нем такие же качества личности.
- Никогда не кричи на ребенка.
- Не бойся показать детям жизнь.
- Создавай мир, покой, уют, согласие в классном коллективе.
- И помни, что невозможно воспитывать у детей доброту, если ты, учитель, каждое
Должно быть, сотрудничество классного руководителя и учащихся. И поэтому работу в классе можно строить на принципах:
- Безусловное принятие каждого ученика. Его сильных и слабых сторон.
- Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Терпение и терпимость в достижение результативности педагогического воздействия.
- Диалогичность и открытость в общение с учащимися.
- Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
- Использовать чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
- Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
- Умение признавать свои ошибки.
Начиная работать с классным коллективом, я рассказываю ребятам о принципах своего будущего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе. Предлагаю ребятам оценить, как жилось в нашем классе в прошлом учебном году, чтобы в новом учебном году нам всем стало легче, а дела получались бы еще интересней. А также задаю учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей.
- Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?
- Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
- Какие традиции уже есть в классе?
- Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе.
- Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
Организовать ребят в начале учебного года, настроить на коллективное творчество мне помогает «игровое» общение, а обсуждение проблем я провожу за «круглым столом».
Качество работы классного руководителя зависит от ряда условий:
1) перспективы планирования процесса воспитания;
2) направленности содержания воспитательной работы на развитие детей;
3) системности воспитательного взаимодействия;
4) ориентации на развитие индивидуальности подростка;
5) технологичности работы;
6) кропотливой диагностической работы классного руководителя.
Перед классным руководителем ежедневно есть проблемы:
-Как поддержать интерес учащихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?
-Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную внеурочную деятельность?
-В какой форме проводить, к примеру, родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
-Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательная технология, как известно, – система форм, методов, способов, приемов воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные цели.
Педагогические технологии могут различаться:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
- по подходу к ребёнку.
В работе можно применять следующие педагогические технологии:
- технология проектного обучения;
- технология здоровьесбережения;
- технология деловой игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология проведения дискуссий;
- Тьюторство – технология педагогической поддержки;
- ситуативные технологии;
- технология «Портфолио»
- технология принятия общих решений
Более подробно остановлюсь на некоторых:
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Каждое дело - творчески, с пользой и для людей! Технология основана на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным положительным результатом? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
Принципы:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД
Интеллектуальные КТД
Художественные КТД
Спортивные КТД
Экологические КТД
Преимущество коллективного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классу увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.
Важное обстоятельство: рамки творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.
Круг социальных ролей обучающихся широко представлен также в системе классного самоуправления. В процессе самоуправленческой работы у школьников развивается коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
Классному руководителю следует помнить, что в любой работе должен быть системный подход не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания единой системы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся.
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Классному руководителю, к примеру, необходимо обсудить “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задать участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. дать “пострадавшей стороне” понять, что он (учитель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсудить с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Этапы изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);
- подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса);
-представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);
-направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);
- помощь группе в претворении ее решений в действие
Результатами подобной работы в моем классе становится, во-первых, энциклопедия классных идей, которая включает в себя интересные идеи ребят в разнообразных формах: «Наше классное сообщество»; «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует...»); «Необсуждаемые правила нашего учителя»; «Физические потребности»; «Таблица упражнений на случай пожара»; «План поведения в чрезвычайной ситуации»; «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»); «Социальные потребности»; «Жизнь в нашей школе»; «Наша игровая площадка»; «Наша столовая»; «Наши туалетные комнаты»; «В школу и домой»; «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Правила по составлению правил»; «Составление правил для решения наших проблем»; «Учимся на собственных ошибках»; «Домашняя работа»; «Помощники в школе»; «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады).
Вторым источником разрешения конфликтных ситуаций - обязательное составление классного словаря этики, в котором ребята собирают понятия и их определения
Мной предлагается свободная интерпретация содержания понятия на основе собственного неосознанного детьми опыта переживания реальных нравственных ситуаций, поступков. Затем происходит свободное обсуждение понятий в классе друг с другом. Кроме того, отбираем афоризмы-определения. В итоге в словаре слово имеет три значения: ученика, из толкового словаря и мнение великих людей. Например:
Аккуратность - _______________________________________
Аккуратность – это вежливое отношение к самому себе. П.Буаст.
Верность - ___________________________________________
Верность – это умение держать свои обещания. Л.Вовенгард.
Воспитание - _________________________________________
Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон.
Дисциплина - ________________________________________
Дисциплина – это добровольное подчинение человека законам человечности. Кант.
Ненависть есть активное чувство недовольства, тогда как зависть – пассивное. И.Гете.
Технология «Портфолио»
Главная цель использования мной технологии «Портфолио» в системе воспитательной работы с классом это самовоспитание учащихся и все что с ним связано: самоизучение, самоанализ, самостоятельное целеполагание, саморазвитие, самоконтроль, самоопределение. Сегодня эти умения можно назвать ключевыми, именно они формируют ответственность и самостоятельность. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Использование технологии Портфолио дает возможность каждому ребенку построить всестороннюю оценку своей личности, а не только учебные навыки.
Данная технология призвана решить такие педагогические задачи, как:
- формирование и поддержка высокой мотивации школьников во всех сферах их деятельности, в том числе и учебной;
- формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность
- поощрение их активности и самостоятельности,
- расширение возможностей обучения и самообучения;
- формирование и развитие навыков рефлексивной деятельности учащихся: самоанализа, самоконтроля, самооценки;
- создание условий для успешной социализации выпускников.
Чтобы технология была эффективной, при ее использовании необходимо соблюдать принципы системности, добровольности, доступности. Это позволит школьникам более серьезно относиться к своим знаниям, увлечениям и даже свободному времени, которое можно с пользой использовать для своего развития. Благодаря этому многие ребята активно стали использовать систему школьного дополнительного образования: кружки, спортивные секции, факультативы, элективные курсы; а также различные формы внеклассной работы. В конечном счете, сначала повысилась массовость участия ребят в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; а затем и качество этого участия и как закономерный результат уровень: от школьного до всероссийского.
Классные руководители, работая с портфолио, имеют целостный портрет класса и каждой личности отдельно. Эта информация помогает классному руководителю отслеживать развитие ребенка. Родители через Портфолио могут наблюдать жизнедеятельность классного коллектива, уровень активности своего ребенка в тех или иных мероприятиях и делах, личностный рост, взаимоотношения в классном коллективе.
Работа классного руководителя сложна, трудна и многогранна и очень ответственна. Поэтому, чтобы она была успешной необходимо соблюдать условие: «Всё, за что берёшься, делай максимально хорошо». Только в этом случае успех гарантирован.
Метод проектов
Метод проектов – это возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Повышается активность учащихся в самостоятельном получении знаний.
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии в системе воспитательной работы классного руководителя
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.
Стремительно меняется время. Меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребенка в современной школе. Он создает условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу, самооценке, саморазвитию и самовоспитанию. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Кодекс доброго учителя
- Не бойся, добротой ребенка не испортить.
- Смотрись в глаза ребенка, чтобы увидеть в его глазах боль, одиночество, страх, смятение, радость и разделите их с ним.
- Пожалей ребенка, когда ему плохо, посиди рядом, когда одиноко, и найди нужные слова.
- Прояви к ребенку внимание, сочувствие, понимание, участие, серьезное отношение к его проблемам, и ты сумеешь воспитать в нем такие же качества личности.
- Никогда не кричи на ребенка.
- Не бойся показать детям жизнь.
- Создавай мир, покой, уют, согласие в классном коллективе.
- И помни, что невозможно воспитывать у детей доброту, если ты, учитель, каждое
Должно быть, сотрудничество классного руководителя и учащихся. И поэтому работу в классе можно строить на принципах:
- Безусловное принятие каждого ученика. Его сильных и слабых сторон.
- Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Терпение и терпимость в достижение результативности педагогического воздействия.
- Диалогичность и открытость в общение с учащимися.
- Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
- Использовать чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
- Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
- Умение признавать свои ошибки.
Начиная работать с классным коллективом, я рассказываю ребятам о принципах своего будущего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе. Предлагаю ребятам оценить, как жилось в нашем классе в прошлом учебном году, чтобы в новом учебном году нам всем стало легче, а дела получались бы еще интересней. А также задаю учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей.
- Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?
- Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
- Какие традиции уже есть в классе?
- Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе.
- Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
Организовать ребят в начале учебного года, настроить на коллективное творчество мне помогает «игровое» общение, а обсуждение проблем я провожу за «круглым столом».
Качество работы классного руководителя зависит от ряда условий:
1) перспективы планирования процесса воспитания;
2) направленности содержания воспитательной работы на развитие детей;
3) системности воспитательного взаимодействия;
4) ориентации на развитие индивидуальности подростка;
5) технологичности работы;
6) кропотливой диагностической работы классного руководителя.
Перед классным руководителем ежедневно есть проблемы:
-Как поддержать интерес учащихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?
-Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную внеурочную деятельность?
-В какой форме проводить, к примеру, родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
-Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательная технология, как известно, – система форм, методов, способов, приемов воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные цели.
Педагогические технологии могут различаться:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
- по подходу к ребёнку.
В работе можно применять следующие педагогические технологии:
- технология проектного обучения;
- технология здоровьесбережения;
- технология деловой игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология проведения дискуссий;
- Тьюторство – технология педагогической поддержки;
- ситуативные технологии;
- технология «Портфолио»
- технология принятия общих решений
Более подробно остановлюсь на некоторых:
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Каждое дело - творчески, с пользой и для людей! Технология основана на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным положительным результатом? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
Принципы:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД
Интеллектуальные КТД
Художественные КТД
Спортивные КТД
Экологические КТД
Преимущество коллективного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классу увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.
Важное обстоятельство: рамки творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.
Круг социальных ролей обучающихся широко представлен также в системе классного самоуправления. В процессе самоуправленческой работы у школьников развивается коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
Классному руководителю следует помнить, что в любой работе должен быть системный подход не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания единой системы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся.
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Классному руководителю, к примеру, необходимо обсудить “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задать участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. дать “пострадавшей стороне” понять, что он (учитель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсудить с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Этапы изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);
- подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса);
-представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);
-направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);
- помощь группе в претворении ее решений в действие
Результатами подобной работы в моем классе становится, во-первых, энциклопедия классных идей, которая включает в себя интересные идеи ребят в разнообразных формах: «Наше классное сообщество»; «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует...»); «Необсуждаемые правила нашего учителя»; «Физические потребности»; «Таблица упражнений на случай пожара»; «План поведения в чрезвычайной ситуации»; «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»); «Социальные потребности»; «Жизнь в нашей школе»; «Наша игровая площадка»; «Наша столовая»; «Наши туалетные комнаты»; «В школу и домой»; «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Правила по составлению правил»; «Составление правил для решения наших проблем»; «Учимся на собственных ошибках»; «Домашняя работа»; «Помощники в школе»; «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады).
Вторым источником разрешения конфликтных ситуаций - обязательное составление классного словаря этики, в котором ребята собирают понятия и их определения
Мной предлагается свободная интерпретация содержания понятия на основе собственного неосознанного детьми опыта переживания реальных нравственных ситуаций, поступков. Затем происходит свободное обсуждение понятий в классе друг с другом. Кроме того, отбираем афоризмы-определения. В итоге в словаре слово имеет три значения: ученика, из толкового словаря и мнение великих людей. Например:
Аккуратность - _______________________________________
Аккуратность – это вежливое отношение к самому себе. П.Буаст.
Верность - ___________________________________________
Верность – это умение держать свои обещания. Л.Вовенгард.
Воспитание - _________________________________________
Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон.
Дисциплина - ________________________________________
Дисциплина – это добровольное подчинение человека законам человечности. Кант.
Ненависть есть активное чувство недовольства, тогда как зависть – пассивное. И.Гете.
Технология «Портфолио»
Главная цель использования мной технологии «Портфолио» в системе воспитательной работы с классом это самовоспитание учащихся и все что с ним связано: самоизучение, самоанализ, самостоятельное целеполагание, саморазвитие, самоконтроль, самоопределение. Сегодня эти умения можно назвать ключевыми, именно они формируют ответственность и самостоятельность. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Использование технологии Портфолио дает возможность каждому ребенку построить всестороннюю оценку своей личности, а не только учебные навыки.
Данная технология призвана решить такие педагогические задачи, как:
- формирование и поддержка высокой мотивации школьников во всех сферах их деятельности, в том числе и учебной;
- формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность
- поощрение их активности и самостоятельности,
- расширение возможностей обучения и самообучения;
- формирование и развитие навыков рефлексивной деятельности учащихся: самоанализа, самоконтроля, самооценки;
- создание условий для успешной социализации выпускников.
Чтобы технология была эффективной, при ее использовании необходимо соблюдать принципы системности, добровольности, доступности. Это позволит школьникам более серьезно относиться к своим знаниям, увлечениям и даже свободному времени, которое можно с пользой использовать для своего развития. Благодаря этому многие ребята активно стали использовать систему школьного дополнительного образования: кружки, спортивные секции, факультативы, элективные курсы; а также различные формы внеклассной работы. В конечном счете, сначала повысилась массовость участия ребят в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; а затем и качество этого участия и как закономерный результат уровень: от школьного до всероссийского.
Классные руководители, работая с портфолио, имеют целостный портрет класса и каждой личности отдельно. Эта информация помогает классному руководителю отслеживать развитие ребенка. Родители через Портфолио могут наблюдать жизнедеятельность классного коллектива, уровень активности своего ребенка в тех или иных мероприятиях и делах, личностный рост, взаимоотношения в классном коллективе.
Работа классного руководителя сложна, трудна и многогранна и очень ответственна. Поэтому, чтобы она была успешной необходимо соблюдать условие: «Всё, за что берёшься, делай максимально хорошо». Только в этом случае успех гарантирован.
Метод проектов
Метод проектов – это возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Повышается активность учащихся в самостоятельном получении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Технологии социальной коммуникации в работе классного руководителя"
данный материал был представлен на городском педагогическом марафоне 2013...
"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"
Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...
Психолого-педагогический семинар на тему: "Стратегия работы классных руководителей с семьями учащихся"
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека. Жизнь и наука доказали, что в...
Доклад "НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ"
Нормативно-правовая документация и должностная инструкция классного руководителя согласно новым требованиям...
Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...
Использование технологии ситуация успеха в работе классного руководителя
Использование технологии ситуация успеха в работе классного руководителя...
Педагогические технологии, лежащие в основе работы классного руководителя
Доклад из опыта работы классного руководителя...