Программа работы классного руководителя, 5 б класс, 2017-2018 учебный год
материал (5 класс) по теме
Программа работы классного руководителя разработана на основе образовательной программы школы – интерната на период до 2017 - 2018 года (подпрограмма воспитания и социализации обучающихся, воспитанников «На тропе открытий», 4 этап- 5 б класс).
Тема: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.
Цель: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.
Задачи:
- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установленных ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.
- Созданий условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klassnogo_ruk_5b_klassa.docx | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей основного уровня обучения от _________2017г. № _______ | УТВЕРЖДАЮ Директор_________________ (Должность руководителя) ___________ /М.И. Иванова/ (Подпись) (И.О. Фамилия) __________________ (Дата) |
УТВЕРЖДЕН Приказом КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от _____________ № ____________ |
Программа работы классного руководителя
Класс: 5 б
Классный руководитель: Джанхуватова А. О.
г. Нефтеюганск-2017г
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Стр. |
Паспорт программы | ||
I | Пояснительная записка | |
1.1 | Описание контингента | |
1.2 | Концепция программы | |
1.3 | Цель, задачи программы | |
1.4 | Этапы становления воспитательной системы I- ступень обучения | |
1.5 | Основные направления воспитательной работы | |
1.6 | Принципы работы | |
1.7 | Воспитательные технологии | |
II | План работы классного руководителя | |
III | Критерии результативности программы, ожидаемые результаты | |
IV | Список литературы | |
V | Приложение к программе |
Паспорт программы
Наименование образовательного учреждения | Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Нормативное обеспечение воспитательной программы образовательного учреждения |
Локальные акты:
|
Статус образовательного учреждения | Общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Цель программы | Обучающийся, умеющий использовать базовые учебные действия в изменённой жизненной ситуации. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты | Обучающийся, адаптированный в образовательном пространстве школы, посредством формирования статусаобучающегося в соответствии с индивидуальными и психофизическими возможностями.
|
Участники программы | Обучающиеся, воспитанники 5 б класса, родители и лица их заменяющие |
Исполнители | Джанхуватова Аида. Отарбиевна классный руководитель |
Руководитель программы | Иванова Мария Ивановна директор Коновалова Наталья Викторовна заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Разработчики | Джанхуватова Аида Отарбиевна учитель - начальных классов, классный руководитель; |
Контактная информация | Адрес:Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-60-18 E-mail: Specschool8@mail.ru |
I Пояснительная записка
Программа работы классного руководителя разработана на основе образовательной программы школы – интерната на период до 2017 - 2018 года (подпрограмма воспитания и социализации обучающихся, воспитанников «На тропе открытий», 4 этап- 5 б класс).
Тема: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.
Цель: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.
Задачи:
- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установленных ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.
- Созданий условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
Приоритетным направлением в работе классного руководителя на этапе
«Диагностический и адаптационный» является закрепление трудовых умений, навыков и нравственно этических норм, формирование социально – приемлемого поведения (общественных местах) и навыков ЗОЖ, умение работать в группе, самостоятельно организовывать рабочее место, адекватно оценивать результат своей деятельности и контроля посещаемости.
1.1. Описание контингента
В 5 б классе обучаются 8 обучающихся: 1 девочка и 7 мальчиков, из них 3 ребенка обучаются индивидуально на дому (Гахраманов А., Венингер П., Черкасов Н.)
Не все обучающиеся, воспитанники умеют взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, сотрудничать с педагогами. Явного лидера в классе еще нет. Все 5 обучающихся, дети-инвалиды – Возмилов Д, Езеев Б., Малышкин Д., Наводкина А., Толстогузов Г.
1. 2.Концепция воспитательной системы.
Концепция построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы. Основными идеями, которые лежат в основе концепции воспитательной системы 1 ступени обучения являются идеи педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Концепция воспитательной системы выстраивается с ориентацией на модель выпускника I ступени обучения (см. таблицу №1) и основывается на познании ребёнком самого себя, формировании представлений об окружающем мире и его явлениях, воспитании общепринятых норм и правил поведения, привитии навыков самообслуживания и гигиены.
1.3. Цель, задачи программы «На тропе открытий»
Цель: Обучающийся, умеющий использовать базовые учебные действия в изменённой жизненной ситуации.
Задачи:
- Сформировать статус ученика на основе формирования БУД (выполнения поручений взрослого, организовать рабочее место, умение работать в паре, выполнение поручений дежурного).
- Совершенствование и закрепление усвоенных на первой ступени обучения умений, навыков и применение их с переходом в среднее звено обучения.
1.4. Этапы становления воспитательной работы «На тропе открытий» I ступень обучения
№п/п | Этапы | Класс |
1. | Диагностический и адаптационный | 1 |
2. | Стабильное функционирование | 2, 3 |
3. | Переходный период | 4 |
4. | Диагностический и адаптационный | 5б |
№п/п | Этапы | Класс | Задачи |
1. | Диагностический и адаптационный | 5 б | 1. Сформировать статус ученика на основе формирования БУД (выполнения поручений взрослого, организовать рабочее место, умение работать в паре, выполнение поручений дежурного). 2. Совершенствование и закрепление усвоенных на первой ступени обучения умений, навыков и применение их с переходом в среднее звено обучения. |
1.5. Основные направления.
Направление «Учеба и труд рядом идут» (формирование учебных и трудовых навыков).
Задачи:
Сформировать статус обучающегося на основе формирования ОУУН (выполнения поручений взрослого, организовать рабочее место, умение работать в паре, выполнение поручений дежурного).
Направление «Нравственного развития»
Задачи:
Сформировать статус обучающегося на основе базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Направление «Я и окружающий мир» (формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни)
Задачи:
Сформировать общекультурную компетенцию на основе формирования социально - приемлемого поведения (на перемене, в столовой, в автобусе) и навыков ЗОЖ.
Направление «Внеурочная деятельность»
Задачи:
Развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Направление «Сотрудничества с семьей обучающегося»
Задачи:
Психологическая поддержка семьи, повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка, обеспечение участия семьи в разработке и реализации АОП, обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации, организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АОП и результатах ее освоения, организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.
Календарный план программы внеурочной деятельности
№пп | Направления | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Коррекционно-развивающее | Занятия в кружках «Монтессори-педагогика», «БОС-здоровье» «Шахматная доска», Развитие психомоторики и сенсорных процессов», занятия со специалистами | Занятия в кружках «Монтессори-педагогика», «БОС-здоровье» «Шахматная доска», Развитие психомоторики и сенсорных процессов», занятия со специалистами | Занятия в кружках «Монтессори-педагогика», «БОС-здоровье» «Шахматная доска», Развитие психомоторики и сенсорных процессов», занятия со специалистами | Занятия в кружках «Монтессори-педагогика», «БОС-здоровье» «Шахматная доска», Развитие психомоторики и сенсорных процессов», занятия со специалистами |
2 | Духовно-нравственное | Тематические линейки к дню знаний, дню пожилого человека Трудовой десант «Береги планету» | Участие в конкурсах и соревнованиях, посвященных дню инвалида КТД «Новогодние хлопоты» | Тематические линейки в 23 февраля, 8 марта | КТД «Вахта памяти» Трудовой десант «Береги планету» |
3 | Спортивно-оздоровительное | Общешкольная утренняя зарядка День здоровья Занятия оздоровительным плаванием на базе «Жемчужины Югры» | Общешкольная утренняя зарядка День здоровья Занятия оздоровительным плаванием на базе «Жемчужины Югры» | Общешкольная утренняя зарядка День здоровья Занятия оздоровительным плаванием на базе «Жемчужины Югры» | Общешкольная утренняя зарядка День здоровья Занятия оздоровительным плаванием на базе «Жемчужины Югры» |
4 | Общекультурное | Занятия в кружках «Умелые руки», «Сделай сам», «Волшебная нитка», «Кукольный театр», «Радуга» | Занятия в кружках «Умелые руки», «Сделай сам», «Волшебная нитка», «Кукольный театр», «Радуга» | Занятия в кружках «Умелые руки», «Сделай сам», «Волшебная нитка», «Кукольный театр», «Радуга» | Занятия в кружках «Умелые руки», «Сделай сам», «Волшебная нитка», «Кукольный театр», «Радуга» |
5 | Социальное. | Занятие в кружке «Азбука дорожного движения» | Занятие в кружке «Азбука дорожного движения»Неделя начальных знаний «Букваренок» | Занятие в кружке «Азбука дорожного движения»Олимпиада по ручному труду | Занятие в кружке «Азбука дорожного движения» |
1.6. Принципы работы
1. Ведущим в системе специальной коррекционно-педагогической деятельности должен стать принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т. е. неравномерность развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подростка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения.
2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте.
3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития и психологического
возраста.
4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности обучающегося воспитанника, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого по ведения.
Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.
5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
В коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его про ведению учителей.
6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он составная часть системы целостных социальных отношений. Следовательно, успех коррекционной работы с обучающимися воспитанниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонении в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным.
7.Принципы работы с детьми «группы риска»:
1) трудные дети требуют любовного внимания и подхода, но прежде всего должен быть выявлен источник трудностей воспитания;
2) нужно' добиваться гармоничности воздействий на ребенка со стороны родителей, коллектива;
3) для детей с ограниченными возможностями интеллекта и поведения особое значение имеет умственное воспитание в процессе овладения знаниями;
4) важны единство воспитания и самовоспитания, недопущение стихийности в развитии личности ребенка; формирование чувства коллективизма;
5) недопустимы «сильнодействующие» средства — наказания в детстве. Коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов. Коррекционная работа должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:
1) развитие интеллекта с опорой на зону ближайшего развития;
2) развитие в адекватном темпе;
3) развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);
4) вовлечение в интересную деятельность (игры);
5) устранение не комфортности среди сверстников;
6) воздействие через эмоциональную сферу (например, музыку);
7) объяснение материала в интересной форме;
8) нестандартные формы обучения (кроссворды, головоломки, шарады и т. п.);
1.7. Воспитательные технологии программы.
Технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):
- культивирования настроения доброжелательности;
- снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;
авансирование ребенка ( термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
усиление мотивов деятельности;
педагогическое внушение;
- педагогическая оценка.
Технология здоровьесберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в плане воспитательной работы любой школы занимает программа «Здоровье».
Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения, акции, направленные на пропаганду ЗОЖ и разнообразные КТД
Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы, приемы и методы.
Технология -коллективное творческое дело.
КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.
«Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
КТД имеет следующие этапы (стадии).
-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного
Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и анти ценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Данные технологии применяются при проведении режимных моментов, воспитательных занятий и мероприятий, рефлексии результатов конкурсов и т.п.
Основные формы воспитательного процесса: предметные игры, дидактические игры, подвижные игры, ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, классные часы, олимпиады, викторины, конкурсы, утренники, спортивные соревнования, дежурство в классе, уборка территории.
Виды деятельности:
игровая
познавательная
творческая
спортивная
коммуникативная (общение)
досуг
Основные формы деятельности
классные часы
конкурсы
экскурсии
праздничные мероприятия
Педагогические средства:
Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
Организационные (организация детского коллектива, посредством определения обязанностей каждого ребенка, регулирование и воспитание ответственности),
Мобилизационно-побудительные (актуализация, убеждение, положительный пример, показ зримого и ощутимого результата, заинтересованность )
Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие)
Формирующие (формирование умений и навыков игровой, учебной, трудовой деятельности, формирование представлений о себе и окружающем мире, проектирование и создание проблемных ситуаций)
Координирующие и коррекционные (выработка единых требований участниками образовательного процесса и родителями, отработка правил и общепринятых норм поведения, координирование и корректирование деятельности детей)
III. Критерии результативности программы.
Ожидаемые результаты.
Направление | Критерии | Баллы |
«Моё нравственное развитие» | «Я – гражданин» (Воспитание гражданственности, патриотизма) | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл |
«Жизнь дана на добрые дела» (Воспитание нравственных чувств и этического сознания) | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл | |
«Труд для себя и для других» (Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду) | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл | |
«В здоровом теле – здоровый дух» (Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни) | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл | |
«Природа – наш дом» (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде) | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл | |
«Я и окружающий мир» (формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни) | Следовать социальным установкам экологически культурного, здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям) | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл |
Сравнивать свое поведение с образцом, обращаться за помощью к взрослым, принимать её | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл | |
Оценивать соответствие мотива и результата поведения с позиции экологической культуры, взаимосвязи здоровья человека и здоровья природы. | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл | |
«Внеурочная деятельность» | Самостоятельность членов коллектива при выполнении поручений и обязанностей | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл |
Инициатива и творчество | Среднее арифметическое от общего количества участников во внеклассных, общешкольных, городских, региональных мероприятиях 12 чел.-3 балла 8-6 чел.-2 балла 5-1 чел.- 1 балл | |
Личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры) | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл | |
Сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.); | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл | |
«Сотрудничества с семьей обучающегося» | Выполнение родителями обязанностей по воспитанию детей: - Обеспечение жизнедеятельности | Наличие-3 балла Отсутствие- 0 баллов |
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья ребенка | Наличие-3 балла Отсутствие- 0 баллов | |
Обеспечения развития личности | Наличие-3 балла Отсутствие- 0 баллов | |
Педагогическая просвещенность | Достаточная (более 70 %семей)- 3 балла; Частичная (менее 70 % семей)- 2 балла; Недостаточная (менее 50 % семей)- 1 балл. | |
Удовлетворенность родителей работой педагогического коллектива | 100%-3 балла 99-70%-2 балла Менее 70%-1 балл |
Максимальное количество баллов- 48, минимальное-16. Уровни эффективности работы классного руководителя: 48-40 баллов - оптимальный уровень, 39-25 баллов- допустимый уровень, 24-16 баллов- критический уровень.
Ожидаемые результаты:
Обучающийся, умеющий использовать базовые учебные действия в изменённой жизненной ситуации.
- повышение уровня обученности детского коллектива – состояние стабильное
- повышение уровня сплоченности детского коллектива до допустимого уровня
- повышение уровня воспитанности класса – на достаточном уровне - состояние стабильное
- повышение уровня эффективности работы классного руководителя – на 5 баллов.
IV. Список литературы
Белкин А. С. Основы возрастной педагогики./А.С.Белкин.- М: Изд.Центр «Академия», 2000-192с.
Выгодский Л. С. Нравственное воспитание./ Л. С. Выгодский. – Пед. Психология-М:1991-138с
Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / М. С. Борщанская // Дефектология -2001. №4 – С. 37
Горшкова Н.И. Система воспитательной работы в школе – интернате/Н. И. Горшкова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006.-№5 – С.27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы классного руководителя. 6 класс. 2016-2017 учебный год
План работы классного руководителя. 6 класс....
Программа работы классного руководителя. 9 класс
Программа работы классного руководителя 9 класса школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)...
Программа работы классного руководителя. 6 класс
Программа работы классного руководителя 6 класса школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)...
Программа работы классного руководителя. 7 класс
Программа работы классного руководителя 7 класса школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)...
Программа работы классного руководителя. 8 класс
Программа работы классного руководителя 8 класса школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)...
План работы классного руководителя, 6б класс, 2018-2019 учебный год
Составлен в соответствии с Программой работы классного руководителя 6б класса на 2018-2019 учебный год....
План работы классного руководителя, 5б класс, 2017-2018 учебный год
Разработан в соответствии с Программой работы классного руководителя 5б класса на 2017-2018 учебный год....