Программа воспитательной работы класса "Лестница успеха"
материал на тему
Программа воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospit_rab._lestnitsa_uspeha.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательной работы в классе
«Лестница успеха»
Срок реализации – 5 лет
Автор программы:
Кузнецова Е.Б.,
классный руководитель
5 –го класса
с.Кочуново, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа «Лестница успеха» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Современному обществу нужны успешные молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством социальной ответственности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
Школа сегодня – это один из основных институтов социализации ребёнка. Именно воспитательная система класса и школы может стать тем инструментом, который позволит каждому ребёнку реализовать свои возможности, став успешным.
Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, успешной?»
В основе моей программы лежит личностный подход, который определяет воспитание как планируемый процесс, в котором сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.
Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.
Социализация – процесс усвоения ребёнком социальных норм, необходимых для жизни в обществе.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.
Единство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.
Харизма – исключительная одаренность, яркость.
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы “Я +”, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Концептуальная основа программы
Данная программа близка к современной воспитательной концепции О.С. Газмана «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития». Воспитание рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Цель воспитания – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Содержание воспитания рассматривается как базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств. Ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры: культура жизненного самоопределения, культура семейных отношений, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура, экологическая культура, художественная культура, физическая культура. Согласно данной концепции, взаимосвязанные действия педагога и ребенка выполняются на 5 этапах: диагностический (фиксация проблемы), поисковый (причины проблемы), договорный (проектирование действий), деятельностный, рефлексивный. Критериями результативности воспитательного процесса здесь являются готовность ребенка к самоопределению, самореализации, развитость индивидуальных способностей ученика, нравственная направленность личности, физическое и психическое здоровье, сформированность базовой культуры, защищенность и комфортность ребенка в школьной сообщности.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи:
- Развивать культурный, коммуникативный потенциал в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- Формировать у школьников потребность быть здоровыми, устойчивый интерес к физической культуре и спорту, навыков безопасного поведения и охрана жизни;
- Формировать ценностные основы нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
В программе представлены разнообразные формы воспитательной работы. Это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, эстетические беседы, диспуты, дискуссии, викторины, конкурсы, часы общения.
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
Механизм реализации программы
Принцип построения программы – поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном этапе:
- Раскрытие личности (5-6 классы)
- Развитие личности (7-8 класс)
- Самореализация, саморегуляция (9 класс)
5-6 кл. | 7-8 кл. | 9 кл. | |
Задачи | Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья Формирование у детей представления о здоровье, гигиене и умения вести здоровый образ жизни Адаптация ребенка к условиям школьной жизни Приобщение уч-ся к общечеловеческому этикету и овладению им Воспитание таких нравственных качеств как доброта, забота, милосердие, уважение Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности | Формирование потребности в здоровом образе жизни Воспитание чувства ответственности за свои поступки, долга перед родными, друзьями, Родиной Развитие культуры человека, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям Воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства | Расширение представлений о разных способах социального устройства жизни Развитие творчества и самотворчества Формирование навыков безопасного поведения Формирование отношения человека к обществу Формирования представления о самосознании и его месте в самовоспитании Формирование навыков коллективной творческой деятельности |
Знания | Знать основы экологической, гигиенической культуры Знать особенности своего физического здоровья Знать основы здорового образа жизни Знать основы культуры поведения человека Знать правила общения Знать ценности общественной жизни Знать способы общения с природой | Знать обычаи и традиции родного края Знать культуру семейных отношений, проблемы и заботы семьи Знать правила здорового образа жизни Знать социальные роли в семье Знать элементарные правила культуры поведения и общения | Знать историю своей страны Знать культуру быта Знать культуру физического и умственного труда Знать культуру внешнего вида Знать нормы культурной жизни Знать идеал мужчины и женщины Знать соотношение материального и духовного |
Умения | Уметь правильно рассчитывать свои силы и возможности Уметь ухаживать за своим телом Уметь оценивать свои поступки Уметь дружить Уметь охранять природу | Уметь определять свои профессиональные склонности Уметь организовывать свой труд Уметь поддерживать добрые отношения в семье, родственные связи Уметь выбрать свой вид деятельности Уметь анализировать свою деятельность (учебу, общение, труд) Уметь заботиться о своем здоровье и здоровье родных Уметь строить свои отношения с людьми согласно принципам уважения, доброжелательности, честности, взаимовыручки Уметь вести себя в обществе | |
Действия | Правильно вести себя на природе Заниматься в кружках, секциях, участвовать в соревнованиях Проводить беседы о здоровом образе жизни Оказывать помощь младшим Помогать в учебе одноклассникам | Заниматься любимым делом в кружках и дома Сохранять и развивать традиции семьи Выполнять домашнюю работу Принимать участие в школьных делах, КТД класса, предметных неделях, олимпиадах и т.д. Оказывать помощь себе и другим людям | Готовиться к выбору профессии Осмысливать и анализировать происходящие события Выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности Уважать и гордиться историей своей страны Воспитывать в себе разумные потребности Культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию |
Содержание деятельности
Для достижения поставленной цели в области воспитания подростков и решения вышеперечисленных задач выбраны следующие направления деятельности:
- Общественно-патриотическое воспитание – «Я – гражданин России»
- Экологическое, трудовое воспитание, эстетическое воспитание – «Красивое рядом»
- Физкультурно-спортивное – «Моё здоровье»
- Интеллектуально – познавательное – «Я - эрудит»
цель | задачи | |
«Я – гражданин России» | Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, села, района, России. | - ориентировать обучающихся на получение знаний об истории своей семьи, школы, района и т.д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания; - формировать бережное, уважительное отношение к старшему поколению, природе, историческим ценностям |
«Красивое рядом» | Воспитание осознанного понимания экологической культуры человека | - формировать потребность бережного отношения к природе, проявлять заботу о братьях наших меньших; - формировать умения и навыки экологического поведения; - способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека |
«Моё здоровье» | Способствовать пониманию детьми значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека | - формировать осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью; - формировать социальные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек; - воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности |
«Красота вокруг нас» | Развитие способностей, общих и художественно-творческих, формирование способностей к мыслительной деятельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству | - прививать умения и навыки художественного творчества - научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности - развивать индивидуальные способности и интересы, умение творить по законам красоты - приобщение к миру прекрасного в сфере жизни и искусства |
«Я – эрудит» | Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде | - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития - создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии - формировать культуру интеллектуального развития |
«Страна Закония» | воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений, формирование качества гражданина РФ и человека | - формировать правовую культуру - формировать социально-ценностные установки поведения - показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей |
План реализации программы
План – сетка воспитательной работы
классного руководителя на 2016 – 2017 уч.г.
Сентябрь
Направления и формы работы | Недели | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Я - гражданин России | Единый классный час «Моя будущая профессия» Урок, посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом | |||
Моё здоровье | День здоровья "С рюкзаком по сентябрю" Беседа "Важней всего погода в классе" | |||
Я - эрудит | Урок финансовой грамотности | |||
Красивое рядом | Всероссийский конкурс рисунков и фотографий «Краски лета» | Практическое занятие «Оформление классного уголка» | ||
Работа с родителями | Индивидуальная беседа с мамой Кузнецова А. «Правила поведения в школе» | |||
октябрь |
Я - гражданин России | Единый классный час, посвященный Дню пожилого человека Праздничный концерт «Пусть будет осень жизни золотой» | Урок доброты «Научимся уважать друг друга» | ||
Моё здоровье | Кросс "Золотая осень" | Диалог с элементами игры "Как становятся курильщиками?» | ||
Я - эрудит | Экологический урок | Библиотечный урок | ||
Красивое рядом | Праздничный концерт «Вам дорогие педагоги!» |
| ||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости), «Внешний вид ученика». Родительское собрание «Меры наказания и поощрения в современных семьях» | |||
ноябрь |
Я - гражданин России | Устный журнал «Единство – это сила! | Диспут «Твой выбор» | ||
Моё здоровье | ||||
Я - эрудит | Всероссийский словарный урок, посвященный дню рождения великого российского лексикографа Владимира Даля | |||
Красивое рядом | Праздник «Самая прекрасная из женщин» | |||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости). | |||
декабрь |
Я - гражданин России | Единый классный час «Конституция – основной закон государства» | |||
Моё здоровье | Час общения «Эпидемия безумия» | Соревнования на личное первенство школы по настольному теннису «Белая молния» | ||
Я - эрудит | Всероссийский урок в рамках Международного года света и световых технологий | Тематический урок информатики в рамках всероссийской акции «Час кода» | ||
Красивое рядом | Операция «Чистокласс» | Новогодний праздник «К нам приходит Новый год!» | ||
Работа с родителями | Родительское собрание «С чего начинается воспитание воли у подростков» |
январь
Я - гражданин России | ||||
Моё здоровье | Веселые старты | Игра-соревнование «Экстремальная ситуация» | ||
Я - эрудит | Интеллектуальная игра "Найти клад" | |||
Красивое рядом | Виртуальная экскурсия «Санкт-Петербург» | |||
Работа с родителями | Консультация для родителей: правила пользования сотовым телефоном в школе |
- февраль
Я - гражданин России | КТД «Путешествие в Царство русских фамилий» | Единый классный час "Дни воинской славы" Игра "Зарница" | ||
Моё здоровье | Устный журнал «Минута час бережет» | Лыжный поход | ||
Я - эрудит | Библиотечный урок «Книга друг» | |||
Красивое рядом | ||||
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями по ситуации |
март
Я - гражданин России | Классный час, посвященный воссоединению Крыма с Россией | |||
Моё здоровье | Президентские состязания | |||
Я - эрудит | Практическое занятие «Сам себе воспитатель. Воспитание характера» | Неделя детской книги Школьная научно-практическая конференция | ||
Красивое рядом | Практическое занятие «Подарок для мамы» | |||
Работа с родителями | Родительское собрание «Как появляются и закрепляются черты характера?» |
- апрель
Я - гражданин России | Час правового общения «Права и обязанности» | Единый классный час "Строки опаленные войной" | ||
Моё здоровье | Первенство школы по футболу | |||
Я - эрудит | Интеллектуальная игра «В царстве Смекалки» | |||
Красивое рядом | Операция «Зеленый день школьника» | |||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы «Правила поведения в школе» (по мере необходимости) | Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости). |
- май
Я - гражданин России | КТД «Военный орден"» | |||
Моё здоровье | Пробег. посвященный "Дню Победы!" | Готов к труду и обороне (сдача норм ГТО) | ||
Я - эрудит | Экологический урок | Классный час «Вот и закончили 6 класс» | ||
Красивое рядом | Трудовой десант у памятника погибшим воинам | Операция «Чистокласс» | ||
Работа с родителями | Родительское собрание «Достижения года» |
Кадровое обеспечение
- Зам. директора по УВР
- Классный руководитель
- Старший вожатый
- Учителя физкультуры
- Преподаватель-организатор ОБЖ
- Библиотекарь
- Учителя школы
Структура соуправления в классном коллективе
Основная цель ученического соуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторских качеств личности, чувства ответственности, обеспечивает возможность воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.
Рабочие органы классного соуправления:
- Спортивный сектор
- Трудовой сектор
- Информационный сектор
- Временный совет дела
- Вожатый
Спортивный сектор | Отвечает за: - подготовку и проведение спортивных соревнований - участие класса в общешкольных и районных соревнованиях |
Трудовой сектор | Отвечает за: - организацию дежурства по классу - дежурства класса по школе (распределение на посты, контроль за дежурством на постах) - уборку классного кабинета в конце каждой четверти - проведение субботников |
Пресс - центр | Отвечает за: - оформление классного уголка - оформление мероприятий - подбор материала в рублику «Это интересно» |
Сектор Досуг | - организует подготовку и проведение КТД класса - помогает в подготовке классных мероприятий |
Вожатый | - организация перемен для младших школьников - организация подвижных игр - помощь в проведении праздников и утренников в начальной школе |
Изучение эффективности воспитательной системы класса
№ | Диагностическая методика | Автор методики | Срок проведения |
1 | Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования | опросник Г.Н.Казанцевой | сентябрь апрель |
2 | Анкета по выявлению психологического климата семьи | ноябрь | |
3 | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью | А.А.Андреев | декабрь |
4 | Методика «Оценка самоактуализации учащихся» | февраль | |
5 | Изучение уровня воспитанности учащихся
| из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой | октябрь |
6 | Диагностика личностного роста | март |
Ожидаемые результаты
- Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.
- Снижение числа подростков, состоящих на учете, склонных к вредным привычкам
- Массовое участие в культурном досуге, повышение кол-ва учащихся, занимающихся в кружках и секциях в школе
- Развитие потребности занятий физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своего края, государства
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
- Развитое чувство прекрасного у детей.
Список литературы
- Н.Е.Щуркова. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество Росси, 2000
- Н.Е.Щуркова. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: Педагогическое общество Росси, 2001
- Классному руководителю Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И. Рожкова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
- Нравственное воспитание учащихся. 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Васильева.- Волгоград: Учитель, 2008
- Семья и школа: грани сотрудничества: программа работы, разработки мероприятий / авт.-сост. Т.А.Мирошниченко.- Волгоград: Учитель,2009
- Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я.- М.: Педагогическое общество Росси, 2001
- Классные часы. 5-7 класс. Выпуск «. / сост. Еременко Н.И..- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
- Классные часы. 6 класс / Авт – сост. Л.А.Егорова. М.: ВАКО, 2010
- Родительские собрания . 5 класс / Авт – сост.О.В. Дюкина. М.: ВАКО, 2014
- Внеклассные мероприятия: 5 класс / авт.-сост. О.Г.Черных, А.А.Дмитриева.- М.: ВАКО, 2011
- Классные часы. 5 класс / Авт – сост. А.В.Давыдова. М.: ВАКО, 2013
- Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах / Под.ред. Г.Н.Сибирцевой. Изд.2-е, допол.- Ростов н/Д: Феникс, 2004
- Уроки знаний. Классные часы . 3-8 классы / сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель,2005
- Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2006
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) .- М.: ВАКО, 2005
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум-М, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"
Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху" реализуется в классах, где в основном обучаются дети из ближнего и дальнего зарубежья. Основа воспитательно процесса- формирование...
Программа воспитательной работы "Лестница успеха".
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Цель программы – с...
Программа воспитательной работы Лестница успеха.
Программа реализуемая в МБОУ КСОШ №2 в 6-11 Б кл. с 2013г....
Программа воспитательной работы "Лестница успеха"
В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная пр...
Программа воспитательной работы «Ступеньки успеха» (5-9 класс)
Программа “Ступеньки успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и ус...
Программа воспитательной работы "Лестница успеха"
Концепция программыВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности опре...