«Понятие толерантности и ее проявление в обществе»
классный час на тему
Конспект классного часа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления.
Конспект классного часа по теме: «Понятие толерантности и ее проявление в обществе».
Цели занятия:
1) через примеры социальной среды, свой жизненный опыт, примеры семейного воспитания изучить понятие толерантности;
2) используя мнения детей сформировать свое понятия толерантности в обществе;
3) рассмотреть различные случаи проявления толерантности в обществе и выяснить суждения детей по заданным темам.
Смысл деятельности:
- повышение коммуникативной компетенции учащихся;
-умение вступать в диалог;
-искать истину;
-формирование культуры и самовыражения личности.
Оборудование: презентация «Толерантность»
Ход занятия
Первый этап.1. Вызов
Для вовлечения детей в тему выбрала примеры из криминальных новостей. Темы использовала «отношения отцов и детей», отношения между людьми различных социальных слоев. Это вызвало у детей вопросы, на которые был получен ответ в ходе урока. Основные вопросы темы «Что делать?» и «Кто виноват?»
Второй этап. 2. Осмысление. Определение понятия «толерантность» посредством способа «Пометки на полях».
Для определения понятия использовала текст и предложила детям отметить участки в тексте:
«+» считаете, что вам это известно;
«-« противоречит знаниям;
«v» является новым;
«?» не понятно, требует разъяснения.
Текст, предложенный детям:
Толерантность (от лат. – терпение) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Не- равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под нею не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.
Обсуждали текст учащиеся в парах, а затем каждая пара высказывала свое мнение. Итогом стало общее утверждение понятия и определение темы урока.
3. Следующим этапом урока использовали презентацию о толерантности и ее проявлениях в обществе, которую подготовила группа ребят.
4.Далее предложена работа в группах, используя различные ситуации.
Темы, предложенные для обсуждения:
а) Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного мнения людей различных верований, культурных традиций. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества. В то же время абсолютизированная терпимость открывает путь произволу и насилию. Ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу , посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека.
Задание для работы в группе:
-определить проблему;
- по проблеме смоделировать ситуацию (осквернение в Москве Храма Христа Спасителя)
-предложить пути решения проблемы;
-выступить от группы.
Выступление детей: одна из функций толерантности – воспитание терпимости к людям различной веры.
б) Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных в современной России, так как наблюдается отчетливый крен в сторону межэтнических отношений.
Выступление детей: В конце 19 века в Америку привезли из Африки людей и использовали их как рабочую силу. Со временем афроамериканцы умели отстоять свои права и сейчас они живут как единое равноправное государство.
Россия – многонациональное государство, в ней более 110 народов. У каждого свои традиции, своя религия. Главная задача толерантности принятие народов с различным вероисповедованием, взглядами на веру, культуру и обучение этому молодого поколения.
в) Толерантность во взаимоотношениях детей и родителей. Во взаимоотношениях детей и взрослых происходит встреча двух качественно различных типов толерантности и их столкновение.
Задания для группы:
-определить проблему;
-по проблеме смоделировать ситуацию;
-предложить пути решения.
г) Передача молодежи и детям националистических и экстремистских идей.
Выступление от группы:
Пагубное воздействие имеет на психику ребенка СМИ и телевидение, где идеи толерантности не являются лидирующими или вообще отсутствуют. Много времени уделяется бессмысленным юмористическим программам, безобразным сценам насилия, нет фильмов и передач для подростков. У молодежи развивается эгоцентризм – видение мира через призму только своих интересов. Дети часто испытывают трудности связанные с неумением, а отсюда нежелание понять и принять Другого как Другого. Они не представляют себе, что перед ними другая культура с иной, особой логикой мышления и поведения.
5. Рефлексия. Для подведения итога урока предложила учащимся составить кластер понятия толерантность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
темпераменты человека и их проявления в обществе
Материал для проведения урока в 7 классе по программе Кравченко. Можно использовать на классном часе...
Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?
Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...
Понятие толерантности и интолерантности
Понятие толерантности и интолерантности...
Урок толерантности, посвященный Международному дню толерантности «Мое "Я" в обществе», 8 класс
Цели:1) продолжить формирование у учащихся представлений о толерантной личности, ее качествах;2) содействовать развитию у восьмиклассников адекватной самооценки толерантного поведения....
Демографические процессы в мире и понятие *толерантность*.
Урок-дискуссия....
Программа по толерантности. Гендерное воспитание, как одно из проявлений толерантности
Актуальность модернизация школьного обучения ,переход к личностно ориентированной модели взаимодействия учителя и ученика ориентируют педагогов на учет образовательных потребностей личност...