«Понятие толерантности и ее проявление в обществе»
классный час на тему

Машкина Евгения Юрьевна

Конспект классного часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления.

Конспект классного часа по теме: «Понятие толерантности и ее проявление в обществе».

Цели занятия:

1) через примеры социальной среды, свой жизненный опыт, примеры семейного воспитания изучить понятие толерантности;

2) используя мнения детей сформировать свое понятия толерантности в обществе;

3) рассмотреть различные случаи проявления толерантности в обществе и выяснить суждения детей по заданным темам.

Смысл деятельности:

- повышение коммуникативной компетенции учащихся;

-умение вступать в диалог;

-искать истину;

-формирование культуры и самовыражения личности.

Оборудование: презентация «Толерантность»

Ход занятия

Первый этап.1. Вызов

Для вовлечения детей в тему выбрала примеры из криминальных новостей. Темы использовала «отношения отцов и детей», отношения между людьми различных социальных слоев. Это вызвало у детей вопросы, на которые был получен ответ в ходе урока. Основные вопросы темы «Что делать?» и «Кто виноват?»

Второй этап. 2. Осмысление. Определение понятия «толерантность» посредством способа «Пометки на полях».

Для определения понятия использовала текст и предложила детям отметить участки в тексте:

«+» считаете, что вам это известно;

«-« противоречит знаниям;

«v» является новым;

«?» не понятно, требует разъяснения.

Текст, предложенный детям:

Толерантность  (от лат. – терпение)  - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Не- равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под нею не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

 Обсуждали текст учащиеся в парах, а затем каждая пара высказывала свое мнение. Итогом стало общее утверждение понятия и определение темы урока.

3. Следующим этапом урока использовали  презентацию о толерантности и ее проявлениях в обществе, которую подготовила группа ребят.

4.Далее предложена работа в группах, используя различные ситуации.

Темы, предложенные для обсуждения:

а) Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного мнения людей различных верований, культурных традиций. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества. В то же время абсолютизированная терпимость открывает путь произволу и насилию. Ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу , посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека.

Задание для работы в группе:

-определить проблему;

- по проблеме смоделировать ситуацию (осквернение в Москве Храма Христа Спасителя)

-предложить пути решения проблемы;

-выступить от группы.

Выступление детей: одна из функций толерантности – воспитание терпимости к людям различной веры.

б) Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных в современной России, так как наблюдается отчетливый крен в сторону межэтнических отношений.

Выступление детей: В конце 19 века в Америку привезли из Африки людей и использовали их как рабочую силу. Со временем афроамериканцы умели отстоять свои права и сейчас они живут как единое равноправное  государство.

Россия – многонациональное государство, в ней более 110 народов. У каждого свои традиции, своя религия. Главная задача толерантности принятие народов с различным вероисповедованием, взглядами на веру, культуру и обучение этому молодого поколения.

в) Толерантность во взаимоотношениях  детей и родителей. Во взаимоотношениях детей и взрослых происходит встреча двух качественно различных типов толерантности и их столкновение.

Задания для группы:

-определить проблему;

-по проблеме смоделировать ситуацию;

-предложить пути решения.

г) Передача молодежи и детям националистических и экстремистских идей.

Выступление от группы:

Пагубное воздействие имеет на психику ребенка СМИ и телевидение, где идеи толерантности не являются лидирующими или вообще отсутствуют. Много времени уделяется бессмысленным юмористическим программам, безобразным сценам насилия, нет фильмов и передач  для подростков. У молодежи развивается  эгоцентризм – видение мира через призму только своих интересов. Дети часто испытывают трудности связанные с неумением, а отсюда нежелание понять и принять  Другого как Другого. Они не представляют себе, что перед ними другая культура с иной, особой логикой мышления и поведения.

5. Рефлексия. Для подведения итога урока предложила учащимся составить кластер понятия толерантность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

темпераменты человека и их проявления в обществе

Материал для проведения урока в 7 классе по программе Кравченко. Можно использовать на классном часе...

Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?

Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме  толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...

Понятие толерантности и интолерантности

Понятие толерантности и интолерантности...

Урок толерантности, посвященный Международному дню толерантности «Мое "Я" в обществе», 8 класс

Цели:1) продолжить формирование у учащихся представлений о толерантной личности, ее качествах;2) содействовать развитию у восьмиклассников адекватной самооценки толерантного поведения....

Программа по толерантности. Гендерное воспитание, как одно из проявлений толерантности

Актуальность модернизация школьного обучения ,переход к личностно ориентированной модели взаимодействия учителя и ученика ориентируют педагогов на учет образовательных потребностей личност...