Российский парламентаризм: история и современность
классный час на тему
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы познакомиться с историей возникновения Российского парламентаризма, играющего большую роль в управлении и развитии Российского государства как в прошлые времена, так и в наши дни.
Начнём с определения, что же такое ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – это система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей, при привилегированном положении парламента.
В переводе с английского ПАРЛАМЕНТ - это высший представительный орган власти.
Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается есть постоянно действующий, избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. Парламентаризм, как систему правления, отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др.
Во многих странах парламент имеет специальное название (Конгресс США, Федеральное собрание РФ). Парламент избирается населением по установленной Конституцией системе и выполняет законодательные функции.
Давайте вкратце познакомимся с историей становления парламентаризма в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parlamentarizm.docx | 26.58 КБ |
parlamnet.pdf | 854.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Российский парламентаризм:
история и современность»
Круглый стол
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы познакомиться с историей возникновения Российского парламентаризма, играющего большую роль в управлении и развитии Российского государства как в прошлые времена, так и в наши дни.
Начнём с определения, что же такое ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – это система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей, при привилегированном положении парламента.
В переводе с английского ПАРЛАМЕНТ - это высший представительный орган власти.
Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается есть постоянно действующий, избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. Парламентаризм, как систему правления, отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др.
Во многих странах парламент имеет специальное название (Конгресс США, Федеральное собрание РФ). Парламент избирается населением по установленной Конституцией системе и выполняет законодательные функции.
Давайте вкратце познакомимся с историей становления парламентаризма в России.
Итак, первым опытом сословного представительства на Руси стала Боярская дума. В период феодальной раздробленности она была советом феодалов – великого князя и его вассалов, имевших политические полномочия. Если князь, в те времена, не советовался со своими боярами, это было признаком недоброго царя. С конца XV в. Боярская Дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти, которая постепенно сокращалась, вместе с её влиянием дел в государстве. В то время заседания Думы могли длиться от нескольких часов до трёх лет. Присутствие на заседаниях было обязанностью, а не правом.
В 1699 г. на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя, которая стала предшественницей Правительственного Сената, учрежденного указом Петра I от 22 февраля 1711 г. Сенат первоначально функционировал как временный орган для управления страной в отсутствие царя. При Екатерине II роль Сената была ограничена судебно-апелляционными функциями.
1 января 1810 г. по предложению М.М. Сперанского – известного Государственного деятеля и реформатора во времена правления императора Александра I, был учрежден Государственный совет, который рассматривал законопроекты перед их утверждением императором.
В 1863 г; было задумано создать при Госсовете “съезд государственных гласных” из 150-200 человек, которые бы избирались от губернских земств и крупнейших городов, но данная идея не была реализована.
6 августа 1905 г. указом Николая II была учреждена первая Государственная Дума.
17 октября 1905 года в нашей стране появился новый документ: «Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором были заложены основы новой конституционной формы управления Россией, он содержал в себе следующие задачи:
1. Даровать населению гражданскую свободу на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, собраний и союзов.
2. Привлечь к участию в Думе те классы населения, которые были абсолютно лишены избирательных прав.
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа людям была обеспечена возможность участия в надзоре за закономерностью действий властей.
Утверждение Манифеста императором Николаем II стало важной вехой в тысячелетнем процессе развития российской государственности.
День российского парламентаризма был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
Датой празднования было выбрано 27 апреля, потому как именно в этот день в 1906 году начала работу Государственная дума Российской Империи — первый в истории страны демократический институт. Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет.
В непосредственные функции первой Госдумы вошли предварительные разработки законодательных предложений, а так же рассмотрение «росписи государственных доходов и расходов», т.е. государственного бюджета.
Видео (История Парламентаризма)
С приходом в 1917 году большевиков к власти, политическая система в корне поменялась. Парламентаризм ушёл в забытье. Развивался иной тип народного представительства – Советы, формально соответствовавшие общей модели парламентаризма. Так, например, выборы в Советы всех уровней проходили по принципу голосования лишь за рекомендованную «партией» кандидатуру. Таким образом, Советы практически не располагали правовым потенциалом влияния на жизнь общества. Все решения и законы, по – сути своей, принимались небольшой группой лиц, возглавлявших коммунистическую партию.
И все же ростки парламентаризма пробили себе дорогу, в ходе начавшегося на рубеже 80 – 90 годов XX века процесса демократизации советской системы. После развала СССР начнёт формироваться новый этап российской государственности.
26 марта 1989 г. впервые на альтернативной основе при большой активности избирателей состоялись выборы народных депутатов СССР нового созыва.
После штурма «Белого дома» и соответственно расстрела Верховного Совета РФ в октябре 1993 г, вошедшего в историю как одного из самых жестоких государственных переворотов в современной истории, способствующего развалу Советского Союза и унёсшего жизни многих Россиян, Б.Ельцин принял ряд решений. Отныне Съезд народных депутатов был упразднен. В России вновь появилась Государственная Дума, состоящая из 450 человек.
С тех пор парламент Российской Федерации или, иначе говоря, Федеральное собрание – имеет две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата).
Правовые основы новой России закрепила Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании от 12 декабря 1993 года, которая утвердила новую политическую систему и, как следствие, новые органы законодательной, исполнительной и судебной власти. С этого момента можно говорить о возрождении Российского парламента, первые выборы в который прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря1993 года.
Видео (Современный парламентаризм)
Парламент любой страны – это сложное переплетение политических, региональных и индивидуальных устремлений, при котором законодательная власть и институты гражданского общества выступают реальной сферой воплощения свободы человека и гражданина, который имеет право на свободные выборы.
Сейчас, в современной России каждые пять лет, граждане, достигшие 18 лет, свободно идут на избирательные участки и выбирают депутатов Российского парламента (Государственной Думы).
Надежды на дальнейшее улучшение жизни наше государство связывает, прежде всего, с молодыми, энергичными, умными, честными и порядочными людьми.
Дорогие друзья, впереди у вас ваше будущее, которое во многом зависит от вас самих. Будьте достойными гражданами своей страны, которая даёт вам реальную возможность участвовать в делах Государства, и выступать с достойными идеями в рамках молодёжного парламента, набирающего с каждым годом популярность среди молодёжи во многих городах нашей великой страны.
Видео (Молод. Парламент)
Уважаемые ребята! Верьте в себя, верьте в справедливость и добро, верьте в Россию. Россия - достойное государство, с великой историей, которую нам стоит продолжать и приумножать так, чтобы каждому из нас было чем гордиться.
1. Какого числа отмечается День рождения парламентаризма в России?
а) 17 октября
б) 12 декабря
в) 27 апреля.
2. В каком учебном заведении готовят депутатов?
а) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
б) Московский государственный институт международных отношений.
в) Нет такого учебного заведения
3. Когда прошли первые современные выборы в Государственную Думу?
а) 12 декабря 1993г. в день всенародного голосования по Конституции
б) 18 марта 2018 года
в) 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
4. Какой документ стал основой деятельности Государственной думы Российской Империи?
а) Конституция РФ
б) Манифест от (17) 30 октября 1905
в) указ Петра I от 22 февраля 1711 г.
5. Сколько человек насчитывает Государственная дума с 1993, после Августовского путча?
а) 450 человек
б) 300 человек
в) 500 человек
6. Из скольких палат состоит нынешний парламент Российской Федерации или, иначе говоря, Федеральное собрание?
а) 5
б) 2
и) 3
7. С какого возраста человек имеет право участвовать в выборах Российской Федерации?
а) с 14 лет
б) после окончания школы
в) с 18 лет
8. С какой целью создаются Молодёжные парламенты в городах России?
а) Чтобы попасть в резерв на пост президента
б) Чтобы активно решать проблемы молодёжи и повышать благосостояние своей страны
в) Чтобы было где провести свободное время
9. Во времена правления какого императора с определённой подачи М.М. Сперанского – известного Государственного деятеля и реформатора был учрежден Государственный совет?
а) Александра 1
б) Петра 1
в) Иоанна Грозного
10. В каком году с приходом большевиков к власти, политическая система в корне поменялась. Парламентаризм ушёл в забытье. Развивался иной тип народного представительства – Советы?
а) 1993
б) 1917
в) 1905
11. Выберите правильное определение, ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – это:
а) система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей
б) форма правления государством, с оптимальным подходом решения властей проблем населения
в) система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей, при привилегированном положении парламента
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"
Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....
Российские профсоюзы: история и современность.
Методическая разработка урока по обществознанию для 9,11 классовСсылка на презентацию https://docviewer.yandex.ru/?c=517a2df00595&url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%...
Классный час "Российские профсоюзы.История и современность"
Презентация к классному часу для 9 класса....
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность».
Данная методическая разработка имеет цель:Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.Способствовать дальнейшей социализа...
Методическая разработка урока по обществознанию в 9б классе по теме «Российские профсоюзы:история и современность»
Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества.Задачи урокаобучающая: изучить история, функции и структуру профсоюзной организации РФ;разви...
Конспект урока «Российские профсоюзы: история и современность»
Разработка профсоюзного урока "Российские профсоюзы: история и современность". Данный конспект урока может пригодиться и на уроке обществознания в 10-11 классе....