Открытый классный час (урок мужества) в 5 классе по теме "Сталинград - это звучит гордо!"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Открытый классный час, посвящённый 75-й годовщине битвы под Сталинградом. В классном часе использовалось следующее оборудование: видеозаписи:«Сталинград» учеб. фильм, клип к песне «Волгоградская берёзка», клип « В память о павших»; презентация «Мамаев курган», минус к песне «Волгоградская берёза» и «Спасибо деду за победу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_5_klasse_po_teme_stalingrad-eto_zvuchit_gordo.docx | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества в 5 классе
на тему «Сталинград-это звучит гордо!»,
посвящённый 75-ой годовщине битвы под Сталинградом.
Подготовил и провел:
Классный руководитель :
Глинка Анна Алексеевна
2018 г.
Цель:
Сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий героической обороны Сталинграда. Показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа людей, оборонявших город на Волге;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Оборудование: видеозаписи:«Сталинград» учеб. фильм, клип к песне «Волгоградская берёзка», клип « В память о павших»; презентация «Мамаев курган», минус к песне «Волгоградская берёза» и «Спасибо деду за победу».
Ход классного часа:
Учитель:
Второе февраля для нашей страны знаменательная дата. Именно в этот день наши войска в далёком 1943 году, 75 лет назад одержали победу в Сталинградском сражении. И сегодня мы поговорим об этом событии, побываем на виртуальной экскурсии «Мамаев курган».
Чтобы знали, чтобы помнили и никогда не забывали о самоотверженном подвиге русских солдат.
Ученик:
Война!…Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар, и мал.
На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат…
И пионер солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат…
Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал») и демонстрируются слайды с фотографиями боевых действий.
Учитель: Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Долог и непосильно тяжел был путь к победе. Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа, это переломный момент Великой Отечественной войны.
Царицын, Сталинград, Волгоград- все это названия одного города, расположенного на берегу великой русской реки Волги. Крупнейший порт пяти морей - Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, город-металлург, выпускающий сталь и прокат, алюминий и нефтепродукты, транспорт и суда, танки и орудия Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов.
Давайте, ребята, посмотрим на старые ленты кинохроники и узнаем, как это было 75 лет назад. (ролик «Сталинградская битва)
Ученик:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
Учитель : Большую цену заплатил советский народ за эту победу. Потери нашей армии в Сталинградском сражении составили более двух миллионов человек. В конце фильма вы увидели памятник в виде женщины, держащей меч. Вы знаете, что это за место, на котором он стоит?
Учитель: Это защитникам Сталинграда, живым и мертвым, полководцам и рядовым, воздвигнут мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Мамаев курган попал в число семи победителей. Монумент ежегодно посещает большое количество, как российских туристов, так и туристов из-за рубежа.
Сейчас мы вместе с нашим экскурсовадом, Герасименко Дарьей, побываем на «Мамаевом кургане».
Дарья: Мамаев курган. Это священное место для всех русских людей. Визитная карточка города-героя. Первая ассоциация у любого гостя. Скажи: "Волгоград!" Ответят: "Мамаев курган..."
2.Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
Восхождение к вершине Мамаева кургана начинается от композиции, носящей название «Память поколений». Высеченная в камне скульптура отображает людей, принадлежащих разным поколениям, идущих почтить память погибших защитников. За ней стоят гранитные тумбы, на которых выбиты названия всех городов-героев.
По ступенькам мы начинаем движение по Мамаеву кургану.200 гранитных ступеней поднимают нас к вершине композиции — статуе "Родина-мать зовет!". 200 дней и ночей шла Сталинградская битва... И эти ступени как символ.
3. Далее «Аллея Славы». Стоят тополя, словно замершие в строю солдаты. Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи. Парк Памяти вырос у подножия Мамаева Кургана.
4.Площадь «Стоявших насмерть»
Посреди площади скульптура воина-богатыря совсем невелика, но, сколько в ней силы! Это композиция "Стоять насмерть" . Солдат решительно бросился защищать свой город. У основания монумента надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас Земли нет», «Каждый дом — это крепость», «Не посрамим священной памяти». С такими словами шли в бой героические защитники Сталинграда.
- От площади «Стоявших насмерть» поднимаемся по лестнице к площади Героев
С обеих сторон лестницу обрамляют две стены-руины, на которой запечатлены защитники Сталинграда.
Стены имеют звуковое сопровождение: здесь звучат хроники Информбюро, звуки войны и песни военных лет. Эти стены — картина яростных боёв за Сталинградскую землю.!».
5.Площадь «Героев»
Лестница, минуя стены-руины, приводит на площадь Героев. В центре площади расположен прямоугольный водный бассейн. Вода символизирует жизни.
На этой площади находятся и мемориальные плиты, на них начертаны имена героев.
6.С левой стороны от бассейна развернулось знамя с надписью.
"Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!"
7.Справа, напротив знамени, шесть двух фигурных скульптурных композиций. Вот герой несёт раненого друга, солдат и генерал - они были рядом. Медсестра, спасающая солдата… Общий подвиг, общая победа.
8.Капсула с посланием.
В стене, расположенной на Площади героев, замуровано и послание к потомкам.
9.Подпорная стена.
Площадь героев завершается подпорной стеной, основная тема которой—торжество защитников Сталинграда..
10.Зал воинской славы
Прямо в подпорной стене расположен вход в Зал воинской славы. Надпись над входом гласит: «Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда.»
На смену ликованию и торжеству победы приходит настроение скорби, ощущение утраты. Именно такая атмосфера царит здесь, впечатление усиливают и звуки траурной мелодии «Грёзы» Шумана.
На стене зала изображены тридцать четыре символических красных знамени, на которых начертаны имена более 7 тысяч героических защитников Сталинграда. Над знамёнами изображена георгиевская лента, надпись на которой гласит: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!». На потолке Зала расположены макеты орденов и медалей СССР. В центре потолка сделан проём диаметром в 11 метров. В нём располагается золотой венок, обвитый лентой от медали «За оборону Сталинграда».
11.Вечный огонь
В самом центре Зала монумент — рука, держащая факел Вечного огня. Это символ вечной памяти обо всех, кто отдал свою жизнь, сражаясь за Сталинград.
12.Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби
Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин. Лицо его накрыто боевым знаменем.
13.Путь к главному монументу
От площади Скорби к подножию главного монумента Мамаева кургана — скульптуре «Родина-мать зовёт» ведёт дорожка, вдоль которой расположены надгробные плиты Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
14.Главный монумент —
скульптура «Родина-мать зовёт!».
На вершине Мамаева кургана возвышается главный монумент м- скульптура «Родина мать -зовёт!».Это фигура женщины, устремившейся вперёд. Скульптура воплощает в себе призыв освободить Родину от врага, зовёт в бой. Именно со Сталинградской земли начался коренной перелом в ходе всей Великой Отечественной войны, которая завершилась победным шествием советской армии в Берлине.
Учитель: Ребята, в нашем поселении жила женщина, Морозова Валентина . Она участвовала в строительстве скульптуры «Родина-мать».Варила каркас.
Ученик:
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Всё надеется сыночка увидать.
Заросли травой степной глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придёт, не скажет: «Мама, я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой».
Вот уж вечер волгоградский настаёт,
А старушка не уходит, сына ждёт.
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.
Учитель: Да, многие матери не дождались своих сыновей А вы знаете ,ребята , есть такой исторический факт, о берёзе, что у подножья Мамаева кургана растет, много у неё , этой березки веточек, и каждая как судьба человека. Да и у самой этой березки необычная судьба.
До войны жили в Сталинграде пятеро братьев Рыкуновых: Степан, Иван, Федор, Сергей и Василий. С началом войны все пятеро ушли на фронт. А вернулся с войны один Федор. Он и посадил на Мамаевом кургане в память о братьях эту березку. Сейчас она высока и белоствольна , В честь неё была сложена песня «Растет в Волгограде березка»
Для вас споёт Ани Новикова
Ани: Песня «Растет в Волгограде березка» (клип)
Ученик:
И Мамаев курган кровью русских полит,
Он весь стонет от ран, он нам молча кричит.
Враг коварный пришел нашу землю отнять,
Смерть свою он нашел. И врагу не понять:
Не за страх те деды – за свое лишь дрались,
Чтобы сбылись мечты, чтобы мы родились.
Так спасибо им всем, кто погиб, кто живет.
Память в вечном огне и в сердцах не умрет!
Учитель: Немало героев участвовало в Сталинградской битве, о некоторых из них мы сейчас расскажем.
Ученик 1: Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей Путилов был посмертно награжден Орденом отечественной войны 2 степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.
Ученик 2: В дни Сталинградской битвы бывший моряк Тихоокеанского флота Василий Зайцев проявил незаурядные способности снайпера. Только в уличных боях он довел свой личный счет до 240, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Кенингса – уничтожить Зайцева. Но вскоре он был застрелен известным советским снайпером.
Ученик3 : Михаил Паникаха – боец 1-ой роты 193-й стрелковой дивизии. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.
Ученик 4 : Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота помогал, как мог, бойцам 142-го полка 47-ой гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.
Ученик 5.: В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10—14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков. Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.
Учитель: История Сталинградской битвы хранит немало имен женщин-медсестер, связисток – с героической и трагической судьбой.
Ученик6 :В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 г. оказывала помощь раненым и под непрерываемой бомбежкой спасала тонувших Людмила Родионова. В одном из боёв она получила тяжёлое ранение в голову, выжила и вернулась в строй.
Ученик 7:420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.
Ученик 8:Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королёва (а среди близких - Гуля) с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и уничтожила 15 фашистских солдат. Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук — и продолжала стрелять по врагу.
Учитель: Ребята, чьё имя носит наша школа? (Сагайды Василия Ивановича)
Василий Иванович, являлся участником Сталинградской битвы. Он в июле 1942 года вместе с курсантами и офицерами Орджоникидзевского училища , которое только что окончил с отличием, принимал участие в битва за Сталинград. О храбрости сержанта ходили легенды. Отчаянный в бою. Он пользовался непреклонным авторитетом у подчинённых. Ему верили и подчинялись. За смелость и отвагу, организаторские способности его назначили командиром батальона.
За годы войны Василий Иванович Сагайда был награждён многими орденами и медалями.
Ученик
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ученик: Героев наградили орденами , медалями , званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… . Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым. Чтобы не забывали.
А мы им в свою очередь скажем спасибо песней «Спасибо деду за победу»
(Звучит песня в исполнении 5-го класса)
Учитель: Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков. Нам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков.
Ролик (ближе к концу остановить.)
Учитель: Вечная память солдатам, не пожалевшим своей жизни ради мира. Давайте почтим их минутой молчания.
Учитель : Ребята благодарю вас за организацию, участие, за помощь в подготовке и проведении этого урока мужества. На этом наш урок мужества, посвященный «Сталинградской битве» закончен. До свидания. Спасибо за внимание.
Список литературы:
Уткин А. «Вторая мировая война» М., 2003.
Чуянов С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Н-Волжское издание, 1979.
Классные часы. 3 класс / авт.- сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
ОвчинниковаЛ.П. – Передовая начиналась в цехе. – Волгоград: Ниж. –Волж. кн. изд-во, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное приложение к уроку мужества "Эхо Чечни будет долгим укором звучать"
преэентация к уроку мужества "Эхо Чечни будет долгим укором звучать"...
конспект классного часа "Урок мужества" 5 класс
Цели классного часа:воспитательные· формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;·...
Открытое учебное занятие "Урок мужества" в рамках конкурса "Педагог года Пансиона воспитанниц МО РФ"
Темой открытого занятия по английскому языку является «Мужество». Выбор темы урока обусловлен представлением воспитанниц о храбрости и мужестве. Данные термины, как правило, связывают с военной темати...
Открытый классный час "Урок мужества" в 10-11 классах
Урок мужества...
Единый классный час - Урок Мужества, посвящённый 75-й годовщине Великой Победы в 11 «А» классе.
1.Показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма.2. Расширить знания обучающихся о событиях, учителях астра...
урок мужества. Эхо Чечни будет долгим укором звучать
Внеклассное мероприятие. Урок мужества....
Классный час- Урок Мужества «День Героев Отечества" в 5 «А» классе.
Цели:приобщать обучающихся к историческому прошлому нашей страны,познакомить с историей праздника;воспитать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям, совершивших героический поступок...