Родительское собрание "Выбираем профессию"
методическая разработка (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
«Выбираем профессию»
Цель: осмысление родителями важности проблемы профессионального выбора, овладение ими некоторыми приемами поддержки детей в этом выборе.
Задачи:
1. Расширение степени информированности родителей по проблеме профессионального выбора.
2. Проектирование содержания воспитательного взаимодействия родителей с детьми по профессиональному самоопределению последних.
3. Овладение приемами воспитательного взаимодействия с детьми, обеспечивающими эффективность подготовки их профессионального выбора.
Форма проведения: устный журнал.
Этап подготовки
1. Анкетирование учащихся класса.
Тест 1. «Оценка профессиональных склонностей школьников».
Тест 2. «Готов ли ты к выбору профессии?».
2. Подготовка материалов в помощь родителям. Анкета «О талантах ребенка: как их выявить?». Методическая информация «Основные группы профориентационных методов».
3. Формирование содержания страниц «устного журнала»:
1) «Если ты не Моцарт...»;
2) «Не наступать на грабли»;
3) «Растить способности»;
4) «Методы профориентации».
4. Формирование «банка родительских затруднений» по проблеме профессионального выбора.
5. Цитата на доску: «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственное достойное его счастье» {К. Д. Ушинский).
Этап проведения
Классный руководитель: Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему влиянию на судьбу с решением о том, кем стать, по какой дороге пойти. Сегодня каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. А ошибки в таком важном выборе обходятся очень дорого. Вот, например, одна из них. О ней нам поведает одна из присутствующих мам.
Мама учащегося: У одного моего одноклассника был ну просто талант в обращении с деревом. Во-первых, он видел скрытую красоту любой коряги. Во-вторых, он мог вырезать что угодно - вазу, причудливую дверную ручку, элегантную трость. В-третьих, он все время придумывал какие-то новые средства обработки дерева, благодаря которым древесные прожилки то превращались в загадочную карту на столешнице, то искрились, словно золото. Все мы думали, что он станет краснодеревщиком, классным плотником.
Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что он стал... танцовщиком. С большим трудом, не сразу ему удалось поступить в хореографическое училище. Учился тяжело, пересдавал «хвосты», ходил по пятам за педагогами. После училища пристроился в кордебалет одного театра, женился. И уже через полгода его отчислили из театра «за профнепригодность». Убийственная формулировка, но только не для него. Он относил все на счет «завистников». Потом не работал, мучился от безденежья, семья бедствовала. Лучшее, что у них есть в квартире - это великолепная кухня, отделанная незадачливым танцором.
Классный руководитель: Как часто среди наших максималистов-старшеклассников встречаются упрямые гордецы, пренебрегающие тем, что им дается легко и просто, и стремящиеся назло судьбе переломить ее, чтобы овладеть иной, как ему кажется, более престижной профессией. Конечно, полная гармония встречается редко. Но все мы к ней стремимся. Ведь дисгармония, внутренний разлад, разъедает
нас, делает несчастными.
Итак, мы открываем наш устный журнал, перелистывая который, я надеюсь, вы найдете ответы на многие вопросы, так волнующие вас сегодня. Каждый из вас в предварительных беседах сформулировал свою проблему, свое главное затруднение. Именно в контексте этих проблем мы и построили нашу сегодняшнюю встречу.
Страница 1. «Если ты не Моцарт»
Итак, профессий великое множество. Есть особенно привлекательные с точки зрения заработка - экономист, банкир, инженер-нефтяник, продюсер. Есть профессии «для души», не столь денежные, но дающие удовлетворение честолюбивым амбициям - актер, телеведущий, PR-менеджер. Но как быть, если ты совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в Академию художеств девяти лет отроду, не Эдисон, сделавший первые изобретения еще мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я - вундеркинд»?
Как быть, если подростку ничего не нравится, если при одном упоминании о перспективе вскоре начать трудовую деятельность у него сводит скулы от скуки? Он попробовал себя в каких-то кружках и секциях и решил, что ни к чему не пригоден. В данном случае подросток просто себя не знает, иными словами, у него самооценка слишком занижена. Но бывает и наоборот - непоколебимое убеждение, что он рожден для самых высоких дел. Тут или гениальная интуиция, или, что встречается гораздо чаще, завышенная самооценка.
Но одно очевидно: каждому человеку что-то удается лучше, чем все остальное. К примеру, берет паренек молоток, и шкатулка получается кривая и «топорная». Но если у него в руках окажется кисть, то он разрисует эту шкатулку всем на загляденье. Только вот один развивает свой талант, а другой «зарывает» (как в только что рассказанном случае из жизни), а большинство просто не замечает, и чем дальше, тем больше призыв судьбы глохнет, зарастает сорняками неверия и скептицизма. И наша задача - помочь взрослеющим детям обнаружить в себе этот скрытый талант и направить на выбор профессии именно в соответствии с ним. Безусловно, окончательный выбор - за ребенком и его родителями, ведь слишком велика цена ошибки.
Мы предлагаем вам анкету, над которой вы поразмыслите дома. Она, мы надеемся, поможет выявить скрытые таланты ваших дорогих детей и, возможно, направить их профессиональный выбор в нужное русло.
Анкета «О талантах ребенка: как их выявить»
(методика А. Де Хана и Г. Кафа) Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка поможет этот тест.
Познакомившись с «признаками опознания» таланта, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла, и т. д. (но не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем суммируйте баллы каждого из восьми разделов. Полученную сумму поделите на число признаков таких талантов. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.
1.Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности , если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит загадочные поломки и сбои в работе механизмов;
- пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения:
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
2. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
о любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда. где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, свое настроение;
- сочиняет собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
3. У вашего ребенка способности к исследовательской деятельности, если он:
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причем нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержаны или осмеяны.
4. Артистический талант проявляется у ребенка в том,
что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой и жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
- с удивляющей вас легкостью «переживает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной
одежды.
5. У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
- задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- интересуется книгами, причем по собственной программе;
- обгоняет своих сверстников в знаниях;
- гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
6. У ребенка спортивный талант:
- он энергичен и все время хочет трудиться, двигаться;
- он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами;
- лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, он никогда всерьез не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
7. У вашего ребенка литературное дарование, если он: о рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного
сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придавать событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих рассказов такие слова, которые хорошо передают эмоции и чувства героев;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
- любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно, о своей собственной жизни.
8. И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявляться в том, что он:
- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и
краски;
- стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее
очевидно прикладное значение - украшение для дома, одежды или
что-нибудь подобное;
- не боится высказывать собственное мнение даже о классическом произведении, причем может даже попробовать критиковать, приводя вполне разумные доводы.
Сейчас мы предложим вам тест «Оценка профессиональных склонностей школьников». Ваши дети уже выполнили работу над вопросами теста, заполнили «Бланк ответов», а наш психолог сделал анализ результатов и выявил картину их предпочтений. Поблагодарим его за кропотливый труд. Мы предлагаем вам ознакомиться с результатами, задать интересующие вопросы и взять тест домой для более детального изучения.
Тест «Оценка профессиональных склонностей школьников» (авторская модификация Г. В. Резапкиной опросника Иоваши) При выборе профессии человеку очень важно учитывать индивидуальные склонности. Склонность - это влечение к какому-нибудь занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов - «а», «б» или «в» - и отметьте его в бланке.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) заниматься расчетами; вести документацию;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на
сцене и т.д.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться мне в жизни. 3. Меня больше обрадует премия:
а) в области науки:
б) за общественную деятельность;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) управляющим банка;
б) главным инженером на производстве;
в) начальником экспедиции.
5. Будущее людей определяют:
а) научные открытия;
б) развитие производства;
в) взаимопонимание между людьми.
6. Если я стану директором школы, то прежде всего займусь:
а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры и т.п.)
б) созданием дружного, спокойного коллектива;
в) разработкой технологий обучения.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) внешний вид экспонатов (их цвет, форма и т.п.);
б) внутреннее устройство экспонатов;
в) их практическое применение.
8. В людях прежде всего ценю:
а) мужество, смелость, выносливость:
б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в) ответственность, честность, аккуратность.
9. В свободное от работы время мне хотелось бы:
а) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
б) ставить различные опыты, эксперименты;
в) тренироваться.
10. Во время туристических поездок меня скорее заинтересует:
а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
б) общение с новыми людьми;
в) возможность знакомства с историей и культурой другой
страны.
11. Мне интереснее беседовать:
а) об автомобиле нового типа;
б) о новой научной теории;
в) о человеческих взаимоотношениях.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический:
б) музыкальный:
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на:
а) создание атмосферы взаимопонимания между учителями
и учащимися;
б) укрепление здоровья учащихся, занятия спортом;
в) состояние дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать:
а) с машинами, механизмами;
б) с объектами природы;
в) с детьми или сверстниками.
16. Школа в первую очередь должна:
а) давать знания и умения;
б) учить общению с людьми;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни:
а) вести здоровый образ жизни;
б) иметь возможность заниматься творчеством;
в) иметь комфортные бытовые условия.
18. Для благополучного общества в первую очередь необходимо:
а) защищать интересы и права граждан;
б) заботиться о материальном благополучии людей;
в) развивать науку и технику.
19. Из предложенного списка мне больше всего нравятся уроки:
а) физкультуры;
б) математики;
в) трудового обучения.
20. Мне интереснее было бы:
а) планировать производство продукции;
б) изготавливать изделия;
в) заниматься сбытом продукции.
21. Я предпочитаю читать статьи:
а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.
22. В свободное время я люблю:
а) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными,
растениями;
б) читать, думать, рассуждать;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Большой интерес у меня вызывает сообщение:
а) о художественной выставке;
б) об экономической ситуации;
в) о научном открытии.
24. Я предпочту работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Подведение итогов Полученные данные занесите в бланк ответов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность;
7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности;
4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность; .
0-3 балла - профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов - это шесть видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш предварительный выбор профессии с полученными результатами?
Краткая характеристика рекомендуемой профессиональной деятельности по группам
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
2 - склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний, такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла, сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка и обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, и конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
• 4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Люди творческих профессий, кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличаются оригинальностью и независимостью.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные со спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии.
Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Страница 2. «Не наступать на грабли» Классный руководитель: А сейчас мы откроем следующую страницу нашего устного журнала, в которой проанализируем типичные ошибки, допускаемые школьниками при выборе профессии. Их можно разделить на три группы (называет и прикрепляет к доске фрагменты ватмана с текстом).
1. Незнание мира профессии.
Многие школьники не обладают информацией о содержании профессий. Выбирая профессию, плохо представляют, чем данный специалист занимается, и на вопрос, что делает, например, экономист, могут ответить «экономит». А ведь прочитай они хотя бы популярную книжицу о профессии, такой нелепости бы не сказали.
Часто реальная ценность профессии гораздо скромнее «раздутого» представления о ее престижности. Об этой престижности нередко судят по конкурсам в вузы. Но профессия, не столь востребованная сегодня, может стать таковой к окончанию вуза. Например, в 1970-е годы весьма популярными были специальности авиаинженеров и конструкторов, инженеров-химиков, военных. Увы, сегодня они не в «фаворе» и множество замечательных и успешных специалистов указанного профиля вынуждены были переквалифицироваться.
2. Незнание своего здоровья, способностей и требований к ним, предъявляемых профессией.
Для каждой профессии составлена так называемая профессиограмма, где, помимо прочего, четко формулируются требования к здоровью претендента, перечисляются заболевания, исключает возможность приобщения человека к этой профессии. Например, профессия авиадиспетчера предъявляет особые требования к зрению и стрессо-устойчивости претендента. Военным можно стать только абсолютно здоровому человеку. Чтобы не было разочарований на этапе, когда уже поздно определяться в другом направлении, необходимо ознакомиться со спецификой профессии заранее.
3. Незнание правил выбора профессии.
Вот три важнейших правила, следование которым поможет ребенку избежать ошибки, которую трудно исправить.
• Выбор профессии должен быть подсказан не только интересом к ней, но и реальным представлением человека о своих возможностях.
• Рискованно переносить отношение к человеку-специалисту в данной профессии на его профессию.
• Нельзя подавать документы в учебное заведение «за компанию» с приятелем.
Предлагаем вам, уважаемые родители, оценить готовность вашего ребенка к выбору профессии. Мы предлагаем это сделать дома, в спокойной обстановке. Тест несложный, вы его сейчас получите (раздает тексты). Прочитайте, пожалуйста, внимательно и задайте вопросы, если вам необходимо что-то уточнить или выяснить. Обратитесь к нам также в том случае, если хотите получить индивидуальную консультацию по вопросу профессионального выбора. Мы готовы помочь.
Тест «Готов ли ты к выбору профессии?»
(методика О. Ягодкииой)
Чтобы проверить, насколько школьник готов к выбору профессии, предложите ему ответить на вопросы анкеты «да» и или «нет», или поставить знак вопроса, если возникло сомнение.
1. Знаешь ли ты:
а) как называются профессии твоих родителей?
б) какие учебные заведения они заканчивали?
в) кем собираются стать твои друзья?
2. Есть ли у тебя дело (хобби), которым ты занимаешься с интересом, желанием?
3. Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом, например, на школьном факультативе?
4. Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в
нашем городе?
5. Читаешь ли ты книги о профессии?
6. Беседовал ли с кем-нибудь о профессии?
7. Помогаешь ли родителям в их работе?
8. Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
9. Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбрать профессию?
10. Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
11. Знаешь ли ты, чем отличаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
12. Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
13. Занимался ли дополнительно - с репетиторами или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
14. Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
15. Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
16. Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
17. Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
18. Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
19. Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
20. Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
21. Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
22. Работал ли ты когда-либо в свободное время, например, на каникулах?
23. Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
24. Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
25. Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие - нет?
26. Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
27. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
28. Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
А теперь подсчитай все ответы «да». К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
21-28 баллов. Ты молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же, неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но этого явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, все еще можно наверстать.
0-10 баллов. Удивительно, что ты заинтересовался этим тестом. Значит, все же не равнодушен к своему будущему. А раз так, то учти: выбор профессии - один из самых важных шагов в жизни; ты сделаешь его правильно, когда на большинство приведенных вопросов сможешь ответить положительно.
Классный руководитель открывает следующую страницу устного журнала.
Страница 3. «Растить способности».
Классный руководитель: Счастливая способность психики состоит в том, что недостаток одних свойств человека до определенного предела может компенсироваться другими. Классический пример -Александр Суворов. От природы хилый, болезненный мальчик, он, решив стать полководцем, обтирался снегом, колол дрова, бегал на дальние расстояния и так укрепил здоровье, что позднее совершил переход через Альпы, который выдержали, как известно, далеко не все из его дюжей гвардии. Упорство и трудолюбие сотворили чудо.
Известный древнегреческий оратор Демосфен начал с жестокой неудачи. От оратора требовались зычный голос, четкая дикция, выразительная речь. А Демосфен от рождения картавил, голосом обладал таким слабым, что слова просто не долетали до слушателей. Вдобавок нервная привычка подергивать плечом делала его не величавым, а смешным. Почти всякий на его месте и не подумал бы о политической карьере. Но будущий оратор уходил на берег моря, набирал полный рот камешков, чтобы чисто произносить букву «р», и часами произносил речи, заглушая шум прибоя. И даже подвешивал над непослушным плечом острый меч, чтобы избавиться от подергивания. Когда, наконец, Демосфен произнес речь о сохранении Афин, против македонского царя Филиппа Второго, желавшего подчинить Афины, сограждане устроили овацию и понесли Демосфена на руках. Эта и последующие его речи против Филиппа остались в истории не только как непревзойденный образец гражданского мужества, но и как шедевр ораторского искусства.
Вы, уважаемые родители, должны постараться научить детей не опускать руки. Получил «двойку» - испортилось настроение, «провалился» на экзамене - отчаялся, поругался с любимой девушкой - полная катастрофа. Но ведь всегда найдется тот, у кого жизнь складывается еще хуже, еще трагичнее, казалось бы, непоправимее. Но ведь они находят в себе силы жить. Одних людей неудачи приводят к тому, что они опускают руки, а других - к поиску вариантов выхода.
Обсудите, например, с вашими детьми такие факты. Писателя Фонвизина в 37 лет разбил паралич. Когда его возили в коляске мимо Академии наук (там тогда был университет), он кричал выходящим оттуда студентам: «Не пишите, молодые люди, не пишите. Вот что со мной сделала литература». В разочаровании и отчаянии он умер на 48-м году жизни.
Но есть и другие примеры, показывающие величие духа человека. Например, знаменитого французского натуралиста, основоположника микробиологии Луи Пастера тоже разбил паралич на 40-ом году жизни. Он обложил себя медицинскими книжками и, изучив себя и свою болезнь, возвратил себе здоровье. Правда, до конца жизни он приволакивал ногу, но прожил почти до 74 лет, сделав основные научные открытия именно после выздоровления. Дэвид Льюис, обобщивший опыт тысяч семей, где имелись одаренные дети, пришел к выводу, что эмоциональным «фоном» для развития талантов ребенка, которые потом выливаются в успешную профессиональную деятельность, являются поддержка, ободрение, вера и оптимизм воспитателя. Вот некоторые из его советов:
• Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
• Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
• Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
• Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а
не за его достижения.
• Я помогаю ребенку строить планы и принимать решения.
• Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.
• Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
• Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
• Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
Страница 4. Методы профориентации Классный руководитель: Мы подошли к самому главному - к выяснению того, в каких формах должно проявляться наше участие в профессиональном выборе наших детей. Давайте попробуем определить это вместе. Я предлагаю вам объединиться в пары и через семь минут представить нам одну, но самую эффективную, на ваш взгляд, форму такого участия родителей в профессиональном определении детей. На предъявление результатов раздумий - одна минута.
По окончании работы родители могут предложить, например,
такой спектр возможных форм:
• Посещение работающих по интересующей ребенка профессии на их рабочих местах и последующее общение с ними по поводу профессиональных ограничений и сложностей.
• Работа на каникулах по интересующему профилю, даже бесплатно.
• Посещение консультаций в центре занятости.
• Серьезный анализ на семейном совете результатов тестирования ребенка по профориентации.
• Чтение литературы по профессиональному выбору.
• Обращение к Интернету с целью анализа рынка труда и востребованности профессий.
• Мнения близких и авторитетных для ребенка людей о целесообразности предпочтений ребенка.
• Изучение объявлений о приеме на работу с целью определения категорий наиболее востребованных специалистов.
Классный руководитель обобщает представленное и предлагает изучить тексты, в которых приводятся четыре основных группы профориентационных методов.
Основные группы профориентационных методов
(по Н. Пряжникову)
• К первой группе методов относятся, прежде всего, профессиограммы (краткие описания профессий). Правда, традиционные профессиограммы обычно с трудом воспринимаются школьниками, поэтому лучше, если их «носителями» выступят представители соответствующих профессий. Во-вторых, справочная литература. В-третьих - информационно-поисковые системы, оптимизирующие поиск информации о профессии, учебных заведениях, рабочих местах. Существуют «ручные» (карточные, бланковые картотеки) и компьютеризированные (электронные банки информации) варианты. Далее -экскурсии на предприятия, в организации и учебные заведения. Эффективны встречи со специалистами соответствующих профессий, учебные фильмы и видеофильмы, ярмарки профессий, которые периодически организовываются крупными предприятиями и центрами занятости.
• Вторая группы м е т о д о в - это, по существу, помощь в самоопределении. Сюда относятся беседы-интервью по заранее обозначенным вопросам, опросники по профессиональной мотивации и профессиональным способностям, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения.
• Третья группа - праздники труда в школе, которые способствуют повышению престижа конкретных профессий. Замечательно, если в таких праздниках участвуют родители. Также применяются сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, которую проводят специально подготовленные специалисты.
• Четвертая группа - построение последовательности профессиональных действий (моделирование). Действия должны быть четко сформулированы и отражены на листе бумаги в виде схемы, наглядно представляющей возможные затруднения и противоречия в профессии. Этим можно попробовать заниматься дома с ребенком.
Классный руководитель: В заключение нашей встречи я хочу процитировать слова известного мыслителя: «Если мы избрали профессию, для которой у нас нет необходимых способностей, то мы никогда не исполним ее достойным образом и вскоре с чувством стыда должны будем убедиться в своей неспособности и сказать себе, что мы - бесполезные существа на свете... Самым естественным результатом будет тогда презрение к самому себе; а... это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворную кровь и вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния». Так пусть же наших дорогих детей не постигнет такая участь и их выбор будет успешным. А это возможно только при нашей поддержке и деятельном участии. Успеха всем нам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект родительского собрания и классного часа по теме "Моя будущая профессия"
Разработки родительского собрания и классного часа и приложения к ним могут быть использованы классными руководителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида в п...
Родительское собрание "Правильный выбор профессии"
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Человек, выбирающий свою будущую пр...
Родительское собрание на тему: "Выбираем профессию".
Родительское собрание в виде устного журнала. Страница1. "Если ты не Моцарт"...
Родительское собрание на тему: "Выбираем профессию"(продолжение)
Продолжение родительского собрания. Страница 2-4 устного журнала....
Материал для родительского собрания «Нравственные законы семьи – законы жизни» (родительский всеобуч от 30 .01.2015 года) К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания....
Сценарий родительского всеобуча «Профессия и рынок труда, рабочие специальности»
Материал родительского всеобуча «Профессия и рынок труда, рабочие специальности» предназначен для классных руководителей и кураторов по профориентации. Сценарий составлен для родителей обучающихс...
Родительское собрание "Профессии, которые выбирают наши дети".
Родительское собрание по профориентации в 9 классе....