Классный час "Наши права"
классный час (7 класс) на тему

Грицунова Оксана Михайловна

Тема: «Права и обязанности ребёнка»

 

Цели:

·       Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

·       Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

·       Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

 

Задачи: Закрепить знания детей об основных правах и обязанностях ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Наши права"54.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Права и обязанности ребёнка»

 

Цели:

  • Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

 

Задачи: Закрепить знания детей об основных правах и обязанностях ребенка.

 

Планируемый результат: выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни;

1.     В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

2.     В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

3.     В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

• осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;

• строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять анализ предлагаемых объектов;

4.     В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

• формулировать собственное мнение и позицию;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• контролировать действия партнёра;

•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Организация объединенных наций Всеобщей дикларацией прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, вкючая надлежащую  правовую защиту, как до так и после рождения.

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 г. на Генеральной Ассамблее ООН. Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 г. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ. Наша страна присоединилась к Конвенции 13 июля 1990 г. Этот наиважнейший документ вступил в силу 2 сентября 1990 г.
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
Конвенцией ООН гарантируются следующие права:

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ ВСЕГО МИРА 
- Право на жизнь 
- Право на имя при рождении 
- Право на медицинскую помощь 
- Право на образование 
- Право на отдых и досуг 
- Право иметь имущество 
- Право свободно выражать свои взгляды 
- Право на свободное перемещение 
- Право на заботу и воспитание родителями 
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства 
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 
Каждый ребенок имеет права на:
- родительское воспитание;
- проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения;
- защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход. 

ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ 
Каждый ребенок имеет права на:
- жизнь и развитие;
- помощь государства в своем развитии;
- достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
- охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи;
- особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества. 

ПРАВО ДЕТЕЙ  НА УЧЕБУ И ОТДЫХ 
Каждый ребенок имеет права на:
- воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;
- поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке;
- бесплатное обязательное начальное образование;
- среднее и профессиональное образование;
- образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе;
- получение информации, способствующей всестороннему развитию;
- отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества. 

ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ 
Каждый ребенок имеет права на особую защиту:
- от любого вида опасности или насилия;
- от похищения;
- от злоупотребления наркотиками;
- от торговли детьми и эксплуатации детского труда;
- при любых формах притеснения в связи с различиями в цвете кожи, вероисповедании, имущественном положении и т.д.;
- при чрезвычайных ситуациях (вооруженных конфликтах, в случае разлучения семей или нахождения вне дома);
- когда ребенок вступает в конфликт с законом;
- когда ребенок становится беженцем;
- когда ребенок становится инвалидом.

С 14 лет - Четырнадцатилетний гражданин:
• имеет право на получение паспорта;
• дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
• может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
• вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;
• вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
•осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
• вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
• допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
• имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
• несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;
• может обучаться вождению мотоцикла;
• имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
• может вступать в молодежные общественные объединения;
• подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);
• подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;
• может быть исключен из школы за нарушения.
имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

Обязанности и ответственность.

- Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек  имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности?
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- А у вас какие обязанности вы знаете?


ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ 
Каждый ребенок обязан:
- Придерживаться общепринятых правил поведения;
- уважать права и культурную самобытность других;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- получать основное общее образование;
- соблюдать правила поведения, правила техники безопасности
и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

- Если обязанности не выполняются – наступает ответственность, ответственность по закону.

Кто знает, что это-ответственность?
У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Но поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечёт ответственность в административном или даже уголовном порядке. 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ребенка.
Ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами их заменяющими;
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает:
- административная ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы – исключение из школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
С 16 лет наступает:
- административная и полная уголовная ответственность.

Викторина «Знаю ли я свои права и обязанности?»
-На экране вы видите вопросы викторины, пожалуйста, если вы знаете ответ, поднимайте руку и отвечайте.

1.В каких документах говорится о правах и обязанностях ребенка ?
Декларация прав человека,
Конвенция по правам ребенка,
Конституция Российской Федерации,
Устав школы.

2.Соотнесите дату и их значение
1 июня ----------- Международный день защиты детей
20 ноября ------ Всемирный день прав ребенка
12 декабря ------ День Конституции Российской Федерации

3.Выбери обязанности школьника:
1. Защищать свое Отечество
2. Добросовестно учиться
3. Беречь школьное имущество
4. Уважать участников и работников школы
5. Выполнять устав школы
6. Платить налоги
7. Выполнять правила внутреннего распорядка

4.Составьте правильно  пословицы
Грамоте учиться – а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится
Правда родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой , не сиди на печи
Хочешь есть калачи – кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах ?
n Грамоте учиться – всегда пригодится. 
Право на образование 
n Делу – время, а потехе – час. 
Право на отдых 
n Правда суда не боится. 
Право на защиту 
n Дело мастера боится. 
Право на труд 
n Жить – родине служить
. Служить отчеству 
n Хочешь есть калачи, не сиди на печи. 
Право на труд

5.Тест.

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?
А) родители
Б) педагоги
В) полиция

С какого возраста подросток может устроиться на работу
А) с 14 лет
Б) с 15 лет
В) с 16 лет

В каком возрасте наступает уголовная ответственность
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 18 лет

6.Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф
Конфискация имущества
Арест
Пожизненное лишение свободы
Обязательные работы
Исправительные работы
Лишение наград
Лишение свободы
Смертная казнь
Лишение права заниматься определенной деятельностью .

Представьте себе такую ситуацию.
• Из школы украден ноутбук учащимся 13 лет. Какую ответственность понесет подросток? (Административную, т.к. ему нет 14 лет)
• Ученики ст. классов распивали спиртное на улице во время проведения школьного вечера. Каковы юридические последствия этого правонарушения? (Административная ответственность)
• 15 летний подросток согласился постоять на страже, пока его друг будет обворовывать киоск, т.к. другу он должен 1000 руб. Какое наказание понесут подростки? (Уголовное)
• На уроке ученик мешает учителю, ученикам, швыряя ручки, бумагу, обзывая одноклассников. На замечания учителя не реагирует. Учитель вывел его из класса в кабинет завуча. Чьи права были нарушены? (Учителю он мешал выполнять его должностные обязанности, а учащимся заниматься делом. Следовательно, учитель прав, что изолировал ученика).
• Нецензурная брань в школе – это издержки культуры или проитвоправное деяние? (КоАП ст 20.1 мелкое хулиганство)
• Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14 летний подросток, вымогавший деньги у младших школьников? (Да, ст. 20, 163 УК)
• Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)

-А теперь давайте еще раз пройдемся по вопросам.  

1.На что имеет право каждый ребенок?
2.По вашему, какие основные права и обязанности подростков?
3.Знаете ли вы какие-либо законы, в которых упоминаются о ваших правах и обязанностях?
4.С какого возраста, по вашему, ребенок должен иметь права и обязанности, что и взрослые?
5. Что будет если человека наделить одними правами без обязанностей?

Подведение итогов .
Очень важно знать и уметь правильно воспользоваться своим правом для того, чтобы защитить свои интересы.
Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права. Каждое право порождает определенную обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу. Использование своих прав при отказе от исполнения своих обязанностей является злоупотреблением правами и скорее всего спровоцирует ограничение Ваших прав. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь, при условии, что знает, как этими правами следует воспользоваться


1 ученик 
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик 
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

8.Проект

«Правовая Ромашка

выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;

выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;

открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;

открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;

отдых на перемене;

отдых на перемене;

помощь учителя в овладении знаниями;

помощь учителя в овладении знаниями;

участие во внеклассных мероприятиях;

участие во внеклассных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

уважать окружающих его людей;

уважать окружающих его людей;

достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;

достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;

всегда выполнять домашнее задание;

всегда выполнять домашнее задание;

участвовать в полезном труде;

участвовать в полезном труде;

беречь имущество класса и школы

беречь имущество класса и школы

заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

        

4.

Грамоте учиться               а потехе час
Делу время                        всегда пригодится
Жить                                  суда боится
Правда                               родине служить
Дело                                   мастера боится
Тот герой                           не сиди на печи
Хочешь есть калачи         кто за родину горой
2.

1 июня -----------

Международный день защиты детей

20 ноября ------

Всемирный день прав ребенка

12 декабря ------

День Конституции Российской Федерации

3.

1. Защищать свое Отечество
2. Добросовестно учиться
3. Беречь школьное имущество
4. Уважать участников и работников школы
5. Выполнять устав школы
6. Платить налоги
7. Выполнять правила внутреннего распорядка

5.

Грамоте учиться – всегда пригодится. 

 Делу – время, а потехе – час.  
 Правда суда не боится.  
 Дело мастера боится.  
 Жить – родине служить.  
 Хочешь есть калачи, не сиди на печи. 

6.

Н О Е В Н И Ц К Я,  

Т Г У С С О А Р О Д В,

Н Ь И Ж З ,

Е О Р О А А В И Н Б З

7.Составьте как можно больше слов:

государство

команда:

«Справедливые___________»

1

2

3

4

5

6

7

8

команда:

«Ответственные___________»

1

2

3

4

5

6

7

8

команда:

«Законопослушные________»

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Правила поведения вблизи водоемов"

Классный час для 5 класса о правилах поведения на воде и вблизи водоемов в летнее время...

Классный час "Правила поведения на водоемах"

Классный час для учащихся средней школы с ЦОР " Правила поведения на воде"...

План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".

Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...

Классный час "Права нужны, а обязанности важны"( презентация к классному часу)

Презентация к классному часу в 7 классе "Права нужны, а обязанности важны"...

Классный час «Права детей» 20 ноября 2014 года Рыбакова Вера Васильевна, классный руководитель 6-7

В 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”.  Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специа...

Классный час «Права ребенка – это ваши права»

На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую...

Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".

Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....