организация работы с родителями
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»
Организация педагогом работы с родителями
Классный руководитель 9 класса
Линтас Елена Алексеевна
Хабариха
2018
В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от образовательного учреждения. Это сказывается на успеваемости детей, их активности. Между тем, в статье 47 Закона об образовании сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение ими начального общего и основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования…». Образование же в свою очередь мы уже рассматриваем с позиций ФГОС, в основе которого «…лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества…».
Необходимость организации работы с родителями обосновывается заботой о индивидуальном и всестороннем развитии ребенка. Необходимо, чтобы семейное воспитание гармонировало с воспитанием в школе, чтобы не было противостояния родителей и педагогов. Для этого нужна прозрачность школьной жизни для родителей и владение информацией педагогом о системе воспитания и взаимоотношениях в семье. На ум приходит высказывание Гиппократа: «Есть трое: ты, я и твоя болезнь. На чью сторону ты встанешь, тот и победит». Продуктивнее направить силы на объединение, чем на выяснение отношений, недовольство друг другом или равнодушие. Большинство проблем ребенка можно решить, если в этом заинтересованы все стороны.
И здесь очень важна атмосфера взаимоотношений взрослых, окружающих ребенка. Это в первую очередь зависит от нас, педагогов.
Я хочу поделиться своим опытом выстраивания отношений.
Наиболее важные факторы успешности обучения и воспитания ребенка, на которые оказывают влияние родители, это:
- посещение ребенком ОУ;
- выполнение домашних заданий, дополнительное образование;
- количество и качество просматриваемых телевизионных программ, пользование Интернетом;
- выполнение режима дня;
- сохранение и укрепление здоровья;
- становление характера.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – эта важная и ответственная задача учителя. В работе с родителями мною поставлена цель «Вовлечение родителей учащихся в единое образовательное пространство, установление доверительных и партнерских отношений, совершенствование у детей осознания ценности семейных отношений».
Чтобы достичь поставленной цели, в плане работы с родителями выделяю следующие направления:
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
- участие родителей во внеклассной работе;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся;
- изучение семей учащихся;
- участие родителей в управлении.
Чаще всего первые четыре направления очень тесно переплетаются, и бывает сложно отделить их друг от друга. Поэтому проще проанализировать работу с родителями исходя из работы с детьми.
План воспитательной работы составлен мною на основе общешкольной Программы воспитания и социализации, в которой выделены 11 направлений:
- Гражданско-патриотическое
- Нравственное и духовное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
- Воспитание семейных ценностей
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Формирование коммуникативной культуры
- Экологическое воспитание
Работа по данным направления способствует:
- развитию познавательной сферы ребенка (Гражданско-патриотическое воспитание, интеллектуальное воспитание, экологическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности)
- развитию личностной и социальной сфер (Нравственное и духовное воспитание, воспитание положительного отношения к труду, социокультурное и медиакультурное воспитание, культуротворческое и эстетическое воспитание, формирование коммуникативной культуры
- сохранению и укреплению здоровья детей (Здоровьесберегающее воспитание)
- взаимодействию с семьями.
Эти четыре момента являются важными как для педагогов, так и для родителей детей.
- Влияние родителей на развитие познавательной сферы жизни ребенка.
- Развитие учебных умений, познавательной активности. Надо обратить внимание на выработку единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности. Трудность – адаптационный период.
В 5 класс перешли семь учащихся, шесть из которых закончили 4 класс с тройками, по трем учащимся стоял вопрос о повторном обучении. Поэтому так важно было наладить сотрудничество с родителями, вовлечь их в образовательный процесс, повысить их персональную ответственность за результаты обучения.
Эффект на родительских собраниях дают практические работы. Например, родители сами работают с текстом, читают, находят информацию для заучивания наизусть, осваивают методы работы с большим текстом (метод ключевых слов, метод «5П»). Это особенно важно при переходе в 5 класс, так как структура учебников, объем теоретического материала в них значительно отличаются от учебников в начальной школе. А смысловое чтение является ключевым по всем предметам. Одному учителю-предметнику не справиться.
И дети, и родители уже в первой четверти отмечали положительный настрой на учебу, проявление интереса к изучаемым предметам, повышение успеваемости.
Итогом совместной работы стало повышение успеваемости учащихся по четвертям и за год.
Таблица 1. Динамика успеваемости обучающихся при переходе из 4 в 5 класс.
Ф.И.О. | 4 класс | 5 класс | ||
Средний балл | % качества | Средний балл | % качества | |
1 учащийся | 3,6 | 38 | 4,3 | 63,6 |
2 учащийся | 4,2 | 77 | 4,1 | 81 |
3 учащийся | 3,6 | 38 | 3,8 | 45 |
4 учащийся | 3,6 | 38 | 3,8 | 45 |
5 учащийся | 5 | 100 | 5 | 100 |
6 учащийся | 3,8 | 66 | 4,2 | 73 |
7 учащийся | 3,8 | 50 | 3,9 | 45,5 |
В следующем учебном году в 5 класс перешли 5 обучающихся. Проблем с успеваемостью у этих учащихся не было, но с первого месяца выявилась проблема их пассивности: посещение внеклассных и общешкольных мероприятий, кружков. На втором собрании при анализе адаптационного периода перед родителями 5 класса был поставлен вопрос: как они встречают ребенка из школы, какие вопросы задают. Выяснилось, что основные вопросы касались оценок, поведения, питания. В ходе круглого стола проанализировали Миссию школы по ФГОС, Устав школы, выслушали мнение родителей, что же в их взрослой жизни важнее: оценки или знания, насколько важно научиться правильным взаимоотношениям между людьми, нужна ли внеклассная и общественная деятельность, дополнительное образование для всестороннего развития ребенка, посещение мероприятий – это необходимость или ненужное времяпровождение? В результате активного обсуждения родители пришли к выводу, школа-это не только уроки и получение знаний, важен весь образовательный процесс, включающий обучение, воспитание, развитие ребенка. Поэтому необходимо изменить и вопросы, с которыми они встречают ребенка из школы. Родители предложили варианты: что нового узнал, что было интересного, что запомнилось, какие мероприятия будут в классе, школе на этой неделе. Именно эти вопросы покажут ребенку заинтересованность родителей, помогут ему еще раз оценить свой учебный день. Классному руководителю были даны рекомендации - записывать в дневники информацию о внеклассных и общешкольных мероприятиях, чтобы можно было проконтролировать детей и по возможности посетить их.
То есть родительские собрания должны быть продуманы под конкретных детей, не просто информирование о неудачах или успехах. Тогда родители будут заинтересованы в их посещении.
- Расширение кругозора и познавательного интереса. Внимание нацелено на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление.
Участвуют родители в подборе информации и подготовке выступлений детей на общешкольных и классных мероприятиях:
- материал для стенгазеты.
- к вахте памяти у Знамени Победы в декабре 2015 года в школе прошли классные часы, на которых учащиеся рассказывали о своих родственниках, воевавших или трудившихся во 1941-1945 годах. С каждым из родителей провела работу, чтобы они оказали помощь детям в подборе материала (объяснила, для чего нужна информация, как оформить и др.).
На собраниях родители высказывают пожелания по организации внеклассной деятельности. По предложению родителей была организована поездка в Усть–Цильму с посещением музея и катка. Мама одной учащейся сопровождала детей во время поездки. Во время посещения музея выяснилось, что дети очень мало знают о географии и истории нашего района. Результатом поездки стал классный час- виртуальная экскурсия. Лучше запоминается то, что интересно.
- Развитие личностной и социальной сфер жизни ребенка.
В совместной работе с родителями в этом направлении обращаю внимание на:
- Овладение навыками бесконфликтного общения.
Без помощи родителей классному руководителю не справиться с проблемами, возникающими в этом направлении. Самый проблемный в этом вопросе – 7 класс.
Конфликты в семьях. Л.Н. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет любить. Это влияет и на взаимоотношения между детьми. Домашнее воспитание отличается от воспитания в школе тем, что оно - воспитание чувственное, основано на эмоциях.
Маленькое село-многое известно, наблюдения за детьми дают материал для коррекции взаимоотношений.
Возникают самые разные ситуации: у одной –конфликты с мамой, другая считает, что ее не любят в семье, третьего практически никогда не хвалят дома.
Проблемы общения возникают не только в семьях, но и в классе.
В силу особенностей возраста и характера возникли сложности в отношениях между девочками. Конфликты стали происходить и во время уроков, нарушая рабочую обстановку. В них стали втягиваться родители. Только круглый стол на родительском собрании с обсуждением возникшей проблемы, осознанием её серьёзности, объяснением причин конфликтов, выработкой плана совместных действий родителей и классного руководителя, привели к значительному изменению обстановки в классе. Родители осознали, что бессмысленно обвинять чужого ребенка в создавшейся ситуации, потому что страдают все дети. Главное – помочь девочкам преодолеть трудности. Нет плохих детей, есть проблемы, которые дети не умеют решать в силу возраста. Результат – спокойные доброжелательные отношения детей. В ходе беседы с учащимися выяснила – дети сами устали от сложностей во взаимоотношениях. Помощь родителей, беседы с ними и классным руководителем привели к осознанному решению не ссориться. Обстановка значительно улучшилась, но совместно с родителями держали эту проблему на контроле, проводила тренинги, упражнения.
Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.
Главная роль общечеловеческих ценностей - стать регулятором норм общения между людьми, критериями оценки поступков человека. Именно на это опираемся мы с родителями, беседуя с детьми.
- Формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности.
С целью осознания детьми ценности семейных отношений был организован двухнедельный проект, посвященный Дню матери России. Ребята писали сочинения о мамах, в творческой мастерской изготавливали цветы, вместе с мамами выпекали угощение для праздничного стола. (У нас это правило сохранилось в течение всех лет) Проект завершился праздником, на котором дети узнали многое о мамах своих одноклассников (где родились, сколько детей было в семье и др.). Это мероприятие вызвало и у родителей и у детей много положительных эмоций, способствовало обогащению межличностных отношений педагог-родители-дети.
Еще одна форма родительского собрания - выставка – презентация работ детей «Мои увлечения». На этом мероприятии уже родители больше узнали об одноклассниках своих детей. Каждый ребенок рассказал о своем хобби или о том, чем он больше всего любит заниматься. Часть родителей принимала участие в подготовке детей к выступлению. Это были компьютерная презентация, письменные сообщения, кто-то выступил устно и коротко. Выступление одного из детей сначала вызвало смех у присутствующих, так как его увлечением было «Гулять на улице». В ходе обсуждения ребята выяснили, что это интересное и полезное увлечение, если оно правильно организовано: с играми, друзьями, в определенное время. К обсуждению подключились мамы с воспоминаниями о своем детстве. Как оказалось, многие игры передаются из поколения в поколение. Это общение напомнило детям и их родителям, что они есть друг у друга. К сожалению, с бытовыми проблемами это иногда забывается.
Активно сотрудничаю с родителями и по дополнительному образованию детей. Причем учащихся можно разделить на 2 группы:
Первая: учащиеся, активно занимающиеся во многих кружках, секциях.
Вторая: ребята, не посещающие занятия по доп. образованию.
Проблемы возникают у родителей и тех, и других. У первых они связаны с утомляемостью, влиянием загруженности на успеваемость, участие в домашних делах. Проблемы вторых – нежелание детей заниматься в кружках или отсутствие кружков по интересам. В данном вопросе вырабатываем с родителями единую позицию по отношению к ребенку, обсуждаем перечень имеющихся кружков, выбираем необходимые по нашему мнению для посещения. Так с мамой девочки, проживающей в интернате, выбрали для неё лыжную секцию (без нагрузок и соревнований), театральную студию, математический кружок. Каждое из направлений обосновано: лыжи для укрепления здоровья, театральную студию для развития коммуникативных навыков, математический кружок для развития познавательных навыков. Пожелания родителей относительно перечня кружков и режима их работы вносятся в протокол родительских собраний, доводятся до администрации школы.
На развитие социальной сферы ребенка немалое влияние оказывает общественная работа.
Родители вместе с детьми вырастили дома рассаду для клумбы возле школы.
Ежегодно в селе и школе проходят мероприятия, посвященные Победе в Вов. Учащиеся с родственниками участвовали в акции по обновлению памятника воинам, погибшим в Вов (покраска памятника, ограды, уборка территории). В ноябре чистили дорожки, укрепляли венки возле памятника.
Среди родителей отношение к общественной работе детей неоднозначно, поэтому на родительских собраниях говорю о положительном влиянии на становление личности ребенка этого вида деятельности.
Немало дает и личный пример родителей.
- Сохранение и укрепление здоровья.
Проблемы физического здоровья учащихся являются важными, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.
Совместная деятельность в этом вопросе направлена на:
- Привлечение родителей к деятельности по общешкольной программе «Здоровье».
Участие в общешкольном Дне здоровья, для школьной спартакиады родители подготовили единую форму (сшили маечки, пришили буквы), в следующем году приобрели одинаковые футболки.
- Информирование родителей о специфике физического и психического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания.
Уже названная выше проблема излишнего количества кружков ведет к перегрузке и утомляемости. Это тревожит и классного руководителя и родителей. Родители ходатайствовали перед администрацией, чтобы кружковая деятельность и секции начинались в одно время и не раньше 17.00. Тогда перед учащимися встанет выбор: что посещать. Снижение количества посещаемых кружков не только снизит утомляемость, но и может повысить результаты внеурочной деятельности, так как больше внимания будет уделяться конкретным направлениям.
- Изучение мнения родителей о питании в школьной столовой, о нагрузке в течение учебной недели, кружках, о режиме дня.
- Индивидуальная работа с родителями по заболеваниям, выполнению режима дня, питанию детей, одежде, загруженностью кружками.
Работа проводится как по поводу пропусков из-за заболеваемости, так и по поводу посещения школы болеющими детьми.
Индивидуальная работа преобладает во взаимоотношениях с родителями детей, проживающих в интернате.
- Участие родителей в управлении.
В нашей школе мало учеников, поэтому нет классных родительских комитетов. В классах выбраны члены общешкольного родительского комитета.
Считаю, что большее влияние на управление школой оказывает родительское собрание. Именно мнение родителей, отраженное в протоколе родительского собрания, позволяет обратиться к администрации школы по волнующим вопросам, вносить коррективы в план воспитательной работы.
Заключение.
- Мое мнение - ни один родитель не должен остаться с нерешенными проблемами или без ответов на свои вопросы. Бывает, что родители приходят рассерженные, возбужденные, но уйти они должны спокойными. Необходимо быть в курсе взаимоотношений между детьми, их проблем, чтобы аргументировать свою позицию перед родителем. Стараюсь заинтересовать, поощрять родителей, в ответ получаю положительные отзывы и помощь в работе с детьми. Родители прислушиваются к мнению классного руководителя, обращаются за советом. Они способны объединиться, не смотря на разногласия, придти к общему решению, чтобы оказать помощь детям в сложных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация работы с родителями в УДОД"
Содержание работы с родителями, её значение в учреждении дополнительного образования детей....
Формы организации работы с родителями.
Презентация "Формы организации работы с родителями.Основные направления в работе.Функционирование деятельности"....
"Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению"
Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению в условиях современной школы....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...