Провела:
классный руководитель 5 е класса
Добрикова Е.А.
Цели: 1. Формирование навыков самоконтроля.
2. Воспитание дисциплинированности, убеждение их в том, что причиной многих бед и трагедий является недисциплинированность.
Ход: Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания (нужно было написать небольшое сообщение об одном из родственников, который умеет ценить время) Постановка задачи В марте 1996 года в хозяйстве крестьянина села Каенлык у Минажева вспыхнул пожар. В это время дома находились только престарелая Мадина эби и семилетний мальчик Зиннур. Остальные были на работе. За считанные минуты «красный петух» охватил все придворные постройки – баню, амбар, сарай – и превратил их в горячий пепел. К счастью, огонь не дошел до самого дома и хоть он уцелел… Приехавшие из районного центра специалисты в течение недели выясняли причины возникновения пожара, и пришли к такому выводу: пожар начался вследствие короткого замыкания проводов, неряшливо подвешенных в сарае. Спустя неделю после этого трагического события, внук Зиннур раскрывает бабушке секрет возникновения пожара: - Мне хотелось узнать: загорится ли сено, находящееся в сарае, от пламени простой спички. - А почему же ты не рассказал об этом в тот же день? – возмутилась бабушка. - Струсил, - признался мальчик. - Ну и что? Понял хоть свою ошибку-то? - Конечно, - прогундозил мальчик, - я больше не буду баловаться с огнем… На это Мадина эби заметила, тяжело вздохнув: - Хорошо, что хоть понял. Как говорится, «лучше поздно, чем никогда»…
Вопросы для обсуждения в группах
- С какой стороны показал себя мальчик, балуясь спичками в сарае?
- Каким словом называют таких людей с плохим поведением?
- А что означает дисциплина, порядок?
- -Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
- - Взгляните-ка на классную комнату. Как стоят здесь парты, столы и другие вещи?
Порядок означает следующее: 1.Правильное, налаженное состояние, расположение чего- нибудь. 2.Последовательный ход чего-нибудь. 3.Правила, по которым совершается что-нибудь. Существующее устройство, режим чего-нибудь. 4.Военное построение. 5.Числовая характеристика той или иной величины. 6.Область, сфера, к которой относится что-нибудь. 7.Слово «порядок» может применяться и в значениях междометия и утвердительной частицы.
-Что такое порог? - Брус на полу в нижней части дверного проема (в нашем случае имеет переносной смысл): например, переступить порог дома, сидеть на пороге бани.
Учителем задаются вопросы учащимся на понимание сути этих слов. Дополнения преподавателя: а) Многие события в жизни начинаются как бы с порога. В таком случае это слово употребляется в переносном смысле. (Перешагнуть порог школы. Ступить на порог новой жизни.) Порог – это преддверие. б) Есть и географическое значение этого слова: каменистое возвышение поперек вала, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство.
- Какие пословицы, связанные со словами «порядок» и «порог» вы знаете? - Порядок начинается с порога! - Значит, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем классном часе?
- О порядке, дисциплине и о том, что это начинается с порога. Самооценка
Решение учебной задачи
1 задание. (Обсуждение в группах)
- Приведите примеры дисциплинированных (высокоорганизованных) людей из прочитанной вами художественной литературы. Ответы. - Назовите высокодисциплинированных людей среди близких и родных. В чем они для вас являются примером для подражания, в отличие от других? Ответы. - Можно ли назвать дисциплинированными всех умных людей? Все ли умные люди бывают дисциплинированными? Ответы. - Почему и одушевленные, и неодушевленные предметы должны подчиняться определенному порядку? Например, воздушный, водный, железнодорожный транспорты и т.д. Ответы. - Исходя из вышесказанного, можно ли сделать выводы о необходимости дисциплины и порядка? Прежде всего, для кого нужен порядок и почему?
- Для человека, конечно же. Для сохранения его жизни и здоровья.
- Почему порядок, дисциплина должны начинаться именно с самого порога?
Ответы учащихся дополняются учителем
Умный, дисциплинированный ученик показывает себя только с хорошей стороны и начинает вести себя примерно уже дома. Вовремя и старательно выполняет все домашние задания, чистит свою одежду и обувь, перед уходом из дома проверяет выключение всех кранов и выключателей (газ, свет, воду, окна, форточки, радио.) Перешагнув за порог дома, он начинает выполнять и многие другие правила, и порядок вещей, заведенных в обществе. (Правила уличного движения, вежливость с окружающими, уважение к старшим и т.д.) Затем – школа. За ее порогом – свои правила и порядки, свои требования. Только соблюдающий все эти правила человек является дисциплинированным.
- Что может случиться, если порядок. Дисциплина не будут начинаться с самого порога? - Не будут выполняться все правила и нормы поведения людей, из-за чего появится неразбериха и хаос в их отношениях, в их действиях, в их работе. Например, если при уходе их дома останутся включенными свет, газовая плита, вода.
- Каким требованиям должен отвечать дисциплинированный, организованный человек?
- Быть аккуратным, точным, обязательным в словах и делах, предусмотрительным, вежливым, уважительным, внимательным… и т.д.
- Какие примеры недисциплинированности, неорганизованности, беспорядка в школьной жизни вы можете привести? Отчего они происходят и каковы пути их исправления?
Ответы.
Самооценка.
2 задание. (Обсуждается в группах)
- Что нужно предпринять, чтобы в школе царила сознательная дисциплинированность и разумный порядок? ^ Ответы Самооценка Рефлексия Чему научились вы на этом классном часе, что нового познали? Как дошли до понимания этих вопросов? Почему порядок, дисциплина должны начинаться с порога?
|