Классный час "Антикоррупция"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час в 9 классе
Тема: «Мзда глаза ослепляет» (об антикоррупционной деятельности в России)
Цели:
1)познакомить с историей антикоррупционной деятельности в России;
2)познакомить с отражением проблемы взяточничества в русской литературе;
3)воспитать правовое сознание;
4)сформировать активную гражданскую позицию;
5)расширить правовые знания учащихся;
6)сформировать понятие о неотвратимости наказания за коррупционные преступления.
Оборудование: интерактивная доска
Список литературы и ресурсов сети Интернет:
1)Гоголь Н.В. Мертвые души. – М.: «Детская литература», 2013.
2)Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. – Ленинград: «Художественная литература», 1983.
2) Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
3) Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
4) Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
5) Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
6)Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
7)Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
8) Энциклопедия инвестора
9) А.Б. Соловьев. Конституциональные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции.
11) http://pandia.ru
12) http://ppt.ru
Ход мероприятия.
1.Орг.момент
2.Формулирование темы и целей классного часа.
-Чтение учителем отрывка из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души». Учащиеся определяют проблему, поднятую автором в данном отрывке и тексте в целом. Данная проблема (проблема взяточничества и наказания за преступление) становится темой мероприятия.
«Теперь же решился он во что бы то ни стало добраться до таможни, и добрался…В то время образовалось сильное общество контрабандистов обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие. Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить, сказавши сухо: «Еще не время». Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу, сказавши: «Теперь пора»…После трех или четырех бараньих переходов через границу у обоих чиновников очутилось по четыреста тысяч капиталу. У Чичикова, говорят, даже перевалило и за пятьсот, потому что был побойчее. Бог знает до какой бы громадной цифры не возросли благодатные суммы, если бы какой-то нелегкий зверь не перебежал поперек всему. Черт сбил с толку обоих чиновников: чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились ни за что…Главное то, что тайные сношения с контрабандистами сделались явными. Статский советник хоть и сам пропал, но таки упек своего товарища. Чиновников взяли под суд, конфисковали, описали все, что у них было, и все это разрешилось вдруг как гром над головами их…»
-Для чего мы обращаемся к теме взяточничества? Предположите, что мы должны узнать и решить для себя на данном классном часе? (формулирование целей учащимися).
3.Работа с понятием «коррупция»
-Как вы понимаете термин «коррупция»? Что в себя включает это понятие?
Ответы учеников сравниваются с определениями, данными в различных словарях и справочниках.
«Коррупция (от. лат. corruptio - подкуп) -общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц»
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
«Коррупция[лат. corruptio] - подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей»
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
«Коррупции, ж. [латин. corruptio – порча] (публиц.). Подкуп, соблазнение, развращение взятками (должностных лиц)»
Большой словарь иностранных
слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
«Коррупция (от лат. corruptio подкуп) - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения; как правило, сопровождается нарушением законности»
Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
«Коррупция (corruption) Подкуп (дача взятки) в целях оказания влияния на политиков, государственных служащих и других должностных лиц. Взятки могут даваться в денежной или натуральной форме; почти любое действие или бездействие должностного лица может быть достигнуто посредством коррупции»
Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
-Когда появилась коррупция? (В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей).
- Был ли в истории этап, когда коррупция отсутствовала? (На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: "Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции". В этот время в римском праве появился специальный термин, который был синонимом слов "портить", "подкупать" и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений)
- После ответов учащиеся начинают заполнять схему «Коррупция» (прием «Фишбоун»): заполняет «верхние косточки» и «нижние косточки» рыбы).
4.Обращение к истории антикоррупционной деятельности в России
- Проблема взяточничества высмеивалась и осуждалась русскими писателями и поэтами всегда. В XVIII веке поэт Г.Р.Державин, осуждая в стихотворении «Властителям и судиям» царей за бездействие, нарушение законов, пренебрежение своими обязанностями «сохранять законы», «спасать от бед невинных», «от сильных защищать бессильных», указывает и на проблему взяточничества: «Не внемлют! видят - и не знают!/ Покрыты мздою очеса…». Взяточники в восемнадцатом столетии жестоко наказывались. При Петре I взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылали, но все было тщетно. Так, 17 марта 1714 г. был издан «Указ о фискалах и о их должности и действии», регламентирующий полномочия фискалов и меры по борьбе с взяточничеством и казнокрадством, а в 1715 г. был принят Артикул Воинский, в котором впервые в истории российского права была реализована попытка систематизации уголовно-правовых норм. В нем, например, было описано, кроме прочих преступлений, и взяточничество, за что грозило наказание в виде смертной казни, телесных наказаний и тюремного заключения.
-К вопросам коррупции обращались и писатели XIX века. Так, Н.В.Гоголь в бессмертной комедии «Ревизор» показал целую систему взяточничества в уездном городе, начиная от городничего и заканчивая рядовыми гражданами: государственные средства, выделенные на строительство церкви, забирает себе городничий, а церковь так и не построена, чтобы задобрить «ревизора», отвести от себя наказание за злоупотребления своим служебным положением и невыполнение своих обязанностей чиновники по очереди дают ему взятки, даже Бобчинский и Добчинский, не являющиеся чиновниками, предлагают деньги мнимому ревизору. В девятнадцатом столетии наказание за взяточничество стало менее жестоким, но антикоррупционная политика продолжает развиваться и совершенствоваться. Так, в1826 году было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии — для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и контроля за их деятельностью. С1845 г. основным законодательным актом, регулировавшим ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство, стало «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».
По Уложению, чиновник, уличенный в мздоимстве, подвергался либо только денежному взысканию, либо денежному взысканию, сопряженному с отрешением от должности. За лихоимство законодатель установил более суровые санкции, чем за мздоимство, вплоть до отдачи в исправительные арестантские отделения. Высшей степенью лихоимства законодателем было названо вымогательство.
Серьезная борьба с коррупцией в России началась в последней четверти XIX века. 22 апреля 1881 года был учрежден Комитет для выработки проекта уголовного Уложения. Одним из дискуссионных в 1893 стал вопрос об ответственности за взяточничество (лихоимство). В проекте Редакционной комиссии ответственность за принятие взятки - заключение в тюрьму на срок не ниже шести месяцев.
- Писатели XX века также высмеивали взяточничество в своих произведениях. Например, Михаил Зощенко в рассказе «Слабая тара» описывает отработанную систему взяточничества на товарной станции при отправлении грузов: служащий, взвешивающий тару, многим сообщает, что тара слабая, что нужно гвоздями закрепить и проволокой, при этом прилюдно и громогласно возмущается, когда один из стоящих в очереди предлагает ему деньги, пристыдив и отругав его: «Стыдно. Здесь взяток не берут». В то же время рабочий с гвоздями и проволокой берет за свою работу втридорога, втайне сообщая, что приходится делиться с «этим крокодилом», имея в виду служащего на весах. Оттенок сарказма приобретает фраза автора: «Нынче взяток не берут. Это раньше шагу нельзя было шагнуть без того, чтобы не дать или не взять. А нынче характер у людей сильно изменился к лучшему. Взяток, действительно, не берут». В двадцатом столетии в Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.
-Как боролись со взяточничеством в России? Как на восприятие данной проблемы влияла литература? (Осуждение и высмеивание)
- Какие формы наказания существовали в России на протяжении трех столетий? (смертная казнь, штрафы, тюремное заключение).
- Завершение заполнения схемы «Коррупция». Обсуждение.
4.Антикорупционная политика в современной России и Республике Татарстан.
-По ходу рассказа учителя и обучающихся заполняется вторая схема «Антикоррупция» (прием «Фишбоун»).
- В современной России и Республике Татарстан ведется активная антикоррупционная политика. Так, Правительство Российской Федерации утвердило распоряжением от 14 мая 2014 г. n 816-р Программу по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы. Кроме того, в России действует Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ(ред. от 22.12.2014)"О противодействии коррупции". Также в Республике Татарстан действует Закон РТ от 04.05.2006 N 34-ЗРТ
(ред.от12.06.2014)"О противодействии коррупции в Республике Татарстан"
(принят ГС РТ 30.03.2006).
(Особое внимание обращается на следующие статьи Федерального закона:
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.)
-Завершение заполнения схемы «Антикоррупция». Обсуждение.
5.Рефлексия.
-Прием «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...