Родительский лекторий "Формирование здорового образа жизни"
статья на тему
Говоря о здоровом образе жизни и обеспечений прав ребенка на охрану здоровья, прежде всего, обратимся к документам, касающимся этого вопроса. Исторические исследования показывают, что уже в глубоко древности люди задумывались о своих правах и свободах. Около 2,5 тысяч лет назад известный древнегреческий философ Протагор свой труд «Истина» начал словами: «Мера всех вещей – человек». Данное положение не потеряло своей значимости и сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_lektoriy.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
Афанасьева Г.П., классный руководитель
Говоря о здоровом образе жизни и обеспечений прав ребенка на охрану здоровья, прежде всего, обратимся к документам, касающимся этого вопроса. Исторические исследования показывают, что уже в глубоко древности люди задумывались о своих правах и свободах. Около 2,5 тысяч лет назад известный древнегреческий философ Протагор свой труд «Истина» начал словами: «Мера всех вещей – человек». Данное положение не потеряло своей значимости и сегодня.
В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 г. № 543 проблема выживания, защиты и развития детей признается приоритетной.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством РФ, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Права детей на отдых и охрану здоровья гарантируются Конституцией РФ и федеральными законами:
– «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.06.1993 г. № 5487-1;
– «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ;
– Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991 г. № 1034-1;
– «О льготах на проезд на междугородном транспорте детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении» от 16.06.1998 г. № 99-ФЗ;
– «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого ВИЧ-инфекцией» от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ.
Глава III Конституции РФ закрепляет неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина. Ряд статей данной главы посвящены проблемам охраны здоровья личности, в том числе и детей.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. гарантируется неотъемлемое право граждан РФ на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (ст. 17).
Статья 24 Основных направлений закрепляет права несовершеннолетних:
1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ;
2) медико-социальная помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней;
3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья;
4) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
В отношении лиц, не достигших 15 лет и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям (ст. 31).
В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) устанавливаются требования к охране здоровья обучающихся т воспитанников:
1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санитарного типа.
3. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.
4. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся в образовательных учреждениях несут должностные лица в соответствии с законодательством РФ и уставом данного учреждения.
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991 г. № 1034-1 закрепляет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека (ст. 5).
В детских образовательных и оздоровительных учреждениях, осуществляющих обучение и воспитание, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила (ст. 27).
Для предупреждения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки.
Для распространения знаний о ЗОЖ сказано в ст. 26 данного Закона, должно проводится гигиеническое воспитание и образование граждан в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях.
Предельная наполняемость групп, учебные нагрузки, режим работы определяется уставом учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения.
ООН, приняв Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.) и провозгласив в ней неотъемлемые права детей, не остановилась на этом. И уже в 1959 г. принимает Декларацию прав ребенка.
Декларация определяет направление деятельности государств по обеспечению прав детей: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и представлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства» (ст. 2).
Международно-правовой документ – Конвенция о правах ребенка, принятая 20.11.1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН дает следующее определение: «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигнет совершеннолетия ранее» (ст. 1).
По Конвенции ребенок обладает личными (гражданскими) правами, к которым относятся: неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6), социальными правами (по ст. 24) имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
По ст. 27 – на уровень жизни, необходимой для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Перед государствами-участниками Конвенция ставит проблему обеспечения прав наиболее незащищенной группы детей – детей-инвалидов – по их социальной адаптации: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» (ст. 27). Необходимо сделать все для физического и нравственного развития ребенка.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание, рациональное питание детей.
Режим – одно из важнейших условий успешной учебы и хорошего здоровья.
Таблица 1.
Продолжительность различных видов суточной деятельности
(в часах)
Возраст, годы | Класс | Учебные занятия в школе | Учебные занятия дома | Спорт, игры, прогулки | Чтение, занятия в кружках, помощь семье | Прием пищи, туалет, зарядка | Ночной сон |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7 | 1-й | 3–4 | 1 | 3 | 2 | 2 | 11–10 |
8 | 2-й | 4 | 1–1 | 3 | 2 | 2 | 11–10 |
9 | 3-й | 4 | 1–2 | 3 | 2 | 2 | 11–10 |
10 | 4-й | 4–5 | 1–2 | 3 | 2 | 2 | 10–10 |
11 | 5-й | 5–6 | 2–2 | 3 | 2 | 2 | 10–9 |
12 | 6-й | 5–6 | 2–2 | 3 | 2 | 2 | 9–9 |
13 | 7-й | 5–6 | 2–3 | 2 | 2 | 2 | 9–9 |
14 | 8-й | 5–6 | 3–4 | 2 | 2 | 2 | 9–9 |
15 | 9-й | 5–6 | 3–4 | 2 | 2 | 2 | 9–8 |
16 | 10-й | 5–6 | 3–4 | 2 | 2 | 2 | 8–8 |
Таблица 2
Примерная схема режима для школьников, посещающих занятия
в первую смену (начале занятий в 8 ч 30 мин)
Вид занятий и отдыха | Возраст школьников по классам, годы | |||
7-9 лет (1–3-й класс) | 10 лет (4–й класс) | 11–13 лет (5–7-й класс) | 14–17 лет (8–11-й класс) | |
Подъем | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 |
Утренний завтрак | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 |
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе | 7.50–8.20 | 7.50–8.20 | 7.50–8.20 | 7.50–8.20 |
Занятия в школе | 8.30– 12.30 | 8.30–13.30 | 8.30–14.00 | 8.30–14.30 |
Горячий завтрак в школе | Около 11 ч. | |||
Дорога из школы или прогулка после занятий в школе | 12-30–13.00 | 13.30–14.00 | 14.00–14.30 | 14.30–15.00 |
Обед | 13.00–13.30 | 14.00–14.30 | 14.30–15.00 | 15.00–15.30 |
Послеобеденный отдых или сон | 13.30–14.30 | |||
Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе | 14.30–16.00 | 14.30–17.00 | 15.00–17.00 | 15.30–17.00 |
Полдник | 16.00–16.15 | 17.00–17.15 | 17.00–17.15 | 17.00–17.15 |
Приготовление домашних занятий | 16.15–17.30 | 17.15–19.30 | 17.15-19.30 | 17.15–20.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 17.30–19.00 | – | – | – |
Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранными языками и пр.) | 19.00–20.00 | 19.30–20.30 | 19.30–21.00 | Для учащихся 13–15 лет 20.00–21.30, для учащихся 16–17 лет 20.00–22.00 |
Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия, чистка одежды, обуви, умывание) | 20.00–20.30 | 20.30–21.00 | 21.00–21.30 | Для учащихся 13-15 лет 21.30–22.00, для учащихся 16-17 лет 22.00–22.30 |
Сон | 20.30–7.00 | 21.00-7.00 | 21.30–7.00 | Для учащихся 13–15 лет 22.00–7.00, для учащихся 16–17 лет 22.30-7.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Здоровый образ жизни - основа долголетия
Родительское собрание по теме Здоровый образ жизни, по профилактике наркомании, курения и употребления алкоголя подростками...
Презентация Родительское собрание" Здоровый образ жизни"
Это материал можно использовать при подготовке родительского собрания...
Родительское собрание "Здоровый образ жизни"
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый образ жизни" с презентацией...
Родительское собрание "Здоровый образ жизни подростка"
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового о...
Родительское собрание "Здоровый образ жизни и его составляющая"
"Здоровый образ жизни и его смоставляющая"...
Родительское собрание «Здоровый образ жизни на примере родителей»
Родительское собрание для 5-7 классов...
Родительское собрание "Здоровый образ жизни"
Родительское собрание "Здоровый образ жизни"...