"Мои права и обязанности"
классный час (7 класс) на тему

Кузнецова София Григорьевна

В классном часе отображены права и обязанности граждан.Знакомство с  документами, где прописаны права и обязанности детей. Расскрываются вопросы что дети могут делать, чего не могут, что они обязаны делать, что не обязаны, на что дети имеют право, на что не имеют. Познавательный классный час с обьяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях с использованием ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Права и обязанности детей31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Мои права и обязанности» (7 класс)

Цель – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, укрепить у учащихся уверенность в себе.

Задачи: 1. Дать определение понятий «права» и «обязанности».

 2. Показать особенности прав личности.

 3. Рассмотреть характеристику прав и обязанностей учащихся.

 4. Указать на ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.

Тема, цель, задачи урока представлена на слайдах через видеопроектор (см. приложение)

Форма – познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях с использованием ролевой игры.

Использованная литература:

∙ Конституция РФ.

 ∙ Семейный кодекс.

∙ Гражданский кодекс.

∙ Конвенция о правах ребенка.

Ход классного часа                                                                                                                                        Эпиграф

«Поэтом можешь ты не быть

                                      Но гражданином быть  обязан,

                                      А что такое гражданин?

                                      Отечества достойный сын»

Н.А. Некрасов  « Поэт и гражданин»

Учитель:   Человек стремится поскорей

                   С души привычки сбросить власть                            

                   Стать справедливей и мудрей

                   И, наконец, понять

                   Каким же в этой жизни быть

                   Чтоб званье человека заслужить?

 -Дорогие ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир гражданских прав и обязанностей.

 Гражданство – установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Права и свободы закреплены в Конституции Российской Федерации. Как стать гражданином России? – для этого надо родиться в России, от  родителей – граждан России. До 14 лет гражданство приобретается как бы автоматически. А в 14 лет, когда вы получаете паспорт, гражданство закрепляется.

-Сейчас я с вами говорила на юридическом языке, но мне хочется обратиться к эпиграфу нашего классного часа .(Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин) Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

                            Что люди могут делать  и чего не могут?

                  Что они обязаны делать и чего не обязаны?

                   На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека – заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых, а в каких документах говорится о правах и обязанностях детей?

  • Конституция РФ,
  • Конвенция о правах ребенка,
  • Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации»,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Устав школы

Как вы считаете, что такое право? (совокупность обязательных  к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

Все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

Теперь поговорим о правах детей.

∙ Каждый ребенок имеет право на жизнь.

 ∙ Ребенок имеет право на имя при рождении. Ребенок имеет право на получение гражданства и, насколько это возможно, на то, чтобы знать, кто его родители, а также на заботу с их стороны.

∙ Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

 ∙ Ребенок имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительство.

∙ Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, получать и передавать информацию независимо от границ.

 ∙ Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.

∙ Ребенок имеет право на медицинскую помощь.

∙ Ребенок имеет право на образование.

 ∙ Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

∙ Дети имеют право не быть подвергнутыми насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

∙ Дети имеют имущественные права.

 - Кто может защитить права ребенка? Родители, органы опеки и попечительства, суд, КДН и др.

Вы должны знать, что каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок. Наша школа тоже имеет свой Устав, где четко и ясно прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Еще раз напоминаю, что защищая свои права ты всегда должен помнить о своих обязанностях.

Что такое обязанность?

 Рассмотрим обязанности учащихся перед школой:

∙ Получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными стандартами.

∙ Выбор формы образования.

∙ Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

∙ Уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

∙ На всестороннее развитие своих способностей и дарований.

 ∙ Объективную оценку знаний и умений.

∙ На апелляцию в случае конфликта с учителем или другим работником школы в любой орган управления «Учреждением».

∙ На отдых в перерывах между уроками и в период каникул.

∙ На меры их социальной поддержки, установленные законодательством РФ, а также льготы, устанавливаемые школой. Теперь мы должны познакомиться с вашими обязанностями. Их можно представить на стенгазете или на слайде (см. приложение). О них повествует один из учеников, класс дополняет.

 ∙ Соблюдать Конституцию РФ и законы.

∙ Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.

∙ Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

 ∙ Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

∙ Обязанность получить основное общее образование.

∙ Приходить на занятия без опозданий, чистыми и опрятными, в школьной форме, иметь спортивную форму, сменную обувь.

 ∙ Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников.

 ∙ Пресекать проявления грубости и бестактности.

∙ Выполнять требования работников школы в части, отнесенной к их компетенции Уставом, Правилами поведения обучающихся, приказами директора и решениями педагогического совета.

 ∙ Систематически работать над расширением своего кругозора.

∙ Заботиться о чести школы, поддерживать ее авторитет, приумножать традиции.

-Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны

Административная ответственность наступает за:

  • приобретение, хранение, употребление наркотических средств
  • жестокое обращение с животными
  • повреждение транспортных средств
  • повреждение гос.имущества
  • распитие спиртных напитков
  • нарушение правил дор.движения
  • нарушение устава школы
  • мелкое хулиганство и т.д.

- Кто знает, с какого возраста наступает уголовная ответственность?             На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 16лет (ст. 20 УК), а особо опасные преступления с 14 лет. законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. 
 
К уголовным преступлениям относятся:

  • грабежи, разбои, хищение
  • умышленное убийство
  • действия сексуального характера
  • угон автотранспортных средств
  • ложное сообщение об акте терроризма и т.п.

-Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить за какие совершенные преступления и правонарушения предусмотрены ответственность и наказания.

Анализ ситуаций (ситуации раздать детям).

  1. У твоего друга вытащили телефон в автобусе.

Какая наступает ответственность?

-уголовная

-материальная

-административная

( уголовная ответственность, кража чужого имущества).

    2. На улице группа подростков вырвала сумочку из рук женщины?

        Какая наступает ответственность?

-уголовная

-материальная

-административная

(Уголовная ответственность, кража чужого имущества)

   3. Товарищи избили товарища.
     
Какая наступает ответственность?

-уголовная

-материальная

-административная

(Уголовная ответственность. Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.)

     4.Ученик не посещает занятия в школе?
        Какая наступает ответственность?
           -уголовная

-дисциплинарная

-административная

(административная ответственность)

   5. Ученик обозвал учителя?

    Какая наступает ответственность?

           -уголовная

-материальная

-административная

(оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.)

    6. Ученик произвел ложный звонок в пожарную часть о том, что в школе   пожар?

        Какая наступает ответственность?

           -уголовная

-материальная

-административная

(сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

(Ложный звонок, уголовная ответственность, это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...

     7.  На уроке, в порыве ярости, школьник разбил окно?

Какая наступает ответственность?

           -уголовная

-материальная

-административная

(штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.)

    8. В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:
    – ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

           -уголовная

-материальная

-административная

(Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.)

    9. На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.

( Порча чужого имущества  умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет).
   10.– В класс вбегают мальчишки: А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клёво! Вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

   Пишут.

(Вандализм - осквернение зданий и сооружений - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.)

Закрепление пройденного материала.

 -Из сегодняшнего разговора можно сделать вывод: всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы или вообще не создавать проблем.

- На этом наш классный час подошел к концу. Я надеюсь, что вы для себя взяли  полезную информацию и не будете совершать необдуманных поступков. До свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...