Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
рабочая программа по теме
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть, понимать своего ребёнка, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка – одна из приоритетных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения. Совместное участие всех членов семьи в воспитании и обучении ребёнка укрепляет семью, дает ребенку чувство защищенности, а учителю – поддержку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospityvaem_vmeste.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7.
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ________ от_________ Руководитель МО ___________Л.А.Муранькова | «Утверждаю» Директор школы _________Л.Д.Петрова ____ ____________2011 г. |
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
«Уважая, Доверяя, Поддерживая».
Автор-составитель: Смирнова Т.В.
Великий Новгород
2011
1. ОБОСНОВАНИЕ.
В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами, всегда даёт положительный результат.
В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.
Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
Педагог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с выраженным недоразвитием интеллекта (далее – ВНИ).
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть, понимать своего ребёнка, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка – одна из приоритетных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения. Совместное участие всех членов семьи в воспитании и обучении ребёнка укрепляет семью, дает ребенку чувство защищенности, а учителю – поддержку.
«Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям: корни и крылья». И.В. Гёте. |
- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Важно рассматривать семью как целостный социальный организм, обладающий такими характеристиками, как образ жизни, психологический климат семьи.
Только при условии тесного деятельного союза с семьей ребенка с ВНИ, можно обеспечить гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество, формирование готовности к самостоятельной жизни.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:
- Уважение к уникальности каждого ребенка;
- Приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;
- Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей:
- Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
- Системность в организации жизнедеятельности детей;
- Открытость, обеспечивающая доступность для родителей информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.
В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.
Цель программы – создание системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, воспитанников по формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
Задачи:
- Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
- Формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.
- Повышение правовой компетентности родителей.
- Гармонизация межличностных отношений между членами семьи.
- Организация совместной деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
- Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их решения.
Условия реализации программы.
- Педагог должен хорошо знать всех родителей (далее – и лиц, их заменяющих) учащихся класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Так, в процессе работы с семьями (беседы, наблюдения, анкетирования) я выяснила, что все родители имеют достаточно высокий культурный и образовательный уровень (высшее или среднее специальное образование), интересуются педагогической, специальной литературой, являются весьма осведомленными собеседниками. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.
- Привлечение абсолютно всех членов семей к учебно-воспитательной работе: отцов, братьев, сестер и др.
- Родители безоговорочно оказывают помощь в понимании особенностей ребенка: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивация учения.
- Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие в деле воспитания и обучения детей ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
- Родители могут положительно повлиять на успех детей только в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
- Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
- Активное использование в работе с родителями информационных технологий.
Формы работы с родителями.
1.Фронтальная (групповая).
- Традиционной формой фронтальной работы с родителями является родительское собрание. Проводим собрания в удобное для родителей время. Тематика родительских собраний на новый учебный год обсуждается с родителями по окончании предыдущего учебного года. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии. Здесь родители имеют возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.
- Совместная досуговая деятельность. Внеклассные мероприятия, походы на природу, в театр, кино, музеи. Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации досуговых мероприятий, организуют отдых детей во время выходных или каникул, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, уборке, обустройстве кабинета и игровой.
- Открытые уроки и воспитательные мероприятия.
- Оформление «Родительского уголка», переносной папки «Для ВАС, родители!» где своевременно обновляются и пополняются методические материалы для работы с нашими детьми.
- Оформление детских портфолио. Среди множества предлагаемых инноваторами образовательных технологий наиболее привлекательной нам показалась технология портфолио. Именно она представляет собой форму оценивания, соответствующую образовательным целям и ценностям, основанным на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению.
Портфолио ребёнка является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – познавательной, игровой, коммуникативной, творческой.
Работа с детскими портфолио помагает:
- Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его индивидуальные особенности.
- Получать более полную информацию о ребенке.
- Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.
- Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его родителей.
- Мотивировать ребенка добровольно и постоянно проводить мониторинг собственного развития с фиксацией полученных результатов.
- Создание сайта нашего класса. Презентация его перед коллективом родителей. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с родителями. Это помогает устанавливать дополнительные контакты с родителями, поддерживать с ними круглосуточную связь, показывать достижения их детей в различных сферах, демонстрировать фотоотчеты внеклассных мероприятий, оперативно реагировать на возникшие у родителей вопросы.
2.Подгрупповая.
- Я работаю одновременно с учащимися трёх возрастных групп. Дети занимаются по разным учебным программам, имеют разный уровень усвоения знаний. Вся эти различия являются тематикой подгрупповой работы с родителями.
- «Школа братьев, отцов и дедушек». Конечно, основная забота о ребёнке ложится на плечи матери. Привлечь мужчин к школьной жизни ребёнка - это моя мечта (не так-то просто). Над этим я работаю уже не первый год.
- «Школа сестер, матерей и бабушек».
- Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел с тем, чтобы создать в классе такой микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, жить дружно, весело, увлеченно.
3.Индивидуальная.
- Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Они должны способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь решаются частные вопросы. Организуются консультации сразу же после обращения родителей, при возникновении трудностей. Педагог, работающий на классе, является связующим звеном между родителями и всеми специалистами образовательного учреждения.
- Посещение семей.
- «Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».
3.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАММЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ | Форма работы: | Мероприятие: | Ответственный: | Сроки: |
1. | ГРУППОВАЯ | Собрания «Требования к ЗУН» «Итоги I четверти» «Итоги II четверти» «Итоги III четверти» «Итоги учебного года» | Т.В.Смирнова, родительский комитет. | сентябрь октябрь декабрь март май |
Тематические родительские собрания | В зависимости от выбранной тематики | В течение года | ||
«Круглые столы» (темы по запросам родителей) | ||||
Праздник «Ёлка» | Родительский комитет | декабрь | ||
Огоньки
| Синьковская Е.Л. Васильев В.С. и родительский комитет Родительский комитет | 22 февраля 7 марта 30 мая | ||
Культпоходы
| Родительский комитет | В течение года | ||
Открытое занятие по логопедии | Учитель-логопед | ноябрь | ||
Оформление «Родительского уголка», папки «Для ВАС, родители!!!» | Т.В.Смирнова и родительский комитет | В течение года | ||
Оформление детских портфолио. | Т.В.Смирнова и родители. | В течение года | ||
Создание сайта класса. | Андриенко В.С., Т.В.Смирнова и родительский комитет | В течение года | ||
Сообщение лексической темы недели | Т.В.Смирнова | Каждый понедельник | ||
Работа по лексической теме | Т.В.Смирнова и родители. | еженедельно | ||
Подготовка учебного кабинета и игровой комнаты к новому учебному году | Т.В.Смирнова и родители. | Май-июнь | ||
Практикум «Развитие мелкой моторики» | Т.В.Смирнова | октябрь | ||
2. | ПОДГРУППОВАЯ | «Обучение в 4 классе» | Т.В.Смирнова | В течение года |
«Обучение в 5 классе» | ||||
«Обучение в 6 классе» | ||||
«Школа братьев, отцов и дедушек» | ||||
«Школа сестёр, матерей и бабушек» | ||||
«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?» | Медицинский работник школы | сентябрь | ||
«Что нужно знать родителям о физиологии подростка?» | Медицинский работник школы | сентябрь | ||
3. | ИНДИВИДУАЛЬНАЯ | Анкетирование | Т.В.Смирнова и специалисты ОУ | Сентябрь, май |
Индивидуальные консультации: |
| Ежедневно (по мере необходимости) | ||
Посещение семей | Т.В.Смирнова | В течение года | ||
«Телефон доверия» | Т.В.Смирнова и родители. | круглосуточно |
4.МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на все время обучения ребенка в школе. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (ученики класса детей с выраженным недоразвитием интеллекта), педагоги, работающие в классе детей с ВНИ: учителя – предметники, педагог – психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель ЛФК; медицинские работники, библиотекарь специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное опре деление целей деятельности, совместное планирование пред стоящей работы, совместное распределение сил и средств в соответствии с возможно стями каждого участника, совместный контроль и оценка ре зультатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
- единым объектом (субъектом) воспитания;
- общими целями и задачами воспитания детей;
- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
- возможностью объединения усилий школы и семьи в ре шении проблем ребенка;
- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
В центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности.
Схема управления реализацией программы
Социум:
Центр помощи семье и детям,
Центр «Виктория»,
ПМПК,
«Телефон доверия»
Администрация ГОБС (К) ОУ школа VIII-вида № 7
Психолог
Служба организации сопровождения
учебно-воспитательным процессом:
Учителя предметники,
Социальный педагог,
Логопед,
Преподаватель ЛФК
Школьный ПМПк
СЕМЬЯ
Формы работы с родителями
РОДИТЕЛИ | РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ | ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ | ||
СОВМЕСТНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
ДЕТСКИЕ ПОРТФОЛИО | ||||
«РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК» | ||||
САЙТ КЛАССА | ||||
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ | ||||
«ШКОЛА БРАТЬЕВ, ОТЦОВ, ДЕУШЕК» | ||||
«ШКОЛА СЕСТЕР, МАТЕРЕЙ, БАБУШЕК» | ||||
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» |
6.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Кадровое обеспечение – 100% бюджетное.
Финансовое обеспечение – за счет бюджетных средств, добровольных пожертвований.
5.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Результативность данной работы проявляется в следующих аспектах:
- в повышении уровня педагогической культуры родителей;
- в улучшении отношений с ребенком, взаимопонимании;
- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем;
- в формировании педагогической рефлексии родителей;
- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в осуществлении учебно-воспитательного процесса.
6. МОНИТОРИНГ.
На протяжении 6 лет моей работы в этом классном коллективе наблюдается 100% сохранность контингента (родители учащихся не меняют выбранную программу обучения, образовательное учреждение и педагога), 100% посещаемость учащимися школы, 0% учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Родители выступали на областном семинаре, на заседаниях общешкольного родительского комитета. О создании благоприятного микроклимата в классном коллективе говорит и то, что в трёх семьях родились вторые и третьи дети.
Автор-составитель: Т.В.Смирнова. Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».
Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. НовочеркасскаМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 План прове...
"Формирование пространственных представлений у учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта"
Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта...
Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»
Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...
Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...
Коррекционно -развивающая программа учителя логопеда для учащихся с системным недоразвитием речи тяжёлой степени
В настоящее время значительно увеличилось количество поступающих в школу учащихся с системным недоразвитием речи. Логопедическое сопровождение в условиях кор...