Я и моя семья
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Я и моя семья»
Цель: формирование представлений об идеале семьи.
Задачи: прививать навыки осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развивать интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.
Ход классного часа
Классный руководитель: Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести в этом году в сентябре «Уроки семьи и семейных ценностей». Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Я и моя семья».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Классный руководитель: Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи.
А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.
Рассказы учащихся.
Классный руководитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
- Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
- Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
- Приглашать гостей и собирать застолье;
- Собирать и хранить семейные фотографии;
- Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
- Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи.
Рассказы учащихся.
Классный руководитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
Вопросы учащимся:
- Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
(Ответ: родители мамы или папы).
- Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
(Ответ: тётя).
- Вопрос: А кто такой дядя?
(Ответ: брат мамы, папы или тёти).
- Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
- Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
- Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?
- Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)
- Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)
- Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)
- Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)
- Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)
- Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)
- Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)
- Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)
Классный руководитель: Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.
Ребята, кто знает пословицы о семье и что они означают значение?
Рассказы учащихся.
Классный руководитель: расскажите, что означают следующие пословицы.
- Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
- В семье любовь да совет, так и нужды нет.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Намёки да попрёки - семейные пороки.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- На что клад, коли в семье лад.
- Не прячь свои неудачи от родителей.
- Согласье в семье - богатство.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дружной семье и в холод тепло.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
- Когда семья вместе так и душа на месте.
Классный руководитель: Ребята, а кто знает секреты семейного счастья»? Каковы условия семейного счастья?
Ответы учащихся.
Классный руководитель:
(еще несколько условий, если их не назвали)
- Сходство привычек и интересов.
- Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.
- Равное выполнение всех семейных обязанностей.
- Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
- Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
- Жить по средствам, довольствуясь малым.
- Не ставить перед супругом невыполнимых условий.
- Принимать решения совместно.
Классный руководитель:
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ответы учащихся.
Классный руководитель:
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"
В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры....
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....