Семинар-практикум для педагогов. «Конфликтные ситуации с родителями: стоит ли их избегать?»
методическая разработка на тему
Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Много уже говорилось об имидже педагога, но давайте подумаем, а кто же является основным создателем имиджа педагога? Конечно, это родители! Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями школьников – все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov._konfliktnye_situatsii_stoit_li_ih_izbegat.docx | 22.22 КБ |
pamyatka_dlya_pedagogov.docx | 13.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Конфликтные ситуации с родителями. Стоит ли их избегать?»
Часть I.
Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Сегодня очень много уже говорилось об имидже педагога, но давайте подумаем, а кто же является основным создателем имиджа педагога? Конечно, это родители! Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями школьников – все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными!
Педагог, как и 100 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству родителей и воспитанников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей педагога становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Именно из-за широкой информационной доступности каждый родитель знает порой больше нас , что и как должен делать учитель,воспитатель, часто просто не обращая внимание на свои обязанности по воспитанию ребёнка.
В повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, не избежав конфликта.
Психолог.
Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, что такое конфликт и как его избежать.
Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «учитель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Формула конфликта:
конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) “последняя капля”=конфликт.
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны:
- неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от школьногоучреждения;
- субъективная причина конфликтов связана с тем, что учитель(воспитатель)порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их;
- это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком;
- причина, косвенно разрушающая отношения между учителем(воспитателем) и родителями, - это особенности самого ребенка ;
- болезненно реакция даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из школы. Ответной реакцией может быть претензия к учителю(воспитателю) по отношению к "злостному обидчику".
Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?
Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»
Положительные и отрицательные стороны конфликтов.
Работа в группе
Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.
Зотова Н.В.
Положительные
• Получение социального опыта
• Нормализация морального состояния
• Получение новой информации
• Разрядка напряжённости
• Помогает прояснить отношения
• Стимулирует позитивные изменения
Отрицательные
• Настроение враждебности
• Ухудшение социального самочувствия
• Формализация общения
• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
• Эмоциональные затраты
• Ухудшение здоровья
• Снижение работоспособности
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Часть II.
Психолог. Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!»
Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.5 мин.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:
Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.
«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»
Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.
характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша»
Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.
Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.
- достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»
Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.
Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.
предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.«Такая, видно, у меня доля тяжкая»
Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.
-является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»
Психолог
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Любой конфликт разрешаем, но есть родители, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.
Зотова Н.В.
«Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого».
Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.
Психолог
«Правило построения эффективного общения».
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить
«Правило трех плюсов» Самые универсальные – это:
- улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
Часть III.
Деловая игра «Конфликтные ситуации».
Ситуации представлены таким образом:
сначала предлагается ситуация, затем описываются действия учителя, воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога/завуча.
Работа в группах ( 3 группы).
1. Учитель (Воспитатель) обращается к маме ученика с рассказом о том, что сегодня мы работали с проектами на внеурочной деятельности,и предложила закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность учителя (воспитателя) – он «за это деньги получает».
Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и учителя (воспитатели) действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.
Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство учителя (воспитателя), как профессионала.
Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно с воспитателем (учителем) и психологом стенд или алгоритм об организации занятий дома, с рекомендациями .
2. Маша – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется в классе. Учитель, воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила учителя, воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к директору.
Комментарий психолога: Если бы такую информацию родитель получил от врача школы или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с учителем,воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!
3. У ученицы 7 класса снижена успеваемость и мотивация к учебе. Девочку не пугают даже полученное большое количество двоек по многим предметам. Родители обеспокоены успеваемостью дочери. Считают, что учитель недорабатывает: не проводит индивидуальную работу, не оповещает своевременно родителей. Все это проговаривает при частной встрече с классным руководителем.
Зотова Н.В. Комментарий психолога:
НЕ следует избегать таких встреч с родителями.
Возможно, кл. рук., воспитателю необходимо составить индивид. План работы с данным учеником, где они расписать совместные действия: регулярность встреч родителей с кл. рук, периодичность анализа успеваемости, сетевое взаимодействие и т.д. Следовать данному плану безукоризненно, чтобы родитель почувствовал прямую заинтересованность и помощь педагога и школы в целом.
Рефлексия. На маленьких листочках. «Сегодня на занятии мне было полезно…»
Не зачитывать. Собрать.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
«Приёмы разрешения конфликта»
1. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику.
Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
2. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
3. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия – неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Миролюбие – ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
4. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Существует формула мудрого поведения в конфликте (ОПРСТ)
О - открытость ума.
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.
ПАМЯТКА
«Приёмы разрешения конфликта»
1. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику.
Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
2. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
3. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия – неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Миролюбие – ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
4. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Существует формула мудрого поведения в конфликте (ОПРСТ)
О - открытость ума.
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.
ПАМЯТКА
«Приёмы разрешения конфликта»
1. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику.
Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
2. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
3. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия – неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Миролюбие – ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
4. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Существует формула мудрого поведения в конфликте (ОПРСТ)
О - открытость ума.
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения
Родительское собраниеКонфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения.Аннотация - В основе всякого конфликта лежит противоречие.- Противоречие, которое лежит в основе конфликта...
Родительское собрание «Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения»
Конфликты в нашей жизни неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями. Большинство людей негативно относится к конфликтам, и это не случайно, ведь любая конфликтна...
Семинар-практикум для социальных педагогов школ города Стерлитамака «Социально-реабилитационное сопровождение учащихся в ОУ»
из опыта работы социального педагога...
Семинар- практикум для молодых педагогов «Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению».
Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению....
Презентация психологического занятия "Стратегии поведения при конфликтной ситуации с родителями"
Цель: предоставление возможности педагогам получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов в системе «учитель-родитель».Задачи: предоставить теорети...
Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»
Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...