План работы по профориентационной и информационной работе «Профессиональный выбор»
учебно-методический материал на тему
План работы по профориентационной и информационной работе «Профессиональный выбор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profor_9_kl.rar | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кокоринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании Зам. директором Директор школы
МО кл.руководителей по УВР ______Кечилова А.К.
от «__» _____ 201_г. __________Майхиева Д.О. от «__» _____ 201_г.
от «__» _____ 201_г.
План работы
по профориентационной и информационной работе
«Профессиональный выбор»
в 9 классе
классный руководитель: Сванкулова А.А.,
учитель математики
2016 г.
I. Пояснительная записка
Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.
Это ставит новые задачи перед системой общего образования. Ученики и родители невольно начинают оценивать школу с точки зрения того, насколько она может способствовать верному профессиональному выбору. При этом от школы ожидают, что она поможет и профессионально определиться, и обеспечит последующее успешное освоение профессии (под которым родители обычно понимают поступление в ВУЗ). Все более привлекательными для родителей становятся образовательные учреждения, где специализация начинается на самых ранних ступенях образования. Это позволяет избавиться от сомнений и колебаний относительно дальнейшего жизненного пути, и расширяет диапазон знаний и умений в выбранной области. Поэтому профессиональное образование начинается теперь задолго до окончания школы.
Для учащихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.
Цель: оказать профессиональную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения, направления продолжения обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- развитие сознательного отношения обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии со своими возможностями, способностями и требованиями рынка труда;
- выявление склонностей и возможностей обучающихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов;
- формирование у обучающихся представления об основных психических явлениях (память, внимание, мышление, эмоции) и их значении в профессиональной деятельности;
- формирование у слушателей курса целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения, ознакомление с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность человека по различным профилям;
- осуществлять поддержку мотивации к будущему профилю обучения.
- развитие навыков и умений школьников по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.
Программа занятий «Профессиональный выбор» разработана на основе программы Г.В.Резапкиной «Психология и выбор профессии» и направлена на повышение уровня профессиональной зрелости обучающихся 9-ых классов, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Программа рассчитана на 34 учебных часа. Каждая тема включает в себя и практическое и теоретическое занятие.
Форма контроля знаний
Оценка знаний обучающихся по итогам прохождения программы осуществляется по результатам учебной деятельности в конце каждой четверти.
Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста, конструирования, моделирования и др. Критерии и результаты оценивания заносятся в портфолио ученика в разделы: проекты, творческие работы.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Занятия | ||||
Теорети-ческие | Практи-ческие | ||||||
Раздел 1. Человеческие возможности при выборе профессии. Диагностический блок | 13 | ||||||
Вводный урок. Основы профессионального самоопределения. | 1 | 1 | |||||
Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. | 1 | 1 | |||||
Интересы и выбор профессии. | 1 | 1 | |||||
Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. | 1 | ||||||
Чувства и эмоции. | 1 | 1 | |||||
Познавательные способности при выборе профессии: диагностика интеллектуальной сферы. | 1 | 1 | |||||
Общее представление о психических процессах: память, внимание. | 1 | ||||||
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. | 1 | 1 | |||||
Способности и профессиональная пригодность. | 1 | 1 | |||||
Профессия и здоровье. | 1 | 1 | |||||
Человек среди людей. | 1 | ||||||
Тайм-менеджмент для жизни и профессии. | 1 | 1 | |||||
Практическая работа. Карта-план «Образовательный маршрут». | 1 | ||||||
Раздел 2. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. | 8 | ||||||
Мотивы и потребности. | 1 | ||||||
Основы выбора. | 1 | ||||||
Классификация профессий. | 1 | ||||||
Составление формулы профессии, анализ профессии. | 1 | ||||||
Формы получения профессионального образования. | 1 | ||||||
Профильное обучение, классификация профилей. | 2 | 1 | |||||
Практическая работа «Мой профиль». | 1 | ||||||
Знакомство с основными профилями: общая классификация, профили Республики Алтай. | 1 | ||||||
Раздел 3. Профессиональные маршруты. | 5 | ||||||
Рынок образовательных услуг в муниципальном образовании город Горно-Алтайск. | 1 | ||||||
Рынок образовательных услуг в России и Алтайском крае. | 1 | ||||||
Рынок труда. Встреча с представителями Центра занятости. | 1 | ||||||
Анализ профессии (практическая работа в Интернет). | 2 | 1 | 1 | ||||
Раздел 4. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии. | 4 | ||||||
«Лестница карьеры». | 1 | ||||||
Резюме. Портфолио. Навыки самопрезентации. | 1 | ||||||
Практическая работа: составление резюме. | 1 | ||||||
Профориентационная игра «Работодатель». | 1 | ||||||
Резерв | 4 | ||||||
ИТОГО: | 34 | ||||||
Родители | Родительское собрание Тема: «Специальные способности как одно из условий выбора профессии»; Совместное собрание родителей и учащихся: «Правила приема в профессиональные учебные заведения в крае, условия трудоустройства» | Ответственные классный руководитель, Психолог; + Работники центра профориентации, центра занятости | |||||
Учителя | Семинары Темы: «Порядок проведения первичной групповой профконсультации»; «Формы и методы профориентационной работы в старших классах. Обмен опытом» | Ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, психолог |
Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности. Приоритетными формами обучения являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, групповые дискуссии, ролевое проигрывание.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, раздаточный материал.
Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:
- уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;
- профессиональная мобильность;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- личный профессиональный план;
- виды обучения: «универсальное обучение», «профильное обучение»;
- рынок труда;
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и резюме;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
II. Содержание программы
Раздел 1. Человеческие возможности при выборе профессии. Диагностический блок.
Тема 1. Вводный урок. Основы профессионального самоопределения.1час
Значение в жизни человека принятия правильного решения о профессиональном выборе. Понятие «Профессия». Определение мотивации выбора профессии.
Тема 2. Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. 1 час
Понятие «темперамент». Определение типов темперамента (методика Резапкиной). Влияние темперамента на профессию. Тепинг-тест.
Тема 3. Интересы и выбор профессии. 1 час
Интересы и склонности в выборе профессии. Формирование интересов, их виды и проявление в различных видах деятельности. Определение типа будущей профессии (опросник Климова Е.А.). Методика «Профиль».
Тема 4. Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. 1 час
Классификация профессий по типам. Склонности и профессиональная направленность. Анкета «Определение профессиональных склонностей» (Йовайши). Тест «Профессиональный тип личности» (Голланд).
Тема 5. Чувства и эмоции 1 час
Понятие «чувства» и «эмоции». Способы проявления эмоций. Типы агрессивного поведения. Эмоциональность личности и выбор профессии. Практические задания/упражнения на проявление и узнавание эмоций. Тест эмоций.
Тема 6 . Познавательные способности при выборе профессии. 1 час
Диагностика интеллектуальной сферы (памяти, внимания, мышления).
Методика «Эрудит». Выявление уровня познавательного развития и успешности обучения учащихся. Мышление и выбор профессии. Упражнения для тренировки и развития внимания.
Тема 7. Общее представление о психических процессах: память внимание. 1 час
Общее представление о памяти. Виды памяти, процессы памяти. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Диагностика оперативной логической памяти (Ясюкова). Знакомство с приемами и техниками запоминания и возможностями развития памяти. Внимание, его виды. Характеристики внимания и выбор профессии. Упражнения для тренировки и развития внимания.
Тема 8. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы 1 час.
Мышление и выбор профессии. Упражнения для развития внимания.
Тема 9. Способности и профессиональная пригодность. 1 час
Понятие и виды способностей. Характеристика способностей. Способности и профессионально важные качества, профессиональная пригодность. Соотношение требований разных групп профессий к личностным, физиологическим, интеллектуальным особенностям человека.
Тема 10. Профессия и здоровье. 1 час
Понятие «профессиональное здоровье». Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Возможные воздействия профессиональной деятельности на здоровье, факторы профессионального риска возникновения заболеваний. Противопоказания по отдельным группам профессий, ограничения профпригодности. Проблема профилактики психоэмоционального напряжения в профессиональной деятельности. Психологический практикум. Тест «Образ жизни».
Тема 11. Человек среди людей . 1 час
Общение и его роль в жизни человека. Виды общения. Схема осуществления коммуникации. Барьеры на пути коммуникации. Деловое общение. Методы и средства эффективного общения. Умение слушать.
Тема 12. Тайм-менеджмент для жизни и профессии. 1 час.
Планирование времени. Знакомство с понятием «Тайм-менеджмент». Практическое задание «План на неделю».
Тема 13. Практическая работа. Карта-план «Образовательный маршрут». 1 час
Моделирование личного профессионального маршрута учащихся на основе личностных качеств.
Раздел 2. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.
Тема 14. Мотивы и потребности. 1 час
Мотивационная сфера человека. Классификация мотивов выбора профессии. Две поведенческие стратегии: мотивация «достижения успеха» и мотивация «избегания неудачи». Методика «Мотивы выбора профессии»
Тема 15. Основы выбора. 1 час
Самоопределение личности. Пути освоения профессии. Ситуации выбора профессии. Правила выбора профессий. Практическая работа.
Тема 16. Классификация профессий. 1 час
Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Путешествие по карте профессий.
Тема 17. Составление формулы профессии, анализ профессии. 1час
Составление формулы профессии. Обсуждение профессий. Формула профессии – последовательность букв, соответствующая описанию профессий. Самостоятельная работа.
Тема 18. Формы получения профессионального образования. 1 час
Варианты профессионального образования. Виды учебных учреждений, форм обучения, их отличительные особенности.
Тема 19. Профильное обучение, классификация профилей. 2 часа
Перечень специальностей, соответствующих выбранному профилю. Учебный план. Предметы. Практические задания на ориентацию учащихся в мире профессий. Уровни профессиональной пригодности.
Тема 20-21. Знакомство с основными профилями: общая классификация 1 час
Классификация основных и дополнительных профилей. Система учебных курсов в профиле: базовые, профильные, элективные. Профильные предметы. Практическая работа «Мой профиль».
Раздел 3. Профессиональные маршруты.
Тема 22. Рынок образовательных услуг в муниципальном образовании город Горно-Алтайск. 1 час
«Образовательная карта». Высшие учебные заведения на территории Горно-Алтайска. Среднетехнические факультеты и профессиональные училища. Рыночные отношения в сфере труда. Рынок рабочих и учебных мест.
Тема 23. Рынок образовательных услуг в России и Алтайском крае.
1 час
Формирование предложения и спроса на современном рынке труда (актуальные рабочие места, спрос и предложение на современном рынке труда).
Тема 24 . Рынок труда. Встреча с представителями Центра занятости.
1 час
Особенности формирования рынка труда. Требования работодателей к соискателям работы. Практические задания. Характеристика профильных классов школы и профили школ района.
Тема 25. Анализ профессии (практическая работа в Интернет). 2 часа
Работа с интересующей информацией на профориентационных сайтах.
Раздел 4. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.
Тема 26.«Лестница карьеры». 1 час
Планирование карьеры. Варианты карьеры. Построение цели. Ранжирование собственных качеств. Этапы и цели карьеры.
Тема 27. Резюме. Навыки самопрезентации. 1 час
Понятия резюме и автобиография, различия и сходство. Требования, предъявляемые к резюме. Рассмотрение вариантов. Создание собственного резюме.
Тема 28. Практическая работа: составление резюме. 1 час
Отличительные особенности заявления о приеме на работу, автобиографии и резюме. Типы резюме. План, структура и цели резюме. Требования к резюме. Составление собственного резюме.
Тема 29. Профориентационная игра «Работодатель». 1 час
Практические задания на развитие навыков самопрезентации в профессиональной сфере. Анализ трудностей и достижений по результатам выполнения заданий. Обмен личным опытом, чувствами и впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...
План работы творческой группы "Использование информационных технологий в образовательном процессе"
Дан план работы творческой группы на 2013-2014 учебный год...
Профориентационное занятие: "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ. МОТИВЫ ВЫБОРА"
Профоринтационное занятия для старшеклассников....
План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год
План посещение школы и подготовки материалов...
План работы по реализации профориентационной работы и профильного обучения старшеклассиков
План работы...
Перспективный индивидуальный план работы профессионального развития
Перспективный индивидуальный план работыпрофессионального развития Гайнуллиной Лилии Габделахатовны, учителя татарского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Мензелинска РТна 2017 - 20...
Профориентационные экскурсии и встречи - важный элемент работы по профориентационному самоопределению.(из опыта работы)
Профориентационные экскурсии и встречи-важный элемент в работе по профориентационному самоопределению школьников. Экскурсий на предриятия и встречи с людьми различных профессий помогают обучающи...