Программа воспитательной работы
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание:
Пояснительная записка ………….. | 3,4 | |
Паспорт программы ……………... | 4-6 | |
Аналитическая часть …………….. | 6-8 | |
Концепция программы …………... | 8 | |
Ресурсное обеспечение ………… | 8 | |
Контрольная часть …………..... | 9 | |
Практическая часть ……………... | 22 |
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В.Белинский
Какими дети рождаются, это ни от кого
не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими – это в нашей власти.
Плутарх
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистического воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика классного руководителя, в процессе которой учитель старается развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
- забота и взаимоотношение, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие, способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Таким образом, в центре моей программы стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий её реализации.
Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищённости, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Воспитательная программа рассчитана на 5 лет (5 – 9 класс) на период 2016- 2021 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
2. Паспорт программы
1 | Наименование программы | «В поисках себя» |
2 | Основание для разработки | Организация воспитательной работы с учащимися 5 – 9 класса |
3 | Основные разработчики программы | Классный руководитель: Башарова Р.М. |
4 | Цель и задачи программы | Цель: - создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению. Задачи: - формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности; - повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума; - формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся; - развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны; - организация исследовательской деятельности учащихся; - формирование системы управления в классе. |
5 | Условия достижения цели и задач программы | Поддержка администрации школы, наличие научно-методического, ресурсного обеспечения. Наличие предыдущего положительного опыта. |
6 | Основные направления программы | «Я – гражданин своей страны» «Здоровый образ жизни» «Человек и творчество» «Ученическое самоуправление» «Семья и школа» «Профессиональное самоопределение» |
7 | Сроки реализации | Сентябрь 2016 – июнь 2021 |
8 | Исполнители основных мероприятий программы | Классный руководитель, органы самоуправления класса, родители, ученики |
9 | Ожидаемые результаты | Воспитание личности:
|
10 | Система контроля | Текущий и итоговый контроль в форме тестов, анкетирования, опросов детей, родителей, использование методики мониторинга. |
Этапы реализации программы
этапы | сроки | класс | задачи этапа |
1 этап | 2016 – 2017 2017-2018 | 5, 6 | 1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. |
2 этап | 2018-2019 2019-2020 | 7,8 | 1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. |
3 этап | 2020-2021 | 9 | 1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. 5. Формирование сознательного профессионального выбора. |
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
3. Аналитическая часть
Я долго шла к написанию данной программы, так как за плечами немалый опыт классного руководства, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Только тогда в коллективе будут добрые взаимоотношения, только тогда коллектив будет жить дружной семьёй. Поэтому я и назвала программу «В поисках себя».
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Цель программы:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы управления в классе.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование);
- дискуссии, диспуты, конференции;
- «круглые столы»,
- соревнования;
- викторины;
- проектные игры;
- классный час;
- беседа;
- обсуждение;
- консультации;
- презентации;
- тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы;
- игры;
- праздники;
- мероприятия;
- представления, выступления, балы;
- фестивали;
- встречи с интересными людьми.
Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
1.Гуманизм во взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
2.Демократиз, уважение ученика;
3.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
4.Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;
5.Принцип индивидуальности;
6.Принцип развития;
7.Принцип творчества и успеха;
8.Принцип поддержки и доверия;
9.Принцип ответственности;
10.Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями посёлка (школы, библиотеки, ФОК, ДЦТ, ИШИ, с/к «Олимпиец», «Ледовая Арена», дом культуры)
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
4. Концепция программы
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
В основе воспитательной программы «В поисках себя» лежат следующие педагогические теории:
* педагогика гуманизма (В.А. Сухомлинский);
* гуманно–личностная технология (Ш.А Амонашвили);
* личностно-ориентированная педагогика:
* концепция поликультурного образования (З.М. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова);
* педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский)
* педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
* технология коллективно-творческих дел;
* игровые технологии.
6. Ресурсное обеспечение
Кадры: администрация школы, классный руководитель, учителя – предметники, библиотекарь, повара, технические работники школы.
Методическое обеспечение: компьютерная техника, методическая литература, диски.
Система внешних контактов: поселковая, детская библиотека, ФОК, ДЦТ, ИШИ, с/к «Олимпиец», «Ледовая Арена», дом культуры)
7. Контрольная часть
Для исследования эффективности программы воспитания «СемьЯ» целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
6. Творческая активность учащихся;
7. Уровень развития классного коллектива.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
5. Практическая часть
Основная перспектива развития класса: образ жизни, достойный человека.
Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе необходимо ежегодно проводить праздники, игры, тренинги, организовывать поездки, экскурсии, походы.
В каждом проводимом деле я надо обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности будут становиться лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.
Для этого использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников.
В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.
Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
«Я – гражданин своей страны». Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному, патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Оно предлагает образование и воспитание личности обучающихся, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьёй, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, формирование толерантного отношения к людям другой национальности. А также предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
«Здоровый образ жизни». Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
«Человек и творчество». Направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса творческих способностей, формированию способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
«Ученическое самоуправление». Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.
Из собственного опыта хочу отметить, что самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
- создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах.
- Создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества.
- Развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
- Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества.
- Создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет лидеров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления, является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве двух человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива.
- Решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий.
- Принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива.
- Оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников.
Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
«Семья и школа». Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребёнка, развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам. Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов. Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие:
- Индивидуальные консультации. (Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.)
К групповым формам можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские клубы, родительские собрания. Все эти формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.
- Беседа
- Посещения на дому.
К групповым формам можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, праздники ,творческие вечера… Все эти формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.
«Профессиональное самоопределение». Направление соответствует профессиональному воспитанию. Ребенок должен самоопределиться, только тогда он сможет сделать правильный выбор и принести пользу обществу.
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности.
- Творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности.
- Духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности.
- Гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
- Любящей свою малую и большую Родину.
- Знающей и хранящей традиции.
- Ведущей здоровый образ жизни.
- Свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Я считаю, что большую роль в воспитательной работе играет проведение классных часов и родительских собраний, правильный выбор их тем (они должны быть актуальны, интересны и доступны для учащихся и родителей).
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». (В.П. Созонов)
Формы и технологии классного часа могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Классный час — это не урок. Он должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой - целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Примерная тематика классных часов
направление | примерная тематика |
«Я – гражданин своей страны» | «Люди мира, на минуту встаньте!» «У войны — не женское лицо» Мы составляем наш автопортрет «Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане) «Я ребенок – я гражданин» «Символы государства» «Ради жизни на земле» «Этих дней не смолкнет слава!» «Символика России» «Я и мой класс» «Защитник Отечества — каков он?» «Живая память» Конвенция о правах ребёнка. «Поговорим об ответственности» «Всему начало - отчий дом» «Закон, по которому мы живём» «Идут по войне девчата» «На войне детей не бывает» «Я имею право на…” дискуссия «Афганистан – наша память и боль» «Конституция – закон жизни» «О любви и войне» литературно-музыкальная композиция . «Через века, через года помните…» урок мужества, посвященный освобождению России от немецко-фашистских захватчиков «Знай и люби свой край» «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах). Игра «Колесо истории» День воина-интернационалиста» «Человек и закон» деловая игра |
«Здоровый образ жизни» | «Здоровье – бесценное богатство». Анкетирование «О вкусной и здоровой пище» Беседа «В здоровом теле…». Беседа с презентацией «Правила дорожные знать каждому положено». Цикл бесед « Соблюдение правил техники безопасности». Цикл бесед «Урок здоровья». «Я выбираю здоровье». «Вино вину творит». Спортивное мероприятие «Формула здоровья». Дискуссия «Суд над сигаретой». Ролевая игра «Не сломай судьбу свою» «Берегите жизнь". «Причины суицида среди подростков» Беседа «Человек и наркотики». «Вместе мы сильнее наркомании». Диспут «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Стресс в нашей жизни. Тренинги «Спид – болезнь 21 века». «Дорожные приключения». «Быть здоровым – жить в радости». «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». |
«Человек и творчество» | «Музыка и мы» Беседа «Красота внешнего облика». «Юные дарования». Час творчества Путешествие в страну "Чистых слов" «Лотерея вежливости». «Культура поведения в школе и школьный этикет" «Русские посиделки». Час творчества Подготовка к праздникам, конкурсным программам, школьным и районным мероприятиям. «Для чего нужна улыбка?» «Русские традиции». «Как стать интересным собеседником» «Красота и труд вместе идут». « Человек и творчество. Великие творения человечества». «Язык, мимика, жесты как средства общения" Беседа |
«Ученическое самоуправление» | Выбор актива класса. Планирование на год. Участие в школьных Советах старшеклассников. Проведение мероприятий и подготовка к ним. «По каким правилам мы живём?” «Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса. «Наш класс. Законы жизни». «Нет уз святее товарищества». «Уроки нравственности». Практикум «Человек среди людей». «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». «Дом без одиночества». «Мои права и обязанности». «Сам себя воспитать должен» «Как научиться управлять собой». «Я и учитель». Диспут «Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание» «Вверх по лестнице личностного роста. Мои нравственные ценности». «Умеем ли мы общаться?» «В чём смысл жизни?» Дискуссия «Как стать счастливым?» Дискуссия |
«Семья и школа» | «Папа, мама, я – спортивная семья». «Праздник мам". Семейный праздник «Семейная летопись». «Весенний калейдоскоп». Праздник, посвящённый 8 марта «Поощрение и наказание в семье». Беседа «Традиции семейного чтения» «Когда я был ребёнком…» «Мои обязанности в семье» |
«Профессиональное самоопределение» | «Слава рукам золотым!" Устный журнал «Без труда ничего не даётся» «О лени и лентяях». Беседы о профессиях. «Волшебный узелок» Выставка «Берегите нашу Землю». Субботник «В поисках будущей профессии». «Дежурный по школе» «Труд в нашей жизни». Участие в субботниках и трудовых десантах. «Его величество – Хлеб». «Я в мире профессий». «Разделение труда. Классификация профессий». «Путешествие в Город мастеров". «Сто дорог — одна твоя» «Профессии. Которые мы выбираем». «Чем пахнут ремёсла». «Новое время — новые профессии». «Профессия моих родителей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Рабочие программы для профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ:ОП.03 Основы строительного черчения. ОП.04.Основы технологии общестроительных работ. ПМ.03 Выполнение каменных работ.
Рабочие программы предназначены для обучения по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...