Воспитательная программа класса
рабочая программа по теме

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ступени к себе» является частью долгосрочной программы «Ступени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7_klass.docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области

«Утверждаю»                                                                                                         «Согласовано»

Директор  школы:                                                                                               Зам.директора школы поУВР:

________________С.Н.Жаднова                                                                       ________  О.Г.Щитанова

«  1 » сентября  2017 г.                                                                                                « 1 » сентября  2017 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Ступени к себе»

Часть долгосрочной программы «Ступени»

(социальное направление)

срок реализации программы – 1 год

возраст обучающихся – 11-15 лет

7 Г класс

2017-2018 учебный год

 

                                                                                                                                         Составила:  Шаруева Е.В ,

                                                                                                                    учитель английского языка

                                                                                                                       

      Рассмотрено и согласовано  на заседании

методического объединения  

классных руководителей

Протокол №  1 от « » _________ 2017 г.

Руководитель ___________________Попова Н.С.

                                                               

с. Красный Яр

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Ступени к себе» для седьмого класса является частью долгосрочной программы «Ступени» составлена на основе  Государственного Федерального стандарта основного образования и методических рекомендаций по составлению программ внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся основной школы.   

Основными нормативными документами, определяющими содержание рабочей программы, являются:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования
  •  Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
  • Приказ об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2009 год

Назначение программы:  Социализация личности – сложный процесс.  Он занимает длительное время, включает в себя определённые этапы. На каждом из них усваивается тот важный комплекс знаний, умений, навыков, которые позволяют двигаться дальше, - на следующий, более сложный этап, на следующую ступеньку. В течение всего процесса на учащегося влияют многочисленные факторы. Их влияние может усиливаться, ослабевать, формируя определённые качества личности. То есть работает закон развития. Но этот закон может нарушаться. Вся тяжесть накопившихся противоречий будет мешать дальнейшему развитию, порождая многие проблемы. Но современное общество предъявляет достаточно жёсткие требования для конкурентоспособной личности: активная жизненная позиция, успешность, мотивация на саморазвитие, и самосовершенствование, мобильность, креативность. Вот почему именно школа может направить, скорректировать процесс социализации.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном обществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему управления; создаёт ситуацию защищённости, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

 В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Основные положения программы:

  1. Воспитание детей должно происходить в любой момент их деятельности.
  2. Внеурочные занятия должны быть организованы таким образом, чтобы каждый ученик мог, участвуя в них, ощутить свою уникальность и востребованность.

Только в совместной деятельности учителя, учащихся и родителей рождается стремление занять активную жизненную позицию в различных сферах деятельности.

 Актуальность и перспективность программы: 7 класс (12-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период высокой активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника, потребности найти себя. Семиклассники характеризуются высокой познавательной активностью и любознательностью, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Но, тем не менее, ребенок сталкивается с проблемой взаимопонимания и взаимоуважения среди сверстников, находится в постоянном поиске своего места в коллективе, пытаясь выстроить свою независимую позицию.

Данная программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Место предмета в учебном плане Учебный план на 2017-2018 учебный год отводит для занятий внеурочной деятельностью по программе «Ступени «к себе» в 7 классе  35 часов в год, из расчета  1 час в неделю.

Цель программы: формирование форм и навыков общения в группе сверстников, а также личностной позиции подростка, посредством гармоничного развития личности.

Задачи программы: 

  • Воспитательные:
  • воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
  • воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
  • воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам,  здоровый образ жизни.
  • Познавательные:
  • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
  • предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
  • совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.
  • Развивающие:
  • формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
  • создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Формы и методы работы: Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы исторических хроник, «круглые столы».

Структура курса: При составлении данной программы мы исходили из того, что основная цель воспитания – это социализация ребенка, т.е. включение его в общество, в человеческую культуру, формирование человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи и тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.

По мнению ученных, процесс социализации личности имеет такие стадии:

  • Адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);
  • Индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания и саморазвития);
  • Интеграция (желание вписаться в контекст современного общества, развивать навыки общения).

Исходя из этого все занятия мы сгруппировали по трем направлениям: историческое, развивающее и коммуникативное.

Направления

Содержание направлений

Кол-во часов

1.Историческое

  • Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности;
  • формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству.

13

2.Развивающее

  • формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования;
  • формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни;
  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе;
  •  формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере искусства.

16

3.Коммуникативное

  • Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации;
  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии.

6

Календарно - тематическое планирование

7 класс (3 год)

№ п/п

Раздел

Тема

Описание примерного содержания занятий

Дата

1.

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству:

 «Россия, устремленная в будущее» (беседа, презентация)

Обсуждают политические события, произошедшие в России и в мире, вспоминают о событиях в Беслане. Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение.

7.09

2.

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере экологии

 «Село-наш дом, и мы хозяева в нем» (беседа, презентация)

Выполняют поиск информации об истории Московской государственной консерватории. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость создания данного праздника».

14.09

3.

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

 «Внимание - дети!» (викторина)

Рассказывают о правилах ПДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД.

21.09

4.

Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности

 «Познай себя» (тренинг)

Рассказывают о своем классе, выбирают актив класса, аргументируют свое мнение, анализируют прошедший учебный год и формулируют цели на текущий учебный год. Обсуждают и принимают устав класса.

28.09

5.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии:

 Конкурс рисунков «Спасибо вам, учителя, за ваши добрые дела»

Читают стихи и отрывки из художественных произведений про учителей. Организуют выставку собственных фотографий и рисунков, поздравляют учителей с праздником.

05.10

6.

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере экологии

Год Экологии (викторина)

Осуществляют поиск информации, работают в командах, отвечают на вопросы викторины, посвященной году кино, аргументируют свои ответы.

12.10

7.

Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности

 «Заблудившиеся в сети» (беседа)

Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении интернета и компьютера в их жизни. Моделируют ситуацию: чего лишилось бы человечество, если бы не было интернета и компьютера. Приводят свои аргументы.

19.10

8.

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

КТД «Осенние фантазии» (игровая программа)

Демонстрируют танцевальные и вокальные праздничные номера.

26.10

9.

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству:

 День народного единства (беседа)

Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника».

30.10

10.

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

Учеба актива

Проходят тренинги личностного роста.

09.11

11.

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

Интеллектуальная игра «Эрудит»

Рассказывают о своих хобби и увлечениях, представляют фотографии, рисунки, поделки, характеризующие увлечения учащихся. Создают рекламу своему хобби с целью привлечь единомышленников.

16.11

12.

Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности

День матери в  России (встреча с интересными людьми)

Готовят праздничное мероприятие для мам. Подбирают пословицы, стихи и песни о мамах, демонстрируют танцевальные номера. Оформляют открытки в виде сердечек, на которых пишут пожелания своим мамам.

23.11

13.

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

Я выбираю  (виртуальная экскурсия)

Выполняют поиск информации о различных жизненных ситуациях. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость создания данного праздника».

30.11

14.

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству:

День Конституции (посещение исторического музея)

Посещают исторический музей, участвуют в экскурсии по музею. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли.

07.12

15.

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

Познай себя (беседа)

Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях.

14.12

16.

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

 «Ценности, которым нет цены» (беседа)

Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках.

21.12

17.

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

бал – маскарад «Новогодний серпантин»

Демонстрируют танцевальные и вокальные праздничные номера, оформляют новогодние открытки — пожелания для друзей и членов семьи. Украшают класс к новогоднему празднику.

28.12

18.

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству:

День Самарской губернии (экскурсия)

Знакомятся с историей и достопримечательностями губернии, подготавливают рассказ о самом любимом своем месте в городе.

18.01

19.

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

« Поверь в себя» (дискуссия)

Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу.

25.01

20.

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

Интеллектуальная игра «Эрудит»

Организуют и участвуют в викторинах, конкурсах, играх.

01.02

21.

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

Игра «Компас здоровья»

Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку города Одинцово. Составляют памятку действий, способствующих сохранению природных богатств.

08.02

22.

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству:

Моё Отечество (смотр строя и песни «Зарница»)

Формируют подготовленную команду для демонстрации строевой подготовки и выполнения физических заданий.

15.02

23.

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

Чайный вечер «Браво, мальчики»

Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Работают в группах. Девочки оформляют поздравительные открытки для мальчиков.

22.02

24.

Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации

Чайный вечер «Браво, девочки»

Выпускают стенгазету к празднику 8 марта. Работают в группах. Готовят праздничные номера для учителей, мам, бабушек. Читают стихи о весне. Мальчики оформляют поздравительные открытки для девочек.

01.03

25.

Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности

Беседа «Правила безопасной жизни»

Выполняют поиск информации. Оценивают воздействие информации на собственные мысли и чувства.

15.03

26.

Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности

Круглый стол «Фотография из семейного альбома»

Представляют семейные фотографии, готовят устный рассказ или презентацию о бабушках и дедушках, приводят примеры литературных произведений о мудрости пожилых людей, об уважительном к ним отношении.

22.03

27.

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству:

Лента памяти (презентация)

Готовят сообщения о героях ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Рассказывают о членах своей семьи во время войны.

05.04

28.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

Акция «Весенняя добра»

Проводят генеральную уборку в классе и на пришкольном участке. Работают в командах. Участвуют в игре, посвященной Дню Земли, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение.

12.04

29.

Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе

Акция «Чистое село»

Готовят и защищают проектные работы, посвященные улицам своего села: их истории, достопримечательностям, названиям. Убирают школьную территорию.

19.04

30.

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере искусства

Неделя детской и юношеской книги

(беседа)

Готовят сообщения о любимой книге, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли.

26.04

31.

Формирование мотивов и ценностей обучающихся в сфере отношений к России как Отечеству:

Беседа  «Достойные потомки великой страны» (73-летие Победы в Великой Отечественной войне)

(посещение ветерана)

Готовят сообщения о ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ. Возлагают цветы к Вечному Огню.

03.05

32.

Формирование мотивационно - ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни

Беседа «Планета дорожной безопасности»

Рассказывают о правилах ПДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД.

10.05

33.

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

Беседа «Искусство общения»

Отвечают на вопросы: «В чем ценность общения»? «Нужно ли общение человеку»? Приводят примеры конфликтных ситуаций и ищут способы их разрешения с помощью общения. Формулируют памятку культурного общения.

17.05

34.

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

«Межличностное общение» (тренинг)

Дискутируют на тему: «Нужны ли человеку друзья?» Высказывают и обосновывают свою позицию. Моделируют ситуации: как поступают и не поступают настоящие друзья. Составляют и представляют словесный портрет своего друга/ подруги.

24.05

35.

Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования

Тренинг-игра «Успех»

Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году. Обсуждают планы на следующий учебный год.

31.05

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут: 

Навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести: 

Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.

Предполагаемые результаты освоения программы: 

Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Ступени» позволит сформировать у обучающихся   следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:
Личностные: 

  • формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
  • формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
  • активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.

Регулятивные: 

  •  адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
  •  сличать собственные действия с заданным эталоном;
  •  планировать свою деятельность.

Коммуникативные: 

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:

– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.

-  отсутствие конфликтных ситуаций внутри классного коллектива.
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Портфолио учащегося

В соответствии с Уставом школы каждый учащийся создаёт портфолио.

Портфолио состоит из четырёх разделов: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов.


Описание учебно-методического и материально-технического  обеспечения образовательного процесса

  1. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс»,  2003.
  2. В.Д.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», / М.: Просвещение., 2012.
  3. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. Москва: Педагогическое общество России, 2002.
  4. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга. Москва: «Школьная пресса», 2003.
  6. Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги и социальные навыки / В.А. Родионов. -  Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.
  7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва: 2000.
  8.  Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. / Г.У.Солдатова. - М.:Генезис,2000.–112 с.
  9. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 1,2,3.4ч. / К. Фопель. -  М.: Генезис, 2001. – 160с.
  10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. Москва: Педагогическое общество России, 1999.

Интернет — ресурсы

  1. http://www.metodkabinet.eu/
  2. http://www.uroki.net/doc.htm
  3. http://mir-prazdnikov.ru
  4. http://www.otrok.ru/
  5. http://www.1september.ru/
  6. http://www.moyashkola.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа класса"Мы вместе"

Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"

Программа  представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"

Программа деятельности  классного руководителя  "Я - среди людей"  на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"

Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"

Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...

Воспитательная программа класса

Воспитательная программа класса...

воспитательная программа класса "Путь к здоровью"

Программа поможет классному руководителю  в работе по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей....