Воспитание благородного человека
статья по теме
Выступление на НПК по гуманной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenennaya_gumannaya_-_kopiya.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего выступления «Воспитанный дух и есть благородство человека». Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Шалвы Александровича Амоношвили «Смысл воспитания в гуманной педагогике – воспитание благородного человека»
Гуманная педагогика – это благородная миссия, постоянно устремленная в будущее, и каждый урок, каждая встреча, каждый предмет должен быть посвящен этой задаче. Я разделяю мнение известного педагога Ян Амос Коменского о том, что самое трудное в работе педагога – перевоспитывать плохо воспитанного человека. Сегодня очень много проблем в воспитании благородного человека, так как материальные ценности преобладают над моральными. К чему могут привести человека эти проблемы? Только к плохим последствиям и для его окружения, и для самого себя. В средствах массовой информации каждый день наблюдаем проявление жестокости среди наших детей. Задаешься вопросом, что же влияет на формирование таких жестоких качеств у детей? Может это недостаток любви и понимания в семье, влияние друзей, одноклассников? А может ребенок целыми днями и ночами проводит за компьютером и телефоном? Что нам, педагогам, нужно делать, чтобы приостановить этот процесс? Как учитель литературы я тоже сталкиваюсь с данной проблемой. Передо мной стоит задача- воспитание благородного человека. А какой он благородный человек ?
Благородный – это духовный, любящий, добрый, честный, бескорыстный, справедливый, щедрый душой, терпеливый и трудолюбивый, без чувства собственности. Воспитывать качества благородного человека мне помогает художественное слово. Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. На уроках литературы нам дана огромная возможность на примерах поступков героев художественных произведений воспитывать нравственные качества детей. В любом из произведений русских писателей есть благородные герои. Писатели принимают благородство за эталон кротости, смирения и чистоты, что служит примером не только для подражания, но и воспитания. Писатели возвышают положительного героя, одаренного добрыми помыслами.
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества мы говорим о благородстве, честности, правдивости, мужестве, патриотизме. При анализе текстов художественных произведений учащиеся отвечают на вопросы «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям. Некоторые обучающиеся узнают себя в подобных ситуациях и задумываются над тем, правильно ли они поступают в аналогичных случаях. В старших классах для внеклассного чтения учащимся я предлагаю повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», где писатель-фронтовик рассказывает о подвиге девушек-зенитчиц, которые, может быть, никогда и не встретились бы в обычной жизни. Но война объединила их в одно целое, заставила стать участниками и жертвами огромной трагедии. Анализируя такие произведения, обучающиеся приходят к выводу, что не забывать, чтить память погибших – такой нравственный долг всех послевоенных поколений. Как классный руководитель стараюсь воспитывать благородные качества на классных часах, внеклассных мероприятиях. С целью формирования уважительного отношения детей к своим родителям в этом году организовала праздник, посвященный Дню матери «Спасибо тебе, родная…». Также воспитывать качества благородного человека помогает трудовое воспитание. Осуществляю это через субботники, а также привлекая учащихся к работе на пришкольно- опытном участке. Приучать ребенка делать добро надо как можно раньше, с самого детства. За последние два года у ребят накопилось немало добрых дел. Они оказывают помощь ветерану труда Бахтеевой Асьме Хамзиновне.
Я думаю, что данная работа помогает ребятам убедиться в том, что человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей составляет основу человеческого счастья.
Также стараюсь прививать качества благородного человека через такие классные часы как «Подвиги героев- земляков», «Люди мира на минуту встаньте».
Свои классные часы я посвящаю на такие нравственно-этические темы как: « Я и мои поступки», «Толерантность», «Мы разные – мы равные», так как в нашем классе есть новый ученик, который приехал из другой республики. Эти классные часы направлены на формирование культуры межнациональных отношений. Но односторонней работы недостаточно, поэтому я работаю с родителями, с психологом, с самим ребенком. Только гуманным отношением и добротой можно добиться положительных результатов. И я постараюсь сделать все от меня зависящее ради того, чтобы воспитать благородного человека.
Если в процессе моей работы учащиеся становятся добрее друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, благородность, порядочность не останутся для них фразой из книги, то я буду считать свою задачу частично выполненной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"
Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии, воспитание моральных качеств, соч...
Классный час на тему духовно- нравственного воспитания "Здравствуй, человек!"
Классный час может быть проведён в 7-8 классах. Содержит задания на самооценку учащихся, решение ситуативных задач в группах....
Воспитание культурного человека средствами предмета географии
Географии в формировании культуры человека принадлежит исключительно большая роль. Сама география - это явление культуры, географическая культура - часть культуры общече...
Нравственное и духовное воспитание современного человека
Материал подготовила для районного педсовета...
"Воспитать благородного человека-патриота своей Родины - задача каждого из нас"
В рамках государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в стране создана система патриотического воспитания граждан РФ, способная на основе формирования патриотичес...
Программа духовно-нравственного воспитания "Будь человеком, человек!"
Современную общественную ситуацию нельзя назвать спокойной. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризм...
Классный час "Благородный человек"
Классный час рекомендован для учащихся 5-7 классов...