Воспитание благородного человека
статья по теме

Выступление на НПК   по гуманной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenennaya_gumannaya_-_kopiya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления «Воспитанный дух и есть благородство человека». Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова  Шалвы  Александровича Амоношвили «Смысл воспитания  в гуманной педагогике  – воспитание благородного  человека»

           Гуманная  педагогика – это благородная миссия, постоянно устремленная в будущее, и каждый  урок, каждая встреча,  каждый  предмет должен быть посвящен этой задаче.                                                                Я разделяю мнение известного педагога Ян  Амос Коменского  о том, что самое трудное в работе педагога – перевоспитывать  плохо воспитанного человека. Сегодня очень много проблем в воспитании благородного человека, так как материальные ценности преобладают над моральными. К чему могут привести человека эти проблемы? Только к плохим последствиям и для его окружения, и для самого себя. В средствах массовой информации  каждый день наблюдаем проявление жестокости  среди наших детей. Задаешься вопросом, что же влияет на формирование  таких жестоких  качеств у детей? Может это  недостаток любви и понимания в семье, влияние друзей, одноклассников? А может ребенок целыми днями и ночами проводит за компьютером и телефоном? Что нам, педагогам, нужно делать, чтобы приостановить этот процесс?        Как учитель литературы я тоже сталкиваюсь  с данной проблемой. Передо мной стоит задача- воспитание благородного человека.  А какой он благородный человек ? 

     Благородный – это  духовный, любящий, добрый, честный, бескорыстный, справедливый,  щедрый душой, терпеливый  и трудолюбивый, без чувства собственности.  Воспитывать качества благородного человека  мне помогает художественное слово. Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.                 На уроках литературы нам дана огромная возможность  на примерах поступков героев художественных произведений воспитывать нравственные качества детей. В любом из произведений русских писателей есть благородные герои. Писатели принимают благородство за эталон  кротости, смирения и чистоты, что служит примером не только для подражания, но и воспитания. Писатели возвышают положительного героя, одаренного добрыми помыслами.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества мы говорим о благородстве, честности, правдивости, мужестве, патриотизме.                                                                                При анализе текстов художественных произведений учащиеся отвечают на вопросы «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство  сопричастности  ребенка к событиям. Некоторые  обучающиеся узнают  себя в подобных ситуациях и задумываются над тем, правильно ли они поступают в аналогичных случаях.                  В старших классах для внеклассного чтения учащимся я  предлагаю  повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», где  писатель-фронтовик рассказывает о подвиге девушек-зенитчиц, которые, может быть, никогда и не встретились бы в обычной жизни. Но война объединила их в одно целое, заставила стать участниками и жертвами огромной трагедии. Анализируя такие произведения, обучающиеся приходят к выводу, что не забывать, чтить память погибших – такой нравственный долг всех послевоенных поколений.                                               Как классный руководитель стараюсь воспитывать  благородные качества на классных часах, внеклассных мероприятиях. С целью формирования уважительного отношения детей к своим родителям  в этом году организовала праздник, посвященный  Дню матери «Спасибо тебе, родная…».  Также воспитывать качества благородного человека  помогает трудовое воспитание.  Осуществляю это через  субботники, а также привлекая учащихся к  работе на пришкольно- опытном участке.                                 Приучать ребенка делать добро надо как можно раньше, с самого детства. За последние два года  у ребят накопилось немало добрых дел.      Они оказывают помощь ветерану труда Бахтеевой Асьме Хамзиновне.                                      

Я думаю, что данная работа помогает  ребятам  убедиться в том, что человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей составляет основу человеческого счастья.                                 

Также стараюсь прививать качества благородного человека через  такие классные часы как «Подвиги героев- земляков», «Люди мира на минуту встаньте».

 Свои классные часы я посвящаю  на такие нравственно-этические темы как: « Я и мои  поступки», «Толерантность»,  «Мы разные – мы равные», так как в  нашем классе есть новый ученик, который приехал из другой республики. Эти классные часы направлены на формирование культуры межнациональных отношений.                                                                   Но односторонней работы  недостаточно, поэтому я работаю с родителями, с психологом,  с самим ребенком. Только гуманным отношением и добротой можно добиться положительных результатов. И я постараюсь сделать  все от меня зависящее ради того, чтобы воспитать благородного человека.                                                                                

          Если в процессе моей работы учащиеся становятся  добрее друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, благородность, порядочность не останутся для них фразой из книги, то я буду считать свою задачу частично выполненной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"

Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии,   воспитание моральных качеств, соч...

Классный час на тему духовно- нравственного воспитания "Здравствуй, человек!"

Классный час может быть проведён в 7-8 классах. Содержит задания на самооценку учащихся, решение ситуативных задач в группах....

Воспитание культурного человека средствами предмета географии

Географии в формировании культуры человека принадлежит исключительно большая роль.  Сама география - это явление культуры, географическая культура - часть культуры общече...

Нравственное и духовное воспитание современного человека

Материал подготовила для  районного педсовета...

"Воспитать благородного человека-патриота своей Родины - задача каждого из нас"

В рамках государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в стране создана система патриотического воспитания граждан РФ, способная на основе формирования патриотичес...

Программа духовно-нравственного воспитания "Будь человеком, человек!"

Современную общественную ситуацию нельзя назвать спокойной. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризм...

Классный час "Благородный человек"

Классный час рекомендован для учащихся 5-7 классов...