Воспитание культурного человека средствами предмета географии
статья по географии на тему

Скворцова Ираида Юрьевна

     Географии в формировании культуры человека принадлежит исключительно большая роль.  Сама география - это явление культуры, географическая культура - часть культуры общечеловеческой, через географию  можно прививать культуру экономическую, экологическую, правовую, политическую, гражданскую, нравственную, художественную, даже музыкальную. Для этого в образовательном процессе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, где ребенок - носитель культурного опыта, учится самореализации, овладевает ключевыми компетенциями, и поэтому легче входит в культурное пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskaya_kultura.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

География как явление культуры

    Понятие «культура» происходит от латинского cultura,которое трактуют в смысле «воспитание», «образование», «развитие».

      В узком смысле слово культура - сфера духовной жизни людей.

      Она включает в себя человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности.   Это: знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения  людей., нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, семейной и общественной жизнью,  правовые нормы, различные виды искусства и народного творчества,  религиозные верования и культы.

     География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности, в формировании экологического самосознания.

     Собственно географическая культура включает 4 компонента:

1) географическую картину мира,

2) географическое мышление,

3) методы географии,

4) язык географии.

     Географическая картина мира – представления  человека о природе и обществе, его отношение к ним.

     Географическое мышление , точнее подход, включает в себя такие традиционные, как территориальный, комплексный, исторический и типологический, так и новые – системный, проблемный, экологический, конструктивный, поведенческий.

     Методы географии – общегеографические: описания, картографический, сравнительный, количественный, .математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный. Существует также ряд методов, которые применяются раздельно в физической или социально-экономической географии.

     Язык географии – понятия и термины, научные факты, даты.

     

   

    Я считаю, что самой эффективной педагогической технологией , позволяющей воспитать культурного человека , в том числе через географию, является педагогическая технология  ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, автором которой является профессор И.С.Якиманская.

     ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ  НАПРАВЛЕНА НА ВЫЯВЛЕНИЕ И «ОКУЛЬТУРИВАНИЕ» ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА РЕБЕНКА ПУТЕМ СОГЛАСОВАНИЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА, Т.Е. ПЕРЕВОД ОБУЧЕНИЯ НА СУБЪЕКТИВНУЮ ОСНОВУ С УСТАНОВКОЙ НА САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Классификационная характеристика

по уровню применения

общепедагогическая

по философской основе

прагматическая

по основному фактору развития

психогенная

по концепции усвоения

ассоциативно-рефлекторная + развивающая

по ориентации на личностные структуры

информационно-операционная (ЗУН + СУД)

по характеру содержания

обучающая, светская, общеобразовательная

по типу управления образовательной деятельностью

система малых групп

по организационным формам

классно-урочная, индивидуально-дифференцированная

по подходу к ребенку

педагогика сотрудничества

по преобладающему методу

развивающая + саморазвивающая

по направлению модернизации

альтернативная

по категории обучающихся

массовая

АКЦЕНТ ЦЕЛЕЙ:

- РАЗВИВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА,

- МАКСИМАЛЬНО ВЫЯВИТЬ, ИНИЦИИРОВАТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ, «ОКУЛЬТУРИТЬ» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (СУБЪЕКТНЫЙ) ОПЫТ РЕБЕНКА,

- ПОМОЧЬ ЛИЧНОСТИ ПОЗНАТЬ СЕБЯ, САМООПРЕДЕЛИТЬСЯ И САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ.

 

    К тому же она максимально совпадает с целями  и задачами школы, обозначенными Национальной Доктриной образования:

1) ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ВОСПИТАНИЮ ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ, ДУХОВНО БОГАТОЙ, ВЫСОКОНРАВСТВЕННОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ, УВАЖАЮЩЕЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО И ДРУГИХ НАРОДОВ,

2) ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И СВОБОДАМ ЧЕЛОВЕКА, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ,

3) ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ В ОТКРЫТОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО,

4) РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

          Разнообразие   способов применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках географии позволяет ребенку легче входить в современное культурное пространство.



 

Комментарии

Скворцова Ираида Юрьевна

Географическая культура - часть культуры общечеловеческой
Скворцова Ираида Юрьевна

Географическая культура - часть культуры общечеловеческой