Воспитание культурного человека средствами предмета географии
статья по географии на тему
Географии в формировании культуры человека принадлежит исключительно большая роль. Сама география - это явление культуры, географическая культура - часть культуры общечеловеческой, через географию можно прививать культуру экономическую, экологическую, правовую, политическую, гражданскую, нравственную, художественную, даже музыкальную. Для этого в образовательном процессе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, где ребенок - носитель культурного опыта, учится самореализации, овладевает ключевыми компетенциями, и поэтому легче входит в культурное пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskaya_kultura.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
География как явление культуры
Понятие «культура» происходит от латинского cultura,которое трактуют в смысле «воспитание», «образование», «развитие».
В узком смысле слово культура - сфера духовной жизни людей.
Она включает в себя человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Это: знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей., нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, семейной и общественной жизнью, правовые нормы, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности, в формировании экологического самосознания.
Собственно географическая культура включает 4 компонента:
1) географическую картину мира,
2) географическое мышление,
3) методы географии,
4) язык географии.
Географическая картина мира – представления человека о природе и обществе, его отношение к ним.
Географическое мышление , точнее подход, включает в себя такие традиционные, как территориальный, комплексный, исторический и типологический, так и новые – системный, проблемный, экологический, конструктивный, поведенческий.
Методы географии – общегеографические: описания, картографический, сравнительный, количественный, .математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный. Существует также ряд методов, которые применяются раздельно в физической или социально-экономической географии.
Язык географии – понятия и термины, научные факты, даты.
Я считаю, что самой эффективной педагогической технологией , позволяющей воспитать культурного человека , в том числе через географию, является педагогическая технология ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, автором которой является профессор И.С.Якиманская.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНА НА ВЫЯВЛЕНИЕ И «ОКУЛЬТУРИВАНИЕ» ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА РЕБЕНКА ПУТЕМ СОГЛАСОВАНИЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА, Т.Е. ПЕРЕВОД ОБУЧЕНИЯ НА СУБЪЕКТИВНУЮ ОСНОВУ С УСТАНОВКОЙ НА САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Классификационная характеристика
по уровню применения | общепедагогическая |
по философской основе | прагматическая |
по основному фактору развития | психогенная |
по концепции усвоения | ассоциативно-рефлекторная + развивающая |
по ориентации на личностные структуры | информационно-операционная (ЗУН + СУД) |
по характеру содержания | обучающая, светская, общеобразовательная |
по типу управления образовательной деятельностью | система малых групп |
по организационным формам | классно-урочная, индивидуально-дифференцированная |
по подходу к ребенку | педагогика сотрудничества |
по преобладающему методу | развивающая + саморазвивающая |
по направлению модернизации | альтернативная |
по категории обучающихся | массовая |
АКЦЕНТ ЦЕЛЕЙ:
- РАЗВИВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА,
- МАКСИМАЛЬНО ВЫЯВИТЬ, ИНИЦИИРОВАТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ, «ОКУЛЬТУРИТЬ» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (СУБЪЕКТНЫЙ) ОПЫТ РЕБЕНКА,
- ПОМОЧЬ ЛИЧНОСТИ ПОЗНАТЬ СЕБЯ, САМООПРЕДЕЛИТЬСЯ И САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ.
К тому же она максимально совпадает с целями и задачами школы, обозначенными Национальной Доктриной образования:
1) ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ВОСПИТАНИЮ ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ, ДУХОВНО БОГАТОЙ, ВЫСОКОНРАВСТВЕННОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ, УВАЖАЮЩЕЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО И ДРУГИХ НАРОДОВ,
2) ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И СВОБОДАМ ЧЕЛОВЕКА, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ,
3) ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ В ОТКРЫТОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО,
4) РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Разнообразие способов применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках географии позволяет ребенку легче входить в современное культурное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль образного мышления в формировании и воспитании культурного человека через школьные предметы: русский язык и литература.
Роль образного мышления в развитии ребёнка.Практическое применение приёмов развития образного мышления на уроках литературы в 5-11 классах....
Воспитание культурного человека
О культуре...
Комментарии
Географическая культура
Географическая культура -