Сценарий "Пограничник Николай Петров"
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Познакомить учащихся с жизнью и подвигом улан-удэнца Николай Петрова, который погиб по время китайской провакации на острове Даманском в 1969 году. Можно использовать на классных часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_k_vneklassnomu_meropriyatiyu_nikolay_petrov.docx | 820.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурское управление образованием
МБОУ Посельская средняя общеобразовательная школа
Сценарий внеклассного мероприятия:
«Пограничник Николай Петров»
Автор: Панькова Зоя Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Негромко звучит музыка, слышится пение птиц, возвещающих о рождении нового дня. Бой кремлёвских курантов. В центре портрет Николая Петрова. Звучит песня под негромкие переборы гитары:
Стоит ли былое вспоминать?
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Всё равно погибших не поднять
Всё равно ушедших не вернуть.
Ведущий 1. Память о сынах, ушедших в бессмертие, передается нам, подрастающему поколению, как самое дорогое наследие. Нам, молодым, нести эту память дальше, равняться на эти яркие героические судьбы, таких замечательных людей, как Сергей Орешков, Николай Лимонов, Николай Петров. Их имена шагнули далеко за пределы Бурятии. Сегодня мы говорим о пограничнике Николае Петрове.
1 чтец: Сегодня, вы узнаете о жизни и подвиге рядового Николая Петрова, уроженца города Улан-Удэ.
2 чтец: Телеграмма:
«Ваш сын пал смертью храбрых при защите границы СССР. Выражаю глубокое соболезнование, по случаю утраты сына. Командир Леонов».
3 чтец: 2 марта 1969 года Николай Петров вышел на лёд реки Уссури с автоматом в руках, с кинокамерой и фотоаппаратом, рядом с ним был командир заставы Иван Стрельников. Шли они впереди отряда пограничников навстречу китайским провокаторам.
4 чтец: Кто он, советский солдат, грудью защищавший Родину? Каким он остался в памяти близких, в письмах, в делах, которые он совершил?
5 чтец: Мать Николая Петрова, Мария Захаровна, рассказывала: «Коля родился 16 мая 1947 года в г.Улан-Удэ. В пять лет научился читать. В шесть-семь лет самостоятельно выпиливал деревянные игрушки, играл на гармошке. Среди ребят, Коля был затейником и заводилой. Из простого фильмоскопа и карманного фонарика он сделал «киноустановку» и на стене барака показывал диафильмы целой ватаге ребят. За отличную учебу, примерное поведение и общественную активность Коли, я получала от педагогов множество благодарностей. В школьных кружках Коля изучал кино-радиоаппаратуру, был заведующим школьного радиоузла.
6 чтец: Коля был музыкально-одаренным мальчиком. Он играл на баяне, аккордеоне, пианино, кларнете, мандолине, домбре, гитаре. Из простой гитары он сделал электрогитару, которая сейчас хранится в музее ЛВРЗ г.Улан-Удэ. Из клавиатуры, старого аккордеона он сделал электропианино, для музыкального кабинета 42-ой городской школы изготовил звучащую нотную доску с электрической приставкой.
7 чтец: В двадцать лет Николай имел профессии: слесаря Ш разряда по ремонту оборудования, аппаратчика V разряда по кислородным установкам, мог работать на токарном станке. Он мог отремонтировать любой телевизор, холодильник, стиральную машину, швейную, радиоприёмник, магнитофон, кинокамеру, фотоаппарат и другие вещи. Николай был упорным, усидчивым, трудолюбивым. Его киносюжеты показывали по бурятскому телевидению. Вот таким парнем и ушёл в ряды Советской Армии.
8 чтец: Стихотворение о Николае Петрове «Жил солдат на далёкой заставе» написал участник Великой Отечественной войны Виктор Павлович Котов, житель поселка Тавричанка Приморского края.
Словно в низко надвинутой каске
Ты встаёшь из воды у ветров,
Легендарный наш остров Даманский,
Где служил комсомолец Петров.
Жил солдат на далекой заставе,
На границу в наряде ходил.
Вместо звонкой модной гитары
Он со старенькой «лейкой» дружил.
И от этой их дружбы совместной
В стенгазете порядок и лад.
А в дома матерям и невестам
Фотографии стайкой летят,
Где-то там, на полях за околицей,
Тронет за душу почта письмом.
В материнских руках успокоится,
Прилетевшим домой голубком.
Сын стоит под развёрнутым знаменем
(поработал фотограф не зря)
У девчонок от гордости пламенем
На щеках загорелась заря.
Знаем, скоро ребятам приписка
На завод, в свой колхоз, в институт.
Не границе тревожно и низко
Как свинцовые тучи плывут.
Покатилась тревога набатом
Над весенней капелью снегов.
С кинокамерой и автоматом
Встретил недругов Коля Петров.
Ветры, ветры! Колючие, стылые,
Расскажите, как крошится лёд,
Когда рвутся снаряды тяжёлые,
Когда бой на границе идёт.
Расскажи, наша плёнка отснятая,
Как в том первом неравном бою
Становились ребята солдатами
И за землю сражались свою.
Коля, Коля! Фотограф нештатный,
Рядовой пограничник Петров!
Ты смотрел сквозь прицел автоматный
И в лицо показал нам врагов.
1 чтец: Николай Петров писал матери: «Дорогая мама! Мои солдатские дела идут хорошо. Сначала, правда, было трудно, а теперь стало легче. Началась моя солдатская жизнь. Избрали меня комсоргом заставы, сейчас с комсомольской работы будет много дел. Как готовитесь к Новому Году? Наверно, на площади ёлку поставили? Вспоминаю, как однажды был Дедом Морозом на празднике Русской зимы…»
2 чтец: Письмо это пишу ночью. Все спят, а мне не спится, всё представляю, как приду из армии домой. Возьмусь за всё с новыми силами, да так, что будет треск стоять. И вот посмотришь, будет электроорган и услышишь Баха. Только не забывай выписывать журнал «Радио».
3 чтец: «Мамочка! Стал киномехаником. Это моя основная специальность. Фильмы идут два раза в неделю, остальное время буду заниматься фотографией!! И киносъемками! И не как-нибудь, а по-настоящему, официально. Снимать буду камерой «Красногорск». Мама, я просто ошарашен всем этим. Всё о чём я так мечтал, свалилось как снег на голову. Высылаю вам фотографии, это я здесь на заставе. Вот, мамочка, посмотри на моё боевое оружие».
4 чтец: Это было последнее письмо Николая матери. Боевым оружием он называл свою кинокамеру. Это было боевое оружие без кавычек. Завидев его, маоисты, закрыв лица, удирали, как будто перед ними это было самое страшное оружие. Да, они боялись Николая, боялись, что может он показать всему миру истинное лицо маоизма.
5 чтец: И Николай Петров выполнил свой долг, его последние три снимка были напечатаны во многих газетах мира.
6 чтец: Николай Петров посмертно награжден Орденом Красной Звезды, знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть», значком «Почётный радист СССР».
Ведущий: Жизнь Николая Петрова продолжается в его бессмертии. Тысячи людей страны присягнули его имени. Были названы бригады, звенья в честь его. Эти коллективы с честью несли его имя.
7 чтец: Пусть не сбылась мечта Николая вернуться домой, за него с гордостью несут вахту моряки тихоокеанского рыболовного сейнера «Пограничник Петров». Словно натянутая тетева звенит днём и ночью самая шумная улица в городе Улан-Удэ, улица имени Николая Петрова.
8 чтец: Сотни писем летели со всех концов страны его матери Марии Захаровне. В этих письмах трудовые рапорта комсомольцев, пионеров, рассказы об успехах в учёбе. Имя нашего земляка, бывшего сверстника, труженика, солдата, бойца звучит сегодня в сердцах нового поколения.
Стихотворение «Прощание» написал Алексей Смольников памяти героев пограничников, погибших на острове Даманском.
2 чтец: Ты прости меня, мама,
Такая уж вышла беда.
Мне не встать никогда,
И глаза не открыть никогда.
Будут зори цвести,
Будет солнце вставать без меня,
Будут травы расти,
Будут росы сверкать без меня.
Закукует кукушка,
Кулик засвистит в тишине
Золотые шмели
Загудят над цветами не мне.
Как хотели они, чтобы вдруг
Я воскреснуть не мог!
Мне сначала осколок внезапно ударил в висок
Там, на острове нашем,
Где мы на снегу залегли,
Я уже не поднялся,
Когда они к нам подощли.
Кто-то сразу ножом мне в лицо,
Я ещё был живым,
Вот он, как возвратился металл,
Что дарили мы им.
Сколько вёсен, как нитка сшивала Уссури-река
Неразлучные эти соседние стран берега.
Летом ставили сено на острове нашем они
Там такая трава –
Полпрокоса сгребёшь, и копни…
Тёмной ночью, как воры.
За добро, с пулемётом в упор!
Мама, тот, что с ножом,
С ним напрасно вести разговор.
Только, что им налгали, тем людям про нас?
Мама, треть человечества
Мы – соседние люди двух рас.
Мама, это же подло
Чтобы люди такое смогли!
Мама, мама! Здесь ветер
Ты шаль повяжи,
Мама, ты меня слышишь?
Ты губами скажи,
Ты скажи, я увижу,
Ты голову лучше накрой,
Мне не больно, не страшно,
Ты долго не стой надо мной,
Как сыграет оркестр, как положат цветы.
Ты иди. И туда на реку,
На кровавый тот снег не гляди!
Пусть не видят они,
Ни седин твоих, ни чистых слёз твоих,
А своим объясни, что, мол, ветрено было, мороз.
Ты прости меня, мама,
Такая уж вышла беда.
Мне не встать никогда,
И глаза не открыть никогда.
Есть на свете другая,
Такая же добрая мать –
Это ей, не тебе, посчастливилось
Внуков качать,
Обнимать сыновей,
Что моими родиться могли.
Ты мне брось на могилу
Пригорошню родимой земли!
Вместе с павшими боевыми друзьями, Николай Петров похоронен в братской могиле на заставе Нижне-Михайловской, теперь она носит имя Ивана Ивановича Стрельникова, бывшего командира – начальника заставы
Ведущий: Из выступления Марии Захаровны Петровой в 1980 году на митинге в городе Улан-Удэ: «Дорогие ребята, дорогие учителя, дорогие родители! Примите, мою материнскую благодарность за память светлую о моём горячо любимом сыне Коле».
В зале негромко звучит музыка, слышится пение птиц, бьют куранты.
Фотографии Николая Петрова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»
Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...
Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»
Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....
Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.
Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
"День Святого Николая-Никола Зимний"
Сегодня 19 декабря все верующие празднуют день Святого Николая, Николая Чудотворца. На Руси Николая Чудотворца всегда любили и почитали. Его именем называли детей. У нас сегодня на занятии есть именин...
Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.
Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством работы с информацией ( раздаточный материал...