Доверительное отношение между учителем и учеником в педагогическом процессе
статья (5 класс) на тему
В учебном процессе от отношений, которые складываются между учителем, учениками и родителями учащихся зависят эффективность формирования личностных качеств и характера человека, его темперамент, отношение к учебе, труду и изучаемому предмету. И хотя значимость и актуальность данной проблемы признаётся и поддерживается многими учёными, но на практике осознанное формирование отношений субъектов образовательного процесса реализуется недостаточно.
В настоящее время всё острее проявляется противоречие между необходимостью решать задачу поиска новых подходов к организации педагогического процесса с учётом феномена доверия и реально функционирующей системой образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doveritelnoe_otnoshenie_mezhdu_uchitelem_i_uchenikom.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Агапитова Дарья Алексеевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии № 513
Невского района, Санкт-Петербурга
Доверительное отношение между учителем и учеником
в педагогическом процессе
г. Санкт-Петербург
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы доверительных
отношений между учителем и учеником в педагогическом процессе…. 5
- Доверие как социально-психологический феномен….. 5
- Педагогическое общение……………………………......6
Глава 2. Особенности доверительных отношений между учителем и
учеником в 5-м классе общеобразовательной школы………….. 9
2.1. Анкетирование учеников 5-ого класса …………………… 9
2.2. Методы формирования доверительных отношений……….12
Заключение ………………………………………………………...…14
Список литературы ………………………………………………….15
Приложение ……………………………………………………….….16
Введение
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Возникает необходимость выявления различных механизмов и условий гармонизации отношений человека с миром и самим собой. Одним из таких механизмов является доверие, как основное условие субъектного переживания психологического комфорта человека в обществе. Существует проблема поиска возрастных и индивидуальных особенностей воспитания, направленная на формирование доверительного взаимодействия человека с миром.
С.Л.Рубинштейн писал: "Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать." [7]
В учебном процессе от отношений, которые складываются между учителем, учениками и родителями учащихся зависят эффективность формирования личностных качеств и характера человека, его темперамент, отношение к учебе, труду и изучаемому предмету. И хотя значимость и актуальность данной проблемы признаётся и поддерживается многими учёными, но на практике осознанное формирование отношений субъектов образовательного процесса реализуется недостаточно.
В настоящее время всё острее проявляется противоречие между необходимостью решать задачу поиска новых подходов к организации педагогического процесса с учётом феномена доверия и реально функционирующей системой образования.
Данная работа ставила своей целью ещё раз актуализировать проблему доверительных отношений между учителем и учащимися и подчеркнуть её сложность и многоаспектность.
Объект исследования – педагогический процесс общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть особенности доверительных отношений между учителем и учеником в 5-м классе общеобразовательной школы;
- разработать рекомендации для учителя по формированию доверительных отношений с учеником.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы учителем при формировании доверительных отношений с учеником.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы доверительных
отношений между учителем и учеником в педагогическом процессе.
- Доверие как социально-психологический феномен
По мнению А.Б. Купрейченко, безусловное расположение, интерес и открытость первичны по отношению к другим составляющим доверия. Он утверждает, что большинством людей доверие к другому человеку воспринимается, в первую очередь, как собственная готовность к справедливому и честному отношению, как готовность оказать поддержку и помощь без каких-либо условий. Все это дает основание считать первоосновой доверия и его начальной формой эмоционально-позитивное отношение, интерес и открытость субъекта по отношению к партнеру. [3]
Доверительные отношения включают в себя интерес и уважение к партнёру; представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним; безусловную готовность проявлять по отношению к нему волю, а также совершать определённые действия, способствующие успешному взаимодействию.
Значимые составляющие доверия - собственная готовность к доверительным отношениям, осознание ответственности за их развитие.
Доверие способствует гармонизации отношений человека с самим собой, окружающими людьми и миром в целом, обеспечивает сосуществование и взаимодействие с ними, регулирует межличностные и внутригрупповые отношения. Оно является важнейшим условием благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Проблема обеспечения доверия в современной педагогической практике чрезвычайно актуальна. Гуманная форма взаимоотношений, основанная на уважении и терпимости к иной точке зрения, индивидуальному опыту, ценностной системе как никогда необходима в педагогической деятельности.
1.2 Педагогическое общение
Состояние педагогической теории и практики в стране обусловлено не только развитием мировой науки, но и комплексом социально-политических факторов. Школу можно рассматривать в качестве социологической модели общества, которая воспроизводит всю систему социальных ценностей. Уровень общения педагога и детей отражает социально-психологическую атмосферу общества, состояние общественной морали.
Взаимоотношения ребёнка с миром опосредованы личными взаимоотношениями педагога и ребёнка. В воспитательном процессе участвуют два субъекта, и хотя один из этих субъектов мал и неопытен, необразован и недостаточно развит, а другой обучен, развит, опытен и мудр, оба субъекта автономны и обладают своим внутренним миром, неповторимым в другом и уникальным. Каждый из субъектов – уникальность. Их взаимоотношения – сложная сторона воспитания. Ход развития этих взаимоотношений, безусловно, определяется педагогом, а не воспитанником, так как педагог психологически подготовлен (или должен быть способным) придавать общению наиболее благоприятный для воспитания ученика характер. Необходимость тонкого “прикосновения” к личности и прячет в себе черты педагогического искусства. [6].
Поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено, прежде всего, общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.
Педагогическое общение - это всегда взаимодействие интеллектов, чувств, воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают, тем продуктивнее их диалог и согласованность действия, тем устойчивее межличностные контакты и тем менее они подвержены различным деформациям [5]
Общение педагога с учащимися может быть эффективным в том случае, если оно хорошо продумано с точки зрения применяемых психологических способов и механизмов воздействия. Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное.
А.С. Макаренко первым из педагогов провозгласил отношение в качестве основного объекта внимания педагога, тем самым предложил решение проблемы содержания воспитательного процесса.
Отношение как социально - психологический феномен и составляет это содержание. Оно наполняет педагогическое взаимодействие с детьми. Оно располагается в поле любых взаимодействий ребенка с миром. Оно, отношение, есть то, ради чего приходит ребенок в школу, бежит к друзьям. Отправляется в студию, возвращается домой и вновь покидает семью, чтобы в поисках проживания отношения пережить удовлетворение жизнью, то есть, пережить момент счастья. [6]
В учебном процессе от отношений, которые складываются между учителем и учениками, между членами данного учебного коллектива, многое зависит, прежде всего, формирование личностных образований учащихся - активности, самостоятельности, познавательных интересов, которые стимулируются расположенностью учителя, стремлением выслушать каждого, проявлять участие к настроению учащихся. Благополучно сложившиеся отношения в коллективе способствуют и благополучию учебной деятельности. Поддержка при затруднениях, одобрение успехов - все становится и разделенной радостью, и разделением беды. Наоборот, неблагополучие отношений с учителем незамедлительно сказывается на работоспособности школьников, которые испытывают неуверенность в себе, страшатся неудач, боятся осуждений товарищей, испытывают острый стыд.
Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетается разумная требовательность и доверие к нему.
Таким образом, изучая психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что доверие - важнейшее социально-психологическое явление, без него человек теряет связь с обществом.
Доверительные отношения заключаются в свободе личностного самовыражения и учителя, и ребёнка. Именно тогда ученик получает импульс к проявлению искренности и правдивости, избавляясь от сковывающих творческие силы тревог и неуверенности в себе. В доверительных отношениях детская личность воспринимается как субъект общения. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на организацию диалога, стимулирования личностного саморазвития и саморегуляции.
Педагог должен стимулировать сложный процесс становления детского характера, раскрытия его внутренних резервов, укрепления веры в свои силы.
Глава 2. Особенности доверительных отношений между учителем и
учеником в 5-м классе общеобразовательной школы
2.1. Анкетирование учеников 5-ого класса
Мною был составлен тест «Анкета для выявления доверительных отношений между учителем и учеником». Данная методика предназначена для учеников 5-х классов. Она позволяет исследовать уровень отношений между учеником и учителем. Анкета включает в себя 6 вопросов, на которые требуется ответить, выбирая из трёх вариантов: «Да», «Нет», «Не знаю». С вопросами анкеты можно ознакомиться в Приложении №1.
Для проведения исследования я выбрала пять учеников из 5 “Б” класса школы № 513. Они имеют разную успеваемость, интересы и характеры. Результаты анкетирования учеников не разглашаются посторонним лицам, исключением является данная исследовательская работа. Заполненные анкеты находятся в Приложении №2.
Рассмотрим полученные результаты.
При анализе результатов Терентьевой Ольги было выявлено преобладание ответов «Не знаю». Это указывает на то, что Оля не доверяет своему учителю. Вероятнее всего результатом такой неопределённости является дефицит индивидуального общения между учеником и учителем. Источником данного дефицита может являться нежелание ребёнка идти на контакт в силу своего характера и черт психологического портрета. Данный вывод я сделала, основываясь на общем результате теста и акцентировав внимание на положительный ответ на вопрос: «Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку». Данный ответ очень важен. Он указывает на то, что учитель со своей стороны готов помогать ребёнку, ребёнок это понимает, но перед нами возникает вопрос: «Нужна ли ученику эта помощь?». Если Ольге потребуется поддержка, она знает, что сможет её найти в лице учителя, но сейчас для неё это неактуально. Результат Ольги соответствует пределам нормы.
Вторым учеником, который заполнял данную анкету, является Логинов Владислав. При анализе ответов Владислава было выявлено резко-негативное отношение к учителю. Ребёнок имеет личную неприязнь к нему. Школьник не уверен в положительных личностных качествах учителя, и он не хочет, чтобы между ними происходило индивидуальное общение. Владислав боится педагога. Причинами такого поведения может быть душевная травма ребёнка, обида на учителя за то, что тот его когда-либо ругал, относился несправедливо. В этом возрасте дети очень восприимчивы и обидчивы. Старая обида, нанесённая ребёнку несколько лет назад, может послужить основой недоверия. Результат Владислава не соответствует норме. Следует принять комплекс мер для восстановления доверия между учеником и учителем. Например, что может сделать учитель:
-провести индивидуальную беседу с учеником;
-проявить особое внимание к нему;
-провести с ним дополнительные занятия после школы;
- устроить классный час на тему : «Почему стоит прощать обиды».
При анализе результатов Метелёвой Александры было выявлено полное взаимопонимание, доверительное и гармоничное отношение с учителем. Данный результат является редкостью. С одной стороны он не может не радовать идиллией отношений, но в то же время такая взаимосвязь может быть негативно воспринята другими учениками, вызывать ревность с их стороны, чувство обиды. В данном случае учитель должен быть очень осторожен в общении с таким ребёнком, не стоит активно выделять его из общей массы детей. Результат Метелёвой Алекандры соответствует норме и является примером доверительных отношений между учеником и учителем.
Результаты анкетирования Пущиной Вероники указали на доверительные отношения ученицы и учителя. Ребёнок чувствует грань между отношениями в школе и за её пределами, не хочет нарушать дистанцию. Он охотно общается с учителем на переменах и на уроке, уверен в поддержке со стороны учителя. Ученица воспринимает своего учителя серьёзно, но у Вероники и Натальи Борисовны нет общих интересов. Соответственно, сфера их общения одна – учёба. Результат Пущиной Вероники соответствует норме.
При анализе ответов Груздева Дмитрия была выявлена неопределённость. Это указывает на то, что ученик плохо знает учителя, но тянется к нему и хочет с ним общения. Причиной большой дистанции между учеником и учителем может служит скромность ученика, недостаточное внимание учителя к Дмитрию. Для устранения данной проблемы учителю следует проявлять больший интерес к данному ребёнку. Результат Груздева Дмитрия в пределах нормы.
В Приложении №3 можно увидеть процентное соотношение полученных результатов. В результате анализа было выявлено преобладание двух позиций. 60% учеников утвердительно ответили на тезисы: «Мой учитель мне нравится», « Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку». 60% школьников неопределённо отнеслись к высказыванию «Я боюсь своего учителя». Такой ответ должен насторожить учителя. Ему следует проанализировать свой стиль общения с учениками, для того чтобы понять, не является ли он авторитарным. Приятно, что ни один из учеников не ответил отрицательно на утверждение «Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку». Эта позиция получила самый минимальный процент. Однако у некоторых ребят наблюдается небольшой страх при общении с педагогом. Мнения по поводу остальных тезисов разделились.
40 % набрали положительные ответы на высказывания :« Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя» и « Помимо родителей и друзей, я бы взял(а) на необитаемый остров своего учителя». К этому же процентному соотношению относятся отрицательные ответы на утверждения : « Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя» и «У нас с учителем есть общие интересы». Завершают эту большую группу ответы с категорией незнания, неуверенности. Сюда относятся позиции: «Мой учитель всегда готов мне предложить свою помощь и оказать поддержку», «У нас с учителем есть общие интересы», «Помимо родителей и друзей я бы взял(а) на необитаемый остров своего учителя ». Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том , что многие дети не видят иных точек соприкосновения с учителем помимо школы. Другие дети воспринимают преподавателя, как некую загадку. Они готовы познавать своего учителя и даже отправиться с ним на необитаемый остров. Это говорит о доверии со стороны детей, их дружеском расположении по отношению к педагогу. Рассмотрим единичные случаи - 20 %: положительные ответы на вопросы: «У нас с учителем есть общие интересы» и «Я боюсь своего учителя». Отрицательные ответы на утверждения :«Мой учитель мне нравится» , «Помимо родителей и друзей , я бы взяла на необитаемый остров своего учителя», «Я боюсь своего учителя». А так же у 20 % учеников показатель неопределённости относился к тезисам : «Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя» и «Мой учитель мне нравится». Данная информация позволяет сделать выводы о недостаточном проявление внимания к каждому ребёнку с одной стороны, а с другой стороны может указывать на психологические особенности детей.
В целом, большинство из тестируемых детей из 5 «Б» класса имеют доверительные отношения с учителем, испытывают симпатию к педагогу. Однако стоит искать подход ко всем детям, несмотря на совпадения или несовпадения мировоззрения и увлечений педагога и школьника.
Что же нужно сделать для формирования доверительных отношений?
2.2. Методы формирования доверительных отношений
Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающегося - одна из основных в педагогике последних лет. Однако ее реализация в практической деятельности происходит с большим трудом. Учителя, как правило, не умеют перестроить свою деятельность. Это связано в первую очередь с тем, что педагог не знает механизмов субъект-субъектного взаимодействия с обучаемыми на основе диалога. Он не всегда понимает, что углубление содержания совместной деятельности, качество и эффективность образования достигаются не интенсификацией проводимых мероприятий, а прежде всего развитием творческого характера общения, повышением его культуры.
В доверительных отношениях детская личность воспринимается как субъект общения. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на организацию диалога, стимулирования личностного саморазвития и саморегуляции.
Диалоговое взаимодействие обладает большим воспитательным потенциалом. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Такое взаимодействие помогает "чувствовать партнера", лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса
Развитие творческих взаимоотношений в педагогическом процессе связано с добровольным принятием учащимися стимулирующей роли педагога, которое проявляется в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему. Однако такие взаимоотношения требуют определенных личностных параметров самого педагога. К их числу относятся духовный, нравственный облик, профессиональная компетентность, знание современной школы и передового педагогического опыта, педагогическая культура, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами.
Формированию доверительных отношений между педагогами и учащимися способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники.
Нельзя не согласиться с советом современных учёных отойти от традиционной формы педагогического взаимодействия - « опрашивающий учитель» и «отвечающий ученик », так как она блокирует творческую активность последнего.
Педагог должен стимулировать сложный процесс становления детского характера, раскрытия его внутренних резервов, укрепления веры в свои силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы, а также проведенное исследование ещё раз доказали, что в системе современного образования очень остро стоит проблема формирования доверительных отношений между учителем и учащимися. Доверие – важнейшее социально-психологическое явление, без него человек утрачивает связь с миром. Взаимоотношения ребёнка с миром опосредованы личными взаимоотношениями педагога и ребёнка. Роль педагога помочь воспитаннику научиться доверять как самому себе, так и окружающим людям с тем, чтобы доверять жизни в целом. Доверительные отношения предполагают сотруднический стиль деятельности, обусловленный индивидуально-психологическими и личностными особенностями педагога и учащихся. Доверительные отношения между учителем и учащимися основаны на глубоком уважении, честности и доверии, на искреннем принятии другого человека со всеми его мыслями и чувствами, достоинствами и недостатками. В доверительных отношениях детская личность воспринимается как субъект общения. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на организацию диалога, стимулирования личностного саморазвития и саморегуляции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аметов И.Ф. Педагогическое обеспечение доверительных отношений педагога и учащегося в образовательном процессе. – Дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01. – Шуя, 2004. – 202 с.
2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – Москва-Воронеж, 1998. – 544 с.
3. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия.— М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008.
4. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы / Б.Р.Мандель.- Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 384 с. — (Справочник)
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2005. - 608 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.:Питер,2002.
8. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. Учебное пособие по педагогике. Мн., Белорусская наука, Пер, 319 с.
9. Скрипкина Т.П. Психология доверия. - М.,200-454с.
10.Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление.// Автореф. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1998.
Приложение №2
Фамилия : Терентьева Имя: Оля Класс: 5 «Б» | ||||||
| Да | Нет | Не знаю | |||
Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя |
V | |||||
Мой учитель мне нравится | V | |||||
Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку | V | |||||
У нас с учителем есть общие интересы | V | |||||
Помимо друзей и родителей, я бы взял(а) на необитаемый остров своего учителя | V | |||||
Я боюсь своего учителя | V | |||||
Фамилия : Логинов Имя: Владислав Класс: 5 «Б» | ||||||
| Да | Нет | Не знаю | |||
Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя | V | |||||
Мой учитель мне нравится | V | |||||
Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку
|
V | |||||
У нас с учителем есть общие интересы
|
V | |||||
Помимо друзей и родителей, я бы взял(а) на необитаемый остров своего учителя |
V | |||||
Я боюсь своего учителя | V |
Фамилия : Метелёва Имя: Александра Класс: 5 «Б» | |||
| Да | Нет | Не знаю |
Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя | V | ||
Мой учитель мне нравится | V | ||
Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку | V | ||
У нас с учителем есть общие интересы
| V | ||
Помимо друзей и родителей ,я бы взял(а) на необитаемый остров своего учителя |
V | ||
Я боюсь своего учителя | V |
Фамилия : Пущина Имя: Вероника Класс: 5 « Б» | |||
| Да | Нет | Не знаю |
Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя | V | ||
Мой учитель мне нравится | V | ||
Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку | V |
| |
У нас с учителем есть общие интересы | V | ||
Помимо родителей и друзей, я бы взял(а) на необитаемый остров своего учителя
| V | ||
Я боюсь своего учителя | V |
Фамилия : Груздев Имя: Дмитрий Класс: 5 «Б» | |||||
| Да | Нет | Не знаю | ||
Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя |
V | ||||
Мой учитель мне нравится | V |
| |||
Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку | V | ||||
У нас с учителем есть общие интересы
| V | ||||
Помимо друзей и родителей, я бы взял(а) на необитаемый остров своего учителя
| V | ||||
Я боюсь своего учителя | V |
Приложение №3
Процентные соотношения по итогам анализа результатов
учеников 5 «Б» класса
Процент | ||||||
Да | Нет | Не знаю | ||||
Мне кажется, что я хорошо знаю своего учителя | 40% | 40% | 20% | |||
Мой учитель мне нравится | 60% | 20% | 20% | |||
Мой учитель всегда готов предложить мне свою помощь и оказать поддержку | 60% | 0% | 40% | |||
У нас с учителем есть общие интересы | 20% |
40% |
40% | |||
Помимо родителей и друзей, я бы взял(а) на необитаемый остров своего учителя | 40% | 20% | 40% | |||
Я боюсь своего учителя | 20% | 20% | 60% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Учитель и ученик в образовательном процессе: мои педагогические рассуждения"
Эссе на педагогическую тему....
ТИПОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧАЩИМИСЯ
Поиск новых технологий оказания помощи учащимся и учителям вынуждает не только к эмпирическим исследованиям, но и к попыткам по-новому осмыслить школьные реалии, дать им новое, не вполне привычное тео...
презентация "«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»
Презентация "«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ» раскрывает основные причины конфликтов между участниками образовательного процесса,рассматривает способы их разрешения.Материал в...
СЦЕНАРИЙ КВНа МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ «СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…»или СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ НЕДУГОВ 2015 год
Итак, мы начинаем КВН! Мы не зря именно так обозначили тему нашей сегодняшней встречи в клубе весёлых и находчивых. Школа в этом году выходит на программу развития, связанную со здоровым образом жизни...
Особенности конфликтов между учителями и учениками.( рекомендации психолога).
Данная статья поднимает очень актуальный вопрос в современной школе- Конфликт между учителем и учеником Освещены основные причины конфликтных ситуаций и способы их разрешения и профилактик...
Положение о спортивном турнире между учителям и учениками "MEGA SUPER BATTLE"
Локальный нормативный документ, регламентирующий проведение спортивного праздника-соревнования между учителями и учениками школы....
Памятка "Доверительные отношения между учителем и учеником"
10 условий эффективного общения с ребенком...