«Моя дорога к Себе и к Другим»
классный час (9 класс) на тему
Цели классного часа: способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки; создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление и «примерить» разные социальные роли; содействовать развитию у учащихся чувства эпатии, понимания бесконечности дороги к себе и к другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_moya_doroga_1.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час — нравственно-психологический практикум
«Моя дорога к Себе и к Другим»
Участники: классный руководитель, учащиеся 9 класса, шесть мам девятиклассников, четыре авторитетных для класса учителя.
Цели:
1) способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;
2) создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление и «примерить» разные социальные роли;
3) содействовать развитию у учащихся чувства эпатии, понимания бесконечности дороги к себе и к другим.
Подготовительная работа.
1. Создание трех творческих разновозрастных групп. В каждую группу вошли учащиеся 11-го класса, их мамы и наиболее авторитетные педагоги школы.
2. Каждая творческая группа придумывает и проигрывает значимую для старшеклассников конфликтную ситуацию, используя методику составления «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».
3. Сбор материалов (произведений художественной и научно-популярной литературы, фотографий людей в разном эмоциональном состоянии, аудиокассет) по теме классного часа.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка книг б) плакаты с фразами «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»; в) магнитофон;
г) лист бумаги и ручка для каждого участника; д) три творческие группы сидят за тремя столиками.
Ход проведения.
- Звучит музыка Ф. Гойи «Симфония любви».
Классный руководитель: Дорога к себе и к другим — это нелегкий, но интересный путь. Давайте задержимся на главных остановках, порешаем психологические и нравственные задачи, наметим будущий маршрут. Послушайте идею психолога Э. Берна и попробуйте ответить на вопрос: «Кто вы? Принц или лягушка?»
«Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. У «принцев» могут быть кривые ноги, большой нос — все это не мешает им быть «принцами». Они себя все равно любят. «Принцы» никогда не притворяются, что знают всё. Они могут чего-то не знать, не уметь, но это не принижает их в собственных глазах. Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. «Принцы» уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют другим.
«Лягушки» беспомощны и зависимы от окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от «принцев», они не живут о настоящим, а «убивают время», ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем, измысливают мир иллюзорный и пытаются манипулировать людьми, обвинять их. «Лягушки» во всем сомневаются — в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить, любить и быть любимыми. Они чрезмерно зависят от мнения других людей, не доверяя себе. У «лягушек» в их бедах виноваты окружающие, условия жизни, они разочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода.
Учащиеся в группах обсуждают идею Э. Берна и пытаются определить, к какой группе они относятся.
II. Учитель: «Лягушками» рождаются, а «принцами» становятся. О том, как стать «принцем», читайте в книге А. Крупенина и И. Крупениной «Эффективный учитель».
А теперь я предлагаю вам прослушать рассказ К. Паустовского «Снег» и ответить на вопрос: «Как может зародиться любовь?»
Классный руководитель читает начало рассказа до предложения: «Потапов глубоко вздохнул, перевел дыхание: все в доме было таким, каким он хотел его видеть» — и задает учащимся следующие вопросы:
Как вы думаете, чем закончилась встреча этих людей? Как родилась любовь?
Ученики вместе с учителем размышляют над предложенными вопросами.
III. Учитель:
В жизни и общении — две столбовые дороги. Одна — широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но в конце концов и тебя дорога эта вымотает и разрушит.
Вторая дорога — длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.
Дорога первая — это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая — это путь конструктивного, созидающего общения. Все, кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких проблемы с общением. Избавить людей от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя умными, хорошими, добрыми, любимыми и интересными.
IV. Классный руководитель предлагает учащимся, используя методику «Ты— и Я-высказывание», проиграть ситуацию, когда дочь очень поздно возвращается с дискотеки, у нее не выполнено домашнее задание, и это вызывает негативную реакцию родителей.
Ученики в группах проигрывают ситуацию.
V. Учитель обращает внимание ребят на то, что все люди являются носителями разных социальных ролей (дочь, сын. ученик, девушка, юноша и т.д.) и в течение жизни у каждого меняется взгляд на самого себя и других. Затем предлагает учащимся рассказать о том, какие изменения происходили в их восприятии жизни и окружающих.
Ученики после обсуждения в группах обмениваются своими наблюдениями.
Классный руководитель знакомит учащихся со своим опытом, выраженным в стихах:
Кто в этом черно-белом мире я?
В какой из птиц живет душа моя?
Быть может, сломано крыло
И уж летать мне не дано?
Возможно, чувствую себя я одинокой?
А может, с кем-то я пою вдвоем,
Иль наслаждаюсь я свободою широкой,
Или забочусь о гнезде своем?
Вот чудо: в каждой птице — я!
Как многогранна жизнь моя.
С годами граней в жизни меньше стало.
На многое смотрю уже спокойно и устало.
Самой уж высоко летать мне не дано,
Но жаль чужое слабое крыло.
И надо б отдохнуть!
Oт всex обид, от жгучего огня,
Но ведь в огне кому-то страшно будет без меня!
(СИ. Емельянова)
VI. Учитель просит присутствующих рассмотреть предложенные фотографии, а затем детям от имени героини обратиться к родителям и учителям, представив себя на месте героев, сочинить диалог взаимопонимания.
После выполнения задания классный руководитель предлагает прослушать песню Б. Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться» и назвать ту строчку, которая более всего тронула душу.
Завершая классный час, учитель акцентирует внимание на том, что в каждой строчке стихотворения заключена мудрость, открывающая дорогу к себе и к другим.
Литература
1. Крупенин А.Л., Крохина ИМ Эффективный учитель. Ростов/ н/Д, 1995.
2. Леей В.Л. Искусство быть другим. М., 1981.
3. Хей Л. Целительные силы внутри нас. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя дорога к Себе и к Другим
1. Способствовать формированию у учащихся потребное духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;2. С...
Моя дорога к Себе и к Другим
1. Способствовать формированию у учащихся потребное духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;2. С...
"Моя дорога к себе и другим"
Нравственно - психологический практикум дя старшеклассников. Можно пригласить родителей....
Воспитательная система "Дорога к себе"
Воспитательная система 7 класса "Дорога к себе" содержит цели и задачи воспитательной деятельности, формы работы с учащимися и родителями, организацию самоуправления в классе, диагностический инструме...
Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...
Проект воспитательного мероприятия "Моя дорога к Себе и к Другим"
Проект воспитательного мероприятия.Тема: «Моя дорога к Себе и к Другим». (I полугодие)Форма проведения: ...
Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»
Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек), мамы десятиклассников, три учителя....