Портфолио классного руководителя 11 класса
опыты и эксперименты (11 класс) по теме
1. Название проблемы, над которой Вы работаете не менее 3-х лет и имеете устойчивые положительные результаты: Продвижение компетентностного подхода в обучении и воспитании средствами ИКТ. 2. Условия возникновения проблемы, становление опыта: Проблема формирования и развития компетентностного подхода – одна из ключевых проблем современной школы. Анализ исследования показывает, что учащиеся испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод. Отмечаются затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать своё мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Обучающиеся испытывают определённый дискомфорт в учебных и воспитательных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестеровой
Ирины Валерьевны
Классного руководителя 11 класса
МБОУ «Ибрагимовская СОШ им. А.Д. Трынова
Ибрагимовского сельсовета
Кувандыкского района
Оренбургской области
2012 г.
- Информационно-педагогический модуль
1. Название проблемы, над которой Вы работаете не менее 3-х лет и имеете устойчивые положительные результаты:
Продвижение компетентностного подхода в обучении и воспитании средствами ИКТ.
2. Условия возникновения проблемы, становление опыта:
Проблема формирования и развития компетентностного подхода – одна из ключевых проблем современной школы. Анализ исследования показывает, что учащиеся испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод. Отмечаются затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать своё мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Обучающиеся испытывают определённый дискомфорт в учебных и воспитательных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.
Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы в учебно-воспитательном процессе предпочтение отдавалось активной речи обучающихся, а учитель (классный руководитель) в большей степени был дирижёром этого процесса?
Необходимо осознанное понимание педагогом необходимости повышение собственной коммуникативной культуры, которая изменит структуру занятий, а также целенаправленные действия учителя по повышению коммуникативной культуры учащихся.
Именно учитель - классный руководитель, организуя коммуникативное общение на уроке, решает вопрос снижения дефицита устного общения.
Сегодня очень много говорят о личностно-ориентированном обучении, основной составной частью которого является социально-коммуникативный компонент. Тренировка в общении в ходе процесса общения даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор. Этому поможет продуманная концепция развития, которая может иметь следующие этапы:
1 этап
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают следующие умения:
- готовность участвовать в общении;
- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно.
2 этап
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку;
- умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
- умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
- умение использовать риторические вопросы;
- умение вступать в контакт с партнёром и собеседником;
3 этап
На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:
- умение вести беседу в паре, в группе;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение построить дискуссию и вести её;
- умение участвовать в конференциях, играх, турнирах.
В своей работе Нестерова И.В., осознавая проблему, средствами своего педагогического опыта помогает обучающимся преодолеть проблемы в общении. У обучающихся формируется мотивация компетентности, которая предшествует учебной компетенции и учебным достижениям школьников.
3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:
Внеурочная деятельность в отличие от других школьных предметов является одновременно и целью и средством обучения. Главными участниками обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнёрстве. Возможности внеклассной работы, способствуют развитию коммуникативной культуры ученика. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.
Технология коммуникативного метода обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть таких результатов.
Коммуникативное обучение носит деятельностный характер. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности.
4. Теоретическая база опыта:
В своей работе Нестерова И.В. опирается на идеи, взгляды, исследования следующих авторов: А.В. Хуторского, В.В. Краевского, Г.А. Китайгородской, Е.И. Пассова, И.А. Зимней, Н. Хомского, Д. Хамза, Л.Ф. Бахмана, В.Л. Скалкина, Ребеки Л. Оксфорд, которые раскрыли необходимость компетентностного подхода в обучении иностранному языку.
5. Новизна опыта:
Новизна проявляется в различных компонентах урока и внеклассного мероприятия. Это, прежде всего, новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения). Это и новизна использования материал (его информативность). Новизна обеспечивает отказ от произвольного заучивания (высказываний, диалогов, текстов), развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений обучающихся, вызывает интерес к учебной, познавательной и любой другой деятельности. Обучающиеся не получают прямых указаний к запоминанию – оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом.
Развитие смежных с методикой наук (возникновение психолингвистики, социальной психологии, теории деятельности) вызвало к жизни разработку деятельностно-личностно-коммуникативного метода, в центре внимания которого находится формирование коммуникативной компетенции, уделяется большое внимание учёту личностных особенностей обучающегося, коммуникативной мотивированности учебного процесса
6.Технология опыта:
Технология коммуникативного метода обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть высоких результатов.
Участники общения решают реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи включения в учебно-воспитательный процесс.
При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности:
- обучающиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- каждый участник общения остаётся в фокусе внимания остальных;
- самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;
- поощряются пусть противоречивые, даже «неправильные суждения», но свидетельствующие о самостоятельности обучающихся, об их активной позиции;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки;
- отношения строятся на беоценочности, некритичности и «эмпатийности» (сопереживании и понимании переживаний других);
Ирина Валериановна в своей работе использует инновационные технологии и интерактивные формы работы. Охотно ее ученики общаются с компьютером. Использование Интернета педагогом при организации учебно-воспитательного процесса отвечает проблемной направленности уроков и внеклассных мероприятий. В процессе деятельности организуется обсуждение полученной информации, рассуждения о путях решения, отработка навыков. Ирина Валериановна, как творчески работающий учитель, разумно и органично вписывает уникальную информацию Сети в учебный процесс. Современные мультимедийные средства обучения, DVD, CD-ROM – диски помогают учителю создать образовательную среду для своих воспитанников.
Хорошо организованный процесс обучения и воспитания должен вызывать обилие эмоций: сомнение, удивление, восторг. Это возможно при создании Ириной Валериановной в работе с классом ситуации успеха с помощью метода проектов – технологии, нацеленной на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Метод проектов, который успешно применяет в своей практике педагог, позволяет сочетать все режимы работы, способствует активизации всех сфер личности ученика, позволяет повысить продуктивность обучения, развить творческие умения.
7. Результативность:
Организация учебного-воспитательного процесса по проблеме «Продвижение компетентностного подхода в обучении и воспитании средствами ИКТ» позволила учителю:
- существенно экономить время на уроке за счёт изменения соотношения доли самостоятельной работы учащихся;
- повысить общую коммуникативную и поведенческую культуру за счёт целенаправленного наблюдения и последовательного анализа под руководством учителя;
- обогатить мотивационный аспект за счёт приобщения к культуре разных стран, к фактам искусств, самостоятельности в решении творческих задач.
- увеличить прирост количественных и качественных характеристик, проявляющийся в большем разнообразии используемых обучающимися речевых образцов;
В 2007-2008 учебном году был обобщён опыт работы учителя на районном методическом объединении по теме: «Создание ситуации успеха на уроке», «Применение ИКТ на уроках иностранного языка».
Под руководством Нестеровой И.В. были созданы школьные проекты по теме: «Как подростки выражают свою индивидуальность» (2007), «В краю мифов и легенд»(2008) «Великие люди России» (2012), которые получили высокую оценку жюри на школьном фестивале-празднике «Через учение – к счастью».
Ирина Валериановна постоянно повышает свой профессиональный уровень: была участником зонального семинара «Педагогические инициативы по использованию ЦОР: обмен опытом» г. Гай, регионального форума «Педагогические инициативы по использованию ЦОР в Оренбуржье», участник финального этапа конкурса педагогических инициатив «Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет – технологий». Участвовала в I муниципальном фестивале иностранных языков «Мир без границ» и в семинаре–практикуме «Модели реализации технологий повышения стрессоустойчивости обучающихся к неблагоприятным условиям внешней среды на территории Оренбургской области».
8. Адресная направленность опыта:
Представленный педагогический опыт оптимален в достижении поставленной цели формирования творческой личности и продуктивной созидательной деятельности обучающегося, так как имеет возможность быть воспроизведенным в сходных условиях. Используемые технологии могут найти широкое применение в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения любого типа, так как позволяют при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении и воспитании. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.
9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивый положительный результат:
Устойчивые положительные результаты могут быть получены при условии наличия необходимых учебно-методических и материально – технических средств, кадровых возможностей школы.
10. Трудоемкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, компьютерных презентаций.
11. Опыт обсуждался на заседании методического объединения классных руководителей, обобщен и рекомендован к распространению. Учителем опыт работы используется в течение 5 лет.
Программа духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся 11 класса
Пояснительная записка
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Данная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 11 класса составлена на основе Концепции духовно-нравстенного развития и воспитания личности гражданина России, программы образовательного учреждения «Ибрагимовская средняя общеобразовательная школа им .А.Д. Трынова Ибрагимовского сельсовета Кувандыкского район Оренбургской области» на 2012-2013 учебный год, психолого-педагогической характеристики класса, анализа воспитательной работы в 10 классе за 2011-2012 учебный год .
Основная цель воспитания обучающихся школы – воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Программа воспитания направлена на решение следующих задач:
- формирование личностной культуры;
- формирование социальной культуры;
- формирование семейной культуры.
Программа развития и воспитания одинадцатиклассников является логическим продолжением воспитательной программы в 5-10 классах «Прекрасное далеко: кем быть?», в рамках которой я работала, как классный руководитель. К 11 классу обучающиеся сумели открыть в себе многие важные духовно-эстетические, идейно-нравственные, творческие и другие качества. В 11 классе теперь важно закрепить эти черты и развить новые для того, чтобы каждый обучающийся сумел почувствовать себя значимым, успешным и нашел свой путь дальнейшего саморазвития и самообразования.
11 класс – это переход во взрослую жизнь, которая должна привести выпускника к верно выбранной жизненной позиции и социальному статусу в будущем. И для достижения этой цели очень важно использовать личностный подход в воспитании классного коллектива.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе
моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей,
национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответа за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.
Традиционными источниками нравственности являются:
Россия, многонациональный народ Российской Федерации,
гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности
определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социально педагогического партнёрства;
индивидуально- личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
- истории России, российских народов, своей семьи, рода;
- жизненного опыта своих родителей, предков;
- традиционных российских религий;
- произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- фольклора народов России;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- учебных дисциплин;
- других источников информации и научного знания.
Таким образом, воспитательная программа - это движение по восходящему пути личностного развития и успеха каждого обучающегося класса.
Программа рассчитана на 11 класс, на 2012-2013 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-37070-1636387339.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-516371-1415203557.jpg)
Выступление классного руководителя 8 «Б» класса Малаховой И.В. на заседании МО классных руководителей
· Обобщение знаний учащихся по теме: “Умножение многочлена на многочлен”.·...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-513021-1433582551.jpg)
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1121932-1551235247.jpg)
Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»
план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297067-1607481115.jpg)
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....
- Мне нравится (1)