СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА, ПОСВЯЩЕННОГО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ Н.А.ОСТРОВСКОГО
классный час на тему

Кузютина Маргарита Сергеевна

Виртуальная экскурсия по страницам жизни и романа Н.А. Островского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa1.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА, ПОСВЯЩЕННОГО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ Н.А.ОСТРОВСКОГО

Тема: Мужество Николая Островского (Жизнь и творчество писателя)

Тип занятия: Виртуальная экскурсия по страницам жизни и романа Н.А. Островского

Время реализации занятия: 1 урок (40 минут)

Учебно-методическое обеспечение:

Необходимое оборудование и материалы для занятий:

  • Проектор
  • Компьютеры
  • Операционная система – Windows XP
  • Программное обеспечение – Microsoft Office

Авторский медиапродукт:

  1. Вид медиапродукта:  наглядная презентация учебного материала (Музеи Н.А. Островского), видеоролики из х/ф по произведениям Н.А. Островского.
  2. Технологический сценарий занятия: презентация,  

Целесообразность использования медиапродукта:

  • повышение мотивации к обучению;
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса;
  • эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
  • развитие наглядно-образного мышления.

Цель: помочь учащимся проникнуть в атмосферу жизни писателя (поэта), подготовить к восприятию произведений.

Задачи экскурсии:

  • познакомить с местами, связанными с жизнью и деятельностью писателя;  экспонатами дома-музея, памятниками писателю;
  • раскрыть значение мест, связанных с  судьбой писателя;
  • воспитывать уважение к историческому и культурному наследию Родины;
  • вызвать эмоциональный отклик у учащихся.

Занятие

Тема:

Цель:

Ход занятия:

1. Организационный момент.  

2.

1 слайд. Бюст Николаю Островскому.

Слово учителя. Перед первой школой нашего города установлен бюст Николаю Островскому, комсомольская организация школы носила его имя. Деньги на памятный знак были заработаны комсомольцами Надыма на субботниках. Скульптурная композиция представляет собой бронзовый бюст и стелу-штык.

Проект памятника сделал надымский художник Николай Секрет, а бюст был изготовлен на Мытищинском заводе металлоконструкций. Открытие состоялось в день рождения Островского 28 сентября 1980 года, ему бы исполнилось 76 лет.

Почему именно Островский? Здесь нужно вспомнить его произведение «Как закалялась сталь» и учесть условия Крайнего Севера и события, происходившие здесь.

  В семнадцати городах бывшего Советского Союза стоят памятники этому легендарному человеку. И далеко не все надымчане знают, почему у первой городской школы установлен бюст писателю. Историю памятника помнят сейчас уже немногие.

В год открытия школы, в 1972 году, школьной комсомольской организации было присвоено имя Николая Островского. Спустя два года на общешкольном комсомольском собрании было решено создать музей имени писателя. Учащиеся 8-х классов подбирали материалы для оформления стендов, выступлений, писали письма в разные уголки нашей страны с просьбой познакомить с писателями, поэтами, чьи судьбы схожи с судьбой Н.А Островского. 

  Так образовался клуб «Корчагинец», названный в честь главного героя романа «Как закалялась сталь» Павла Корчагина.

Слайд 2

Русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (1932-34; некоторые главы не были пропущены цензурой) — о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) — о Гражданской войне в Зап. Украине

Слайд 3

    Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября 1904 года в Украине: с. Вилия, Волынской губернии, на западной границе Российской империи. Население с. Вилия было многонациональным: здесь мирно жили украинцы, русские, белорусы, поляки, евреи, чехи, эстонцы, латыши.

Слайд 4

Николай был младшим ребенком в семье, помимо него было две сестры – Надежда и Екатерина, а также брат - Дмитрий. С детства Николай Островский привык гордится своим дедом и отцом, потомственными военными.

Слайд 5

Николай Островский с раннего детства выделялся своими способностями. В Вилии в 1913 г. с отличием закончил церковно-приходскую школу, когда ему было только девять лет.

Слайд 6

Работать Николай Островский начал с 12 лет. Вначале в 1916 году, он работал в буфете при железнодорожной станции Шепетовка, а через год в 1917 году – помощником электромонтера

Слайд 7,8

В 1918 году в Шепетовке он закончил Городское двухклассное училище.

20 июля 1919 г. – Николай Островский вступает в комсомол

Слайд 9,10

9 августа 1919 года ушел добровольцем на фронт. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии.

В августе 1920 г. был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. С этого времени с трудом ходит с палочкой (одна нога у него не сгибается).

Слайд 11,12,13

В 1921 работает помощником электромонтера в Киевских главных мастерских, учится в электротехникуме, одновременно назначается секретарем комсомольской организации. В 1922 участвует в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, заболел тифом. После выздоровления — комиссар батальона Всеобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе), был секретарем райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарем окружкома комсомола в Шепетовке (1924).

Слайд 14,15,16

В 1924 году вступил в ряды Коммунистической  партии. В этом же году Островский переносит первый приступ окаменения суставов и позвоночника – неизлечимой болезни, которая с того момента начинает прогрессировать и постепенно перерастать в паралич. Островский старается не обращать внимания на свою болезнь, хотя все больше и больше времени ему теперь приходится проводить у врачей. Началось длительное лечение  в госпиталях, санаториях…

С 1927 года тяжёлая прогрессирующая болезнь приковала Островского к постели. На состоянии его здоровья сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз – полиартрит, постепенное окостенение суставов. А через год он потерял зрение.

Слайд 17,18,19.

 Но будущий писатель делает все возможное, чтобы его не забыли: ведет партийно-комсомольский кружок на дому, заочно заканчивает «первый круг» комвуза. О себе Островский пишет: «Физически потерял почти все, остались только непотухающая энергия молодости и страстное желание быть чем-нибудь полезным…»..

Мобилизуя все душевные силы, Островский борется за жизнь, занимается самообразованием, учится в заочном коммунистическом университете, готовя себя к литературной работе. Но никогда не падает духом. Николай решает написать книгу о своем времени. Эту идею поддерживает будущая жена писателя, девятнадцатилетняя Раиса Порфирьевна Мацюк

Слайд 20,21,21

Он пишет вслепую, с помощью изобретенного им же самим трафарета. Родным и друзьям писателя приходится расшифровывать написанное, а нередко и переписывать под диктовку автора. Строчку держит, но рука уже слабеет... И тогда у него появляется первый добровольный секретарь - соседка по квартире Галя Алексеева. Значительная часть романа «Как закалялась сталь» написана под диктовку ее рукой.

Слайд 23,24,25

"Как закалялась сталь" - автобиографический роман Н. Островского о времени начала ХХ века, времени неспокойном, времени начала становления коммунизма в стране. Описанное в романе время включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом и мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, а также период индустриализации страны.

     Рассматривая роман "Как закалялась сталь" сегодня, в дни рассвета демократии, стоит отметить прежде всего, роман, как историю человека с очень тяжелый судьбой, человека, живущего в трудные для России и ее народа времена

Центральный герой романа - юноша Павел (Павка) Корчагин. Павел Корчагин - наглядный пример человека с твердым характером, с достоинством, переносящего все удары судьбы, ради достижения цели, воплощения своей движущей идеи. То, что идея в то время была почти у всех людей одна и не отличалась особой оригинальностью (и разумностью, как показала будущая практика): строительство коммунизма в стране, борьба за счастье народа. Значение романа сегодня - это в первую очередь, нравственно-воспитательное содержание. Герой романа может явиться в некотором роде, образцом для подражания молодому поколению, для формирования характера.

Слайд 26

-Ребята, сейчас изучение романа не входит в школьную программу. Но я очень надеюсь, что вы захотите прочитать это роман.

А сейчас я предлагаю вам написать письмо, какое письмо решать вам.

Почему решать вам, скажите вы… Сейчас объясню. Перед вами фраза из романа «Как закалялась сталь…»: (вывод фразы)

«Жизнь даётся человеку только один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному мире - борьбе за освобождение человека. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

-Я думаю, что вы её неоднократно слышали, или хотя бы часть фразы.

Ваша задача написать больше не письмо, а заметку, почему стоит читать роман Островского. А поможет вам в этом то, что вы узнали о нелегкой жизни автора и отрывок из фильма.  


Слайд 30.

Весной 1935 года по инициативе председателя ВЦИК Г. И. Петровского было принято решение о строительстве в Сочи удобной для Николая Островского дачи. И вскоре архитектор Я. Кравчук предложил семье писателя проект дома – представительного, скромного, компактного с учетом специфических условий быта и творчества Н. Островского: «семейная» половина, состоящая из комнат матери, сестры, столовой, кухни и прихожей; писательская часть дома, представленная кабинетом, секретарской, верандой, прихожей и комнатой жены на втором этаже.

СТОЛОВАЯ служила местом общего отдыха семьи и друзей Н. Островского. «Выполнив все дела, собирались в столовой вокруг большого обеденного стола пить чай - вспоминала секретарь писателя А. П. Лазарева».

Сочинская БИБЛИОТЕКА Н. Островского насчитывает более двух тысяч книг и журналов, которые собирались им в последние годы жизни. «Фундаментом» своей библиотеки Н. Островский называл сочинения классиков русской литературы и зарубежных авторов: О. Бальзак, Г. Флобер, Э. Золя, М. Твен, А. Доде, Р. Ролан, братья Гонкур.

В КОМНАТЕ О. О. ОСТРОВСКОЙ, матери писателя, все дышит любовью к детям: при почти аскетической скромности обстановки множество фотографий дорогих сердцу родных.

КОМНАТА Е. А. Островской, сестры писателя, больше похожа на кабинет: в центре большой письменный стол для работы, на столе самшитовый письменный прибор. Она вела всю личную переписку Н. А. Островского. Е. А.Островская стала первым директором музея Н. Островского с момента его открытия в 1937 г.

Стены ПРИХОЖЕЙ, как и кабинета Н. Островского, были облицованы темным деревом (орех), чтобы создать сумеречную обстановку и защитить писателя от яркого света: до конца жизни не прекращался воспалительный процесс, «глаза горели огнем».

СЕКРЕТАРСКАЯ планировалась для хранения архива.

КАБИНЕТ Н. А. Островского служил ему столовой, спальней и гостиной одновременно. Как и сам дом, многое в его обстановке было подарено писателю. В 1936 г. в этом кабинете Николай Островский работал над романом «Рожденные бурей».

Лето 1936 года в Сочи выдалось жарким, и Николай Алексеевич много времени проводил на ВЕРАНДЕ. Кровать помещалась всегда на одном месте – изголовьем к морю, в нескольких шагах от двери в комнату. Слева от нее – рабочее место секретаря. Своим друзьям Н. А. Островский сообщал: «Целые дни провожу на открытом балконе. Свежий ветер с моря, теплый ласковый. Жадно дышу, не надышусь. Хорошо здесь на новом месте. Работаю я понемножку. Что бы быть искренним, должен признаться: много работать у меня просто нет сил. Через месяц первый том «Рожденные бурей» будет закончен».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвященного дню Конституции.

Цель:    1. Познакомить детей с Конституцией России;    2. Закреплять знания детей о государственной символике...

Сценарий классного часа, посвященного Дню Учителя

Классный час , посвященный  Дню учителя  представляет собой торжественный концерт – поздравление всех преподавателей, работающих в техникуме. Сценарий классного часа разработан в помо...

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

Сценарий «Литературного кафе», посвященного жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

Цель: помочь учащимся увидеть неповторимые черты личности великого поэта, выяснить причины трагического и глубокого одиночества в  поэзии    М.Ю. Лермонтова.Задачи:  системати...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

сценарий классного часа посвященного жизни и творчеству Марины Ладыниной

Сценарий классного часа содержит информацию о жизни и творчестве великой актрисы советского кинематографа М.А. Ладыниной....