Разработка классного часа "Настоящий мальчишка, какой он?"
классный час (5 класс) на тему
Цель классного часа - сформировать у учащихся ценностное отношение к Родине, ее культурно-историческому прошлому, воспитывать уважение к народным традициям, формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_5_kl_nastoyashchiy_malchishka.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа в 5 классе
«Настоящий мальчишка, какой он?»
Цели:
- формировать у учащихся ценностное отношение к Родине, её культурно-историческому прошлому;
- прививать детям чувство гордости за свою страну;
- воспитывать в них уважение к народным традициям, истории, культуре своей страны;
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения друг к другу.
Методическое обеспечение:
- материал беседы
- вырезки из газет и журналов,
- раздаточный материал
Литература:
- интернет-ресурсы
- «Калейдоскоп школьных дел», Москва-Псков, «Сфера», 2000 г.
План классного часа:
- Вступление
II. Экскурс в историю.
III. Беседа-обсуждение «Разговор о настоящем мужчине»
- Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).
- Настоящий мальчишка, какой он? (рассуждения, выступления воспитанников с сообщениями)
- Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость? (практические советы)
- Игра «Познай самого себя»
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
Содержание классного часа
- Вступление
Учитель: тема нашего классного часа «Настоящий мальчишка, какой он?».
Я зачитаю вам очень хорошие слова: «Есть одно важное качество мальчишеского “я”, которое искупает всех их недостатки – это мужество! С колыбели мальчик должен формировать свой характер, воспитывать в себе благородство, твердость духа, решительность, честность, трудолюбие, уважение к женщине, к девушке, силу, здоровье, выносливость и снисходительность к слабому… Это и есть главные качества НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ»
II. Экскурс в историю
Учитель: Идеал настоящего мужчины с течением времени менялся и оттачивался.
Состязания мужчин в первобытном обществе проходили ежегодно, на них определяли, соответствует ли мальчик, достигший определённого возраста, предъявляемым требованиям: быть выносливым, зорким, сильным, хитрым.
В Афинах растили мужчин-воинов, которые должны были защищать отчизну. Счастливыми считались родители тех, кто погиб на поле боя. Мальчиков обучали в городских школах, где их учили грамматике, музыке, гимнастике, красноречию. Греческий мужчина должен был быть хорошим охотником, красноречивым, сильным, выносливым.
Китайские мальчики были далеки от Европы, и их воспитание имело специфический характер. Основополагающим началом в их обучении и воспитании была гимнастика Цигун. Эта методика тренирует не только тело, но и разум, делает стройным тело и мысли. Китайский мальчик и мужчина должен был быть сосредоточенным, красноречивым, но лаконичным, хорошо владеющим своим телом, выносливым, чистым, здоровым, жестоким, хитрым.
Средневековье поставило на первое место душу, а заботу о теле отодвинуло на последнее место, но несмотря на это, мужчины тренировались, и свои турниры посвящали прекрасным дамам. Иногда рыцарский турнир состоял не только из демонстрации боевой подготовки, но и из литературных состязаний: чтения поэм, од, стихов, посвященных даме. Средневековый мужчина должен был быть сильным, мужественным, красноречивым, смелым, играющим на нескольких музыкальных инструментах.
Эпоха средневековья сменилась эпохой Возрождения. Мужчины снова начали заботиться о красоте тела, но не забывали и о душе. Мужчины Ренессанса одевались по нескольку часов, наравне с дамами пользовались парфюмерией, шили немыслимые наряды, ходили к парикмахеру. Кстати, чулки были вначале мужским атрибутом, как и обувь с каблуками. Мужчины этого времени должны были отвечать следующим требованиям: быть сильными, владеть оружием, быть хитрыми, обладать художественными умениями.
Вопрос к аудитории: а какими качествами по вашему мнению должен быть наделён современный мальчишка, будущий мужчина? Каким он должен быть, чтобы о нём можно было сказать: «Это настоящий мужчина!»?
III. Беседа-обсуждение «Разговор о настоящем мужчине»
- Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах (группы формируются по желанию) и определить, какими мужскими качествами должны обладать настоящие мужчины. В помощь вы получите карточки. Одна из групп карточку не получает, пробует сформулировать качества самостоятельно.
Раздаточный материал на карточках (одинаковый для групп):
Сильный Мужественный Жизнерадостный Целеустремленный Ленивый
Трудолюбивый Скупой Волевой Выносливый
Уважительно относиться к женщинам Благородный Честный Вспыльчивый
Отзывчивый Творческий Порядочный Хитрый Доверчивый Злобный
Самостоятельный Снисходительный к слабым Заботится о своем здоровье
Грубый Уважающий старших и заботящийся о младших Преданный
Другие __________________________
В течение 4-5 минут группа отмечает те качества, которыми должен обладать настоящий мужчина. Затем заслушиваются высказывания воспитанников. Беседа продолжается.
Учитель: можете ли назвать тех мужчин, которые обладают какими либо из названных вами качеств (ваши отцы, дедушки, может быть это ваш дядя или учитель). Расскажите о поступках этих людей, которые характеризуют эти качества (рассказы воспитанников)
Учитель: Я хочу отметить три важных качества, которые, на мой взгляд, должны быть присущи настоящим мужчинам:
1. Мужчина – защитник. Защитник Отечества, защитник младшего, защитник женщины. Защитник должен быть сильным и смелым, только тогда он способен защитить. Если ты хочешь быть настоящим мужчиной – стань сильным и смелым. Сильным не только физически, но и морально. Воспитывай в себе силу тела и силу духа!
2. Мужчина-помощник. Без трудолюбия нет настоящего мужчины! Настоящий мужчина не чурается никакой работы, даже той, которую принято называть «чисто женской». Настоящий мужчина любит всякий труд, в том числе и домашний. Учитесь трудиться!
3. Мужчина – тот, кто спешит делать добрые дела и не требует за это никакого вознаграждения. У настоящего мужчины – добрые, умелые, трудолюбивые руки. Будьте добрыми и милосердными, мальчишки!
- Настоящий мальчишка, какой он?
Учитель: Вы, мальчишки! Великое, беспокойное, громкоголосое племя. Вы несете на плечах будущее. Все, что случится в нашем большом и сложном мире завтра, и послезавтра, непременно будет делом ваших рук, вашего таланта, вашего упорства и вдохновения.
И прежде чем вы займете свое место в жизни, вам нужно пройти нелегкую школу мальчишества. И от ваших нынешних успехов зависит очень многое.
Если мальчишка быстрее всех заканчивает стометровку, это, разумеется, великолепно! Но если он норовит перед самым финишем подставить подножку сопернику и победить таким образом, тогда -худо.
Если мальчишка научился не просто махать кулаками, а знает десяток приемов бокса- отлично! Но если он показывает искусство не в честном бою, а преимущественно на тех, кто слабее и беззащитнее его – такое не вызывает симпатии.
«Если» и «но» – этими двумя коротенькими словечками можно было бы начать очень длинный перечень размышлений о настоящих мальчишках.
Да, ненастоящие мальчишки тоже живут на свете. И тут уж ничего не изменишь. Можно носить модную одежду, быть постриженным по-мужски, можно мастерски боксировать, но… при этом не быть настоящим мальчишкой.
И снова совершим экскурс в историю. Русь всегда славилась богатырями: так неужели в сегодняшний день мы будем сдавать позиции?!
Князю Святославу было 4 года, когда его мать, княгиня Ольга, взяла его в поход. Она надела на мальчика шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок!». «Я не боюсь, мама!» - ответил сынок-князь. Святослав с малых леи упражнялся в верховной езде, учился владеть мечом…
Царевич Петр в 15 лет с «потешным» отрядом проходил солдатское дело. Сын был совершенно счастлив, когда мать в ознаменование его успехов в военном деле подарила ему сержантский мундир. Он стал великим, могучим преобразователем, определившим путь России на столетия.
Полководец Александр Суворов. Нареченный в честь Александра Невского, он был слаб и худ, но он стал прилежен в учебе и молитве. Он регулярно обливался холодной водой… За долгую жизнь Суворов прошел все ступени высшей службы снизу доверху. Самая главная его победа, самая убедительная – победа над собственной слабостью.
Сейчас вы ещё дети, но время летит быстро и через несколько лет многие из вас станут солдатами. А сегодня мы проверим, кто же из вас лучше других готов к этому трудному и ответственному делу.
1 конкурс. Интеллектуальный.
- В армии каждый военнослужащий имеет звание.
А какие звания знаете вы? 10 секунд на обсуждение (ефрейтор, сержант, прапорщик, лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, маршал, генералиссимус). - В армии много родов войск. Какие военные профессии знаете вы? (мотострелковые войска, морфлот, воздушно-десантные войска, танковые)
На обсуждение 10 секунд.
3. А теперь окунёмся в историю.
Внимательно послушайте вопрос. Какая команда быстрее поднимет руку, та и будет отвечать первой.
- Каких вы знаете русских былинных богатырей?
(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).
- Каких вы знаете русских князей, прославивших свою землю в ратных подвигах?
(Александр Невский, Дмитрий Донской).
4. А теперь нашим командам предстоит поработать шифровальщиками. Есть и такая военная профессия. Вам задание – переставив буквы, расшифровать слова.
АТОПЕХ (пехота) ЯРИМА (армия) СЛАБУЖ (служба)
КАПРИЗ (приказ) ЛАДОСТ (солдат) ТАСУВ (устав)
А пока команды заняты, поиграем с нашими болельщиками и узнаем, а знают ли они военные профессии.
Я начну, а вы кончайте,
Хором вместе отвечайте.
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом.
Буду помогать ему
Охранять свою ... (страну).
Брат сказал: “Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь .... (пограничником).
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном ... (корабле).
Самолёт парит, как птица,
Там воздушная граница.
На посту и днём, и ночью
Наш солдат военный ...(лётчик).
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется ... (танкистом).
Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждёт тебя, солдат, ... (пехота).
Любой профессии военной
Учиться надо непременно.
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было войны.
Давайте проверим, как с заданием справились наши команды.
2 конкурс. Полезно-спортивный. Он выявит самых ловких, смелых и умелых.
- Кто быстрее сомнет газету одной рукой в шар.
- Поздороваться с закрытыми глазами на расстоянии 3 -5 метров.
- Меткий стрелок (от каждой команды по одному стрелку – стрелять в дартц; победит тот, кто больше наберёт очков).
- Чья команда быстрее пришьет пуговицу (один из команды).
- Кто быстрее приберет волосы младшей сестре..
- Канат (принимают участие все члены обеих команд – какая команда перетянет).
- Нарисовать танк фломастером, зажатом во рту (по очереди каждый участник команды).
- Без рук взять и съесть по очереди мармеладку.
А теперь дадим командам отдохнуть. Музыкальная пауза.
Девочки поют частушки.
1 В нашем классе все мальчишки 2 Кто-то хочет быть танкистом 3 Дима учится на «5» 4 Если Саша Саламатин 5 Александр пример решал, 6 Во дворе большая горка, | 7 Максим любит поболтать, 8 Наш Сережа говорун, 9 Стоит Артемий у доски, 10 А Данил на переменке, 11 Все мальчишки в нашем классе 12 Хоть мальчишки небольшие, |
Жюри подводит итоги. Награждаются команды за 1 место и 2 место.
Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?
Учитель: Все хотят быть сильными и смелыми. Смелыми не родятся, смелыми становятся. Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?
Первое направление.
Всегда, даже в самую трудных случаях жизни, отстаивай правду. Ту правду, в которую ты веришь, которой предан. На этом пути расцветает смелость души и ума человека.
Второе направление.
Будь крепким и здоровым. Возьми спорт в свои союзники. На этом пути расцветает смелость тела.
С чего же начинать?
- Каждый день зарядка! И даже дома на каникулах!
- После зарядки следует обливаться холодной водой или принимать душ (хотя бы умываться холодной водой)
- Больше бывать на свежем воздухе.
- Тренировать силу рук и ног (отжимания, подтягивания, силовые упражнения)
- Заведи дома простейший спортинвентарь (экспандер, мяч, перекладину, мяч для рук) и занимайся даже на каникулах!
- Ходи в спортивную секцию, которая по душе.
Не каждый станет выдающимся спортсменом, но спорт нужен любому человеку прежде всего для него самого- для развития и здоровья. А настоящему мальчишке для того, чтоб развивать силу, выносливость, ловкость, смелость.
- Соблюдай режим дня. Таким образом ты воспитываешь силу воли и внутреннюю дисциплину. Тебе проще будет успевать делать то, что ты хочешь и то, что тебе нужно сделать.
- Ты согласишься, что ведешь в основном сидячий образ жизни. Именно поэтому тебе необходимо научиться правильно сочетать умственную нагрузку и физическую. Поэтому когда есть возможность – позанимайся спортом. Или сделай несколько простых физических упражнений.
- Сон – это то, что надо! Сон – один из самых эффективнейших способов устранения умственной и физической усталости. В вашем возрасте оптимальное время для сна и ночного отдыха -9 часов. Посчитай: отбой в 22.00, подъем –в 7.00. Все верно? Тебе следует выработать привычку, условный рефлекс – вовремя ложиться и вовремя вставать.
- Соблюдай гигиену. Это является и залогом здоровья, и качеством настоящего мужчины.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: мы говорили сегодня о качествах настоящего мужчины, которые уже сейчас вы должны воспитывать в себе.
Сложилось ли у вас понятие о настоящем мужчине? Какое? Назови одним словом? (воспитанники по одному называют качества мужчины.)
Учитель: что нового вы узнали сегодня на классном часе? (ответы)
Понравился ли вам классный час? А что не понравилось? (ответы)
Какие из практических советов вы считаете нужными применить, почему? Как они могут вам помочь? (ответы)
Ах, эти вездесущие мальчишки!
За ними нет возможности угнаться.
Сидели б дома, да читали книжки,
Но нет, им надо в море собираться.
Один из них откроет Антарктиду,
Другой изобретёт велосипед,
А третий вовсе пропадёт из виду,
Чтобы в Китае встретить свой рассвет.
Исколесят моря и океаны,
Им небольшой покажется земля,
И в космос выйдут гордо капитаны,
стоявшие когда-то у руля.
Ах, эти вездесущие мальчишки!
И хоть проходит детства полоса,
И пишутся уже другие книжки,
В душе у них всё те же паруса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дружба-какое чудесное слово"
Классный час для ребят 5 класса. Значение слова "дружба", пословицы о дружбе, ситуации по теме....
Разработка классного часа "Какой я разный" ( 5- 7 класс)
1.ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА: «КАКОЙ Я РАЗНЫЙ»2.АННОТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:А) ЦЕЛЬ: развитие у учащихся стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения.Б) ЗАДАЧИ: - вы...
Разработка классного часа "Знаете, каким он парнем был"
Сценарий и презентация классного часа, посвященного Дню космонавтики. В презентации рассказывается об истории космонавтики, о биографии Гагарина. По ходу демонстрации идут занимательные вопросы виктор...
Классный час "Учитель - какое хорошее слово..."
Разработка классного часа была ко Дню учителя. В игровой форме легко и непринужденно можно провести классный час для учителей....
Классный час "Деньги: какие они бывают".
Классный час про деньги, что такое деньги с элементами игры....
Классный час "Деньги: какие они бывают".
Классный час про деньги, что такое деньги с элементами игры....
Классное мероприятие "Мальчишки и девчонки"
Посвящено празднованию 23 февраля и 8 марта....