Классный час
план-конспект урока (6 класс) на тему
Тема: "Конфликты и пути их решения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_konflikty_i_puti_ih_resheniya.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».
Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Форма проведения: час общения.
Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу" (В. Домиль), "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение", мультимедийный комплекс, мультфильм «Конфликт».
Ход классного часа
1. Организационный момент.
2. Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, формирует умение анализировать.)
Здравствуйте, всем! По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты). Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).
Тема нашего классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.
3. Приём «Ассоциативный ряд». Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)
4. Беседа по теме.
- Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались? У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут о своих конфликтах). К доске прикреплено солнце.
Классный руководитель: У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь – мультимедийные эффекты). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.
Классный руководитель: А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят? (Дети: о ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться).
Классный руководитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?
Дети:
Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.
Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Классный руководитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
Классный руководитель: А что же такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах. Для этого разделимся на группы по принципу мне нравится… (ВОРОБЕЙ, СТРАУС, ЯСТРЕБ, ГОЛУБЬ).
Воробей - боится потерять отношения, уступает молча. | Страус – прячет голову в песок, ухо -дит от конфликта. | Ястреб – сам разжи -гает конфликты и ре -шает в свою пользу. | Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда. |
5. Теория и практика.
I группа: Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
Учитель: В чём же вред таких конфликтов? Расскажет нам вторая группа.
II группа: Нам бы хотелось добавить, что существуют 4 типа конфликтов: внутри личностный, между личностью и группой, межгрупповой, межличностный.
В чём же вред таких конфликтов?
- Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
- Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
- В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Учитель: Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.
III группа: Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.
Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.
Ситуация 2. Выходят две ученицы.
1-й вариант разговора. — Ой, привет, ты где это так подстриглась? — А что, тебе не нравится? — Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка. — Ты на себя в зеркало посмотри!..
Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
2-й вариант разговора. — Тебе просто не идет эта стрижка. — Ты на самом деле так считаешь? — Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? — А что мне делать? — Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому. — Пойдем.
Классный руководитель: В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.
Классный руководитель: Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
IV группа: Копилка добрых советов. Послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.
1. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
2. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.
3. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.
4. Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
5. Отходя ко сну, спроси себя – «Кого и чем порадовал ты за день?»
Классный руководитель: Я бы хотела еще добавить «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ.
К – критику по возможности устранить!
Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.
О – ответственность на 100 % брать на себя!
Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».
Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!
Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.
Ф – фон конфликта не расширять!
Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!
Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).
По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.
И – интересы искать общие!
Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.
К – конструктивное решение искать сообща!
Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».
Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!
6. Игра практикум. Примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.
Ситуация 1. Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ситуация 2. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
Ситуация 3. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.
Ситуация 4. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.
Ситуация 5. Класс условно разделен на две микрогруппы, в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс.
7. Индийская сказка. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
- Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
- Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.
Учитель: Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.
Наследство
Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.
Ответьте на вопрос:
1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?
2) Конфликт разрешен или нет?
8. Упражнение «От сердца к сердцу». А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.
9. Упражнение «Подарок». Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Будь обаятелен и добр.
12. Извинись, если ты не прав.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.
17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».
18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.
19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!
10. Заключительное слово. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.
Ученица:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
11. Рефлексия. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?
Примерные ответы детей:
- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.
- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.
- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.
- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.
- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.
12. Песня "Ты да я, да мы с тобой".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...