Открытый классный час "Стресс-друг или враг? Или как развивать стрессоустойчивость"
методическая разработка на тему
тема стресса актуальна в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_dlya_7-9_klassov_stress._moe.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи: познакомить с понятием стресса, стрессоустойчивости; познакомить с профилактикой стресса и рекомендациями для восстановления.
Ход занятия
Ребята, в начале нашей встречи я вам предлагаю посмотреть ролик, а вы постарайтесь определить тему сегодняшнего классного часа.
СЛАЙД1
Почему я выбрала тему стресса для нашего классного часа? Вы растете, впереди у вас взрослая жизнь, которая преподнесет вам много испытаний, приятных и не очень. И хочется, чтоб вы с наименьшими потерями для вашего здоровья, физического и морального, выходили из всех непростых ситуаций.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с таким явлением, как «Стресс». Что вы знаете о стрессе?
(ответы учеников)
Давайте ваше отношение к стрессу каждый определит смайлом. У каждого два смайла на выбор. Выберите тот, который соответствует вашему настроению относительно стресса. (ребята вешают на доску соответствующие смайлы.)
Когда говорят: “Я нахожусь в стрессе”, - то подразумевают, что человек чувствует напряжение, нервозность, усталость, беспомощность.
СЛАЙД2
Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает давление, угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье в 1936 г., он определил стресс как реакцию организма, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма.
СЛАЙД3
Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность организма справляться с этими перегрузками называют стрессоустойчивостью.
Что может стать причиной стресса для вас? (ответы)
Приведем элементарные примеры стрессовой ситуации в вашей жизни. (выборочно ребятам раздаются листки с заданием обыграть стрессовую ситуацию монологом):
1. Завтра контрольная, я ничего не знаю, я провалюсь! Ээх, учить надо было! Что мне делать?!
2. Я разбил стекло в школе.Вот это мне дома попадет!!! Не пойду домой! В школу не пойду!!!
3. Не успел домой прийти со школы, а уже кучу заданий дали: в магазин сходи, мусор вынеси, с братом поиграй, в комнате убери, уроки сделай! А жить когда?
Все эти ситуации являются стрессовыми в вашем возрасте. Почему? (ответы детей)
Волнение, чувство вины, дискомфорт от множества поручений, предчувствие наказания.
СЛАЙД4
Школа,экзамены, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе, события, радостные или печальные в семье могут стать источником значительного стресса для вас, что повлияет на учебу и здоровье.
Обычно, когда говорят о стрессе, подразумевают нечто отрицательное. Как только то, что приносит вред и разрушения. А может представить жизнь без стресса? Нет. Стресс постоянно рядом. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика. Вот именно тогда, стоит говорить об умении управлять стрессом и развитии стрессоустойчивости.
СЛАЙД5
Зачем нужна эта пресловутая «стрессоустойчивость», которая требуется практически в любой деятельности в наши дни? (ответы детей)
СЛАЙД 6
Вспомните игру «Что? Где? Когда?». В чем ее суть? (ответы)
Суть в том, что человек должен выполнить задачу (отгадать ответ) в условиях мощного стресса (лимит времени, нервозность из-за желания выиграть, крики членов команды). В таких условиях нелегко – особенно капитану команды – выбрать правильный ответ. Это и есть самая настоящая ситуация стресса, где нужно проявить стрессоустойчивость.
СЛАЙД7
Другой пример, передача «Кто хочет стать миллионером». Каждый телезритель, смотря эту программу, хоть раз в жизни давал правильный ответ с первых же секунд, или угадывал верный вариант и недоумевал потом: почему он не смог? Это же элементарно! В этом и суть стрессовой ситуации – воздействие факторов стресса, которые ухудшают мыслительные или двигательные способности. Как человеку, лежа на диване, легко давать правильные ответы – и было бы очень трудно в зале, под прицелом глаз публики, при ограничении времени, при сверхценности приза.
СЛАЙД 8
Поэтому в жизни часто вершины успеха достигает не тот, кто более одарен, а тот, кто более стрессоустойчив. Ведь в нашей повседневной жизни очень много факторов стресса, которые хотят помешать нам достичь цели.
Стрессоустойчивость поможет воспринимать раздражающие факторы, как жужжание мухи за стеклом. Муху видно, но почти не слышно, и ее от вас отделяет прозрачная броня. Ваша внутренняя броня. Вот, что такое стрессоустойчивость.
Давайте проведем небольшой тест и проверим. Насколько вы подвержены стрессу.
Цель: выяснить, подвержен ли школьник стрессу.
СЛАЙД9
Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером "+", если нет — "-".
СЛАЙД 10
- У меня бывают головные боли после напряженной работы.
- Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
- В школе я чувствую себя неуютно.
- Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
- Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
- Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
- Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
- Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
- Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
- Я болезненно реагирую на критические замечания.
- Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
- Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
- Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
- Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
- Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные.
- Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
- Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
- Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
- Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
- После ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.
СЛАЙД 11
Подсчитайте количество положительных ответов: 0-6 — низкий уровень тревожности; 7-13 — средний уровень тревожности; 14-20 — высокий уровень тревожности.
- Чем меньше у вас положительных ответов, тем спокойнее вы реагируете на события. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с людьми и ваши успехи в школе. Этому может быть несколько объяснений. Возможно, все в вашей жизни складывается так хорошо, что вас даже не беспокоят эти вопросы.
- Второй вариант — природа наградила вас темпераментом, который позволяет невозмутимо воспринимать укусы и удары судьбы. Вам можно позавидовать. Главное, чтобы ваша эмоциональная броня не мешала вам общаться с людьми.
- Третий вариант — проблемы есть, но вы стараетесь делать вид, что их нет, уподобляясь одной большой и глупой африканской птице.
Если вы ответили "да" более чем на половину вопросов, вероятно, хорошая учеба дается вам ценой большого нервного напряжения. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планировании своей работы. Временно ограничьте свои контакты несколькими близкими людьми, которые вас понимают.
Вот вы немного узнали о своих отношениях со стрессом. Давайте разбираться дальше с этой проблемой.
СЛАЙД12
Стрессоустойчивость – это способность быть спокойным и выполнять свою задачу в условиях стресса.
Как ее развивать?
Есть два пути в развитии стрессоустойчивости: работая с умом и работая с телом. Это универсальное качество, которое можно тренировать и на физическом уровне, например: йога, боевые искусства, и на ментальном, используя интеллектуальные методы, идя внутрь себя, исследуя и познавая себя. Хорошо попробовать оба метода, они взаимодополняемы и дают «золотую середину», будучи использованы вместе.
СЛАЙД13
Все методы развития стрессоустойчивости можно объединить в три большие группы:
• до стресса («профилактика»), и эта часть, пожалуй, самая эффективная
• во время стресса («скорая помощь»),
• и после стресса («восстановление»).
СЛАЙД14
«ПРОФИЛАКТИКА»
Это превращение стрессоустойчивости из привитого качества в рефлекс.
СЛАЙД15
Перед вами несколько советов по профилактике стресса.
Стресс не убивает, мы сами себя убиваем неправильной реакцией на него.
Делаем стресс позитивным.
То, что есть, и то, что мы в этом видим - две большие разницы.
Стресс не враг, а друг – все зависит от того, как к нему относиться. Не стоит бояться стресса. Он может и помочь!
«2\3 того что мы видим мы видим, за нашими глазами» - китайская мудрость. Додумывание и встраивание в контекст реальности несуществующего, любимое наше занятие! Помните это, лишь увеличивает напряжение. То что есть, и то, что мы в этом видим - две большие разницы. Но поверив, это, становится нашей реальностью.
СЛАЙД 16
Притча в тему: «У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошёл мимо него вор и испугался — подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошёл влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидав дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.»
Вывод? Мы видим то, что хотим видеть.
В идеале стрессоустойчивость должна стать свойством характера, привычкой, частью натуры: как экономность или щедрость, вспыльчивость, или флегматичность – сама по себе.
Как же узнать, что стресс вас настиг?
Первыми и достаточно частыми проявлениями стресса являются раздражительность усталость, утомляемость, общая слабость.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ?«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Какую бы профилактику мы не вели, но стресс все-таки случился. Что делать? Перед вами несколько советов.
СЛАЙД 17
1.Скажите себе: «Стоп!» Соберите всю силу воли в кулак. Сосчитайте в уме до десяти. Сделайте медленный вдох через нос и ненадолго задержите дыхание. После этого так же медленно выдохните. И так несколько циклов.
2.Если вам удалось уединиться, можно потопать ногами. Через пол уходит отрицательная энергия. Выпейте 20 - 40 капель успокоительного (в зависимости от вашего возраста).
3.Обязательно выйдите из стрессового пространства. Если у вас проблемы в семье, лучше пойти погулять или сходить в гости, чтобы не усугублять свое состояние.
Игра «Кричалки – шепталки – молчалки».
Цель: саморегуляция, снятие страсса.
Из разноцветного картона изготавливаются три ладони: красная, желтая и синяя. Это – сигналы. Когда учитель поднимает красную ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» - можно тихо передвигаться и общаться шепотом; синюю – «молчалку» - дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
Упражнение «Ёжик».
Цель: саморегуляция, снятие стресса.
Участники располагаются по кругу. Игру начинает учитель, он тихим шепотом, еле слышно зовет: «Ежик!» Далее в строгой последовательности ученики должны незначительно повышать голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, пока последний не дойдет до громкого крика. Игра проходит несколькими кругами.
Упражнение «Воздушный шарик»
Описание
Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-«надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».
Смысл упражнения
Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.
Обсуждение
Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние.
« ВОССТАНОВЛЕНИЕ» что это такое, как вы думаете? (ответы)
После сильной стрессовой ситуации человеку необходим период для того, чтоб «прийти в себя», восстановиться.
СЛАЙД18
1.Человеку, в качестве восстановительной процедуры, показан массаж – это дает ощущение доверия, безопасности, а значит – расслабляет и приносит позитивные эмоции.
2.Точно так же позитивные ощущения могут дать братья наши меньшие – животные, птицы, рыбы.
3.Старайтесь почаще быть на природе, купаться, ходить в лес, баню.
4.Занимайтесь физкультурой (которая также полезна для снятия стресса). Физическая культура не должна быть еще одной тягостной, обязанностью по расписанию, а удовольствием, о котором приятно подумать, сидя в рабочем кресле, разминая мышцы и глядя на часы.
5.Оживите свою жизнь спонтанной радостью!
(Все советы обсуждаются с ребятами)
Поскольку вы все ученики, то для вас есть несколько особых советов для развития стрессоустойчивости. Они объединяют в себе все три группы развития.
Рекомендации для учащихся.
СЛАЙД19
1. Признайтесь себе в слабых и сильных сторонах. Все завышенные ожидания приводят к стрессу. Ожидайте реалистичного. Мыслите позитивно.
2. Никогда не говорите о себе плохо.
3.Высыпайтесь, позволяйте себе расслабиться;
4.Соблюдайте режим труда и отдыха, правильный и оптимальный режим дня.
5.Радуйтесь каждому своему успеху в учебе, хвалите себя («Я – молодец!», «У меня получилось!» и т.д.);
6.Дружите с одноклассниками - это поможет вам противостоять стрессу.
7.Гуляйте на воздухе, занимайтесь активно спортом.
8.Слушайте музыку, позволяющую вам расслабиться.
Проблема стресса актуальна в жизни каждого человека. В школьные годы каждый ученик сталкивается со стрессовыми ситуациями каждый день. Очень важно научиться предвидеть эти ситуации и противостоять стрессу.
Вспомните тему нашего классного часа.
Так чем же является стресс для человека, другом или врагом?
Чтобы подытожить наше занятие предлагаю обобщить все мною сказанное, вами услышанное.
Разобьемся на три группы, каждая из которых получит экспертную карту.
СЛАЙД20
Первая группаищет слова, сочетания слов, характеризующие стресс с негативной стороны.
Вторая группа ищет слова, сочетания слов, характеризующие стресс с положительной стороны.
Третья группа внимательно слушает результаты первой и второй группы, вспоминает услышанное сегодня и делает вывод, выбирая из предложенных, по сегодняшней теме.
СЛАЙД21
(Обсуждение работы, в ходе которой все должны прийти к выводу, что придерживаясь рекомендаций, мы можем все стрессовые ситуации обратить нам во благо. Мы станем сильнее, крепче духом, сможем критично относится к себе, извлекать уроки из полученного опыта, не зацикливаясь на прошлом и смотреть смело и с улыбкой в будущее.)
Наша задача даже стрессовую ситуацию обратить себе во благо. Все в наших руках.
Все, что вы сегодня узнали о стрессе изменило ли отношение к нему? Если да, определите свое отношение смайлом и повесьте его на доску. Вот видите, все не так уж и страшно. Главное, работать над собой, рад развитием стрессоустойчивости.
Как итог нашего занятия послушайте еще одну притчу.
СЛАЙД 22(на фоне музыки).
«Один старый человек всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается каждым моментом уходящей жизни. Его родные сидели вокруг, и один спросил:
— Почему вы смеётесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь! Что здесь смешного?
Старый человек ответил:
—Внутри я свободен в своём выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю (Как вы думаете, что выбрал мастер?)блаженство, ведь это так естественно!».
СЛАЙД 23 (музыка)
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для организма. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс
Мнение о том, что стресс- неизбежное зло прочно поселилось в наших умах. Однако, стресс- это то, что сопровождает нас всю историю. Он сопровождал человека, когда мы охотились на мамонта, открывали новые материки, дрались во дворе за игрушки, защищали диплом, проходили собеседование при трудоустройстве на работу, стояли в пробках.
Смотрите на жизнь с радостной улыбкой, думайте о хорошем, не зацикливайтесь на прошлых обидах, проблемах, но извлекайте из них уроки, занимайтесь спортом, будьте позитивными, добрыми, отзывчивыми! И окружающий вас мир улыбнется вам в ответ! (гиперссылка)
Надеюсь, все услышанное вами сегодня поможет вам в дальнейшем.Всего вам доброго. Наша беседа подошла к концу.
Экспертная карта
Даны основные понятия, связанные со стрессом.Найдитеи подчеркнитеслова, сочетания слов, характеризующие стресс с негативной стороны.
1 группа
Стресс- это плохо. Стресс-это……………….
Страх
Неуверенность
Любопытство (что же будет дальше?)
Мотивация к действию
Работа над ошибками
Бессонница
«Я умею! Я могу!»
Обостренное чувство вины
«Стакан наполовину полон»
«Стакан наполовину пуст»
Перенапряжение
Успешное выполнение задач
Экспертная карта
Даны основные понятия, связанные со стрессом.
Найдите и подчеркните слова, сочетания слов, характеризующие стресс с положительной стороны.
2 группа
Стресс- это замечательно! Стресс-это……………….
Страх
Неуверенность
Любопытство (что же будет дальше?)
Мотивация к действию
Работа над ошибками
Бессонница
«Я умею! Я могу!»
Обостренное чувство вины
«Стакан наполовину полон»
«Стакан наполовину пуст»
Перенапряжение
Успешное выполнение задач
Экспертная карта
- группа
Выберите верное суждение о стрессе и его последствиях
1.Стресс-наш враг. Если ты попал в стрессовую ситуацию, то очень трудно выйти из нее. Только помощь квалифицированного специалиста поможет выйти из кризиса. Последствия стресса необратимы.
Скажем «НЕТ!» стрессу!
2.Придерживаясь рекомендаций, мы можем все стрессовые ситуации обратить нам во благо. Мы станем сильнее, крепче духом, сможем критично относится к себе, извлекать уроки из полученного опыта, не зацикливаясь на прошлом, смотреть смело и с улыбкой в будущее,
Уж лучше пусть стакан будет наполовину полон, чем пуст!
3.Стресс-это замечательно! Благодаря стрессу мы развиваемся. Нужно делать все, чтоб стресс постоянно присутствовал в жизни, потому что он не влияет на здоровье, ни на физическое, ни на моральное. Никаких последствий для человека.
Да здравствует стресс!
Обыграйте ситуацию
1. Вечер перед контрольной.
Завтра контрольная, я ничего не знаю, я провалюсь! Ээх, надо было учить! Что мне делать?!
_________________________________________
Обыграйте ситуацию
2. Я разбил стекло в школе. Вот мне дома попадет!!! Не пойду домой! В школу не пойду!!!
__________________________________________
Обыграйте ситуацию
3. Не успел домой прийти со школы, а уже кучу заданий дали: в магазин сходи, мусор вынеси, с братом поиграй, в комнате убери, уроки сделай! А жить когда?
Тест «Насколько вы подвержены стрессу»
Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером "+", если нет — "-".
---------------------------------------------------------------------------------------
Тест «Насколько вы подвержены стрессу»
Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером "+", если нет — "-".
Классный час
для
8-9 классов
Тема: Стресс враг или друг?
Или как развивать в себе стрессоустойчивость
Подготовил:
Классный руководитель 8 класса,
Банникова С.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)
В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...
Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"
Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение целесообразно в рамках Недели права. С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...
Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)
Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...
Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"
Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....
Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)
Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...
Листовка для стенда психологической службы "Развиваем стрессоустойчивость с помощью изотерапии"
Материал размещается на стенде психологической службы школы, для школьников, как упражнение по изотерапии для самостоятельной работы....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...