Цели и задачи:
-формировать в сознании детей понятие «доброта»; -развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе; -расширить знания о доброте и её роли в жизни человека; -пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Ход классного часа Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком. Ребята, послушайте такую историю.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте. Тема нашего классного часа «Всего дороже доброта» Слайд № 1
- Давайте подумаем, что должны усвоить на уроке Цель: усвоить, что такое доброта; узнать, кого называют добрым человеком. (Слайд 2)
Качество это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Это качество - Наших сердец ДОБРОТА.
- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
Песня « Дорогою добра»
Учитель: Доброта... Добро... Добреть… Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей) Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к словарю Ожегова Работа в группах: Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. (Слайд 3)
Прочтите пословицу. - (Слайд 4)
Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда никто не разрешал. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить что-то обидное друг другу, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? - Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
- Утешить можно им, помочь
Развеселить, совет дать снова Но ты запомни лишь одно Всегда должно быть добрым слово. Учитель: Сейчас чтобы наша кукла полностью оправилась от наших обид, я предлагаю построить для нее дом, заложить сад и посадить цветы. Я хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.
У всех на столах лежат пословицы. Соедините половинки пословиц о доброте. (работа в парах) Начинаем строить дом из бревнышек мудрости и понимания.
- Добрыми делами славен человек.
- Злой не верит, что есть добрый.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Добрая слава лежит, а худая бежит.
- Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро - будешь сам без беды.
- Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
- Добрые умирают, да дела их живут.
(Дети составляют пословицу, переворачивают кирпичики и составляют дом на доске ) - Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.
Вам предлагается набор различных слов на деревьях. Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будут деревья из нашего сада. Прикрепите рядом с домом. (фронтальная работа) (Слайд 5) - доброжелательный
- вежливый
- грубый
- неучтивый
- умеет прощать обиды
- чуткий
- отзывчивый
- помогает в беде
- часто ссорится
- вспыльчивый
- скромный
- счастливый
- наглый
- внимательный
- жадный
- крикливый
(Выполняют задание.) На доске висят заготовки плодовых деревьев с написанными на них качествами доброго человека, дети выбирают слова и вывешивают их на доске.
Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса. -- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?
Наша картина готова: есть дом, сад, цветы. Помните: (Слайд 6) - Добрые слова - корни
- Добрые мысли - цветы
- Добрые дела - плоды
- Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами и пусть цветов становится все больше и больше в вашем саду. Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом. Учитель: А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку кота Леопольда».
Звучит клип «Песня кота Леопольда» (Слайд 7) Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. Недостаточно делать добро, (Слайд 8) Надо делать его правильно.
Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам зачитаю ситуацию. Послушайте внимательно.
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула. - Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень. - А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной. - Садись уж, раз едешь. - Спасибо, милок. - И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А? И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
Какой поступок совершил молодой человек? (Хороший, он уступил место пожилому человеку.) А почему он это сделал? (Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать) А как он это сделал? (Плохо, обидел старушку.)
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации? Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
- А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.
- Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
- Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
- Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
4. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
Учитель:
Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся Все земные труды... Может, вырастил деревце? Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошеть самому. (Л. Татьяничева)
Учитель: А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке). Ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.
• Делись последним с другом. • Помогай людям. • Защищай слабого. • Не завидуй. • Прощай ошибки другим.
Учитель: А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя сигнальные карточки. Красный цвет будет обозначать ответ «да», синий - «нет». Можно ли назвать добрым человека, который: • делает что-то полезное для людей; • делает домашнее задание за кого-то; • ждёт, когда его позовут на помощь; • переводит старушку через дорогу; • накормит бездомного котёнка; • заберёт обратно подаренную вещь;
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств. Не надо ждать награды за доброе дело. Словом можно обидеть сильнее, чем делом и т.д. )
учитель : Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!
учитель : Будьте добры, это я говорю по секрету. Будьте добры - и не ждите за это конфету. Будьте добры - без игры и во время игры, Если сумеете, будьте добры.
(Звучит песня «Дорога добра»)
Учитель: 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки и герберы.
Рефлексия На доске изображено дерево. У учеников листочки трех цветов зеленые, голубые, белые. Если вам наш урок понравился, выберите зеленый листочек. Если понравилось, но не все на уроке, выберите голубой листочек. А если вам ничего не понравилось, выберите белый листочек и прикрепите на наше дерево. Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди. Наш классный час окончен. Всем спасибо.
|