Воспитательная система класса
материал (9 класс) по теме
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa.docx | 57.85 КБ |
osnovnye_printsipy_programmy_vospitaniya.docx | 14.69 КБ |
kriterii_effektivnosti_vospitatelnoy_sistemy_klassa.docx | 460.29 КБ |
shema_analiza_vospitannosti.docx | 12.65 КБ |
formirovanie_lichnosti_gimnazista_v_protsesse_ego_sotsializatsii.docx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система класса
«Мы –будущее»
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.
Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы класса. Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решение наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективност педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Воспитательная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Цель воспитательной системы:
Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности человека-гражданина, обладающего духовной культурой и его социализация.
Задачи:
- Формирование гражданского самосознания;
- Приобщение к человеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения. («Истина», «Красота», «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Культура», «Мир», «Земля»)
- Формирование интеллектуально-нравственного, физического потенциала ребенка;
- Формирование креативных способностей:
- Обеспечение личностно-ориентированного подхода в воспитании;
- Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей.
Воспитательная работа в классе складывается из четырёх основных составляющих:
- неукоснительное следование школьным традициям, заложенным в предыдущие годы (традиционные дела и мероприятия, связь с выпускниками, родителями,)
- внеклассная и досуговая деятельность (занятость дополнительным образованием, организация досуга, спортивно-массовая и туристско-краеведческая работа)
- деятельность органов ученического самоуправления (работа в общешкольном ученическом парламенте, органов классного самоуправления, организация шефской работы, самообслуживание)
- оказание помощи детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации и развитии психологической культуры в общении с одноклассниками и родителями. Данное звено в воспитательной системе относится к социально-профилактическому направлению и реализуется через внедрение технологии «Индивидуально-психологического сопровождения детей в проблемных ситуациях».
Основой моделирования воспитательной системы классного коллектива стали 5 наиболее важных составляющих воспитательной системы.
Индивидуально – групповой компонент
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Каждый из ребят является уникальной личностью, но им предстоит несколько лет жить и общаться в классном коллективе, где очень важно групповое взаимодействие. Главная роль при построении воспитательной системы здесь отводится классному руководителю и учащимся класса.
При помощи психологических тестов , я изучаю уровень развития классного коллектива и провожу социометрические исследования. Также провожу психологическую диагностику и личное наблюдение за своими учениками.
По результатам психологической диагностики и личного наблюдения я разделила ребят на 3 группы:
Ведущие (натуры творческие, с активной жизненной позицией)
Ведомые (в основном ребята, не проявляющие активности, но готовые откликнуться на интересное, значимое для всего класса дела и пойти за лидерами)
«Тёмные лошадки» (ребята, чей потенциал недостаточно раскрыт)
Ценностно – ориентационный
Ключевой идеей этой системы является овладение умениями и навыками самоорганизации индивидуальной и совместной жизнедеятельности учащихся.
Цель – создание условий для удовлетворения интересов и потребностей учащихся, раскрытие их творческих и организационных способностей.
Задачи:
- формирование классного коллектива
- развитие ученического самоуправления
- формирование нравственных отношений
- обеспечение возможности реализации потребностей учащихся через традиционные и классные мероприятия
Исходя из задач, определённой данной воспитательной системой, можно определить следующую перспективу классного коллектива:
Успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след
Основные принципы построения жизнедеятельности воспитательной системы класса:
«Познай себя – это интересно!», «Сотвори себя – это необходимо!», «Утверди себя – это возможно!», «Прояви себя – это реально!»
Функционально – деятельный компонент
Наша воспитательная система складывается из системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нём.
Участники воспитательного процесса позволяют реализовать потребность в свободе выбора, развивать свои способности, расширить круг общения, реализовать «новые роли».
Воспитывающая деятельность на учебные годы.
- Участие класса в общешкольных мероприятиях:
Одной из главных особенностей воспитательной системы нашей школы является то, что весь годовой цикл жизнедеятельности концентрируется вокруг нескольких ключевых общешкольных дел. Эти дела носят комплексный характер, охватывая как учебную, так и внеучебную сферу. В них принимают участие все классные коллективы, все учителя, многие родители и выпускники школы. Все дела проходят этап коллективного планирования и разработки, в которых принимают участие педагоги и дети.
Основные коллективные дела традиционны и повторяются из года в год. Однако каждый год меняются отдельные элементы в содержании и форме их проведения. В рамках чёткой системы общешкольных дел традиции вносят в жизнь школы определённый ритм, организуют упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждая из которых решает свои специфические задачи.
Через повторение и привнесение нового реализуется функция самовоспроизводства и самосохранения, что обеспечивает сохранение системы в целом.
- Внутриклассные мероприятия.
- Работа ученического самоуправления:
Деятельность органов ученического самоуправления – один из краеугольных камней всей воспитательной системы школы и класса.
Целью классного самоуправления является создание личностно утверждающей ситуации для каждого ребенка, для раскрытия и реализации его индивидуальных духовно-творческих возможностей, развития нравственного опыта и самооценки.
Задачи:
-социализация личности и инициирование его активного взаимодействия с объектами жизни
-развитие творческих способностей детей
воспитание чувства долга, ответственности перед своим классным государством и школьным микрообществом
-развитие собственной позиции каждого подростка
-развитие интересов и духовно-творческих возможностей ребенка на основе организации активной внеурочной деятельности
-дать почувствовать ребенку его индивидуальную значимость в коллективе
- Работа с родителями учащихся
Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи. Это действительно так – основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческие годы.
Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.
- Индивидуальная работа:
Роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми и с их родителями. В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно оценить создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.
- Работа с педагогами:
- систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
- осведомление учителей предметников о состоянии здоровья учащихся;
- знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
- индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
- выяснение у учителей- предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место;
- тесное сотрудничество с психологом школы.
Считаю, что данная система способствует решению поставленной задачи.
Зерна, посеянные в такой комплексной системе, дают свои всходы: формируется личность, готовая к самоутверждению, сплоченный коллектив.
Диагностико - результативный
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы. Считаю, что необходимо знать ответы на вопросы:
- Как работает моя система на практике?
- Какова суть произошедших изменений?
- В чем заключаются возможные недочеты?
Пытаясь найти ответы на поставленные вопросы, я пришла к выводу: необходимо проводить диагностику качества воспитательной работы в классном коллективе
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению
интересов родителей, детей и педагога в развитии гармоничной личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!".
Философской основой, объединяющей участников образовательного процесса, стала формирующаяся система ценностей и идей коллектива, которая развивает в личности социально значимые качества. Все эти качества я объединяю в понятие "социальная компетентность". Социальная компетентность, на мой взгляд, включает в себя следующие аспекты:
- умение принимать решение, делать ответственный выбор;
- готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение анализировать ситуацию;
- умение понимать себя, свои потребности и устремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;
- способность быть успешным в выбранном виде деятельности;
- умение быть независимым, смело отстаивать свою позицию конструктивными, корректными способами;
- осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.
Все эти качества свойственны людям, имеющим чувство собственного достоинства и объединенным идеей личностного роста. Именно такими я и вижу в будущем своих воспитанников: умеющими отстаивать свои права, раскрывать свои способности, ориентироваться в мире жизненных ценностей и развивать общечеловеческие достижения во всех сферах жизни.
При оценке качества своей деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на определенные критерии:
- Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;
- Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом;
- Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива;
- Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе;
- Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
- Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;
- Степень вовлечения родителей в дела класса;
- Осознанный выбор учащимися приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Планируя работу по основным видам деятельности классного коллектива и осуществляя ее, я опираюсь на положения нормативных документов локального уровня – документы, созданные на базе нашего учебного учреждения- Гимназии №7:
- Извлечения из устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия№7 п. 12. Права и обязанности участников образовательного процесса;
- Должностная инструкция классного руководителя муниципального бюджетного учреждения гимназии №7;
- Положение о творческой лаборатории классных руководителей МБОУ гимназии №7;
- Положение о работе родительских комитетов;
- Положение об Управляющем Совете;
- Анализ результатов учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива МБОУ гимназии №7 за предшествующий год;
- Планы работы городских и гимназических мероприятий на год;
- Программа развития МБОУ гимназии №7.
Перспективы развития ученического коллектива могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по времени их достижения (близкая, средняя, долекая) и социальной значимости («от примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но должны способствовать росту личности и коллектива. Опираясь на теоретические и методические разработки Антона Семеновича, определяются совместно с учащимися и родителями перспективы жизнедеятельности класса, согласовываются цели и задачи воспитательного процесса. В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, уровня развития коллектива проектируются следующие перспективы:
- близкая (поход, дискотека, различные праздники, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии);
- средняя (коллективные торческие дела, участие или победа в конкурсах, смотрах, соревнованиях, туристические поездки);
-далекая (успешно завершить обучение в школе, стать образованными и воспитанными личностями, оставить в гимназии след в виде традиций или весомого вклада в благоустройство школьного здания и прилегающей территории и т.п.).
На пути достижения целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми , и взрослыми. Они не только в значительной степени регламетируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способ организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.
Предварительный просмотр:
Основные принципы программы воспитания «Мы - будущее».
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
- Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы
- Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека
Принцип природосообразности
Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать
- Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
- Принцип сотрудничества.
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества
Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявлял себя.
Основная задача классного руководителя- быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении.
Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место. Ведь НАШИ ДЕТИ- это НАШЕ БУДУЩЕЕ.
Предварительный просмотр:
Критерии эффективности воспитательной системы класса
- воспитанность учащихся
- защищенность и комфортность ребенка в классе
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельность в классе
- сформированность классного коллектива
- репутация класса
- проявление индивидуальности классной общности
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности школьника.
- развитость креативных способностей учащихся.
Предварительный просмотр:
Схема анализа воспитанности
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...