КИНОКЛУБ. «Надо быть милосердным» (по фильму Р.Быкова «Чучело»)
методическая разработка (7, 8, 9, 10 класс) на тему
Цели :
Обучающие:
используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые режиссером в фильме, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой, проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе
Развивающие:
учить детей дискуссионному исследованию, умению:
выдвигать проблему;
обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;
развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;
исследовать проблему, излагая результаты работы в проекте
Воспитывающие:
приобщить учащихся к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 453.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КИНОКЛУБ. «Надо быть милосердным» (по фильму Р.Быкова «Чучело»)
Цели :
Обучающие:
используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые режиссером в фильме, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой, проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе
Развивающие:
учить детей дискуссионному исследованию, умению:
выдвигать проблему;
обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;
развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;
исследовать проблему, излагая результаты работы в проекте
Воспитывающие:
приобщить учащихся к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.
Оформление :
- Фильм «Чучело».
- Листы с заданиями, с понятиями «Конфликт», «Бойкот».
- Солнце (кластер).
- Тексты с эпизодом.
- Портреты.
- Видеоролики «Про кота», «Дорогою добра».
Эпиграфы:
Можно презреть, наказать, помочь,
но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.
Это ожесточает человека.
Надо быть милосердным.
В.Железников.
Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак.
1. Вступительное слово модератора.
У нас сегодня состоится заседание киноклуба по фильму Ролана Быкова (снятого по одноименной повести В.К. Железникова) «Чучело» (на доске портреты)
Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации.
О фильме спорили, с ним соглашались, его отвергали, страшась увидеть в нём самих себя.
В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина Орбакайте (фотография на доске), тогда двенадцатилетняя девочка, но прежде, чем перейти к обсуждению этого фильма, давайте посмотрим один видеоролик
(«Про кота») и подумаем, какая проблема объединяет этот видеоролик и фильм Быкова «Чучело»? (проблема жестокости и добра, милосердия)
И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого фильма, об их поступках, о последствиях этих поступков, попытаемся найти решение проблемы жестокости в современном мире.
Обратимся к эпиграфам урока (на доске)
- Как вы думаете, почему именно эти слова взяты сегодня в качестве эпиграфа?
- Определите тему нашего сегодняшнего заседания киноклуба.
2. Погружение в проблему.
Этот фильм актуален и в наши дни, возможно даже более актуален, чем раньше. Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем... Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием.
Тогда, я думаю, нам просто необходимо разобраться в конфликте, который показал нам режиссер фильма «Чучело». Кто участники конфликта? (На доске: Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. – Большая советская энциклопедия.)
Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния.
Итак, с одной стороны это - Лена и её дедушка, а с другой – класс и классный руководитель.
3. Беседа по фильму. Ребята делятся на две группы «Класс» и «Лена»
Вопросы к группе «Класс»
- Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом?
(Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости навстречу всем людям, не такая, как все)
- Кто дал ей это обидное прозвище? (Рыжий)
- Есть ли прозвища у других ребят? (Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная кнопка.)
- И о чем это свидетельствует? (О жестокости детей.)
- Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?
(К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не сумели вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством…)
- За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот? (На доске: Бойкот ( по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)
- Считаете ли вы, что вместе с классом Лену бойкотировала и классный руководитель, Маргарита Ивановна?
- Класс, где училась Лена коллектив? Докажите. (Коллектив заработали деньги на поездку)
Вопросы к группе «Лена»
- Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки?
- Можно ли смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.
(Ответы учеников.)
- Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?
- Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?
Что такое унижение? (Унижение — это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)
- Класс, где училась Лена толпа? Докажите. (у всех клички, сцена сожжения)
Учитель.
-Утверждение человека происходит в коллективе. Класс, где училась Лена, коллектив или толпа? Что такое коллектив и в чем его сила?
Обсуждение в группах.
- Коллектив (заработали деньги на поездку)
- Толпа (у всех клички, сцена сожжения)
Обратимся к этому эпизоду «СОЖЖЕНИЕ ЧУЧЕЛА» (ПОКАЗ ЭПИЗОДА ФИЛЬМА)
Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.
Анализ сцены «Сожжение чучела на костре» (Сцену сожжения читает выразительно ученик и учитель)
- Беседа по восприятию.
Мне невольно приходят на ум слова стихотворения Юлии Друниной:
Я любила твой смех, твой голос,
Я за душу твою боролась,
А душа то была чужою,
А душа то была со ржою.
Но твердила Любовь, так что же
Эту ржавчину уничтожу.
Были вьюги и были штили,
А какие пожары были!
Только вот ведь какое дело,
В том огне я одна горела.
Ржа на веки осталась ржою,
А чужая душа чужою...
(Если сможешь, то передай чувства, испытываемые тобой.)
- Составление словесных рядов (работа с текстом сценария к фильму)
1 группа - действия Димки; 2 группа - чувства и поступки Лены
Словесный ряд 1. Действия Димки
"— У меня спичек нет, — тихо сказал Димка... — Стоял около чучела, низко опустив голову... ссутулился и казался каким- то маленьким... он был маленький и некрепкий... упал на колени и низко опустил голову... он чиркнул спичкой... вскочил и торопливо отбежал в сторону".
Вопросы:
- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "маленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале? (Ловкий, быстрый, сильный.) Всегда ли эпитет — украшение?
- Считаете ли вы Димку предателем? А автор? (Трусость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуации в фильмах.)
Словесный ряд 2. Чувства и поступки Ленки
"...Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру... Я замерла — ждала в последний раз... Я не выдержала и закричала... Они подтащили меня к огню... Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня... Я закричала... Я бросилась к костру... Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала".
Вопросы:
- Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье? (Димка давно уже перестал быть в её глазах героем. Она говорит дедушке: «Когда никого нет — он храбрец, как появились ребята — самый последний трус». Она просто боялась в это верить. Если он подожжет, то любовь, ее душа умрет.)
-Почему автор употребляет глаголы-синонимы: жжет, печет, кусает? (Чтобы показать страшную душевную боль. Этот огонь сжигает последние чувства к Димке.)
- Можно ли считать, что Лена потерпела поражение в столкновении со злом?
-Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»?
(Лена смогла выстоять. Она бросит вызов толпе: острижет волосы наголо. Поймет, что не бежать надо от толпы, противостоять. А это может только сильный человек.)
-Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней? (на доске портрет дедушки) (Дедушка помог ей выстоять и не сломаться.)
-Какой урок можно извлечь для себя?(Берегите своих стариков. Цените их ум, опыт, всегдашнюю готовность разделить вашу беду).
Еще в начале фильма Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок».
- Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь? (Я была на костре, и по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять. И никогда никого не буду травить.)
Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.
-Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? ( Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.)
-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?
(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,
чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)
- Изменились ли ребята после этой истории?
Давайте посмотрим ПОСЛЕДНЮЮ СЦЕНУ ФИЛЬМА «ЧУЧЕЛО, ПРОСТИ НАС!»
- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?
Вывод:
Думаю, что этот фильм научил вас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. Ролан Быков снял непростой фильм. В нём нет назидательных идей. Режиссер просто призывает зрителя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.
Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.
Закончить я хотела бы стихотворением:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости...
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде.
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям!
Составление кластера «Солнце»
Я хочу подарить вам это солнце, потому что именно солнце бескорыстно отдаёт тепло, свет, доброту. Оно светит на всех одинаково: и на людей, и на животных, и на растения. Все мы разные, и каждый борется за своё место под солнцем. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Лена Бессольцева излучала на всех доброту, милосердие. Вы сейчас на его лучах напишете те человеческие качества, которым вы будете следовать в дальнейшей жизни.
(Солнце прикрепляется на доску,и под музыку песни «Дорогою добра» дети пишут маркерами слова: доброта, справедливость, милосердие, любовь, дружба, терпение, чуткость, внимательность, отзывчивость).
Домашнее задание
1. Написать мини-сочинение «Мог ли подобный случай произойти в вашем классе? А как бы вы поступили в этой ситуации?»
2. Напишите письмо какому-нибудь герою этого фильма. Что бы вы ему сказали?
Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Класс» |
- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "маленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? Всегда ли эпитет — украшение? |
- Считаете ли вы Димку предателем? А автор? |
- Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести. |
- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему? |
Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Лена» |
- Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье? |
-Почему автор употребляет глаголы-синонимы: жжет, печет, кусает? |
-Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»? |
-Кто помог Лене выстоять, кто был всегда рядом с ней? |
- Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь? |
-Почему дедушка оставляет портрет бабушки Марии Николаевны Бессольцевой школе, детям, которые травили его внучку? |
-Почему Лена одержала верх над одноклассниками? |
Эпизод «Сожжение чучела на костре»
..."Сжечь ее на костре!" - закричал Рыжий.
"Хватайте ее! - приказала Железная Кнопка. - И тащите в сад! - Она размахивала моим платьем. - Ждите нас там. Мы скоро!"
Мальчишки набросились на меня.
Они повалили меня и схватили за ноги и за руки. Я лягалась и дрыгалась
изо всех сил, но они меня скрутили и вытащили в сад.
Железная Кнопка и Шмакова выволокли чучело, укрепленное на длинной палке. Следом за ними вышел Димка и стал в стороне. Чучело было в моем платье, с моими глазами, с моим ртом до ушей. Ноги сделаны из чулок, набитых соломой, вместо волос торчала пакля и какие-то перышки. На шее у меня, то есть у чучела, болталась дощечка со словами: "ЧУЧЕЛО - ПРЕДАТЕЛЬ".
"Я придумала! Я придумала! - Шмакова от радости запрыгала. - Пусть Димка подожжет костер!.."
После этих слов Шмаковой я совсем перестала бояться. Я подумала: если
Димка подожжет, то, может быть, я просто умру.
А Валька в это время - он повсюду успевал первым - воткнул чучело в землю и насыпал вокруг него хворост.
"У меня спичек нет", - тихо сказал Димка.
"Зато у меня есть!" - Лохматый всунул Димке в руку спички и подтолкнул его к чучелу.
Димка стоял около чучела, низко опустив голову.
Я замерла - ждала в последний раз! Ну, думала, он сейчас оглянется и скажет: "Ребята, Ленка ни в чем не виновата... Все я!"
"Поджигай!" - приказала Железная Кнопка.
Я не выдержала и закричала:
"Димка! Не надо, Димка-а-а-а!.."
А он по-прежнему стоял около чучела - мне была видна его спина, он ссутулился и казался каким-то маленьким. Может быть, потому, что чучело было на длинной палке. Только он был маленький и некрепкий.
Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали
одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель. Он чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами. Потом вскочил и торопливо отбежал в сторону.
Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь, смотрела на пламя костра. Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжет, печет и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла.
Я закричала, я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня.
Когда они меня выпустили, я бросилась к костру и стала расшвыривать его ногами, хватала горящие сучья руками .Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!
Первым опомнился Димка.
Он схватил меня за руку и старался оттащить от огня.
Я сильная стала, легко его победила. Так толкнула, что он полетел вверх тормашками - только пятки сверкнули к небу. А сама вырвала из огня чучело и стала им размахивать над головой, наступая на всех. Чучело уже прихватилось огнем, от него летели в разные стороны искры, и все они испуганно шарахались от этих искр.
А я так закружилась, разгоняя их, что никак не могла остановиться, пока не упала. Рядом со мной лежало чучело. Оно было опаленное, трепещущее на ветру и от этого как живое.
Сначала я лежала с закрытыми глазами. Потом почувствовала, что пахнет паленым, открыла глаза - у чучела дымилось платье. Я прихлопнула тлеющий подол рукой и снова откинулась на траву.
Я почувствовала, что кто-то следит за мной. Я оглянулась и снова увидела в зарослях Димку.
Дедушка, знаешь... - сказала Ленка печальным голосом, - я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим. Вот тогда-то я подумала, что моя жизнь кончилась.
ДИМА СОМОВ
ЛЕНА БЕССОЛЬЦЕВА
РОЛАН БЫКОВ
ВЛАДИМИР ЖЕЛЕЗНЯКОВ
Режиссёр | |
Автор | Ролан Быков |
В главных | Кристина Орбакайте |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | Киностудия «Мосфильм». |
Длительность | 127 мин. |
Страна | |
Язык | |
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»
Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Конспект урока в 7 классе по книге В. Железникова "Чучело" по теме: "На чем держится мир?".
Содержание. 1. Предварительная подготовка. 2. Цели урока. 3. Оформление доски. 4. План урока. 5. Ход урока. Урок помогает разобраться во взаимотношении подростков. Раскрыть нравствен...

Все мы белые вороны. По повести В.К. Железникова «Чучело».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса «Все мы белые вороны.»Цель: систематизация знаний по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к ок...

Все мы белые вороны. По повести В.К. Железникова «Чучело».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса «Все мы белые вороны.»...
Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".
Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного м...

Круглый стол по теме «Что с нею, с моей душой?» в 9а классе. (по книге В.Железникова «Чучело» и фильму Р. Быкова «Чучело»)
Круглый стол по теме «Что с нею, с моей душой?» в 9а классе.(по книге В.Железникова «Чучело» и фильму Р. Быкова «Чучело») Человек начинается с детстваАктуальность.Урок состоялся после...
Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».
Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...