«Тревожность школьников» родительское собрание
консультация на тему

Шункова Наталья Александрована
 «Тревога»-это эпизодическое проявление тревоги и волнения.
У детей существуют и поведенческие признаки тревоги: ребенок теребит волосы, грызет ногти, стучит пальцами по поверхности, качается на стуле.
Представлен:
Анализ тревожности детей класса
Анкетирование родителей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 8 классе

Тема: «Тревожность школьников»

Цель:

  • Познакомить родителей с понятием «тревожность» у детей
  • Диагностика уровня тревожности в классе
  • Дать рекомендации по снижению тревожности, правильному семейному воспитанию
  • Рекомендации приемов и методов работы с детьми

План:

  • Вступительное слово классного руководителя
  • Анализ тревожности детей класса
  • Анкетирование родителей.
  • Решение родительского собрания

Ход собрания:

С состоянием тревоги и тревожности, вы сталкивались в жизни. Только, наверное, не задумывались, почему возникают эти состояния. Тем более какую тревогу могут испытывать наши дети.

Кто-то из нас хотя бы раз испытывал: учащенное сердцебиение, сухость во рту. Слабость в ногах, «ком в горле»-это физиологические признаки тревоги. «Тревога»-это эпизодическое проявление тревоги и волнения.

У детей существуют и поведенческие признаки тревоги: ребенок теребит волосы, грызет ногти, стучит пальцами по поверхности, качается на стуле.

Понятие «Тревожность» в психологическом словаре сформулировано так, это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживания, состояниям тревоги. Рассматривается как свойство темперамента. Обусловленное слабостью нервных процессов.

Проявления тревоги, проявляющиеся не часто, могут перерасти в устойчивое состояние. Которое и получило название «тревожность».

Почему же возникает состояние тревожности у подростков?

Физиологические:

  • Повышенная чувствительность, ранимость
  • Особенности нервной системы

Школа:

  • Взаимоотношения с одноклассниками, учителями
  • Успешность в обучении

Семья:

  • Неблагоприятная психологическая атмосфера
  • Авторитарные методы воспитания
  • Экономические условия
  • Взаимоотношения в семье

Признаки тревожности у детей:

  • После болезни ребенок не хочет идти в школу
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность
  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

Не замечали вы такого поведения у своих детей?

Психолог школы провел анкетирование «Диагностика личностной тревожности» (О.Кондаш) в классе и вот результаты:

  • 10% детей испытывают школьную тревожность
  • 10% тревожность о себе
  • 3,3% в межличностных отношениях

В классе:

  • 12 человек от 20-30 стрессоустойчивость
  • 12 человек от 30-40
  • 6 человек от 40-50

Уровни тревожности: Низкий – состояние тревожности испытуемому не свойственно, так же может иметь защитный характер. Нормальный – необходим для адаптации и продуктивной деятельности. Повышенный – часто бывает связан с ограниченным кругом ситуации, какой-либо одной сферой жизни. Высокий (группа риска) – тревожность носит постоянный, генерализированный характер

Уважаемые родители, обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  • Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа. 

 Как показали исследования специалистов, большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Поэтому важной рекомендацией для оказания помощи тревожному ребенку является самоанализ родителями своего педагогического воздействия на ребенка и своих побудительных мотивов в общении с ним.

Предлагаю провести анкетирование родителей (родители заполняют анкету).            Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций — приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Советы родителям:

  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу — создавайте условия, в которых ему будет менее страшно
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным — например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону.
  • в сложных ситуациях, не стремитесь все сделать за ребенка. Предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто вашего присутствия.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • У оптимистичных родителей — оптимистичные дети, а оптимизм — защита от тревожности.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Уважаемые родители, контролируйте свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Не превращайте жизнь вашего ребенка в борьбу за достижения хороших оценок. Помните, чтобы преодолеть все страхи и тревоги, ребенок должен находиться в теплой, доверительной атмосфере семьи, чувствовать вашу любовь и защиту. Внимательно относитесь к проблеме детской тревожности.

Решение родительского собрания:

  • Рекомендовать родителям по вопросам анкетирования детей обратится к школьному психологу.
  • Рекомендовать родителям обращать внимание на признаки детской тревожности.

Диагностика личной тревожности (О.Кондаш)

Инструкция: Перечислены ситуации с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть вам неприятны, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружочком одну из цифр справа-1,2,3, или 4 в зависимости от того. Насколько эта ситуация для вас неприятна, насколько она может вызывать у вас тревогу, беспокойство.

Пример

Ситуация не кажется неприятной

Немного волнует

Вызывает беспокойство

Очень неприятно

Сильно неприятно

1

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2

Участвовать в соревнованиях

0

1

2

3

4

3

Пойти в дом к незнакомым людям

0

1

2

3

4

4

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

5

Думать о будущем

0

1

2

3

4

6

Учитель смотрит в журнал кого спросить

0

1

2

3

4

7

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

8

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь(наблюдают за тобой во время работы)

0

1

2

3

4

9

Пишешь контрольную

0

1

2

3

4

10

После контрольной учитель называет оценки

0

1

2

3

4

11

На тебя не обращают внимание

0

1

2

3

4

12

 У тебя что-то не получаете

0

1

2

3

4

13

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

14

Тебе грозит неуспех(неудача), провал

0

1

2

3

4

15

Слышишь за своей спиной смех

0

1

2

3

4

16

Сдавать экзамены в школе

0

1

2

3

4

17

На тебя сердятся (не понятно почему)

0

1

2

3

4

18

Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

19

Предстоит важное, решающие дело

0

1

2

3

4

20

Не понимаешь объяснения учителя

0

1

2

3

4

21

С тобой не согласны, противоречат тебе

0

1

2

3

4

22

Сравниваешь себя с другими

0

1

2

3

4

23

Проверяют твои способности

0

1

2

3

4

24

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

25

На уроке –учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

26

Замолчали. Когда ты подошёл(подошла)

0

1

2

3

4

27

Думаешь о своих делах

0

1

2

3

4

28

Тебе надо принять важное для себя решение

0

1

2

3

4

29

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

30

Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

Инструкция: Постарайтесь отвечать на вопросы как можно искренне и откровенно

Утверждения

редко

иногда

часто

1

Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2

Я стараюсь работать, даже если совсем не здоров

1

2

3

3

Я постоянно переживаю за качество своей работы

1

2

3

4

Я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5

Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6

Я бываю раздражителен

1

2

3

7

Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8

Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9

Я страдаю бессонницей

1

2

3

10

Своим недругам я могу дать отпор

1

2

3

11

Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12

У меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13

У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14

Мне не достает власти, чтобы реализовать себя

1

2

3

15

У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16

Я делаю все быстро

1

2

3

17

Я не испытываю страх. Что не поступлю в институт

1

2

3

18

Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

Уровень тревожности

Уровень тревожности

класс

пол

Выраженность различных видов тревожности в баллах

От

ШТ

СТ

МТ

Нормальная

8

ж

30-62

7-19

11-21

7-20

м

17-54

4-17

4-18

5-17

Несколько повышенная

8

ж

63-78

20-25

22-26

21-27

м

55-73

18-23

19-25

18-24

Высокая

8

ж

79-94

26-31

27-31

28-33

м

74-91

24-30

26-32

25-30

Очень высокая

8

ж

От 94

От 31

От 31

От 33

м

От 91

От 30

От 32

 От 30

Чрезмерно спокойный

8

ж

До 30

До 7

До 11

До 7

м

До 17

До 4

До 4

До 5

Вид тревожности

№ пункта шкалы

Школьная

1,4,6,9,10,13,16,20,25,30

Самооценочная

3,5,12,14,19,22,23,27,28,29

Межличностная

2,7,8,11,15,17,18,21,24,26

Анкета для родителей

Сообщите, пожалуйста некоторые сведения о себе:

Кем вы приходитесь ребенку?

  • Мама
  • Папа
  • Бабушка
  • Дедушка

Укажите Ваш возраст:

  • Менее 25 лет
  • От 26 до 35-ти лет
  • От 36-ти до 45-ти лет
  • От 46-ти до 50-ти лет
  •  От 56 лет и старше

Укажите Ваш уровень образования

  • Среднее
  • Средне-специальное
  • Высшее

Отношение к перспективам обучения и воспитания детей

1

С каким чувством преступает порог школы ваш сын или дочь7

2

Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3

Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?

4

Как складываются отношения с учителями предметниками у вашего ребенка?

5

Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6

Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

2 Изучения качества характера учащихся

1

Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2

Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе7

3

Как ведет себя ваш ребенок дома?

4

Делиться ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5

Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6

Как вы думаете , каким будет будущее вашего ребенка7

3 Степень удовлетворённости образовательными услугами

1

Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на развитие личности каждого ребенка

2

Методы обучения воспитательного воздействия по отношению к моему ребенку обычно приводят к хорошему результату

3

В нашей школе ученики и родители имеют право выбирать содержание образования(спец. курсы, профиль, и др.)

4

Мой ребенок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков

5

Результаты учения моего ребенка учителя оценивают объективно и справедливо

6

Учителя правильно и своевременно контролируют результаты обучения моего ребенка

4 О школе

1

Считаю, что школа имеет хорошую материально-техническую базу

2

В школе уютно, красиво и чисто

3

В школе проводятся много интересных мероприятий

4

У детей есть возможность интересно проводить свободное внеурочное время

5

Организацию питания считаю удовлетворительной

6

Для решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с другими организациями, школами, детскими центрами

7

В школе удачно осуществляете работа с родителями

8

Я доволен условиями труда в школе

9

Учебная нагрузка равномерно распределена в течении недели

5

1

Учителя относятся к моему ребенку, как он этого заслуживает

2

Учителя прислушиваются к моему родительскому мнению и учитывают его

3

При решении школьных (классных) вопросов, есть возможность взаимодействовать с другими родителями

4

У моего ребенка в основном складываются нормальные взаимоотношения с учителями

5

Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях

6

В школе доброжелательная психологическая атмосфера

7

Я доволен(на) обучением в школе

8

У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками

6

1

Управление школой, которое осуществляет администрация, способствует улучшению образовательного процесса

2

В школе заботятся о здоровье наших детей,  о предупреждении перегрузок

3

При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей

4

У администрации школы я всегда могу получить ответы на интересующие меня вопросы, касающиеся учебы, личности моего ребенка

5

Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляется администрацией и приносит пользу

6

За время обучения моего ребенка в школе произошли изменения к лучшему

7

Нас, родителей, в достаточной степени информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней

8

Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной

9

Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией

10

Я доволен тем, что мой ребёнок обучается в этой школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Школьная тревожность"

Цель родительского собрания - познакомить родителей с понятием школьная тревожность, рассказать о причинах школьной тревожности....

Родительское собрание "Как помочь тревожному ребенку"

Проведение родительского собрания на тему "как помочь тревожному ребенку". Здесь представлены причины тревожности, рекомендации родителям....

«Особенности развития младшего школьника».Родительское собрание в начальной школе.

«Особенности развития младшего школьника».Родительское собрание в начальной школе. Психологические особенности детей 7-10 лет....

Родительское собрание по теме: "Тревожность и экзамен"

Уважаемые родители!Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит  настроя и отношения к этому родителей.Очень важно обеспечить для ребенка благоприятный психологический микроклимат в...

Комплексная безопасность школьников. Родительское собрание

Информирование родителей о мероприятиях по безопасности школьников....

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...

Родительское собрание по теме "тревожность детей"

Выступление на родительском собрании по теме «Тревожность школьника»Цель: психологическое просвещения по вопрсам детской тревожности.Задачи: рассказать о психологических особенностях трево...