Родительское собрание по теме: "Тревожность и экзамен"
учебно-методический материал (9 класс)
Уважаемые родители!
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит настроя и отношения к этому родителей.
Очень важно обеспечить для ребенка благоприятный психологический микроклимат в семье. Доброжелательный стиль общения родителей проявляется в искреннем интересе к личности ребенка, в стремлении понять его внутреннее состояние и поведение, в теплых интонациях голоса, спокойной мимике, уважительном обращении.
Доброжелательный стиль общения снижает уровень тревожности, обеспечивает высокий уровень работоспособности и позволяет ребенку максимально использовать интеллектуальные и физические ресурсы.
Не менее важным для школьника, сдающего экзамены, является поддержание позитивного психологического настроя, мотивация на достижение положительных результатов: «Ты сможешь. У тебя все получится!» Конечно полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учить бороться, но уменьшить его можно. Если рассмотреть психологическую составляющую ОГЭ, то можно выделить наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются от выпускников в процессе сдачи ОГЭ:
- высокая мобильность и переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость и структурированность мышления;
- сформированность внутреннего плана действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_oge.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя образовательная школа № 80
Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания по теме: «Тревожность и экзамен»
Составитель: педагог-психолог, Костина Елена Олеговна,
МБОУ СОШ № 80 г. Краснодар
2019 г.
Уважаемые родители!
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит настроя и отношения к этому родителей.
Очень важно обеспечить для ребенка благоприятный психологический микроклимат в семье. Доброжелательный стиль общения родителей проявляется в искреннем интересе к личности ребенка, в стремлении понять его внутреннее состояние и поведение, в теплых интонациях голоса, спокойной мимике, уважительном обращении.
Доброжелательный стиль общения снижает уровень тревожности, обеспечивает высокий уровень работоспособности и позволяет ребенку максимально использовать интеллектуальные и физические ресурсы.
Не менее важным для школьника, сдающего экзамены, является поддержание позитивного психологического настроя, мотивация на достижение положительных результатов: «Ты сможешь. У тебя все получится!» Конечно полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учить бороться, но уменьшить его можно. Если рассмотреть психологическую составляющую ОГЭ, то можно выделить наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются от выпускников в процессе сдачи ОГЭ:
- высокая мобильность и переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость и структурированность мышления;
- сформированность внутреннего плана действий.
Деятельность психолога должна быть направлена на создание социально-психологических условий для успешной сдачи и подготовки к экзаменам, психологической помощи учащимся в ситуациях школьного взаимодействия. Такая деятельности называется сопровождением.
Цель психологического сопровождения:
1) Оказание психологической помощи учащимся 9 классов в процессе сдачи экзаменов, по трем этапам:
- подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;
- поведение накануне экзамена;
- поведение во время экзамена.
2) Ознакомление учащихся с психотехническими навыками, повышающими эффективность подготовки к экзаменам.
3) Обучение умению более успешно вести себя во время экзамена, умению мобилизовать себя в решающей ситуации.
4) Развитие навыков мыслительной деятельности.
5) Формирование навыков овладения собственными эмоциями.
Волнение ребенка выпускного класса выражается по-разному: от истерик, до демонстрации “сверхспокойствия” и показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта. Не менее встревоженные предстоящими испытаниями взрослые (родители и учителя) стараются помочь подростку в зависимости от наблюдаемого поведения также в “широком диапазоне”: от обвинений в бездействии и призывов больше времени уделять учебе, до заклинаний: “Ну что ты так волнуешься? Мне все равно, какую отметку ты получишь!”
Эти “традиционные” способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а подростку помогают мало, скорее наоборот. Он и сам понимает, что нужно больше заниматься, но не в силах себя заставить, и лишняя констатация факта укрепляет его неуверенность в собственных силах и мешает взяться за дело. Призывы быть спокойнее, также чаще всего достигают противоположного результата, лишь укрепляя подростка в ощущении своей “исключительной тревожности”.
Почему они так волнуются?
- Сомнение в полноте и прочности знаний.
- Стресс ПЕРЕЖИВАНИЯ
- Стресс ответственности перед родителями и школой.
- Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания.
- Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе.
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ОГЭ?
- Владением информации о процессе проведения экзамена.
- Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы.
- Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
- Участием в подготовке к ОГЭ.
- Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
- Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
- Проведите репетицию письменного экзамена .
- Организацией режима (именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ОГЭ).
- Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
- Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
Как помочь подготовиться к экзаменам:
Экзамен -это «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ОГЭ
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха составляет основу режима дня.
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Для подростков 15-17лет продолжительность ночного сна составляет 8 - 9 ч. Время отхода ко сну для подростка 15 -17 лет – 22.00 часов. Подъем в 7 часов наиболее рационален, более ранний или поздний подъем отрицательно сказывается на самочувствии детей.
Подростки имеют высокую потребность в пребывании на открытом воздухе. Прогулки - наиболее эффективный вид отдыха. . Пребывание на прогулке способствуют снятию утомления с органов зрения ребенка. Таким образом, пребывание на открытом воздухе способствует насыщению крови кислородом, восполнению ультрафиолетовой недостаточности, позволяет обеспечить закаливание организма.
В период подготовки к экзаменам менять радикально режим дня не следует.
Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации
При проведении обследования детей с целью определения уровня тревожности в школе были поставлены следующие задачи:
- Определить уровень тревожности ребенка .
- Выявить причины влияния тревожности на подростка.
Для выполнения поставленных задач была взята за основу исследования методика- Филлипса В исследовании участвовало 57 человек. Были получены следующие результаты:
Школьная тревожность | Нормальный | 77% |
Несколько повышенный | 15% | |
Высокий | 8% | |
Межличностная тревожность | Нормальный | 92% |
Несколько повышенный | 6% | |
Высокий | 2% | |
Физиологическая тревожность | Нормальный | 83% |
Несколько повышенный | 10% | |
Высокий | 7% | |
Общая | Нормальный | 90% |
Несколько повышенный | 6% | |
Высокий | 4% |
Рекомендации
- Больше разговаривайте со своим ребенком, помогайте ему выражать свои мысли и чувства словами
- Ваши ласковые прикосновения помогут Вашему тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия , а это избавит его от страха насмешки, предательства.
- Общаясь с подростком не подрывайте авторитет других значимых для него людей
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте подростку без всяких причин то, что вы разрешали раньше
- Учитывайте возможности Вашего ребенка, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается, что –либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку.
- Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
- А в заключении можно сделать вывод : у оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....
Презентация к родительскому собранию: «Подготовка к единому государственному экзамену.Как противостоять стрессу?"
Данная презентация содержит информацию о психолого-педагогической поддержке учащихся в период подготовки и проведения единого государственного экзамена,...
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Данное родительское собрание познакомит родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; поможет проанализировать подготовленность детей ...
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание знакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена. Дается анализ подготовленности детей к предстоящим испыт...
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....
Родительское собрание: «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу?»
Факторы, влияющие на успех ребёнка во время экзамена....
Родительское собрание по теме "тревожность детей"
Выступление на родительском собрании по теме «Тревожность школьника»Цель: психологическое просвещения по вопрсам детской тревожности.Задачи: рассказать о психологических особенностях трево...