Родительское собрание по теме: "Тревожность и экзамен"
учебно-методический материал (9 класс)

Костина Елена Олеговна

Уважаемые родители!

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит  настроя и отношения к этому родителей.

Очень важно обеспечить для ребенка благоприятный психологический микроклимат в семье. Доброжелательный стиль общения родителей проявляется в искреннем интересе к личности ребенка, в стремлении понять его внутреннее состояние и поведение, в теплых интонациях голоса, спокойной мимике, уважительном обращении.

 Доброжелательный стиль общения снижает уровень тревожности, обеспечивает высокий уровень работоспособности и позволяет ребенку максимально использовать интеллектуальные и физические ресурсы.

Не менее важным для школьника, сдающего экзамены, является поддержание позитивного психологического настроя, мотивация на достижение положительных результатов: «Ты сможешь. У тебя все получится!» Конечно полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учить бороться, но уменьшить его можно. Если рассмотреть психологическую составляющую ОГЭ, то можно выделить наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются от выпускников в процессе сдачи ОГЭ:

  • высокая мобильность и переключаемость;
  • высокий уровень организации деятельности;
  • высокая и устойчивая работоспособность;
  • высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
  • четкость и структурированность мышления;
  • сформированность внутреннего плана действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_oge.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя образовательная школа № 80

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания по теме: «Тревожность и экзамен»

Составитель: педагог-психолог, Костина Елена Олеговна,

 МБОУ СОШ № 80 г. Краснодар

2019 г.

Уважаемые родители!

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит  настроя и отношения к этому родителей.

Очень важно обеспечить для ребенка благоприятный психологический микроклимат в семье. Доброжелательный стиль общения родителей проявляется в искреннем интересе к личности ребенка, в стремлении понять его внутреннее состояние и поведение, в теплых интонациях голоса, спокойной мимике, уважительном обращении.

 Доброжелательный стиль общения снижает уровень тревожности, обеспечивает высокий уровень работоспособности и позволяет ребенку максимально использовать интеллектуальные и физические ресурсы.

Не менее важным для школьника, сдающего экзамены, является поддержание позитивного психологического настроя, мотивация на достижение положительных результатов: «Ты сможешь. У тебя все получится!» Конечно полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учить бороться, но уменьшить его можно. Если рассмотреть психологическую составляющую ОГЭ, то можно выделить наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются от выпускников в процессе сдачи ОГЭ:

  • высокая мобильность и переключаемость;
  • высокий уровень организации деятельности;
  • высокая и устойчивая работоспособность;
  • высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
  • четкость и структурированность мышления;
  • сформированность внутреннего плана действий.

Деятельность психолога должна быть направлена на создание социально-психологических условий для успешной сдачи и подготовки к экзаменам, психологической помощи учащимся в ситуациях школьного взаимодействия. Такая деятельности называется сопровождением.

Цель психологического сопровождения:

1) Оказание психологической помощи учащимся 9 классов в процессе сдачи экзаменов, по трем этапам:

  • подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;
  • поведение накануне экзамена;
  • поведение во время экзамена.

2) Ознакомление учащихся с психотехническими навыками, повышающими эффективность подготовки к экзаменам.

3) Обучение умению более успешно вести себя во время экзамена, умению мобилизовать себя в решающей ситуации.

4) Развитие навыков мыслительной деятельности.

5) Формирование навыков овладения собственными эмоциями.

                Волнение ребенка выпускного класса выражается по-разному: от истерик, до демонстрации “сверхспокойствия” и показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта. Не менее встревоженные предстоящими испытаниями взрослые (родители и учителя) стараются помочь подростку в зависимости от наблюдаемого поведения также в “широком диапазоне”: от обвинений в бездействии и призывов больше времени уделять учебе, до заклинаний: “Ну что ты так волнуешься? Мне все равно, какую отметку ты получишь!”

Эти “традиционные” способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а подростку помогают мало, скорее наоборот. Он и сам понимает, что нужно больше заниматься, но не в силах себя заставить, и лишняя констатация факта укрепляет его неуверенность в собственных силах и мешает взяться за дело. Призывы быть спокойнее, также чаще всего достигают противоположного результата, лишь укрепляя подростка в ощущении своей “исключительной тревожности”.

Почему они так волнуются?

  • Сомнение в полноте и прочности знаний.
  • Стресс ПЕРЕЖИВАНИЯ
  • Стресс ответственности перед родителями и школой.
  • Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания.
  • Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе.

Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ОГЭ?

  • Владением информации о процессе проведения экзамена.
  • Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы.
  • Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
  • Участием в подготовке к ОГЭ.
  • Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
  • Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
  • Проведите репетицию письменного экзамена .
  • Организацией режима (именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ОГЭ).
  • Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.

Как помочь подготовиться к экзаменам:

Экзамен -это «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ОГЭ

Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха составляет основу режима дня. 

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма.  Для подростков 15-17лет продолжительность ночного сна составляет  8 - 9 ч. Время отхода ко сну  для подростка 15 -17 лет – 22.00 часов. Подъем в 7 часов  наиболее рационален, более ранний  или поздний подъем отрицательно сказывается на самочувствии  детей.

Подростки имеют высокую потребность в пребывании на открытом воздухе. Прогулки - наиболее эффективный вид отдыха. . Пребывание на прогулке способствуют снятию утомления с органов зрения  ребенка. Таким образом, пребывание на открытом воздухе способствует  насыщению крови кислородом, восполнению ультрафиолетовой недостаточности, позволяет обеспечить закаливание организма.

В период подготовки к экзаменам менять радикально режим дня не следует.  

Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации   

При проведении обследования детей с целью определения уровня тревожности в школе были поставлены следующие задачи:

  1. Определить уровень тревожности ребенка .
  2. Выявить причины влияния тревожности на подростка.

Для выполнения поставленных задач была взята за основу исследования  методика- Филлипса В исследовании участвовало  57  человек. Были получены следующие результаты:

Школьная тревожность

Нормальный

77%

Несколько повышенный

15%

Высокий

8%

Межличностная тревожность

Нормальный

92%

Несколько повышенный

6%

Высокий

2%

Физиологическая тревожность

Нормальный

83%

Несколько повышенный

10%

Высокий

7%

Общая

Нормальный

90%

Несколько повышенный

6%

Высокий

4%


Рекомендации

  • Больше разговаривайте со своим ребенком, помогайте ему выражать свои мысли и чувства словами
  • Ваши ласковые прикосновения  помогут  Вашему тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия , а это избавит его от страха насмешки, предательства.
  • Общаясь с подростком не подрывайте авторитет других значимых для него людей
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте подростку без всяких причин то, что вы разрешали раньше
  • Учитывайте возможности Вашего ребенка, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается, что –либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку.
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
  • А в заключении  можно сделать вывод : у оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....

Презентация к родительскому собранию: «Подготовка к единому государственному экзамену.Как противостоять стрессу?"

Данная презентация содержит информацию о  психолого-педагогической поддержке учащихся в период подготовки и проведения единого государственного экзамена,...

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

Данное родительское собрание познакомит родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; поможет проанализировать подготовленность детей ...

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

Родительское собрание знакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена. Дается анализ подготовленности детей к предстоящим испыт...

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....

Родительское собрание по теме "тревожность детей"

Выступление на родительском собрании по теме «Тревожность школьника»Цель: психологическое просвещения по вопрсам детской тревожности.Задачи: рассказать о психологических особенностях трево...