Классный час , посвященный 75-ти летию битвы под Москвой
классный час (6 класс) на тему
Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине.
Задачи:
- Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений;
- Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы;
- Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_75_bitve_za_moskvu.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «75 лет битве под Москвой»
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине.
Задачи:
Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений;
Воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы;
Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России. Воспитание уважения к воинам Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учитель:
20 апреля 2016 года весь наш народ празднует день победы в битве под Москвой. Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех военных дней 1941-1942 года.
1-й Ученик:
Москву, как столицу великой России не раз пытались завоевать враги. Захват поляками Москвы в 1612 году вызвал мощную патриотическую волну, которая поднялась в Нижнем Новгороде и поставила во главе народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и простого горожанина Кузьму Минина. Проявив недюжинные организаторские и военные дарования, они добились освобождения столицы Отечества от иноземцев.
2-й Ученик:
В 1812 году после Бородинского сражения – крупнейшей битвы Отечественной войны-главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов принял решение отступить и оставить Москву Наполеону. Наполеон занял Москву без боя. Наполеон был уверен, что, захватив город, он заставит императора Александра I подписать капитуляцию. Однако русские не стали просить мира. В Москве начались пожары, которые уничтожили большую часть города. Наполеону стало понятно, что дальнейшее пребывание в Москве не принесет ему никаких выгод. И в октябре 1812 года «великая армия» Наполеона покинула Москву и начала поспешную эвакуацию. Великое дело совершилось. Кутузов, узнав о том, что французы выступают из Москвы, заплакал и сказал: «Боже, Создатель наш! Наконец ты внял молитве нашей! С этой минуты Россия спасена!».
3-й Ученик:
Здесь Пожарский гремел, здесь командовал боем Кутузов.
Ты, как древняя сказка, бессмертен, прекрасен и стар.
От тебя отходили замерзшие своры французов,
От тебя отступали несчетные орды татар.
Мы тебя окружим бронированной грозной силой
И любою ценой в беспощадном бою сбережем,
Чтобы подступы к городу стали для немца могилой
И рубеж под Москвою - последним его рубежом.
ты не сдашься фашистам, во веки веков сохранится
И гранит над рекой, и чугунного моста литье.
Это больше, чем город, - это нового мира столица,
Это - свет, это - жизнь, это - сердце твое и мое.
(М. Матусовский)
4-й Ученик:
Битва за Москву - это боевые действия советских и немецко-фашистских войск в ходе Великой Отечественной войны на московском направлении, которые разделяют на два периода: оборонительный (30 сентября - 4 декабря 1941) и наступательный (5 декабря 1941 - 20 апреля 1942). В военной истории битва известна как операция «Тайфун». Главной стратегической целью для немецко-фашистских войск осенью 1941 года являлся захват Москвы.
В планах гитлеровцев в Великой Отечественной войне столица Советского Союза занимала особое место. Фашисты считали, что падение Москвы будет означать конец войны. И на советскую столицу была брошена почти половина всех фашистских войск, находящихся в России, две трети всех танковых и моторизованных дивизий.
1-й Ученик:
Москва под ударом, и малым и старым
Тревога и гнев всколыхнули сердца.
Лишь весть пролетела – Москва под ударом,
Двойнею броней одевая сердца.
По русским, грузинам, узбекам, татарам
Взметнулось как гневное пламя в костре:
Москва под ударом, Москва под ударом,
На помощь, на выручку старшей сестре!
Победная участь дается недаром,
Единая мысль возникает в мозгу:
Ответить смертельным разящим ударом
Врагу, подступившему под Москву.
(Николай Асеев)
Учитель:
Более двух месяцев, не считаясь с потерями, фашисты рвались к Москве. Советские воины все это время старались сдержать натиск врага. Но враг имел превосходство по силе, мощи, опыту войны в современных условиях. В листовках, которые сбрасывали фашистские самолеты над нашими войсками, говорилось о том, что в начале ноября Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять на Красной площади 7 ноября 1941 парад своих войск.
Фашистское командование подвело к Москве 77 дивизий, 1700 танков, 19,5 тысячи орудий и минометов, 950 боевых самолетов и другой боевой техники. Адольф Гитлер заявлял: "Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель, будь то мужчина, женщина или ребенок, не мог бы его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой".
1-й Ученик:
Уже вблизи его войска
Гремят бронёй стальною,
Уже видна ему Москва
С Кремлёвскою стеною.
И воют бомбы не впервой
Над славным городом Москвой
И над Москвой-рекою.
2-й Ученик:
Сжимается кольцо вокруг Москвы. Столица готова отражать атаки врага. Каждый дом и улица превращаются в крепость. На защиту Москвы идут и стар, и мал: студенты, музыканты, учителя, журналисты, актёры. Все, для кого Москва их дом, их малая Родина. Каждый москвич воспринял опасность для своего города как личную. Жители столицы делали всё возможное для фронта и для победы.
3-й Ученик:
Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле
Как знак, что в этот час родней
С Кремлем моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.
4-й Ученик:
На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю, как удар
По сердцу моему.
(Юрий Мельников)
Учитель:
Из москвичей формировалось народное ополчение. В его ряды добровольно вступали те, кто по разным причинам не подлежали призыву в армию: одни из-за возраста (старики и молодежь), другие из-за состояния здоровья, третьи из-за работы, связанной с производством военной техники и снаряжения.
Вокруг столицы москвичи вместе с воинами рыли окопы, возводили проволочные заграждения и противотанковые заграждения в виде скрещенных железных брусьев, которые прозвали "ежи". Чтобы враг не прошел на подступах к Москве, устанавливали мины, взрывали мосты. На улицах города выросли баррикады. Ровными рядами от одной стороны улицы к другой лежали мешки с землей. Вокруг Москвы было создано несколько сот километров оборонительных укреплений.
1-й Ученик:
Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты - огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
7 ноября советское правительство решило провести в честь праздника 24 годовщины Великой Октябрьской революции традиционный военный парад. Бойцы прямо с парада шли на фронт.
2-й Ученик:
Была Москва пургой заметена.
У Мавзолея ели коченели
И шла по Красной площади
Война
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
В тревожных небесах аэростаты
Качали удивлённой головой.
Терзали тело Подмосковья рвы.
Убитых хоронил снежок пушистый.
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.
Учитель:
В бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.
2-й Ученик:
16 ноября 4-я рота 2-го батальона 1075 полка панфиловской дивизии приняла бой, которому суждено было стать легендой Великой Отечественной войны. В этом бою 28 панфиловцев, укрепившихся возле разъезда Дубосеково, встали на пути немецкого танкового батальона… и остановили его. 18 танков из 50 были подбиты. Подвиг двадцати восьми героев панфиловцев стал одним из ярчайших символов битвы за Москву. Слова политрука Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва» - символ мужества и отваги героев.
3-й Ученик:
Битва за Москву является одной из самых масштабных битв за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям. В Битве за Москву - с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г. погибло 2.400.000 советских граждан.
В память о погибших в Московской битве возле стен Кремля была создана Могила Неизвестного Солдата, где похоронены те, кто защищал столицу в 1941г.
4-й Ученик:
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
1-й Ученик:
В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется
Минута молчания.
Учитель:
Город Электросталь отправил на фронт более 11 тысяч своих жителей, около 4 тысяч из них погибли. Участниками сражений под Москвой были бойцы истребительного батальона. Небо города защищал зенитный полк. На предприятиях Электростали героически работали труженики тыла. В цехах наших заводов рождалось оружие Победы. В военные годы заводом производилось 82 вида боеприпасов. Реактивные снаряды знаменитых "Катюш" впервые стали выпускаться именно электростальским заводом. Мы обязаны помнить об этом подвиге и сохранить память для следующих поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой
Мероприятие было проведено 7 декабря 2011 г. Материальное обеспечение: три компьютера, два мультимедийных проектора....
"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦель:Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;прививать чувство любви к родному краю;расши...
Статья в газету, посвященная 70-летию битвы под Москвой.
Из опыта работы. Эта статья может служить отчетом о проделанной работе творческими объединениями отдела дополнительного образования к знаменательной дате- 70-летию битвы под Москвой....
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...
Сценарий классного часа, посвященного городу Химки и битве под Москвой.
Данный методический материал можно использовать для проведения классных часов, уроков мужества, на праздник 23 февраля и т.д Сценарий посвящен не только битве под Москвой, но содержит интересный...
Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой
Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...
Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой.
Классный час. «Великая битва», посвящённый 77-летию Битвы под Москвой....