Укучының өстәл китабы
книга на тему
Предварительный просмотр:
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА УЧЕНИКА
Как сохранить психическое и физическое здоровье
Правила обращения с памятью.
- Заучивай с желанием знать и помнить.
- Ставь цель - запомнить надолго.
- Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотношением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
- Начинай повторять до того, как материал стал забываться.
- Заучивай и повторяй небольшими дозами.
- Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
- После математики учи историю, после физики - литературу: память любит разнообразие.
- Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, отображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, - действуй!
- Не учи стихи по столбцам. Короткие - заучивай целиком, длинные - разбивай на порции.
- Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести отрывок, закрыв книгу. Помни слова Л.Н.Толстого: “Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить”.
- Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
- Изредка используй мнемотехнику - искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть, такая фраза: ”Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Методы и приемы воспитания себя:
- Развитие воли:
- психический настрой (Я могу..., у меня получится ..., это надо сделать..., Я полон уверенности..., Я способен...);
- преодоление трудностей (осознанное), требующее волевых усилий (физических, интеллектуальных, моральных).
2.Постановка цели:
- составление конкретной программы самовоспитания на месяц, год, несколько лет, на всю жизнь;
- очерчивание круга идеалов (могут быть конкретные личности, а может быть и собирательный образ);
- составление правил, которым надо неукоснительно следовать всегда, в большом и малом.
3. Реализация программы:
- ведение календаря - ежедневника (запись - планирование основных дел, и их выполнение - невыполнение);
- дневник (записи обо всех событиях, их анализ, задачи самому себе, их выполнение, анализ хода самовоспитания);
- самообязательства на месяц, год, несколько лет (как своеобразие ступеньки восхождения к развитой личности).
4.Контроль и анализ:
- анализ прожитого дня, недели, месяца, года..;
- анализ отношения с людьми;
- контроль чувств и эмоций;
- саморегуляция поведения;
- самооценка хода самовоспитания, его корректировка и подкрепление.
5. Выбор единомышленников:
уважаемые люди (сверстники и взрослые), книги, кассеты- пластинки, видеофильмы.
Правила общения.
Чтобы вызвать к себе интерес и чувство доверия необходимо:
- Проявить искренний интерес к другим людям.
- Попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дать людям почувствовать их значительность.
- Вместо того чтобы осуждать людей, постараться понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более выгодно, чем критиковать. Ибо критика в 99 случаях из 100 бесполезна, т.к. ставит человека в позицию обороняющего и побуждает искать для себя оправдание.
- Быть доброжелательным, приветливым, улыбаться!
- Обращаться к человеку по имени.
- Учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника (подобно тому, как рыбак, когда ловит рыбу, думает не о том, что любит он сам, а о том, что любит рыба, и насаживает на крючок именно червей, а не землянику, которую любит сам). Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
- Быть хорошим слушателем. Поощрять других, рассказывать о себе.
- Проявлять уважение к мнениям другого, никогда не говорить человеку, что он не прав. Этим вы наносите удар его чувству собственного достоинства, и побуждает его выступить в борьбу с вами.
- Дать возможность выговориться собеседнику (большинство людей, пытаясь убедить собеседника в своей правоте, слишком много говорят сами). Задавайте ему вопросы, и пусть он говорит и думает сам и сам осознает свои противоречия и неправоту. И ни в коем случае не прерывайте его, если вы с ним не согласны. Пусть чувствует, что найденное решение, идея принадлежит ему самому.
- Попытайтесь честно увидеть вещи с точки зрения другого, поставить себя на его место.
- Указать человеку на его ошибку, не нанося ему обиды:
а) узнать, что он сам думает о своем поступке;
б) начать с признания достоинств человека и затем лишь указать на
его конкретную ошибку, но ни в коем случае не делать общих отрицательных обобщений (“Ты всегда такой”, “Вы безответственный человек”);
в) избегать критиковать человека при посторонних свидетелях, не уни
жать его. Это не прощают.
Заповеди выбора профессии
- Важно разобраться, что вызывает интерес: сама деятельность или ее результат?
- Нельзя путать призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!
- Не надо поддаваться рекламным стереотипам. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой.
- Важно выяснить все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.
- Выбирайте по душе не профессию, а связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности.
- Важно взять за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. “Не сразу Москва строилась”.
Как стать настоящим другом
- Доверить свои самые сокровенные мысли.
- Оказывать эмоциональную поддержку.
- Добровольно помогать в случае нужды.
- Стремиться, чтобы другому было приятно в вашем обществе.
- Защищать друга в его отсутствие.
- Быть терпимым к остальным друзьям своего друга.
- Хранить доверенную вам тайну.
- Не критиковать друга публично.
- Не ревновать друга к остальным людям.
- Стремиться не быть назойливым, не надоедать.
- Не поучать, как нужно жить.
- Уважать внутренний мир друга.
- Не стремиться переделать друга по своему образу.
- Не предать в трудную минуту.
- Понимать состояние и настроение друга.
- Быть уверенным в своем друге.
- Первым прощать ошибки друга.
- Радоваться успехам и достижениям друга.
- Не забывать поздравить друга (например, с днем рождения).
- Ни в чем и никогда не завидовать другу.
Правила здорового образа жизни
- Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю.
- Не переедать и не голодать.
- Стараться получать удовлетворение от школьной учебы.
- Доброжелательно относиться к людям.
- Выработать свой способ отхода ко сну.
- Ежедневно заниматься закаливанием своего организма.
- Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.
Режим учебы и отдыха
Умственная работоспособность человека зависит от следующих факторов:
- выполнение правильного режима дня;
- организация места занятий;
- умение работать с книгами; составлять конспекты; делать записи;
- четкого планирования.
Выполняйте основные правила:
- рабочий день начинайте с 10-15 минут физзарядки;
- хорошо позавтракайте перед уходом в школу;
- после занятий дайте своему мозгу 1,5-2часа отдыха;
- перед сном обязательно проветрите комнату.
Рабочее место:
- при работе сидя, следует сохранять прямое положение тела, грудь не должна упираться в край стола, плечи развернуты;
- одежда не должна быть тесной;
- спинка стула позволяет отдыхать определенной группе мышц;
- следи за порядком на рабочем месте;
- следи за освещением рабочего места;
- установи порядок выполнения заданий, на основе наблюдения за своей работоспособности;
- “физиологические стимуляторы” - движения, легкие физические упражнения.
Любителям заниматься поздно вечером или ночью:
- любая ночная работа менее эффективна, чем дневная;
- не прибегайте к стимуляторам;
- за час до сна прекращайте умственную работу;
- вечерняя зарядка - “разрядка”.
В помощь изучающему русский язык и литературу
Рецензирование произведения.
Выходные данные: автор, название, время появления, история сознания, месть в творчестве автора, прототип и т.д.
Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла признание общественность, критика.
Идейно- тематическая основа произведения:
а) структура содержания; б) тема, главная проблема, мысль; в) идея как авторское отношение к изображаемому.
Система образов; главные герои, их портреты, характеры.
Специфика сюжета (сюжетные линии, завязка, кульминация, развязка...).
Авторская позиция.
Языковая структура, средство выразительности, особенности синтаксиса и стиля.
Мое восприятие произведения.
Сочинение - рецензия - это отзыв, критическая оценка творческой работы
( устной или письменной, художественной, научной или публицистической; прозаической и стихотворной; концерта, спектакля, кинофильма и т.п.). Сочинение - рецензия предполагает не только рассказ о чувствах и впечатлениях рецензента, но и серьезный анализ произведения с самостоятельными обобщениями и выводами.
Памятка:
1. Вступительная часть.
1. Общее впечатление от работы.
2. Замечания о существе темы и ее реализации в сочинении.
2. Главная часть.
1. Отвечает ли содержание выбранной темы, не вышло ли за ее пределы или, может быть, отступило от нее.
2. Достаточно ли ясно выражена идея сочинения; основная мысль.
3. Композиция сочинения, логика движения мысли, последовательность изложения материала.
4. Все ли суждения аргументированы, какие аргументы используются: эпизоды пр-е, цитаты, высказывания критиков и т.д.
5. Какие мысли, по-вашему, пропущены; есть ли фактические ошибки, ошибочные положения.
6. Как выражено отношение самого автора сочинения к тому, о чем он пишет? Какие образные средства использованы для этого?
7. Имеются ли стилистические ошибки, какие?
8. Внешнее оформление работы.
3. Заключение. Обобщение сказанного, вывода, оценки.
Порядок работы над сочинением.
- Выберите и обдумайте тему.
- Определите ведущую мысль, которую будет развивать и доказывать, придумайте аргументы.
- Вспомните и отберите тот материал, который понадобится для подтверждения основной мысли.
- В отобранном материале выберите главное.
- Составьте начальный (черновой) план.
- Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.
- Работайте над черновиком, следуя намеченному плану.
- Закончив сочинение (черновик), прочитайте вслух, проверьте последовательность изложения, соразмерность частей, грамотность.
- Откорректируйте необходимые места, уберите все ошибки.
Редактирование текста сочинения.
- Соответствует ли сочинение теме.
- Совпадает ли сочинение с планом.
- Нет ли логических перерывов и переходов.
- Соблюдена ли соразмерность составных частей.
- Удалось ли вам доказать свои основные положения.
- Стоит ли еще привлечь дополнительный материал.
- Сохранено ли единство стиля.
- Не злоупотребили ли вы цитатами, восклицаниями, вопросами.
- Объективны ли выводы.
- Грамотно ли написано.
Требования к оформлению сочинения.
- Работа должна быть написана чисто, четким, понятным подчерком, без исправлений и помарок.
- Желательно подобрать эпиграф, соответствующей теме. Эпиграф пишется без кавычек, с середины страницы вправо. Под эпиграфом указываются инициалы и фамилия автора слов (без скобок).
- Каждая новая мысль пишется с нового абзаца.
- Цитаты в сочинении берутся в кавычки, если оформлены прямой речью, т.е. с указанием автора с соответствующим глаголом (сказал, отметил, утверждает, говорит...). Фамилия автора в скобки не берется. Если цитата оформлена через косвенную речь или с помощью вводного слова, в кавычки берется только черная речь (т.е. собственно цитата) и пишется с маленькой буквы.
- Стихи в кавычки не берутся, если этого не требует конструкция предложения (например, Пушкин писал:”Пет, весь я не умру...”), они записываются столбиком посередине страницы. Если в цитате делается пропуск, то отмечайте его многоточием.
Критерии оценки сочинения.
- Соответствие сочинения теме.
- Полнота раскрытия темы.
- Правильность фактического материала.
- Содержательность и лаконичность, глубина раскрытия темы.
- Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
- План и логичность, последовательность изложения.
- Самостоятельность мышления.
- Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
- Смысловая точность эпиграфов и цитат.
- Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
Анализ поэтического произведения.
Анализ - это, прежде всего вдумчивое прочтение, которое привело бы к проникновению в мысль и чувства, выраженные писателем.
- Вдумчиво прочитайте текст, обратите внимание на то, какие строки вызвали ваш эмоциональный отклик, какие - вопрос и недоумение.
- Определите, если можно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
- Раскройте тему, идею, композицию (или движение поэтической мысли), строфику стихотворения.
- Выделите ключевые слова и фразы, несущие смысловую, эмоциональную нагрузку.
- Составьте план, подборку цитат по теме.
- Излагая содержание каждой части стиха ( близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства, душевное состояние лирического героя. Какими художественными средствами передаются мысли и чувства (эпитеты, сравнения, метафоры, прием контраста, приемы авторского стиля: пафос возвышенная лексика, риторические вопросы).
- Лексика, синтаксические конструкции, фонетика стиха, художественные образы и звукообразы, рифмовка.
- Есть ли поэтическое обобщения, литературные традиции.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Как следует его читать?
Требования к сочинению.
1. Соответствие теме.(Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней.
Например. В теме “Евгений Онегин” - энциклопедия русской жизни” главным, ключевым словом является слово “энциклопедия”. Пушкин сумел отразить в своем произведении быт, традиции, нравы, образ жизни русского дворянства первой трети 19 в.)
2. Содержательность и лаконичностью глубина и полнота раскрытия темы. (Нужно отобрать наиболее важные, яркие эпизоды или ситуации, в которых натура героя (авторская позиция, суть явления) показала наиболее полно. Например, чтобы раскрыть тему “История любви Евгения Онегина” нужно очень хорошо знать сюжет произведения и показать эволюцию чувств главного героя к Татьяне Лариной. Какие же это этапы:
- отношение к любви как к “страсти нежной”;
- знакомство с семейством Лариных, высказывания Онегина о Татьяне;
- письмо Татьяны и отповедь Онегина;
- бал и дуэль;
- странствие и духовное перерождение героя;
- встреча с Татьяной в Петербурге;
- последнее объяснение.)
3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. (Сочинение должно быть целенаправленным, пронизанным главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения).
4. План и логичность, последовательность изложения. (Наличие плана не даст вам уйти от темы, увлечься ненужными деталями, поможет четко формулировать тезисы и их доказательства. Черновик обязательно нужен еще и потому, что, если в чистовом варианте допущена грамматическая или синтаксическая ошибка, а в черновике все написано правильно, эта ошибка может считаться опиской.
5. Самостоятельность мышления.
6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
7. Смысловая точность эпиграфов и цитат. (Эпиграф - ключ к пониманию художественного произведения. Но он не обязателен). (Цитат же в сочетании должно быть не меньше 4-5. Цитата может использоваться в форме прямой речи; цитируемый отрывок можно пересказать своими словами близко к тексту; допускаются пропуски чужих слов в высказывании. Этот пропуск обозначается многоточием.)
8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
9. Правильное словоупотребление грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
Требования к творческому изложению.
- Передать содержание отрывка, по возможности, близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности.
- Продолжить текст, развивая любую мысль, намеченную в нем, причем объем продолжения не должен быть меньше прочитанного отрывка.
- Озаглавить получившуюся работу.
Технология написания изложения.
- Определение стилевой и жанровой принадлежности прочитанного отрывка.
- Выявление темы и основной мысли отрывка, а также составление содержательного плана.
Как готовиться к изложению (пересказу), близко к тексту.
1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
2. Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем.
3. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
4. Определите, к какому типу речи относится текст.
5. Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
6. Определите стиль текста. Постарайтесь сохранить в изложении хотя бы некоторые особенности языка данного, произведения.
7. Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
8. Закройте книгу; напишите черновик изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.
Как работать над черновиком изложения.
1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Делайте пометки на полях.
2. Прочитайте черновик в слух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.
3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.
Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста.
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите его границы.
3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
4. Определите основную мысль изложения (пересказа).
5. Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении (пересказе).
6. Определите, какой стиль вы будете использовать.
7. Составьте план.
8. Подумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
9. Напиши черновик выборочного изложения, затем после проверки исправлений перепишите его.
Как составлять план текста.
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана, выбрав любую форму (простой, сложный, цитатный). Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
5. Руководствуясь составленным планом, попробуйте воспроизвести или изложить текст.
6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Как готовиться к устному высказыванию.
1. Подумайте, с какой целью, и перед какой аудиторией вы будете говорить.
2. Определите тему, основную мысль, и тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, критический, поучительный).
3. Соберите и отберите необходимый для данной темы материал.
4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально- деловой).
6. Составьте план (простой, сложный, цитатный).
7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой. Попросите кого-нибудь прослушать вас, учтите их замечания.
8. Учтите, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине, составьте план.
9. Постарайтесь включить диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.
10. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Как работать над рассказом.
- Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
- Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
- Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
- Повторите схему композиции рассказа (вступление - завязка - кульминация - развязка - заключение).
- Для конкретизации схемы композиции рассказа, составьте план.
- При составлении рассказа соблюдайте соразмерность его частей. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.
- В рассказе постарайтесь использовать диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения) так, чтобы они помогли полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Как работать над рассказом по картине.
- Определите жанр картины и сведение о художниках.
- Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
- Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание (что здесь произошло, почему.)
- Постарайтесь представить; что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
- Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим рассказом.
- Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.
О школьном сочинении.
Сочинение - один из основных видов письменных работ в школе по литературе и русскому языку. Приступая к сочинению, надо тщательно продумать формулировку его темы, обращая внимание на каждое слово. Формулировка темы отчасти похожа на теорему. Вы должны “доказать” ее, пользуясь предложенными вам литературными текстами.
Поняв, как именно надо доказать утверждение, заданное темой, вы начинаете подбирать материал для своего сочинения - факты из разбираемого художественного произведения, мнения общественных деятелей и литературных критиков, стихи необходимые для иллюстрации, подтверждения вашей мысли или для ее развития. Злоупотреблять цитатами или пересказом цитат нельзя: сочинение - это ваше рассуждение, а не монтаж чужих текстов.
Затем нужно составить план сочинения. Это важный этап продумывания работы в целом. Вырабатывая план, вы организуете свой текст, порядок, последовательность изложения. План может изменяться в процессе работы, но важно, чтобы первоначальные вехи были намечены, чтобы не было повторов, возвращения к одному и тому же. Не забудьте позаботиться о соразмерности сочинения.
Вступительная часть не должна быть затянутой или далекой от темы. Вступления могут быть самыми разнообразными по содержанию: это и общее положение о предмете сочинения, о писателе, о его произведениях или эпохе; это могут быть и суждения критиков. Но в любом случае начало должно естественно, ограничено приводить к основной части, раскрывающей тему.
Заключение не должно повторять сказанного в работе ранее. Обыкновенно заключение показывает историко-литературные или общественные последствия проанализированного в основной части сочинения. Конечно, темы заключений могут быть самыми различными по содержанию, но общий тип, не повторяющий главную часть, разбивающий ее, - эта тема значения разобранного вами литературного факта, значение для истории, литературы, для ваших современников, для вас лично.
Как работать с книгой.
- Систематически веди “Дневник чтения”.
- Если тебя заинтересовала какая-то мысль, сделай выписку (понравившиеся мысли, стихи, свои впечатления). Выписки можно делать на отдельные карточки, так ты начнешь собственную картотеку.
- Читай систематически. Возьми себе за правила прочитывать каждый день 20-30 страниц. Систематически выучивай стихи наизусть.
Как подготовиться к рассказу.
- Хорошо подумай, о чем будешь рассказывать, зачем это надо.
- Твоя задача - что-то объяснить, заинтересовать слушателей.
- Начать рассказ надо так, чтобы слушателям захотелось тебя слушать.
- Определи, что главное в твоем рассказе. Расскажи об этом подробнее, не отвлекайся на второстепенное.
- Помогай слушателю понять то, что ты доказываешь, сам делай выводы.
- Рассказ должен быть ярким, используй в нем цитаты, прямую речь, различные средства выразительности - эпитеты, сравнения, метафоры и др.
Как работать над конспектом.
Перед тем, как начать конспект, внимательно прочитайте текст конспектируемого произведения, составьте план, выделив внутри каждого отрывка главную мысль и кратко ее сформулировав; получаются как бы распространенные заглавия отрывков. Далее изложите каждый пункт плана подробнее, превратите “заголовки” отрывка в тезис, т.е. в развернутое положение, еще не подтвержденное фактическим материалом конспектируемого произведения. Когда вы расширите тезис, т.е. подтвердите его соображениями и фактами, которые приводит автор, у вас и получится КОНСПЕКТ. Вы можете включить в него цитаты (обязательно с указание страниц, откуда они взяты), можете создать текст, стилистически близкий к конспектируемому, можете, сжато изложить конспектируемый текст - все это правомерно. Важно только, чтобы вы не злоупотребляли цитированием и не увлекались подробным пересказом. Основа конспекта - ТЕЗИС.
Формы конспекта различны. Вы можете, например, составить план текста, расчленив конспект пунктами этого плана как подзаголовками. Рекомендуется вписывать цитаты в конспект другим цветом, наиболее важные места подчеркивать или выделять большими буквами. Полезно указывать в конспекте страницы произведения: это облегчит вам работу с книгой.
Особый вид конспектирования - запись за лектором. Уже в школе надо учиться свободно конспектировать устную речь. Не стремитесь к дословной записи. Выделяйте главную мысль и следите за ее развитием. Затем сравните свою запись с записями товарища. Результаты общей работы явится полноценной и точный конспект лекции.
Как пользоваться критической литературой.
Любая работа по литературе - сочинение, доклад, сообщение на литературную тему - требует знакомства с критической литературой, а очень часто и ее использованием. Суждения критика могут переубедить вас, показать новые аспекты художественного произведения.
Читая литературно-критическое произведение, помните, когда, в каких исторических условиях оно было написано, чтобы понять задачи критика, исходя из его взглядов.
Обдумывая различные, порой противоречащие друг другу оценки, учитесь на этих примерах строить систему доказательств. Отдельно взятая критическая статья не должна становиться единственным источником мыслей для вашего сочинения или доклада. Работы по литературе должны быть самостоятельными, основанными на анализе текста и не совпадающих на него точек зрения. Итогом этого анализа должен стать ваш собственный взгляд.
Сопоставляя оценки писателей, постарайтесь выработать собственное, хорошо аргументированное отношение.
Заинтересовавшую вас критическую статью законспектируйте. Критические высказывания цитируйте точно, с указанием автора, названия произведения. Не стоит приводить слишком длинных цитат. Лучше конспективно перескажите точку зрения автора, прибегая к цитированию лишь в тех случаях, когда текст сложен и не поддается пересказу. Ссылки и цитаты либо подтверждают ваши доводы, либо являются предметом полемики. Даже используя критические суждения для обзора истории вопроса или обоснования возможности разных взглядов на одно и то же художественное произведение, не следует ограничиваться одной только информацией. Ведь ваша работа на литературную тему должна быть творческой, а значит, самостоятельной.
Как научиться выразительно читать.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, необходимо учитывать темп речи, выразительность, энергичность, тон, манеры.
Темп сам по себе оживляет сообщение. Он подчеркивает значение пауз говорящего. Можно записать небольшой отрывок из газеты, читая его медленно. Потом вновь записать этот же самый отрывок, читая его как можно быстрее, но сохраняя и ясность и смысл. Сравнивая оба варианта, можно обнаружить, что вторая запись звучит живее, профессиональнее, а это поддерживает интерес слушателя. За короткое время должно быть сказано многое. Аудитория сегодня так искушена, что может воспринимать сообщения, которые читаются очень быстро. Никогда не приносите в жертву смысл, не смазывайте ударений и логических пауз, не переходите на монотонную скороговорку.
Выразительность. Одно дело понять текст, другое - преподнести его с наибольшим эффектом. Когда мы понимаем текст, мы знаем, на каких словах делать логическое ударение и какие фразы подчеркивать голосом.
Избежать монотонности помогает изучение различных видов выразительной речи. Мы подчеркиваем слово не только усилием голоса. Можно:
- понизить голос;
- сделать его звучнее;
- регулировать интонацию (меняя обычный ритм и тон);
- регулировать высоту;
- удлинять начальные звуки ударных слогов;
- использовать паузы либо перед, либо после слова, которое вы хотите подчеркнуть;
- измените выражение лица;
- применить тот или иной жест.
Любой из этих приемов пригодится в подходящий момент. К тому же возможно бесконечное число комбинаций. Главное стремиться к ясности и разнообразию.
Энергичность. Если выступающий энергичен, то это отражается на его лице, голосе, движениях. Энергичность слагается из энтузиазма, правильного отношения к работе и желания общаться со зрителем. Дело не в громкости. Даже шепотом можно говорить энергично.
Тон. Тон самым непосредственным образом связан с пониманием текста. Только правильно понимая то, что написано, говорящий сможет воспроизвести в живой речи все те мысли, которые побудили автора написать текст.
Правильный тон зависит от вас самих. Деланное выражение лица и неестественный голос лишь подчеркивают фальшь. Реально чувствуйте то, о чем говорите. Если выступающий или читающий понимает существо текста, тон явится сам собой. Не играйте. Слова скажут все, что нужно, если ваш тон соответствует смыслу.
Как анализировать текст.
Наблюдения над текстом повествовательного характера.
- Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?
- Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?
- Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?
- Окончание текста: в чем его особенности?
- Есть ли описание? Уместно ли оно?
- Есть ли диалог? Его назначение.
Наблюдение над текстом описательного характера.
- Какой объект избран для описания? Цель описания.
- Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Все ли отобрано? Нет ли лишнего?
- Имеются ли общие положения с последующей детализацией?
- Каков порядок расположения признаков?
- Как закончено описание?
- Как сформулирован вывод? Наблюдения над текстом - рассуждением.
- Найдите тезис (основное положение).
- Найдите доказательства.
- Что представляют доказательства? Что еще могло бы быть доказательством (суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание)?
- Определите порядок доказательств.
- Вывод и его формулировка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Табигать китабы" - разработка урока
Урок обобщающего повторения по теме " Природа родного края" в русскоязычной группе 5го класса...
"Дәреслек бәйрәме", "Балалар китабы көне"
Сценарийлар...
Эш тәҗрибәм. “Яңа мәктәп” шартларында укучының фикерләү сәләтен үстерү”
Укытучылык - ул минем һөнәрем, яшәү рәвешем. Мин балаларга үз туган телемне, татар телен укытам. Тел - зур байлык. Аны дөрес итеп кулланырга өйрәтү - минем максатым. Укучыларны фән белән кызыксындырып...
Презентация. “Яңа мәктәп” шартларында укучының фикерләү сәләтен үстерү”.
“Безнең яңа мәктәп“программасы бурычлары •яңа мәгариф стандартларына күчүне тәэмин итү•сәләтле балаларга ярдәм итү системасын үстерү•мәктәп инфраструктурасын камилләштерү•балаларның сәламәт...
Укытучының өстәл китабы
Татар теле укытучысына ярдәмлек....
Укучының танып-белү активлыгын, тәнкыйди фикерләү сәләтен, эзләнү күнекмәләрен үстерү максатыннан татар теле һәм әдәбият дәресләрендә проект методын гамәлгә ашыру
Укучының танып-белү активлыгын, тәнкыйди фикерләү сәләтен, эзләнү күнекмәләрен үстерү максатыннан татар теле һәм әдәбияты дәресендә проект методын гамәлгә ашыру юллары белән танышу, дәресләрдә проект ...
Укытучының тырышлыгы укучының уңышында күренә
Иртән ашыга-ашыга эшкә барам. Менә сыйныф ишеген ачам. Минем күзләремә ничә караш төбәлгән. Берсе күзләрен яшерә – дәрескә әзер түгел, икенчесе туры карый – өметле укучы, өченчесе мәктәп к...