Классный час "О дружбе"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА: «Если друг оказался вдруг…»
ЦЕЛЬ: помочь учащимся осмыслить понятие «друг», «дружба».
ЗАДАЧИ:
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Формирование навыка работы в сотрудничестве.
Развитие речевых умений (вести рассуждение, аргументировать собственную точку зрения) учащихся и их мышления, расширение кругозора.
Воспитание желания быть настоящим другом.
ФОРМА: мастерская ценностных ориентаций.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, слайды которой соответствуют этапам мастерской, песня В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…», песенка про дружбу «Дружба – это не работа», листы бумаги, клей, лепестки цветов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: деление на группы.
Классный руководитель: Каюмова И.Ф.
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА.
1. Организационный момент: (звучит музыка: «Дружба – это не работа…» слайд 1)
Ученики: ребята заходят в класс, садятся сразу по группам.
Учитель:
Ребята! Давайте сейчас возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся, улыбнёмся гостям.
Индуктор:
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.
Все пятѐрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы,
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг,
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!
Учитель: я прочитала вам стихотворение известной детской поэтессы А.Барто.(слайд 2)
Вопросы: 1) какое ему название вы бы дали ?
2) о чём сегодня на классном часе будем говорить, какой вопрос рассматривать? — Формулировка темы занятия:
Ученики: мы сегодня будем говорить о дружбе, о том, кто такой настоящий друг.
Учитель: Да, о друге и о том, а «если друг оказался вдруг…»(слайд 3)
Самоконструкция:
3) почему же с девочкой, героиней стихотворения, никто не хотел дружить?
Ученики: С девочкой никто не хотел дружить, потому что она искала выгоду.
Учитель: человеческое качество, основанное на поиске выгоды, называется корыстью. Значит наша героиня — корыстный человек. А если мы говорим о настоящем друге, то каким он должен быть?
Ученики: бескорыстным. (слайд 4)
Деконструкция (противоречие):
Агния Барто писала для детей. Это стихотворение она назвала «Требуется друг». Но ведь друзей хочется иметь не только детям, но и взрослым. Вот как об этом в своей песне говорит В.Высоцкий.
Звучит отрывок из песни В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»(слайд 5, 6)
Что же делать, если друг оказался вовсе не другом?
Учитель читает рассказ о двух друзьях, Володе и Серёге:
Социоконструкция (групповая работа):
А сейчас, работая в группах, придумайте продолжение рассказа. Как же дальше развивались отношения между Володей и его другом Серёгой? Ваш ответ должен состоять не больше, чем из 4-5 предложений. Перед тем как начать работу, обращаю ваше внимание на правила общения в группе, которые мы с вами выработали на прошлом занятии. Не забывайте о них.
Работают в группах в течение 5 минут.
Социализация:
Учитель: снова озвучивает вопрос и предлагает детям из каждой группы высказаться.
Ученики: зачитывают свои варианты.
Учитель: зачитывает продолжение рассказа и задаёт вопрос ребятам: 1) Оцените поступок Володи и Серёги .
2) Почему дружба между мальчиками прекратилась?
Ученики: Володя думал в данной ситуации о себе, поэтому поступил нехорошо, не предупредил Серёгу. Этим самым обидел друга и потерял его доверие. А Серёга ждал Володю до конца, былответственен: ведь друзья договорились встретиться у кинотеатра в определённое время. Он сдержал слово. (слайд 7)
А приходилось ли вам подводить друга? Подумайте, можете не отвечать.
Физминутка: движение под мелодию (слайд 8)
Афиширование (Рефлексия):
Учитель: Что же нужно сделать, чтобы не потерять доверие друга, не ранить его сердце обидным словом или действием? А чего делать нельзя? Давайте сейчас, размышляя над этими вопросами, попытаемся выработать основные правила дружбы. Для этого из конвертов достаньте лепестки со словами. Выберите из них именно те, которые помогут нам в составлении правил дружбы. (слайд9)
Продолжается групповая работа. 5-7 минут под спокойную музыку (создают цветы для лужайки дружбы).(слайд10,11)
Ученики: демонстрация продуктов своей деятельности (прикрепление цветов на доску). Озвучивают правила.
Разрыв:
Учитель: вопрос о взаимоотношении друзей, об отношении людей друг к другу всегда волновал людей. Над ним задумывались не только поэты и писатели, но и размышляли в глубокой древности. Посмотрим притчу.
Демонстрация сюжета по притче «Гвозди».
Учитель: 1)ребята, как эта притча связана с темой нашего классного часа?
2) о чём заставляет задуматься?
Ответы детей.
3) ребята, как вы думаете, стоит нам продолжать разговор об этом дальше?
(Слайд 12)
Рассказ о двух друзьях.
Мы с моим лучшим другом решили сходить в кино. Договорились встретиться возле кинотеатра в шесть часов, но, придя домой, я вспомнил, что тренер назначил мне на семь часов индивидуальный заплыв. «Фильм я посмотрю потом, а соревнования уже на носу!»- подумал я. Позвонил другу – у него телефон отключён. «Ничего, подождёт немного и один пойдёт!» — решил я и спокойно пошёл на тренировку.
На следующий день Серёга в школу не пришёл.
(ПАУЗА. ДЕТИ ПРОДОЛЖАЮТ РАССКАЗ).
Я зашёл к нему домой – он лежал с температурой. Оказалось, он прождал меня возле кинотеатра весь сеанс и промёрз до костей. Позвонить мне и предупредить, что уходит, он не мог: в телефоне разрядилась батарейка. Поэтому он и ждал до последнего.
Это было прошлой зимой. Я извинился тогда, мы даже не поссорились. Он сказал, что не сердится. Но я чувствую, что с тех пор он не доверяет мне так, как раньше, а случая вернуть его доверия пока не представилось.
За это время я познакомился с многими отличными ребятами на соревнованиях, в летнем лагере, но такого друга, как Серёга, я не нашёл и уверен, что найти не смогу. Я часто представлял, как я прибегаю к шести к кинотеатру, чтобы предупредить друга, а потом с лёгким сердцем иду на тренировку, но сделанного назад не воротишь.
И всё же я надеюсь, что моё сожаление о своём поступке поможет мне вернуть прежнюю дружбу, и уж теперь я буду её беречь!
Анализ этапов работы:
Индуктор: «включение» области чувств, стремлюсь создать личное отношение к предмету обсуждения. Формулируют тему занятия.
Самоконструкция: индивидуальное создание решения. Прирастить новое понятие: бескорыстие.
Деконструкция: противоречие: что делать, если друг оказался вовсе не другом? Также расширение кругозора учащихся (информация о В.Высоцком).
Социоконструкция: (групповая работа): продолжение рассказа о двух друзьях Приращение нового знания: доверие, ответственность. Формулирование правил, лежащих в основе дружбы – творческий коллективный продукт: цветы дружбы.
Афиширование: представление своего продукта.
Разрыв: расширение кругозора – вопрос о дружбе – вечный; сюжет притчи «Гвозди» — расширение обсуждаемого вопроса: общаемся не только с друзьями, но и взаимодействуем с другими людьми. Как это делать? – тема будущего разговора.
Вывод: считаю, что реализовать поставленную цель удалось с помощью задач
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Формирование навыка работы в сотрудничестве.
Развитие речевых умений (вести рассуждение, аргументировать собственную точку зрения) учащихся и их мышления, расширение кругозора.
Воспитание желания быть настоящим другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа"Дружба"
Данный классный час подходит для 7-9 класса...
Конспект классного часа "Дружба"
Классный час "Дружба" расчитан для учащихся 5 класса. Целями классного часа являются:1. Расширение знаний детей о дружбе.2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.3. Формирование нравственн...
Технологическая карта классного часа «ДРУЖБА» для обучающихся 5 классов
Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту классного часа по теме "Дружба", разработанную в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработка являе...
Презентация для классного часа "Дружба"
классный час "Дружба"...
Разработка для классного часа "Дружба"
Для классных руководителей...
Сценарий классного часа "Дружба начинается с улыбки!"
Сценарий классного часа о дружбе. Мероприятие с 5-классниками, "новенькими" жильцами пришкольного интерната...