От Урока Добра к тысяче добрых дел
классный час (5, 6, 7 класс) на тему
Урок Доброты - это не отдельный самостоятельный урок, а нравственное воспитание в целом. Уроки доброты - это путь духовного развития ребёнка. На уроках Доброты не надо ставить оценок. Их поставит сама жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_uroka_dobra_k_tysyache_dobryh_del.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ОТ УРОКА ДОБРА К ТЫСЯЧЕ ДОБРЫХ ДЕЛ»
КАК ВЕСТИ УРОК
Этот урок невозможно рассчитать с математической точностью. Потому что сколько людей, столько судеб и характеров.
Урок Доброты, это не отдельный самостоятельный урок, а нравственное воспитание в целом, которое невозможно поместить в рамки одноразового мероприятия.
Попытайтесь из своей личной жизни вспомнить моменты, приводите примеры из классической литературы. Очень важно, что бы дети начали рассуждать, мыслить откровенно.
Очень важно не забывать об этом уроке при мимолетной встрече на улице. Учитель должен пытаться помочь ребенку как можно скорее увидеть и распознать свои способности. Активно привлекайте к этому родителей. Если у ребенка с детства вспыхнет устремление, он имеет возможность реализовать свои способности и выйти победителем.
Каждому человеку жизнь дает право выбора.
Роль учителя здесь подобна сеятелю, который, учитывая природные условия, время года, почву, сеет зерна, чтобы порадоваться богатому урожаю. Так и учитель, задача которого – в простой занимательной форме беседы, игры развивать в детях тонкий неуловимый инструмент, при помощи которого он сможет овладеть богатствами не только земли, но и неба.
Будущее страны – это наши дети. Но они сегодня в опасности, потому что телевидение, реклама, яркие лампочки казино наносят непоправимый удар по неокрепшей детской психике.
Чтобы спасти детей, надо вместе с ними рассуждать, объяснять, приводить примеры, находить доводы, для того чтобы уже в первом классе дети начали задумываться, понимать, что такое духовный мир и в чем его прелесть.
Уроки доброты – это путь духовного развития ребенка.
Духовный мир приводит в действие невидимые энергии, чьи потоки очищают ум и радуют сердце.
Эти уроки, как глоток чистого воздуха, освежат чувства и дадут устремление в жизни.
Духовный мир отличается от физического мира.
Но эти две формы жизни – духовная и физическая – не могут существовать отдельно. Они всегда идут рядом, постоянно дополняя друг друга
На наших уроках мы попробуем отрегулировать связи между материальным и духовным миром. Это поможет жить с природой, людьми, а главное, с самим собой в гармонии.
Окружающий мир мы воспринимаем через пять органов чувств.
Но самые важные чувства возникают у каждого человека внутри и влияют на его судьбу.
Честность, преданность, благородство, милосердие, доброта, зависть, обида, страх, жадность, ревность...
Работа на духовном уровне не дает сразу зримых результатов. Потому что она затрагивает тонкую материю, которую невозможно увидеть глазом и исследовать приборами.
Результаты этой работы дают о себе знать только в делах и в отношении друг к другу, к своему дому, семье.
На уроке доброты принцип «не знаешь – научим, не хочешь – заставим» не даст положительных результатов. Здесь нельзя никого заставлять! Не понадобится ставить оценок. Их поставит сама жизнь.
Главная задача педагога – вместе со знаниями сеять в душе детей стремление к свету, мудрости, любви.
И даже если в жизни их будут обижать, они не позволят сердцу ожесточиться до такой степени, что бы мстить.
Надо помочь детям убрать комплексы, которые зажимают их в жизни и мешают выразить себя.
Цель урока(ов):
- воспитание гармонично развитой личности в каждом ребенке;
- знакомство детей с основами нравственности;
- знакомство детей с положительными чертами характера, развитие положительных черт характера (доброта, уверенность в себе, целеустремленность, любовь, жизнерадостность, сила воли, настойчивость, прощение…);
- воспитание в детях уважения к старшим;
- воспитание в детях уважения к родителям и желания заботиться о них;
- воспитание целеустремленности: умения ставить цели и достигать их;
- воспитание позитивного мышления;
- воспитание умения управлять своими эмоциями;
- знакомство с интуицией и с тем, как применять ее в жизни;
- изменение взгляда педагогов на детей, формирование индивидуального подхода к каждому ребенку.
Задачи:
- формировать у учащихся понимания понятий « добра», «зла»; «милосердия»
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
- развитие готовности учащихся открыто выражать и отстаивать свою позицию.
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
- расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека.
Учителю. Для проведения Уроков Доброты дети заводят «Тетрадь Доброты»
Оборудование: весы с чашами с надписями «добро» и «зло», таблички, которые дети будут заполнять «добрыми» и «злыми» понятиями.
Ход урока:
Все поют песню «Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Игра «Визитная карточка»
Помогает ребятам научиться признавать в себе прекрасное, укрепляет веру в себя.
– А сейчас давайте с вами поиграем. Вы уже давно знаете друг друга, пора познакомиться поближе. Мы с вами сейчас будем встречаться в парах и знакомиться немного по-новому. У каждого будет своя визитная карточка. Смотрите (педагог берет за руки одного из ребят и говорит: «Меня зовут Людмила Геннадьевна, я очень талантливая», а партнер отвечает: «Меня зовут Петя, я очень сильный»). Задача – не стоять молча, а каждому человеку говорить что-то новое о себе. (Играют.)
Молодцы, давайте себе поаплодируем.
А сейчас задание меняется. Каждый из вас будет говорить соседу какое-нибудь свое достоинство. Например: «Меня зовут Маша, у меня очень красивые волосы». И каждому человеку говорим о новом достоинстве. (Играют.) Молодцы! Как ваше настроение? Кому понравилось? Аплодисменты.
Учитель: Надо сначала разобраться, что такое доброта.
Согласно словарю Ушакова:
«добрый» – обладающий мягким характером, хороший, честный. Делающий добро другим, благожелательный, отзывчивый, нравственный, достойный.
Скажи, ты добрый? А ты? Что вы для этого делаете? (ответы детей)
Молодцы! А кто из вас когда-нибудь делал добрые поступки? Умницы! Значит, в каждом из вас живет доброта! Ребята, а как вы думаете, кто в жизни достигает большего счастья – добро или зло? Конечно, добро! Даже в сказках побеждает всегда добро.
Вы стараетесь быть честными, справедливыми, отзывчивыми, милосердными...
Просто сказать «я добрый» мало. Слово обладает энергией. Но что бы она обрела силу, необходимо действие.
Какие действия вы делаете, чтобы быть добрыми? (ответы детей)
Заметьте, что друзья Доброты похожи на смелых мушкетеров.
Д’Артаньян – честность и справедливость.
Портос – смелость и великодушие.
Атос – смирение, выдержка и терпение.
Арамис – милосердие.
И если в вашем сердце появляется хоть одно это чувство, то в трудную минуту являются все остальные. Они действует по принципу: один за всех, и все за одного.
– А что значит – быть добрым?
– Уметь делать добрые дела. Помогать слабому и старому
- Быть добрым – это значит приносить себя в жертву другим.
- Быть добрым – значит жертвовать своими интересами ради благополучия другого. Ведь недаром Л.Толстой изрек: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»
- Быть добрым – это делиться последним, что у тебя есть.
- Быть добрым – улыбаться людям, хотя в душе тебе очень плохо.
- Быть добрым – любить окружающий мир, приносить пользу людям.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
– Мы сегодня будем говорить о добре, о добрых поступках и делах. Назовите все места на земле, где прячется доброта. (Ответы детей.)
- Ребята, какого человека, по вашему мнению, можно назвать добрым? (Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
- Молодцы. Неслучайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете смысл этого выражения? (Солнышко всех озаряет своими лучами).
- И что же мы от этих лучей мы ощущаем? (Теплоту).
Учитель: Что такое зло? Где вы встречались со злом? (Дети отвечают)
Это нечто, противоположное добру. Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное. Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть "зло” (таблички - зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили.
– А теперь давайте подумаем: у Доброты ВРАГИ есть.
Враг – это противник. Тот, кто находится в состоянии вражды. Неприятель, от слова «неприятное», то, что вызывает отвращение. Ненавистный.
Какие чувства уничтожают Доброту?
ЗАВИСТЬ, РЕВНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ И СКУПОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО…
Представьте врагов доброты в виде червей, похожих на змей, которые проникают в сердце человека и поедают его изнутри. Червь увлекает, соблазняет.
Иногда надо много сил, чтобы бороться с этим чувством.
И физическая сила тут не поможет. Здесь необходима сила воли – духовная сила.
Учителю. Постройте первый урок в виде беседы. Пусть каждый выскажется.
Первая запись в тетради:
«Что такое доброта и какие у неё есть враги».
Этот урок вы можете растянуть на несколько часов.
Домашнее задание:
1) Выбери одну из притч, прочитай, объясни, почему ты выбрал именно ее. Понравилась ли она тебе? Обсуди ее с членами твоей семьи. О чем эта притча? Чему она учит? Нарисуй иллюстрацию к выбранной притче.
2) Придумай собственную притчу о добре и зле, нарисуй к ней иллюстрацию.
Продолжение:
Притчи о добре и зле — прекрасные помощники в воспитании детей, в коррекции поведенческих отклонений у подростков, это хорошие мотиваторы.
- Дома вам было задание – подобрать притчу о добре и зле. Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, который содержит в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. (ученики зачитывают свою притчу и выводят мораль. Возможно обсуждение )
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Женщина жалуется:
— Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю. Священник улыбается:
— Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?
— Доброго, — откликается женщина.
Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить: «Господи, помоги!» И ведь уходят...
Был у Гнева единственный сын. Звали его – Зло. Такой, что ему самому было с ним очень трудно. И решил Гнев его женить на какой-нибудь добродетели.
Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он Радость и женил на ней свое Зло.
Только недолгим был тот брак. Но осталось от него дитя – Злорадство.
Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!
Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: «Идите и ищете добро».
Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел.
Однажды к учителю пришел странник и сказал:
– Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им.
– Я научил тебя всему, что знал, – ответил учитель.
– Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, – возразил ученик. – Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать.
– Хорошо, – согласился учитель, – я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека. Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека.
Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник построил шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь.
Странник вернулся к учителю и воскликнул:
– Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал наконец добрые слова!
– Этот человек – вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, – произнес учитель.
Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто даже и не заметил. Зато когда заболело Добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло. С тех пор Зло старается не лежать, даже когда заболеет. А Добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть!
Притча: Иди своим путем
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ:
— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.
Притча: Черная точка
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
Притча: Гвозди
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.
Притча: Падение
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
– Вставай!
– А на следующий раз?
– Снова вставай!
– И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос:
— Все, что существует, создано Богом? И если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. Согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Все притихли, услышав такие выводы. Тогда один студент встал и спросил:
— Могу я задать Вам вопрос, профессор? Скажите, а холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
Молодой человек ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы называем холодом, является отсутствием тепла. Мы изучаем тепло, а не холод. Профессор, а темнота существует?
— Конечно, существует.
— Сэр, темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучать различные длины волн каждого цвета, но не можем измерить темноту. Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. Скажите, пожалуйста, профессор, зло существует?
— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилие по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла.
На это студент ответил:
— Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Говорят, имя этого студента – Альберт Эйнштейн.
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча третья (из книги Джебран Халил «Пророк»)
… И один старейший города сказал: Скажи нам о Добре и Зле.
И он ответил: О хорошем в вас я могу говорить, а не о зле. Ведь что есть зло, если не добро, измученное собственным голодом и жаждой? Поистине, когда добро голодно, оно ищет пищу даже в темных пещерах, и когда оно жаждет — оно пьет даже мертвые воды.
Вы добры, когда вы едины сами с собой. Но и когда вы разъединены, вы не зло. Потому что и дом, где нет согласия, — еще не гнездо воров, это просто дом, где нет согласия. И корабль без руля может плавать без цели между опасными островами и все же не уйти на дно.
Вы добры, когда заставляете себя дарить. Но и когда вы хотите получить для себя — вы не зло. Потому что, когда вы стараетесь приобрести, вы просто корень, который прильнув к грудям земли, сосет их молоко. Конечно, плод не может сказать корню: «Будь как я, зрелым и всегда раздающим свое изобилие». Потому что для плода отдавать есть его назначение, так же как получать — предназначение корня.
Вы — носитель добра, когда вы говорите, все ваши чувства не спят, отражаясь в словах. Но вы не носитель зла, даже когда ваш язык бормочет что-то без цели, в то время, как Я ваше спит. Ведь даже и бормотание может усилить слабый язык. Вы — носитель добра, когда вы идете к цели своей твердо и шаги ваши смелы. Но вы не носитель зла, и когда идете хромая. Даже тот, кто идет хромая, идет тоже вперед. Но вы, кто силен и скор, смотрите, чтоб не хромать перед настоящим хромым, думая, что этим вы делаете доброе дело.
Вы хороши в бесчисленных добрых делах, но вы не несете зла, и когда не делаете добра, Вы просто теряете даром время и медлите. Жаль, что олени не могут учить быстроте черепах.
В вашем стремлении сделать свое Я огромным лежит ваша доброта, и это стремление есть в каждом из вас. Но в некоторых это стремление сильно как поток, мощно несущийся к морю, увлекающий за собой секреты склонов холмов и песни лесов. А в других то же стремление — лишь тихий ручей, теряющийся в собственных петлях и изгибах и не достигающий моря. Но пусть тот, кто ретив, не скажет тому, кто спокоен: «Почему ты медлишь и останавливаешься?»
Потому что настоящий носитель добра не спросит у голого: «Где твое платье?» — иль у бездомного: «Что с домом твоим случилось?»
Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят.
А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.
Вы же — будьте мудры и не делайте так!
Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепешки. Одну для членов семьи, а вторую, дополнительную, для случайного прохожего. Вторую лепешку женщина всегда клала на подоконник, и любой проходящий мимо человек мог ее взять.
Каждый день, когда женщина клала лепешку на подоконник, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своем мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.
Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепешку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!" и продолжал свой путь.
Это продолжалось день за днем. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. "Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?"
И однажды, будучи особенно раздраженной, она решила покончить с этим.
"Я избавлюсь от этого противного горбуна!", сказала она себе и добавила яд во вторую лепешку.
Но когда она собралась положить ее на подоконник, руки женщины задрожали. "Что же я делаю?" - подумала она. И немедленно бросила ядовитую лепешку в огонь, приготовила другую и положила ее на подоконник.
Горбун, как обычно, взял лепешку, пробормотав неизменные слова: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!" и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях.
В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина ее открыла, она увидела своего сына, стоящего в дверном проеме. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде.
"Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но именно тогда какой-то старый горбун прошел мимо и был так добр ко мне, что отдал целую лепешку. И сказал, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он».
Когда мать услышала эти слова, ее лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепешку. Ведь если бы она не сожгла ее в огне, ее собственный сын погиб бы!
Вот тогда женщина поняла смысл слов: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!"
Мораль истории:
Стремитесь делать добро всегда, даже если этого сейчас никто не ценит
Два волка
Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Два семени
Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.
Бабочка
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Два города
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:
- Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
- А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.
- Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик.
Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
- Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же:
- А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?
- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться.
- Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик.
Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:
- Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос?
- Сынок, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях откуда пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья и в другом городе, и здесь найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся для нас тем, что мы находим в них.
Падение
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
– Вставай!
– А на следующий раз?
– Снова вставай!
– И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
Долгосрочное домашнее задание:
1) Вести записи в «Тетради Доброты» ( Что доброго я сделал сегодня? За что я себя сегодня похвалил бы?)
2) Оборудовать стенд в классе «Тысяча добрых дел», где каждый мог бы рассказать о своём добром поступке, разместить фотографии добрых дел.
3) К следующему занятию найти в газете, журнале, интернете историю с рассказом о любом мужественном поступке в наши дни.
4) Провести конкурс коротких сочинений о доброте, конкурс рисунков «Добро должно царить на свете», конкурс иллюстраций к притчам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий торжественной линейки закрытия Фестиваля доброго творчества «Лучики добра»
Цель: создание оптимальных условий для полноценного отдыха и реализации творческих, коммуникативных и познавательных способностей детей с ОВЗ.Задачи:• развитие внимания, памяти, быстроты реакции...
проект "Добрые дела от доброго сердца"
Цели проекта: обучить формам сотрудничества и партнёрства;формирование, развитие и распространение идей добра, милосердия, толерантности в детской подро...
Проект "Освободитесь от зла — у вас останется добро. Освободитесь от добра — что у вас останется?"
Презентация и визитка проекта "Освободитесь от зла - у вас останется добро..."...
Урок внеклассного чтения "Добрые герои из добрых книжек"
Открытый урок в районе на конкурс "Учитель Оренбуржья"....
Сценарий презентации добрых дел "Твори добро"
Сценарий презентации добрых дел, выполненных активистами детского общественного объединения "РИТМ" МБОУ СОШ № 20, на областном конкурсе школьных и молодежных проектов «Дари добро». М...
Классный час "От добрых слов к добрым делам"
«Добрые дела красят челов...
О добре и доброте. Добрый ли ты?
Воспитателный час о формировании у воспитанников представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках., о умении правильно оценивать себя и других, видеть ...