Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку!
проект на тему
«Ученическое самоуправление» и «самодеятельность» –
понятия взаимообусловленные.
Отношение взрослых к детской самодеятельности
нередко «грешит» крайностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmakova_o.n._mbou_primorskaya_sosh_doklad_na_konferentsiyu_2015.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на форум «Образование Осинского района-2015»
Ученическое самоуправление-
технология воспитания и управления
Подготовила: Шмакова Оксана Николаевна, учитель иностранного языка МБОУ «Приморская СОШ» |
август, 2015 год
Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку!
«Ученическое самоуправление» и «самодеятельность» – понятия взаимообусловленные. Отношение взрослых к детской самодеятельности нередко «грешит» крайностями. Либо это позиция отстраненности: «Вы всё должны делать сами», – и это часто звучит из уст педагога. Либо это чрезмерная опека, которая связана, пожалуй, с неверным пониманием ответственности: «Ну, я же опытней и лучше знаю, да и, в конце концов, за всё отвечаю именно я…». Так оправдывает сам себя педагог. Обе эти позиции в конечном итоге приводят к тому, что вместо самодеятельности появляется «выполнение указаний», а органы самоуправления становятся игрушечными, этаким рычагом контроля и управления классного руководителя.
Довольно часто приходится сталкиваться с таким явлением, как требование руководства образовательного учреждения «организовать ученическое самоуправление» в классе, поскольку это прописано в нормативных документах. Вот и появляются в школах всевозможные комитеты, комиссии, департаменты, думы, президенты и т.д., которые на первых же своих заседаниях решают вопросы:
- А чем же они должны заниматься?
- Кто кому будет подчиняться?
При таком подходе теряется смысл ученического самоуправления, который заключается вовсе не в том, чтобы одни дети управляли другими, а в том, чтобы научить всех детей азам демократии; научить, управляя собой, выстраивать отношения в своем классном сообществе, в разновозрастных группах и в социуме.
Самоуправление – это четкое разграничение полномочий и определение прав и обязанностей (именно в этой последовательности, а не наоборот) тех, кто вошел в управленческую структуру. Наиболее продуктивным (так как, становится понятно, что делать), на мой взгляд, являются те пункты, которые начинаются словами: «имеет право» и «организует».
Самодеятельность коллектива – это не тогда, когда дети все делают сами, а тогда, когда дети вместе с одноклассниками, с ребятами своего возраста и других возрастов или с взрослыми принимают решения, выполняют их, анализируют полученные результаты и определяют новые перспективы,создают новые проекты.
Если исходить из того, что воспитание есть не что иное, как управление процессом развития личности, то становится ясно, что самодеятельность коллектива класса и самоуправление в нем – результат педагогически смоделированных, выстроенных в определенной логической последовательности ситуаций, где созданы условия для социального становления личности ученика. Возникает вопрос: в чем же логика? Прежде всего, в позиции педагога, которую он занимает по отношению к органам ученического самоуправления. В начальный период существования органа управления педагогу необходимо научить ребят распределять работу в совете наиболее рационально, помочь составить план на период существования данного состава совета, научить каждого лидера группы распределять обязанности внутри группы при подготовке коллективных творческих дел. Особое внимание, конечно же, стоит уделить председателю совета.
По мере накопления ребятами организаторского опыта, педагогическая позиция руководителя будет меняться. Он, руководитель, всё меньше «учит» и всё больше «консультирует» и «контролирует». Отличие от предыдущей позиции «научить» заключается в том, что с течением времени не будет большой необходимости в объяснении того, что и как делать, достаточно наблюдать и советовать, как можно сделать лучше, если за советом приходят и, в исключительных случаях, если за советом не приходят.
Таким образом, педагог успешно применяет на практике технологию воспитания и управления, тем самым мотивируя классный коллектив на позитивное отношение к самоуправлению и дальнейшему его развитию.
Я отношусь к той категории классных руководителей, которая считает работу классного наставника не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в его должностные обязанности, если в очередной раз изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества, непосредственно взаимодействовать как с учениками, так и с их родителями, искренне стремиться помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Мне нравится работа классного руководителя, потому что я вижу результаты своего труда. Из маленьких, капризных, несобранных мои ученики становятся взрослыми, уравновешенными, успешными людьми. В моей педагогической практике уже 2 выпускных класса, сейчас я взяла маленьких ребят, и мы успешно прошли так называемую начальную стадию развития классного самоуправления, закончили 5 класс. И у нас уже есть небольшой опыт развития ученического самоуправления. Больших трудностей в этом плане не возникло, т.к. у ребят был уже свой личностный опыт сплочения коллектива и развития самоуправления благодаря своему первому учителю, который заложил азы уже в начальной школе. А я постаралась продолжить и оказывать помощь своим ученикам в организации самоуправления, научить их в нем работать, постепенно предоставляя им все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми. Вначале моё, как классного руководителя, основное внимание уделялось изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Распределяются команды по интересам, выбираются их лидеры, формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение.
Но приоритетными задачами в воспитательной программе всегда выделяла следующие:
- организация самоуправления в классе;
- формирование и развитие коллектива;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;
- формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров (направления, над которым работает классный коллектив);
- защита прав и интересов учащихся;
- формирование здорового образа жизни;
- гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогами;
- организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.
Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе.
Цели ученического самоуправления я сформулировала следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
- предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
- воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
- сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу
Таковы направленность и содержание деятельности ученического самоуправления с моей позиции.
Взяв малышей в пятом классе, я начала с помощью ребят, конечно же, формировать ученическое самоуправление в классе.
Дети ответственно подходят к этому делу всегда (имея опыт классного руководителя я могу сравнивать), так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления были избраны ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут чувствовать переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Далее обсудили план каждой команды и утвердили или подкорректировали его пункты. Что у нас получилось в итоге я хотела бы продемонстрировать небольшой видеофильм и наглядно показать вам всю структуру нашего классного самоуправления, а так же как ребята смогли вместе решать коллективные вопросы и организовывать мероприятия и разнообразить свою школьную жизнь.
( просмотр видеофильма)
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика, не всегда узнаешь мнения школьников, учитывая их индивидуальность, а когда делаешь анализ анкетирования, подводишь итоги, определяешь положительные и отмечаешь отрицательные моменты, удивляешься результатам. В конце учебного года мы с ребятами подвели итоги, и я провела анкетирование. В некоторых пунктах ребята отметили меня, что много времени провожу с ними, общительная, всегда выслушаю и интересно проводить совместные мероприятия с родителями. И конечно в планах на будущее провести больше совместных мероприятий с родителями.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
- самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
- его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
- самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
- наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
- самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
Эти слова обращены не только к нашим ученикам, которым мы стараемся привить навыки самоуправления, но и к педагогам, на которых возложена миссия – воспитать Человека.
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.
Удачи вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для отцов "Хороший муж - и очень хороший отец?"
Данный тест поможет классным руководителям выяснить, какую роль в воспитании ребёнка играет отец. Можно использовать как материал для проведения родительского собрания для отцов. Тест заставляет отцов...
Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"
Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...
презентация к уроку английского языка в 9 классе по теме "Плохие и хорошие привычки"
Презентация "Хорошие и плохие привычки" предназначена для обобщающего урока по теме Healthy Living Guide к учебникуВ.П.Кузовлева...
Интегрированный урок математики и русского языка в 6 классе на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Данный урок решает следующие проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при ре...
Технологическая карта урока-презентации в 5 классе по теме "В гостях-хорошо,а дома-лучше"в соответствии с ФГОС.
В материале даны цели и задачи , а также план проведения урока -презентации в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме " В гостьях-хорошо,а дома-лучше"....
конспект урока «If the weather is fine» (Если погода будет хорошей…)
Урок английского языка в 6 классе, введения нового материала. Автор учебника Кузовлев....
конспект урока в 6 классе "если погода будет хорошей"
Урок английского языка в 6 классе по учебнику Кузовлев. Введение нового материала...
- Мне нравится (1)