Биография Серафима Саровского в математических задачах
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Тибаева Елена Александровна

Конспект внеурочного занятия для пятых классов содержит математические задания, с помощью которых учащиеся узнают о жизни С.Саровского. Биографические сведения святого, а также некоторые логические задания были взяты из различных открытых источников сети Интернет (на авторство не претендую).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизнь Серафима Саровского в математических задачах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Приветствие

Добрый день! Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы познакомимся с жизнью одного святого через решение математических задач. А вот о каком святом идет речь, вы мне и подскажете.

Слушают учителя

  1. Целеполагание

Сообщение учителя: Прохор появился на свет 19 июля 1754 года, в благочестивой купеческой семье, в городе Курске. Еще в детстве по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Будучи отроком, перенес тяжелую болезнь, однако Богородица в видении его матери обещала исцелить. Когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения, он быстро поправился.

Как звали этого чудотворца?

Ответы:

- Серафим Саровский.

  1. Изучение нового материала

В каком году он родился?

Чтобы узнать, сколько лет прожил Серафим Саровский, решите уравнение.

№ 1. (85 - х) · 4 + 26 = 50

Запишите годы жизни святого старца.

- Родился в 1759 году.

- х = 79

79 лет прожил Серафим Саровский.

- Годы жизни: 1754 - 1833

Как было сказано ранее, Прохор родился в купеческой семье Мошниных. К середине XVIII века в Курске проживало около 8 тысяч жителей, и почти все они так или иначе занимались торговлей. Какие же задачи приходилось решать купцам?

№ 2. Во время шторма капитан корабля приказал выбросить за борт половину из 30 тюков с товарами, которые везли два купца. Купцы были в нерешительности: каждому было жаль выбрасывать свой груз. Видя это, капитан сказал: «Сделаем так: матросы расставят 30 тюков по кругу, а мы будем по кругу ходить и выбрасывать каждый девятый тюк, пока не выбросим половину тюков». Один из купцов подкупил матросов, и они сумели расставить тюки так, что 15 оставшихся на палубе тюков оказались с товарами одного купца. Как были расставлены тюки? 

№ 3. Имеются чашечные весы без гирь и 3 одинаковые по внешнему виду монеты. Одна из монет фальшивая, причём неизвестно, легче она настоящих монет или тяжелее (настоящие монеты одного веса). Сколько надо взвешиваний, чтобы определить фальшивую монету? 

Решение:

Начертим круг, отметим на нем 30 палочек и пронумеруем их от 1 до 30. Начиная счет с цифры 1, перечеркиваем девятую палочку, затем восемнадцатую, затем двадцать седьмую и продолжаем этот процесс, вычеркивая каждую девятую из не перечеркнутых ранее палочек. Таким образом, будут перечеркнуты палочки с номерами 5, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 30. Значит, купец просил матросов расставить тюки следующим образом: 4 своих, 5 чужих, 2 своих, 1 чужой, 3 своих, 1 чужой, 1 свой, 2 чужих, 2 своих, 3 чужих, 1 свой, 2 чужих, 2 своих, 1 чужой.

- Если у нас 3 монеты, достаточно двух взвешиваний. Кладём

на каждую чашку весов по одной монете. Если весы не в равновесии,

значит, та монета, которая осталась, — настоящая. Кладём её на весы

с любой из остальных и сразу определяем, какая из них фальшивая.

Если же весы в равновесии, значит, фальшивая монета та, которая

осталась, и вторым взвешиванием можно даже определить, легче она

или тяжелее, чем настоящие.

У Исидора Ивановича и Агафии Фотиевны Мошниных было трое детей.

№ 4. Прохор – 17, 18, 16, 23, 16, 18.

… – 1, 13, 6, 12, 19, 6, 11

… – 17, 1, 18, 1, 19, 12, 6, 3, 1.

Разгадайте принцип, по которому построены имена, и назовите родственников Прохора Мошнина.

- Каждому числу соответствует место буквы из алфавита.

Имена: Алексей, Параскева.

№ 5. Родители маленького Прохора были благочестивыми, верующими людьми. Они построили храм, название которого – корень уравнения: 8 – у = у + 2.

  1. Ильинский храм.
  2. Ниже-Троицкий храм.
  3. Сергиево-Казанский собор.
  4. Женский монастырь во имя Святой Троицы.
  5. Знаменский монастырь.

Методом перебора подбирают корень:
у = 3.

Это Сергиево-Казанский собор.

№ 6. Восстановите хронологию событий и тогда узнаете, как обращался старец к каждому приходящему  (групповая работа).

Приложение 1.

Работают по рядам.

С – 1804, Р – 1764, Д – 1788, А – 1776,
Т – 1807, Ь – 1831, О – 1794.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!»

  1. Рефлексия

Поведем итоги занятия.

О каком известном человеке шла сегодня речь?

Что вы узнали о его жизни?

В скором будущем имя этого святого будет носить наша школа. Поэтому нам важно знать элементы его биографии.

Спасибо за внимание, урок окончен!

Отвечают на вопросы, делятся наиболее яркими впечатлениями о Серафиме Саровском.

 


Приложение 1

Задание

Факты из жизни

С

(999 + 304) + 501

Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

Р

(1350 + 764) – 350

Матери Серафима Саровского было видение Богородицы, обещавшей его исцелить. Вскоре мимо дома несли Крестным ходом Курскую Коренную. Мать вынесла больного Прохора, он приложился к иконе и вскорости выздоровел.

Д

1503 + (788 – 503)

Стал основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители.

А

1800 – 8 · 3

Совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь.

Т

307 + 4500 : 3

Преподобный Серафим принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора имел дар прозорливости и исцеления от болезней.

Ь

2500 – (600 + 69)

Святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна КрестителяИоанна Богослова и 12 дев. 

О

30 · 60 – 6

Стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 8 кл. Подготовка к написанию сочинения по впечатлениям. Описание памятника Серафиму Саровскому в Коренной пустыни работы В. Клыкова

Урок подготовки к написанию сочинения по впечатлениям "Описание памятника Серафиму Саровскому работы В. Клыкова" разработан и проведён в рамках проведения стажировочной площадки по теме « Духовно...

Сборник задач «Страницы истории России в математических задачах»

Данная работа является сборником математических задач, содержащих отдельные страницы, фрагменты и эпизоды Отечественной истории.Математические темы, используемые в представленных задачах, соответствую...

Житие преподобного Серафима Саровского

Цель: воспитывать доброту, милосердие, послушание на примере жизни Серафима Саровского...

Геометрическая интерпретация содержания задачи – условие успешного обучения каждого школьника решению математической задачи

Геометрическая интерпретациясодержания задачи –условие успешного обучения каждого школьникарешениюматематической задачи...

Интегрированный урок (математика-литература) по теме "Биография М.В.Ломоносова в математических задачах".

Материал содержит т конспект данного урока . Данные материалы можно использовать для уч-ся 6-8 классов, меняя уровень и содержание математических задач....

песня "Чудный Серафимушка" православного автора-исполнителя Алексея Мысловского о св.прп.Серафиме Саровском в переложении для хора православной гимназии Т.Хохловой

сл. и муз. А.МысловскогоНад лесною пустынькой Птички заливаются,А перед иконочкой Угодник Божий молится.Он стоит на камушке, Воздевая рученьки,И поют небесные С ним святые ангелы. Русское ты солн...

Приобщение школьников к православной культуре. (На материале нижегородских легенд о Серафиме Саровском).

Статья посвящена анализу легенд о Серафиме Саровском, бытующих на территории Нижегородской области. В ней говорится о том, как нравственный облик святого может служить ориентиром для подрастающего пок...