Деятельность классного руководителя по формированию ЗОЖ школьников.
учебно-методический материал на тему

Дорошина Светлана Анатольевна

Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать о том, что здоровье – индивидуальное и общественное  - необходимо беречь и прумножать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность классного руководителя по формированию ЗОЖ школьников.

Введение.

  1. Работа классного руководителя по уменьшению конфликтогенности школьного социума и укреплению психического здоровья детей.
  2. Половое воспитание учащихся как способ укрепления духовно-нравственного здоровья.
  3.  Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей.
  4.  Проект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника».
  5. Используемая литература.

Введение.

        Не случайно самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать о том, что здоровье – индивидуальное и общественное  - необходимо беречь и прумножать.

        Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки – все эти факторы ухудшают состояние здоровья не только взрослых  людей, но и подрастающего поколения.

        Только совместные усилия учебных, медицинских и общественных структур позволят решить проблемы здорового образа жизни, а также физического, психического и репродуктивного здоровья. Эта деятельность постепенно получает признание педагогической общественности.

I. Работа классного руководителя по уменьшению конфликтогенности школьного социума и укреплению психического здоровья детей.

Конфликт обычно определяется как столкновение двух и более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов в настоящее время или в будущем.        Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях американский социолог К. Томас разработал модель, включающую два измерения: направленность на интересы соперника и направленность на собственные интересы. Соответственно этим двум измерениям выделены следующие стратегии разрешения конфликтов.

  1. Конкуренция. Человек, использующий в конфликтной ситуации стратегию конкуренции, заинтересован только в том, чтобы отстоять свои интересы. Сохранение отношений с партнером не имеет для него значения. Данная стратегия подразумевает отказ от совместных действий и достижение поставленной цели силовыми методами воздействия: власть, сила закона, связи, авторитет, давление, угрозы, принуждение, цель которых – «или победить, или не дать победить противнику».
  2. Уход. Стратегия ухода характеризуется стремлением человека уйти от конфликта. В данном случае для партнеров в равной степени безразличны как собственные интересы, так и интересы соперника. Применяя стратегию ухода, участники не делают ничего для удовлетворения интересов партнера. Они просто «закрывают глаза» на существование проблемы. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
  3. Уступка. Человек, применяемый стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям. В результате использования данной стратегии, несмотря на то что потребности как минимум, одного из участников конфликта не удовлетворяются, отношения между сторонами, как правило, улучшаются.
  4. Компромисс. Иначе эту стратегию можно назвать стратегией взаимных уступок. При использовании стратегии компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах для достижения определенной цели. Стороны сходятся на частичном удовлетворении своих желаний и частичном выполнении желаний оппонента. Это делается посредством обмена уступками. Стратегия компромисса не портит межличностных отношений. Более того, она способствует их положительному развитию. При этом полностью не удовлетворяется ни один из интересов партнеров.
  5. Сотрудничество. При сотрудничестве стороны активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают свои интересы, но при этом стараются сотрудничать друг с другом. Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Сначала стороны оглашают свои нужды, заботы и интересы, а затем происходит их обсуждение.

Для исследования собственной стратегии поведения в конфликте, учащимся можно предложить бланки теста К. Томаса. После заполнения бланков, учитель зачитывает ключ, а учащиеся подсчитывают результаты по каждой стратегии. Чем больше балл по данной стратегии, тем в большей степени личности свойственно использование данной стратегии и наоборот. Затем целесообразно провести обсуждение по вопросам:

  • Согласуются ли данные тестирования с данными вашего самонаблюдения?
  • Какую стратегию вам использовать сложнее всего? Почему?

Бланк опросника на определение стратегий поведения в конфликте К. Томаса.

Из пары утверждений выберите подходящее и обведите его номер.

а

б

  1. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  1. Я обычно обращаю внимание на моменты согласия во мнениях, а не на расхождение их в решении спорных вопросов.
  1. Я стараюсь находить компромиссные решения вопросов.
  1. Все интересы других людей и все мои интересы одинаково значимы.
  1. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  1. Иногда стоит пожертвовать своими интересами ради интересов других людей.
  1. Стараясь найти компромиссное решение, я могу поступиться чувствами и того же ожидаю от других.
  1. В решении проблем я стараюсь не задевать чувств других людей.
  1. Напряженные ситуации я предпочитаю не игнорировать, а разрешать их, находя поддержку других людей.
  1. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  1. Я предпочитаю ни иметь для себя неприятностей на работе.
  1. Я предпочитаю добиваться своего, не обращая внимания на возможные неприятности.
  1. Лучше отложить решение спорного вопроса ради позднейшего окончательного его решения.
  1. В сложных ситуациях главное – это успокоить других людей и сохранить нормальные отношения.
  1. Обычно я настойчив в своих стремлениях добиться своего.
  1. Прежде чем добиваться своего, лучше еще раз определиться в сути спорных вопросов.
  1. В решении вопросов можно пренебречь какими-либо разногласиями, они не стоят волнений.
  1. При наличии разногласий стоит и поволноваться, лишь бы добиться утверждения своего мнения.
  1. Добиваясь своего, необходимо твердо отстаивать свои позиции.
  1. В сложных ситуациях лучше поискать компромиссных решений.
  1. В осложнившихся отношениях с другими людьми, главное – определить суть затронутых интересов.
  1. В решении спорных вопросов я могу уступить ради других своих выгод и скорейшего выхода из спора.
  1. В решении проблем лучше избегать спорных позиций, и я стараюсь следовать этому правилу.
  1. Другие люди могут в чем- то оставаться при своем мнении, но лишь продвигаясь ко мне навстречу.
  1. Среднюю позицию в споре я считаю лучшей.
  1. В споре я настаиваю, чтобы все делалось по-моему.
  1. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его мнении по этому поводу.
  1. Я стремлюсь показать другим логику и преимущества моих взглядов.
  1. Успокаивая другого человека, я старость сохранить обычные отношения с ним.
  1. Я предпочитаю сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
  1. Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь не задевать чувства других людей.
  1. Имея по  какому-то вопросу собственное мнение, я стараюсь убедить других людей в его преимуществе.
  1. Несмотря на напряженность отношений, я настойчиво добиваюсь своего.
  1. Я предпочитаю сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности отношений.
  1. Если в этом состоит счастье другого, я позволю ему настоять на своем мнении.
  1. Я предоставляю другому возможность сохранить свое мнение, если он готов поступить точно так же.
  1. В споре я немедленно стремлюсь определиться в его сути.
  1. В решении спорных вопросов я склонен повременить до окончательного их разрешения.
  1. Лучше всего немедленно преодолеть возникшие разногласия.
  1. Лучше всего поискать какого-либо равновесия потерь и выгод обоих сторон в преодолении разногласий.
  1. При ведении переговоров стоит быть тактичным к другому.
  1. При ведении переговоров лучше всего – прямое обсуждение проблем.
  1. В переговорах лучше стремиться к поиску средней позиции.
  1. В переговорах лучше отстаивать собственную позицию.
  1. Я склонен заботься об удовлетворении желаний обеих сторон, несмотря на разногласия.
  1. В решении проблем я готов предоставить другим улаживать возникшие разногласия.
  1. Если другому кажется важным его мнение, я магу в чем-то ему уступить.
  1. В споре я склонен убеждать других пойти на компромисс.
  1. Необходимо убеждать других в своей правоте.
  1. Необходимо быть внимательным к доводам других.
  1. Средняя точка зрения, как правило, самая лучшая.
  1. Лучше всего удовлетворить интересы всех сторон в общей их точке.
  1. Самое лучшее – вовсе избежать споров.
  1. Можно и поспорить вначале, но если другому это важно, согласиться затем с ним.
  1. Я предпочитаю добиваться своего самостоятельно.
  1. Я предпочитаю улаживать отношения с другими с их помощью.
  1. В разногласиях следует всегда искать их разрешения в поиске «золотой» середины.
  1. При наличии разногласий не всегда стоит из-за них волноваться.
  1. Важно не столько добиться успехов в переговорах, сколько при этом не задеть чувств других людей.
  1. Следует совместно добиваться успехов в переговорах и для этого вырабатывать подходящее мнение, а не заботиться о переживаниях.

Ключ к опроснику К. Томаса

  1. Соперничество:3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
  2. Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
  3. Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 11б, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б.
  4. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 7б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
  5. Компромисс: 2а, 4а, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а.

Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации.

Первый этап направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и решительно. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?», после чего необходимо перейти ко второму этапу.

Второй этап начинается с вопроса «Почему?», задаваемого педагогом  самому себе.  Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины поведения ребенка определяют средства педагогического воздействия.

Третий этап заключается в постановке педагогической цели, формулируется в виде вопроса «что?» - «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?»  Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личность ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать, что именно в этот раз он поступил плохо.  Важно показывать ребенку в каждом конкретном случае, что вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая ребенка, может мотивировать его на положительное поведение.

Четвертый этап заключается в  выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «как?» - «Каким образом достичь желаемого результата?». Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется в умении создать такие условия, чтобы ребенок мог сделать выбор, а не заставлять ребенка поступать как нужно. Исходя из этого педагог может предложить ребенку несколько вариантов, но в самом привлекательном виде представит оптимальный вариант и тем самым поможет сделать правильный выбор. Педагог – мастер использует широкий арсенал педагогических средств, не применяя угроз, насмешек, жалоб родителям. Перечисленные способы малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма.

Пятый этап – это практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель, насколько правильно  выбрал оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотил их в реальном педагогическом процессе.

Шестой этап – заключительный в алгоритме решения конфликтной педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые перспективы.

II. Половое воспитание учащихся как способ укрепления духовно-нравственного здоровья.

         В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются  с нашим недалеким прошлым. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

 Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. Каждый проживающий на территории России должен знать и почитать культуру и традиции Государства Российского. Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки;

- реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

Неоспоримо влияние на духовно – нравственное здоровье учащихся полового воспитания.

 Половое воспитание –это система медико –биологических, психолого – педагогических и социокультурных мероприятий, способствующих воспитанию гармонически развитой личности. Его проводят родители, психологи, педагоги и медработники. Общими принципами полового воспитания являются следующие:

  • Общественная направленность – воспитание гражданина;
  • Комплексность – половое воспитание является частью физического и нравственного воспитания;
  • Непрерывность – половое воспитание должно продолжаться в течение всего периода обучения ребенка;
  • Правдивость – детям необходимо давать только правдивую информацию;
  • Этичность, честность и корректность – в любой беседе не должно быть двусмысленности, на все вопросы взрослый должен отвечать серьезно; детям необходимо прививать нравственные, лишенные пошлости взгляды;
  • Понятность и ясность – половое воспитание должно строиться с учетом реальных возможностей умственного развития детей данного возраста;
  • Адресность – индивидуальный подход в зависимости от возраста, психологических особенностей ребенка, условий конкретного общества, семьи;
  • Уважение к высшему человеческому праву – праву на жизнь.

Правильным является совет известного польского ученого К. Имелинского: «Пока ребенок, познающий окружающий его мир, не начнет сам задавать вопросы, не следует провоцировать эти вопросы с тем, чтобы не пробуждать раньше времени интерес к сексуальным проблемам. Однако если уж вопрос задан, то на него надо дать правдивый ответ, соответствующий уровню развития ребенка и по содержанию не выходящий за рамки данного вопроса». Таким образом, одной из главных задач педагогов является овладение знаниями об особенностях психосексуального развития мальчиков и девочек. Необходимо  уделять больше внимания духовно – эстетическому развитию ребенка и воспитывать в нем уважение к людям, ответственность, отзывчивость, умение управлять своими желаниями и чувствами.

        Сотрудничество школы и семьи в вопросах полового воспитания приобретает особую значимость. Школа, где дети проводят большую часть времени и где они получают не только знания, но и основные представления об этических нормах поведения, имеет в воспитательном плане дополнительные возможности по сравнению с семьей. Реализация задач половозрастного воспитания способствует и постоянное общение сверстников, когда дети бывают более откровенны друг с другом, чем в обществе взрослых. Основная задача, которую должна решать школа в плане реализации данной проблемы, - это разъяснение учащимся необходимости проявления заботы о своем здоровье и здоровье окружающих. При этом здоровье рассматривается в нескольких наиболее важных его аспектах: социальном и личностном; физическом и интеллектуальном.  Однако следует помнить, что успешная реализация любой программы прежде всего зависит от уровня подготовки преподавателя – как в содержательном, так и в методическом плане.

III. Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей.

По формированию здорового образа жизни учащихся классному руководителю необходимо планировать совместную деятельность школы с семьями детей. Необходимо показать родителям огромное значение занятий физкультурой и спортом, формировать у родителей потребность вовлечения детей в занятия физкультурой и спортом. Примером такой деятельности может быть родительское собрание в форме дискуссионного клуба.

         Собрание можно проводить не в классе, а в спортивном зале. Предварительно можно провести родителей по залу и показать спортивный инвентарь, ознакомить со стендом школьных, спортивных достижений. Зал можно оформить материалом фотовыставки «Спорт в жизни моей семьи».

        Ход собрания

  1. Вступительное слово

Сопровождается видеозаписью внеклассных, спортивных мероприятий школы.

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок –источник многочисленных невзгод.

                В.А. Сухомлинский

На сегодняшний день в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 -40% - хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей и подростков туберкулёзом. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах. Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидение и компьютеры в значительной степени обеспечивают потребность человека в зрелищах. В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия». Гиподинамия – это недостаточная физическая нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается. Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя. При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс.

Все вышеперечисленное приводит к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него и проявляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

  1. Анализ фактов

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы оно начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.

Ребенок – школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Великое дело – привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитывают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.

3.Анализ анкет учащихся и родителей

Анкетирование учащихся

  • Занимаешься ли ты спортом?
  • Нравится ли тебе заниматься спортом?
  • Ты занимаешься один или с родителями?
  • Делаешь ли ты зарядку?
  • Делают ли зарядку твои родители вместе с тобой?
  • Какие виды спорта тебе нравятся более всего?
  • Какую отметку по физкультуре ты имеешь?
  • Доволен ли ты этой отметкой?
  • Какие спортивные кружки или секции ты посещаешь?
  • Нравится ли тебе в них заниматься?
  • Хотел бы ты достичь успехов в занятиях спортом?
  • Какие спортивные достижения ты имеешь?
  • Кого бы ты хотел считать для себя примером для подражания в спорте?

Анкетирование родителей

  • Занимается ли ваш ребенок спортом?
  • Являетесь ли вы для него примером для подражания в занятиях спортом?
  • Считаете ли вы уроки физкультуры важными и нужными?
  • Как вы оцениваете организацию уроков физкультуры  в вашем классе?
  • Поддерживаете ли вы спортивные увлечения своего ребенка?
  • Посещаете ли вы спортивные мероприятия, в которых участвует ваш ребенок?
  • Какие спортивные традиции существуют в вашей семье?
  • Смотрите ли вы вместе с ребенком спортивные передачи?
  • Какие виды спорта вам нравятся более всего?
  • Какие спортсмены являются кумирами вашей семьи?
  • Воспитываете ли вы вашего ребенка на уважении к людям, которые приносят славу стране спортивными достижениями?
  • Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался спортом профессионально?
  • Какие спортивные мероприятия необходимо проводить в школе и классе, чтобы дети росли физическими здоровыми и хотели участвовать в них?
  • Какую помощь вы могли бы предложить, чтобы активизировать спортивно -  оздоровительную работу в классе?

4. Выступление учителя физической культуры сопровождается видеозаписью школьных уроков и спортивных мероприятий школы.

5. Выступление родительского комитета, посетившего уроки физической культуры

Вручение благодарственных писем родителям, дети которых имеют необходимую спортивную форму и активно участвуют в уроке физкультуры.

Выступление родителей, которые уделяют большое внимание занятиям спортом в своей семье, просмотр видеосюжетов из семейных архивов.

6. Выступление школьного врача и врача – диетолога

Они должны обратить внимание на следующие вопросы:

  • Состояние здоровья учащихся класса
  • Питание учащихся в школьной столовой
  • Рекомендации родителям по продуктам, которые дети берут с собой в школу
  • Требования к гигиене мальчиков и девочек, к хранению спортивной формы

7. Подведение итогов

Вручение памяток для родителей и учащихся. В конце собрания классный руководитель и родительский комитет предлагают план мероприятий для развития интереса у учащихся у занятиям физкультурой и спортом.

IV. Проект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника».

Цель: установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.

Задачи:

  1. Установить влияние образа жизни на состояние здоровья.
  2. Оценить состояние здоровья учащихся.
  3. Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.

Этапы работы

I этап: изучение теоретических основ

Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?

На сегодняшний день в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 -40% - хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей и подростков туберкулёзом. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.

Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах.

Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Неоправданно завышенный объем учебных программ, большие размеры учебников, их качество резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.

Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое должны происходить в одно и то же привычное время. Благодаря четкому режиму человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.

Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидение и компьютеры в значительной степени обеспечивают потребность человека в зрелищах.

В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия». Гиподинамия – это недостаточная физическая нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.

Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.

При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на белее высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного  вида деятельности на другой.

II этап: практическая часть

Практическая работа №1

«Оценка состояния здоровья школьников»

Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

Требования к выполнению практической работы.

Проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1 – 2 недель, четко фиксируя результаты в таблице.

После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные и сделать соответствующие записи в тетради.

После выполнения практической работы сформулируйте вывод о характере зависимость состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

Ход работы

Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдений внесите в таблицу 1.

Подсчитав сумму баллов по пунктам 1 – 7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма:

  1. если сумма баллов равна (+7 - +5) – высокий уровень здоровья;
  2. если сумма баллов равна (+4 - +3) – средний уровень здоровья;
  3. если сумма баллов равна +2 и менее – низкий уровень здоровья.

Оцените особенности психосоциальных условий жизни  (благоприятные/ неблагоприятные) – пункт 8 таблицы.

Оцените соответствие вашего режима дня гигиеническим требованиям к режиму дня школьника – пункт 9 таблицы.

Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответьте на вопросы: влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья? Каков характер этого влияния? Влияет ли режим дня на состояние здоровья? Каков характер данного влияния?

Выявите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.

По итогам работы сформулируйте вывод.

При подведении итогов учащиеся обязательно примут участие в обсуждении вопросов о том, можно ли избежать стрессов, как с ними бороться, как управлять своими эмоциями, стоит ли менять привычный режим дня и как правильно это сделать без ущерба для здоровья. А это уже благоприятная почва, чтобы изучаемые в дальнейшем валеологические знания были для них личностно значимыми.

Таблица 1

Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день

Исследуемые показатели

Результаты оценки

Оценка в баллах

  1. Самочувствие
  1. Хорошее (ощущение бодрости, силы)
  2. Плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность)

+1

-1

  1. Настроение
  1. Приподнятое
  2. Удовлетворительное
  3. Подавленное

+1

0

-1

  1. Аппетит
  1. Хороший
  2. Плохой

+1

-1

  1. Умственная работоспособ-

ность

  1. Высокая
  2. Средняя
  3. Низкая

+1

0

-1

  1. Частота сердечных сокращений (ударов в минуту)
  1. Менее75
  2. От 75 до 85
  3. Более 85

+1

0

-1

  1. Сон
  1. Дающий ощущение бодрости и отдых
  2. Поверхностный, с ночным просыпанием, не приносящий ощущение отдыха

+1

-1

  1. Болевые ощущения
  1. Отсутствовали
  2. Присутствовали

+1

-1

Сумма баллов:_________

Состояние здоровья: высокий, средний или низкий уровень

  1. Особенности психосоциаль-

ных условий жизни

  1. Были ли ссоры или конфликты с друзьями:

            Нет___________

            Да____________

  1. Особенность психологического климата в семье:

Спокойный, благоприятный___________

Напряженный, конфликтный__________

  1. Особенности эмоционального состояния:

Радость, положительные эмоции_______

Эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции________________

+1

-1

+1

-1

+1

-1

Сумма баллов:________________

Оценка психосоциальных условий:

Благоприятная – сумма баллов +2 и выше

Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже

  1. Особенности режима дня
  1. Продолжительность сна:

Более 8 часов___________

Менее 8 часов__________

  1. Утренняя зарядка:

Выполнялась__________

Не выполнялась________

  1. Прогулки на свежем воздухе:

Имели место___________

Не имели место________

  1. Время, затрачиваемое в течение дня на просмотр телепередач или игры на компьютере:

Менее 2 ч________

Более 2 ч_________

  1. Занятия спортом, физическими упражнениями:

Выполнялись_____________

Не выполнялись___________

+1

-1

+1

-1

+1

-1

+1

-1

+1

-1

Сумма баллов:__________

Оценка режима дня:

Соответствует гигиеническим требованиям (+4, +3)________

Не соответствует (+2 и менее)______________

Практическая работа № 2

«Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»

Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

Ход работы

I. Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас и соответствующий балл внесите в таблицу 2.

1.Особенности питания.

  • Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (балл=+2).
  • Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важна, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п. (балл=+1).
  • Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, на сами их ни придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл= -1).
  • Не соблюдаете правил рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье (балл= -2).

2. Особенности двигательной активности.

  • Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл=+2).
  • Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл=0).
  • Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочитаете любое другое занятие, например просмотр телепередач (балл= -1).

3. Закаливание.

  • Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и др.(балл=+2).
  • Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл=+1).
  • Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно (балл=0).

4. Особенности соблюдения режима дня, правил труда и отдыха.

  • Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл=+2)
  • Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т.д. (балл=+1).
  • Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл= -1).

5. Особенности эмоционального состояния.

  • Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл=+2).
  • Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение (балл=0).
  • Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздражительном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете ( балл= -2).

6. Жизненная позиция.

  • Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему (балл=+2).
  • Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим  подавленным состоянием (балл= -2).
  • Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше,         или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.

7. Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая  из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков -  оцениваются в –4 балла.

II. Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

  • Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;
  • Если сумма набранных баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;
  • Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.

Таблица 2 «Самооценка факторов образа жизни, влияющих на здоровье».

Факторы образа жизни

Оценка в баллах

  1. Особенности питания

  1. Физическая активность

  1. Закаливание

  1. Режим дня, правила труда и отдыха

  1. Особенности эмоционального состояния

  1. Жизненная позиция

  1. Вредные привычки

Курение

Употребление алкоголя

Употребление наркотиков

Сумма баллов:

Выводы

Проанализировав результаты практических работ, считаем необходимым усилить пропаганду здорового образа жизни.

  1. Используемая литература.
  1. С.А. Пырочкина, О.А.Погорелова Психолого – педагогическая и социальная поддержка подростков. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Е.А. Якушкина, Т.Г.Попова и др. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. И.И. Аваткова Помоги подростку войти во взрослую жизнь. –М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  5. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. –Волгоград: Учитель, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»

Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...

Деятельность классного руководителя по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни

Итоговый практикозначимый проект: "Деятельность классного руководителя по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни"...

Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)

Из опыта работы классного руководителя по формированию  социально активной личности...

Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся.

В связи с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, форм...

Деятельность классного руководителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников

Тема: Деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников   Самообразование, основанное на личном опытеПодготовила: Вьюкова Ксения Алек...