Воспитание школьников
статья (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание школьников
Воспитание – это целенаправленный процесс организационной совместной деятельности воспитателя и воспитанника в процессе, которого воспитатель передает, а воспитанник усваивает социальный опыт деятельности и общения.
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность; второй – соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний.
Метод воспитания – лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскрытия сущности процесса воспитания. Три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. Виды открытой оценки: поощрение и наказание.
Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. К традиционным формам относятся: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, турниры, вечера отдыха, школьный лекторий, танцевальные вечера, юбилейные торжества, трудовой десант, школьный пресс-центр, музейные экскурсии, школьные праздники, соревнования.
В своей работе я хочу рассмотреть воспитание школьников: умственное, экологическое, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое, гражданское, нравственное, философско-мировоззренчискую подготовку.
Таким образом форма, средство, метод и цель стягиваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, поставленной на данный период работы с детьми.
1.Умственное воспитание школьников
Умственное воспитание - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования его мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях и навыках.
Задачи умственного воспитания:
1. накопление фонда знаний. Это овладение конкретным учебным материалом (знанием фактов, событий, терминов, имен, дат, законов, теорем и т.д.).
2. Овладение основными мыслительными способами действия. Это усвоение основных мыслительных операций: анализ (разложение целого на части), синтез (объединение частей в целое), сравнение, классификация и т.д.
3. развитие интеллектуальных умений и различных видов мышления. Предполагает умение школьников успешно учиться, т.е. учебное умение которое формируется в системе учебных дисциплин.
Ум - это совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущение, восприятие, память, воображение и мышление. О мышлении человека мы говорим как о составной части умственного восприятия. Мышление бывает:
Логическое мышление, Абстрактное, Теоретическое, Индуктивное, дедуктивное …
Направления умственного воспитания:
1. развитие различных видов мышления.
2. развитие умственных сил учащихся.
3. Овладение интеллектуальным умением.
Средством умственного воспитания является обучение.
Методы и формы
Используется метод убеждения, метод упражнения.
Формы: турниры, олимпиады, дискуссии.
Кто занимался:
Я. А. Каменский
2. Физическое воспитание школьников
Физическое воспитание - это неотъемлемая часть всех воспитательных систем.
Задачи физического воспитания:
1. Укрепление здоровья, правильное физическое развитие.
2. Повышение умственной и физической работоспособности.
3. Развитие и совершенствование природных двигательных качеств.
8. Воспитание эстетических качеств (осанка).
9. Выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом и т.д.
Основные средства воспитания физической культуры:
1. Физические упражнения.
2. Природные факторы.
3. Гигиенические факторы.
1. Физические упражнения - это двигательные действия специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Относятся:
- Гимнастика, Игра. Туризм. Спорт.
2. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода). В комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся (солнечные ванны, воздушные ванны, обтирания, обливания). Здесь важна роль человека, который контролирует этот процесс.
3. Гигиенический фактор. Гигиеническое обеспечение предполагает: рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна; строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявление строительству и содержанию школьных зданий (световой, тепловой режим, проветривание, влажная уборка). Весь школьный инвентарь и оборудование должны соответствовать возрасту учащихся.
Режим дня. Это распорядок и своеобразное чередование труда и отдыха.
Значение: сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил. Укрепляет здоровье, создает жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность. Побуждает к самоконтролю.
Методы и формы
Используется метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Формы: турниры, вечера отдыха, школьный лекторий, олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, школьные праздники, соревнования.
Кто занимался
3. Трудовое воспитание
- Целенаправленный процесс формирования у подростающего поколения сознательного отношения к труду: трудолюбия, аккуратности, добросовенности, стремление к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи.
Значение труда:
- оказывает благотворное влияние на физическое развитие
- повышает жизнекнную энергию
- повышает умственную работоспособность
- формирует товарищеские взаимоотношения
- укрепляет характер, гражданские чувства
- способствует жизненному самоопределению, выбору профессии.
Виды трудовой деятельности:
- учебный труд(посильный, научиться учиться)
-ручной труд(индивидуальный, коллективный)
-самообслуживание(домашний, школьный – коллективный(дежурство и -шефская работа) и индивидуальный), общественно-полезный труд
-групповой(бригады, звенья, отряды), коллективный(дежурство, шефская работа) и индивидуальный.
-производительный труд (индивидуальный и коллективный).
Методы и формы
Используется метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Формы: дискуссии, прогулки на лоно природы, вечера отдыха, школьный лекторий, трудовой десант, школьные праздники.
Кто занимался
А. С. Макаренко
4. Патриотическое воспитание
Сущность понятия патриотизма состоит главным образом в отношении к своей Родине, Отечеству, народу. Определяя патриотизм как нравственное личностное качество, следует формировать потребностно-мотивационную сферу личности в этом направлении, т.е. человек должен лично переживать успехи и неудачи своего государства, болеть за его независимость и развитие, стремиться внести свой вклад в общее дело на благо Родины.
Наши дети – это будущее России, наследники великой культуры, многовековых традиций народов, населяющих ее. Именно детям предстоит продолжать и преумножать богатое духовное и культурное наследие народа. Нам хотелось бы видеть наших детей здоровыми, активными, целеустремленными, настоящими патриотами, гражданами своей страны, грамотными специалистами.
Задачи:
- формирование чувства патриотизма, которое является важнейшим духовным достоянием личности;
- формирование сознания детей на основе
культурно-исторических, духовных ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Методы и формы
Используется метод убеждения, метод упражнения.
Проявить патриотическое отношение помогает общественно полезный труд на благо школы, родного города, дома или двора.
Интерес у школьников вызывает поисковая работа, направленная на восстановление пробелов истории Великой Отечественной войны, поиск информации о выпускниках родной школы прошлых лет и их дальнейшей судьбе. Внеклассная работа, связанная с художественной самодеятельностью, тоже имеет определенную связь с патриотическим воспитанием. В ее рамках готовятся концерты, посвященные различным знаменательным датам и событиям родной страны, которые, следовательно, имеют соответствующую тематику.
Кто занимался
В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой.
5. Экологическое воспитание
Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.
Задачи:
- Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.
- Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам и т.д.). Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.
- Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер.
Методы и формы
Используется метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Формы: олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, вечера отдыха, школьный лекторий, трудовой десант, школьный пресс-центр, музейные экскурсии, школьные праздники.
Кто занимался
В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский.
6. Эстетическое воспитании
Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.
Эстетическое воспитание не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств. Духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.
Задачи:
- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
- развитие глубокого понимания жизни людей, самой природы; способности беречь и приумножать эту красоту;
- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома в быту, в школьной обстановке.
Методы и формы
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.
Кто занимался
Я.А.Коменский и И.Г.Песталоцци, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский.
7.Гражданское воспитание
Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.
Основа воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – это любовь к своей малой и большой родине, толерантность и ответственность, ценностное отношение к самому себе и окружающему миру, благодаря которым свобода понимается как "свобода для …", а не "свобода от …".
Задачи:
- формирование у учащихся гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти,
- воспитывать любовь к Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения;
- школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Методы и формы
Используется метод убеждения, метод упражнения.
Формы: школьный театр, дискуссии, школьный лекторий, трудовой десант, школьный пресс-центр, музейные экскурсии, школьные праздники.
Кто занимался
М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев, В.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен.
8. Нравственное воспитание
Нравственное воспитание учащихся – одна из ведущих задач школы. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у школьников морального сознания, нравственных чувств, навыков и привычек поведения.
Нравственное воспитание в духе морали господствующей в обществе. В этике – философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории – добро и зло.
Основой нравственного воспитания является:
- формирование основ морали;
- формирование опыта нравственного поведения и привычек;
- формирование нравственных чувств.
Задачи:
- развитие чувства патриотизма;
- воспитание чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками;
- выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям.
Методы и формы
— метод убеждения,
— метод приучения,
— метод проблемных ситуаций,
— метод побуждения к сопереживанию.
Формы: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, турниры, вечера отдыха, школьный лекторий, танцевальные вечера, юбилейные торжества, трудовой десант, школьный пресс-центр, музейные экскурсии, школьные праздники, соревнования.
Кто занимался:
Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой.
9. Философско-мировоззренческая подготовка
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
Задачи:
- начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы;
- формирование понимания простейших связей и зависимостей в развитии природы;
- формирование представлений о моральности окружающего мира и его постоянном развитии;
- развитие представлений о жизни, труде.
Методы и формы
Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей.
Убеждения - это не нечто "знаемое" и "понимаемое", это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.
Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззрения надо уделить особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические описания.
Только учитель, который не выучил, не вызубрил, а всем своим существом принял возвышающий смысл науки, передовые идеи века, который сформирован как творческая личность, может быть духовным наставником молодежи и проводником научного мировоззрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о
1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...
Воспитание человека-патриота приоритетная образующая модель воспитания школьника
доклад на родительское собрание...
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...
«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».
Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26: «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....