методическое пособие для начинающего классного руководителя
методическая разработка по теме

Пособие для начинающего куратора групп будет полезно молодым классным руководителям средних профессиональных образовательных учреждений. Материал содержит разделы : работа со студентами, работа с родетелями, работа с администрацией. Методическая разработка  включает различные тренинги, описание занятий, инструкции, алгоритм работы в период адаптации первокурсников в учебном заведении, темы классных часов, родительских собраний и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_dlya_kuratorov_grupp.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

                                    КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ                

         ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

                                ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

_____________________________________________________________________________

   Методическое  пособие  для начинающих классных

                                   руководителей

                                                                         Составил : социальный педагог

                                                                                             М.Л.Павлиш

                                                       2015

ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое пособие является справочником классного руководителя, куратора группы среднего профессионального образования.

Безусловно, полностью охватить  все проблемы куратора невозможно, так как деятельность эта предполагает практически индивидуальный подход к каждому студенту, родителю. В данном пособии даны  основные алгоритмы и технологии решений простых  и сложных проблем педагога.

В этом пособии содержатся необходимые справочные, методические  и социологические материалы: анкеты, тесты, игры, рекомендации куратору группы, студентам, родителям. Основная цель - помочь начинающим и опытным педагогам разнообразить свою деятельность  инновационными приемами и методами. Использование таких материалов поможет педагогу сделать свою работу более содержательной и интересной.

Отметим, что структурно подход к деятельности классного руководителя строится следующим образом: взаимодействие с учениками, взаимодействие с родителями, взаимодействие с администрацией. При этом, все эти сферы являются не разорванными частями, а комплексным  компонентом - невозможно квалифицированно заниматься  воспитанием  студентов, не понимая их социальный статус, специфику их семейных взаимоотношений (то есть, не зная их родителей).

ГЛАВА 1. ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Задачи диагностики

  • Определить уровень развития студента

  • Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон)

  • Проанализировать полученные факты

  • Установить причины изменений

  • Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам

диагностики

  Методы диагностики :

  1. Анализ документов
  2. Беседа со студентом
  3. Анкетирование
  4. Тестирование
  5. Метод незаконченных предложений

Диагностика изучения мотивационной сферы студентов 

Диагностика №1.   "Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»

        

Студентам предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. Прихожу в колледж для того, чтобы…

А)        узнать что-то новое

Б)         пообщаться с друзьями

В)        заниматься интересными предметами

Г)         встретиться с хорошим учителем

Д)        весело провести время

Е)        не огорчать родителей.

  1. Домашнее задание я делаю так:

А)        самостоятельно

Б)        от случая к случаю

В)        обращаюсь за помощью к взрослым

Г)        под контролем родителей.

  1. Для того чтобы хорошо учиться,  нужно…

А)        иметь интерес к предмету

Б)        иметь способность к предмету

В)        хорошо работать на уроке

Г)        иметь хорошее отношение с педагогом

Д)        уметь списывать.

  1. Когда я получаю плохую отметку, то…

А)        стараюсь исправить в ближайшее время

Б)        стараюсь исправить на следующем уроке

В)        стараюсь тут же её исправить.

Студенты выбирают один-два варианта ответов.

Исследование мотивации даёт возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в группе и выработать рекомендации по изменению мотивации студентов.

Диагностика №2.   "Мои достижения".

В конце учебного года классный руководитель группы  может предложить студентам оценить  свою деятельность по следующему алгоритму:

  1. Моё самое большое достижение за год
  2. В чём я изменился за год
  3. Мой самый большой успех

  1. Моя самая большая трудность
  2. Что у меня раньше не получалось, а теперь получается
  3. Чему я научился

По математике…

По педагогике…

По иностранному языку…

По литературе… и т.д.

        Рекомендуется самооценку и оценку результатов обучения проводить на 1-2 курсах.

Диагностические исследования личности студента 

Диагностика №1. "Корзина наших проблем"

В группе можно провести игру: "Корзина наших проблем".

 Цель: выявить проблемы в группе, постараться помочь.

        На отдельных карточках студенты пишут проблему своей жизни, которую им трудно решить;  карточки безымянны; их поочерёдно опускают в "корзину".

        Затем педагог - куратор прочитывает тексты карточек, и группа выбирает из названного то, что следует немедленно обсудить, как им кажется.

        Приглашается специалист, который может помочь.

Диагностика №2.  "Здоровье"

Ключевым понятием темы является здоровье. Интересно проанализировать, как студенты понимают этот термин.

        Используя метод незаконченных предложений, даётся возможность учащимся сформулировать самостоятельно понятие "здоровье".

Предлагается учащимся закончить предложения:

  1. Здоровье человека - это…
  2. На здоровье человека влияют…
  3. С целью улучшения состояния здоровья человека необходимо…
  4. Моё самочувствие улучшается при следующих ситуациях…
  5. Я чувствую себя некомфортно, если…

Диагностика №3.  "Вредные привычки"

Тест: "Вредные привычки".

  1. Оцените социальные явления:

Явления

Стандарт поведения

Привычка

Преступление

Болезнь

Курение

Сквернословие

Употребление

алкоголя

Употребление

наркотиков

  1. Моё приобщение к социальным явлениям:

Явления

Впервые пробовал

Продолжил пробовать

Бросил

Алкоголь

Наркотики

Табак

  1. Кто приобщил (подчеркнуть): друзья, родственники, посторонние, сам.
  2. Нужна ли помощь для победы над этими и другими личными проблемами (подчеркнуть): да, нет.

(Если нужна помощь, то советуете обратиться к психологу, социальному педагогу).

Диагностика изучения студенческого коллектива

Диагностика №1. "Игра-тест с группой"

Цель: определить положение студента в группе, его взаимоотношения со сверстниками. Проходит в косвенной форме.

Куратор: Нам нужна помощь в распределении ролей. Напишите, кто из группы лучше всего подошёл бы  к какой роли:

  1. Тот, кто всегда в хорошем настроении, много улыбается, смеется и делает других счастливыми.
  2. Тот, кто застенчив при встрече с людьми, предпочитает одиночество.
  3. Считает себя выше других, любит приказывать, распоряжаться.
  4. Всегда готов оказать помощь другим, принять участие в любом деле класса.
  5. Всегда ворчит, находит себе оправдание, не умеет взяться за дело.
  6. Руководитель и инициатор всех общеклассных дел, его все уважают.
  7. Кажется всегда несчастным, редко улыбается, шутит.
  8. Выдающийся во всем, все ему дается легко и естественно.
  9. Какую роль мог бы ты выбрать себе?

Помогает выбрать лидеров  и индивидуально поработать с некоторыми студентами.

Диагностика №2. "Рейтинг внеклассных дел"

Проводится в конце учебного года.

        На доске изображён круг. В этот круг вписывают те дела, которые учащимся были интересны в этом учебном году. После выполнения этой совместной работы студенты должны проранжировать эти мероприятия.

После того как студенты сделали свой выбор, экспертная группа определяет три дела, которые более всего понравились ребятам. Студенты должны попытаться назвать преимущества этих мероприятий.

        Вывод: такая активная диагностика позволяет определить внеучебные интересы учащихся, их желание проявить собственную ответственность и активность.

ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 « Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем  оно  кажется делом знакомым  и понятным, и        иным даже делом легким,  и  тем  понятнее и легче кажется  оно, чем менее  человек с ним знаком,теорети-  

чески или практически "

К. Д. Ушинский

 «Воспитание - великое дело,  

им решается участь человека»

В. Г. Белинский

Функциональные обязанности   классного руководителя

Функции

Обязанности

1

Организация деятельности коллектива

  • Изучение личных дел учащихся.
  • Организация деятельности группы: распределение поручений в группе, организация работы   дежурных, работа с активом группы, организация внеклассных мероприятий.

2

Организация учебной деятельности отдельных студентов

  1. Систематический контроль за посещаемостью студентов, анализ причин пропусков студентами занятий.
  2. Координация сотрудничества педагогов, работающих в группе (проведение педагогических консилиумов и минипедсоветов).

3

Организация жизни группы  во внеучебное время

Создание здорового микроклимата  в студенческом коллективе, формирование положительных, межличностных отношений, их регулирование и коррекция.

Организация просвещения студентов по преодолению вредных привычек.

4

Изучение личности и коррекция в воспитании

  • Изучение личности студента с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной работы со студентами.
  • Работа с характеристикой группы и отдельных учащихся.

Рекомендации куратору для проведения первого классного часа.

1. Первой задачей первого классного часа является знакомство студентов друг с другом, знакомство с куратором. Для этого предлагается несколько несложных методик, которые позволяют не только запомнить имена сокурсников, но и коротко узнать о личностных особенностях ребят.

  1. Методика « Интервью»

Цель : познакомиться друг с другом и социальным педагогом, научиться слушать других людей.

Инструкция : необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что – нибудь о себе ( например: имя, возраст, состав семьи, домашние животные, увлечения, о чем мечтаешь и т. д.) Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 минут. Ведущий контролирует время. После того, как каждый из партнеров « потренируется» в выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед.

  1. Методика « Меня зовут….Я люблю себя за то, что……»

Цель : для восстановления в памяти имен участников группы и создания рабочей атмосферы.

Инструкция : упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит две фразы « Меня зовут…» и « Я люблю себя за то , что…». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу высказываний участников группы. Подростки просто  высказывают их поочередно, беспристрастно и быстро.

  1. Методика « Визитка»

     Цель : учить подростков подчеркивать свою индивидуальность через рассказ о себе.

Инструкция : всем участникам дается 3-5 минут для подготовки « визитки» - стихотворения, афоризма, девиза, рисунка, рассказа и т.д., выражающих творческое представление о себе. Время представления « визитки» - 1 минута

   Участники садятся в круг и по очереди представляют свои « визитки» , в которых подчеркивают личностные особенности( привычки, качества личности, умения, привязанности и т. д.) Ведущий отмечает особенности каждого для лучшего запоминания их.

  4 .    Методика « Автопортрет»

Цель : способствовать развитию умений самоанализа и преодолению барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Инструкция : каждый участник в течении 5-7 минут должен составить подробный словесный «автопортрет», включающий не менее 10-12 признаков ( черт характера, качеств личности, привязанностей, взглядов на мир, и т. д.) , зафиксировать их. В « автопортрете» не должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать человека.

    Листы с написанными словесными « автопортретами» без подписи сдаются социальному педагогу, который , перемешав их, зачитывает   « автопортреты». В ходе чтения ребята должны определить автора этого « автопортрета» Члены группы, после того как будет определен автор « автопортрета» , могут внести коррективы в « автопортрет» , добавив его особенностями характера конкретного человека. Все листы для   « автопортрета» должны быть одинаковыми по цвету и размеру, поэтому их лучше заготовить заранее.

2. Следующая задача первого классного часа – выработка приоритетных направления деятельности группы, планирование совместных дел и мероприятий.

 Куратору рекомендуется для первого классного часа следующее:

  1. Предлагается студентам в письменной форме завершить фразу: "Если бы куратором группы был я…"
  2.  Студентам предлагается дописать ряд недописанных фраз, типа

"Я очень надеюсь, что в моей группе непременно будет…"

"Мне бы очень хотелось вместе со всеми…"

Конечно, я могу помочь группе, когда…"

"Считаю обязательным, чтобы мы…"

"Вовсе не обязательно, но очень хотелось бы"

3.  Вывесите на стене чистый лист белой бумаги. В  центре листа напишите большими буквами фразу: "Я люблю…". От нее проведите множество линий в разные стороны (лучи). Предложите студентам написать вдоль каждого луча, что они любят делать в жизни . То, что в итоге получится можно назвать "Лучи наших интересов".

          Примеры  проведения занятий на классных часах.

  1. Нравственное  воспитание студентов.

                             Игровая методика « Цена и ценность»

     Цель : научить подростков размышлять  о принципиальном отличии

    того, что имеет цену, от того, что многими принято называть ценностью.

    Разведение понятий в игре способствует осмыслению соответствующих явлений и событий в жизни участников игры.

    Ход игры : идут торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца. Он говорит : « Продай мне, я дам тебе хорошую цену» В ответ он слышит либо « продаю», либо « нет, я не могу это продать  даже за самую высокую цену».

Что же в руках у владельца ? Кошка, живущая у него 10 лет; килограмм шоколадных конфет; стихи, написанные для любимого человека; автомобиль; цепочка, доставшаяся от умершей бабушки и т. д.

   Группа, наблюдавшая торги вдруг замечает, что одно продается легко, а другое владелец не может продать ни за какие деньги.

   Лучше, если « товар» предварительно обозначен на карточках и роздан владельцам в руки так, чтобы до момента торга наблюдатели не знали о предмете торга. Его содержание открывается только в момент реакции владельца, когда он отвечает покупателю.

    Во время рефлексии педагог незаметно вводит понятия « цены» и « ценности», отмечая их существенные признаки : цена, все то, что имеет денежную стоимость; ценность – все то, что значимо в жизни человека. Хорошо проходит рефлексия, если предложить детям фразу : « Я понял, что…»

2.  Формирование  навыков ЗОЖ.

  1. Методика « Что я знаю и чего не знаю»

Цель : способствовать получению полезной  информации об отрицательных последствиях алкоголя, наркотиков, курения.

Инструкция : запишите в своей тетради название теста : « Что я знаю и чего не знаю» и проставьте по вертикали числа от 1 до 19. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения, касающиеся наркотических веществ. Если вы считаете утверждение истинным, то рядом с порядковым номером пишите « верно» или ставить +, если ложным, то-     «  неверно» или знак –

                                                   Тест

  1. Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.
  2. Ничего страшного нет, если взять и смешать лекарства друг с другом.
  3. Табак в сигаретах не является наркотиком.
  4. Однажды употребивший наркотики- навсегда наркоман.
  5. Кофе – наркотик !
  6. Наркотики не влияют на течение беременности.
  7. Алкоголь является нарковеществом.
  8. Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе.
  9. Большинство алкоголиков – пропащие люди и лентяи.
  10.  Можно стать алкоголиком, употребляя одно лишь пиво.
  11.  Черный кофе и холодный душ хорошо отрезвляют человека.
  12. На равное количество какого либо наркотика все люди реагируют одинаково.
  13.  Алкоголики пьют ежедневно.
  14.  Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
  15.  Алкоголь не повышает температуру тела.
  16.  Алкоголь – это стимулирующее, возбуждающее средство.
  17.  Большинство лекарств безопасны, например аспирин.
  18.  Пока человек не «колется», он не наркоман.
  19.  Наркотики разрешают личные проблемы.

Далее педагог зачитывает правильные ответы и просит их сравнить со своими.

1.- неверно. Выписываемые наркотические вещества – это наркотики, которые назначаются конкретному лицу при конкретной болезни. Эти наркотики, употребляемые другими лицами в другое время или в сочетании с алкоголем, могут стать очень опасными.

2.- неверно. Употребление более одного лекарства за один прием может быть крайне опасным и дать непредсказуемый результат. Нередко смерть человека наступает из-за смешение лекарств или алкоголя и лекарства.

3.- неверно. Табак содержит никотин и является наркотиком, который вызывает зависимость. Он изменяет нормальные функции организма.

4. – неверно. Люди, которые пристрастились к наркотикам или не контролируют употребление алкоголя, могут изменить свое поведение при проведении специального лечение.

5. – верно. Кофе содержит наркотик – кофеин, который является стимулятором для нервной системы и головного мозга.

6. – неверно.  Все наркотики, включая алкоголь, сигареты, барбитураты и многое другое, имеют опасное воздействие на беременность.

7. – верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.

8. – неверно. Кроме себя они причиняют боль своим родным, друзьям, и многим другим.

9.- неверно. Около 95-% алкоголиков – обычные люди, которые работают, имеют семьи.

10.- верно. Не имеет значение, какой вид алкоголя употребляет человек. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве, чем водка или вино. Поэтому люди, пьющие пиво , должны больше его выпить, чтобы опьянеть.

11.- неверно. Единственное, что может отрезвить человека,- это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.

12. – неверно. Реакция на наркотик индивидуальная. Она зависит от общего состояния организма, веса тела, возраста, способа приема наркотика , переносимости. Большинство доз рассчитано на мужчин 20-30 лет , поэтому взрослая доза будет слишком сильно, а значит и опасной, для детей и подростков.

13.- неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые воздерживаются месяцами, но часто бывает, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.

14.- неверно. Молодые люди принимают собственное решение, исходя из того, чему они научились в семье, на улице, в школе.

15. – верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура поверхности тела легко утрачивается.

16. – неверно. Алкоголь – это депрессант.Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

17.- неверно. Даже общеупотребляемые лекарства могут быть опасными, если употребляются неправильно или не по назначению врача.

18 – неверно. Люди принимают наркотики разными способами : нюхают, глотают, вводят внутривенно. Зависимость возникает не от способа принятия наркотика, а от него самого.

19. – неверно. У людей всегда имеются проблемы, и обращение к наркотикам их не разрешают, а скорее порождают новые. Не наркотики решают проблемы, а люди.

3.  Умение работать в коллективе.

 1. Сплоченность в команде.

     - Разминка. Всей группе, не договариваясь и не произнося ни слова, по команде,

      выбросить одинаковое количество пальцев.

     -  « Прогулка слепых» : пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящему. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, на пути которого могут оказаться препятствия ( подготовить заранее).

   -  Групповой рисунок : На большом листе ватмана группа рисует город. Каждый выбирает место для своего дома.

2.  Доверие в команде.

    -Все стоят в кругу. По хлопку ведущего все должны повернуться в прыжке на 90 градусов. Задача – в конце- концов всем повернуться в одну сторону.

-«Доверительное падение» : Участники образуют внешний и внутренний круг. Внутренний круг становится спиной к своим партнерам, чуть отводят руки в стороны и спокойно падают назад, не сгибая ног. Стоящие сзади ловят. Пары меняются 3 раза.

3.  Цели  в команде.

  - « Гомеостат» : Все стоят в парах. Каждой паре даются два слова, которые отличаются последним слогом. Например : само- лет, само-кат, телефон- телеграф, водомет – водовоз. Начало слова называет первый участник, а последний слог участники произносят одновременно. Задача – чтобы слова совпали.

4. Групповое принятие решений.

Дерево :Группе необходимо изобразить дерево. При этом каждый участник должен представить какую – либо часть дерева.

Обсуждение : Кто что изображал? Как распределялись роли? Похожи ли эти символические роли на реальные роли в группе ?

  1. Установление контакта. Вербальное и невербальное общение.

 -Игра «зеркало» : Участники объединяются в пары и становятся друг напротив друга. Один человек в паре показывает различные движения, меняет мимику, жесты. Второй повторяет все в зеркальном отображении. Затем пары меняются.

- Игра « Крокодил» : Все делятся в группы по 4-5 человек. Каждая группа придумывает какое-то понятие и демонстрирует его невербально. Задача другой группы угадать.

                                 

Как научиться сдавать экзамены?

Как жить в гармонии

 с самим собой и окружающими?

  1. Хотите достичь многого- научитесь беречь время.

  1. Будьте самостоятельны во всем и всегда.

  1. Имейте добрых товарищей и обязательно верного

                                                                  друга.

  • Учитесь у других всему полезному, учите других всему,

                                   что сами умеете делать хорошо.

  1. Учитесь преодолевать трудности, воспитывайте в себе силу воли.

  Ищите причины своих неудач и недостатков в себе, в слабости

              своего характера, неразвитости ума, незнания жизни. Учитесь

       на собственных ошибках. Это трудно, но это единственный

          благородный путь поведения при неудачах в трудные

                                                      минуты  в жизни.

  1. Будьте нетерпимы к своим недостаткам, иначе они

                                     уничтожают все доброе в тебе.

  1. Будьте требовательны к себе больше, чем к другим!

Как составить характеристику на студента?

 

Памятка куратору

  1. Обязательно установить личностный контакт со студентами,

обязательным элементом которого являются обращение к студентам по

имени, доброжелательная, доверительная интонация и улыбка.

  1. Постоянно проявлять интерес к студентам группы. Внимательно    

выслушивать, по возможности сказать комплимент, в особенности тем  

студентам, у кого есть проблемы (в семье, учебе, общении).

  1. Разработать цикл (2-3) ярких коллективных мероприятий с учетом

интересов   и возможностей каждого студента, чтобы любой мог

реализовать  себя и выглядеть с лучше стороны.

  1. Создавать на каждом этапе деятельности положительный

эмоциональный фон,  настроенность на успех путем скрытой  помощи,

одобрения,  формирования мотивации.

Если студент систематически пропускает занятия без уважительной причины, и у вас нет возможности сообщить родителям, то необходимо отправить сообщение по почте.

Оповещение

Уважаемые родители!

Просим вас прийти в колледж (число, время) в каб.№ … для разговора с зав. отделением  по поводу пропуска … уроков за период… без уважительной причины вашим сыном (дочерью),     студентом… курса  педагогического колледжа № 4.

   Заведующая отделением:                                                

                        

   Куратор группы:                                                печать

Что  необходимо сдать куратору в социально - психологическую службу?

                        

Социальный паспорт группы

(заполняется один раз в год куратором группы на основании данных, полученных в ходе изучения семьи, сдать соц. педагогу)

Смотри методические рекомендации по заполнению социальных паспортов групп.

Карточка студента "группы риска"

Ф.И.О. студента

Студент…

Курс…

Группа…

Год рождения:

Проживает:  тел:

Прописан:    тел:

-мать-отец

-мать-отчим

мачеха-отец

мать-одиночка

-опекаемый

- инвалид

Состав семьи:

Мать:

Место работы, кем:

Телефон:

Отец:

Место работы, кем:

Телефон:

Проблемы:

Материальное обеспечение:

-низкое

-среднее

-высокое

-неизвестно

Гармоничность семьи:

-гармоничная

-конфликтная

-ассоциальная

Группа проблем:

-учебные

-семейные

-зависимости

- поведение

в колледже

Дата:

                                 

ГЛАВА 1. ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Тест: "Понимаете ли вы своего ребенка?"

          Вводное слово.

Отношения с детьми одни из самых главных в жизни. От того, как вы их понимаете, зависит его любовь к вам. Тест поможет понять, насколько вы близки со своим ребенком.

  1. Если ребенок смотрит телевизор, больше чем вам хотелось бы, вы:

а)        убираете телевизор из дома - 1

б)        ругаете ребёнка - 0

в)           пытаетесь переключить внимание ребенка на другие занятия – 2

  1. Ваш ребенок должен получить университетское образование?

а)        само собой - 0

б)        только если он захочет этого сам - 2

в)        нужно посоветоваться по этому поводу с учителями – 1

  1. Как вы реагируете, когда ребенок вас ругает?

а)        с любопытством - 2

б)        с юмором - 1

в)         с враждебностью

  1. Ребёнок влюбился. Ваши действия?

а)        Хотите знать об этом все - 1

б)        Делаете вид, что ничего не происходит -0

в)        считаете, что это исключительно его дело 2

  1. Вы  считаете, что карманные деньги ребёнку нужно давать:

а)        Время от времени -1

б)        регулярно - 2

в)        никогда -0

Если набрали от 0 до 3 баллов, то вашему сыну (дочери) не позавидуешь. Его родители  -  яркий пример деспотичного подхода к воспитанию детей. Сложно говорить о каком либо взаимопонимании, если вас элементарно боится. Когда он подрастет, это может превратиться в огромное количество комплексов.

        Если набрали от 4 до 7 баллов, то вы очень стараетесь быть хорошим родителем. Но иногда это не получается. Вы пытаетесь сделать так, чтобы ребёнок был похож на вас, и тем самым ограничиваете возможность его свободного развития. Стоит чуть ослабить давление, и тогда все будет максимально хорошо.

        Если набрали от 8 до 10 баллов, то отличный родитель, чутко понимающий настроения и интересы своего ребёнка. Однако есть опасность потерять контроль над его действиями. Как говорится, доверяй, но проверяй.

Тест: "Какой вы родитель".

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете с детьми

0 баллов  - никогда

1 балл - иногда

2 балла - часто

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала.
  4. И в кого ты только уродился!
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож(а)!
  7. Я в твое время…
  8. Ты моя опора и помощник (ца).
  9. Ну что за друзья у тебя!
  10.  О чем ты только думаешь?
  11. Какая ты у меня, умница!
  12. А как ты считаешь сынок (доченька)?
  13. У всех дети, как дети, а ты?
  14. Какой ты у меня сообразительный!

Следует  подсчитать общее количество баллов.

7- 8 баллов -  вы живете с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности!

9-10 баллов - вы непоследовательны в отношении с ребёнком. Он  уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  КУРАТОРА С РОДИТЕЛЯМИ

Изучение студентов и их родителей начинается с  первой встречи с родителями.

 Как правильно построить родительское собрание?

  1. На родительском собрании родителю предлагается

          занять место его сына (дочери).

  1. На парту перед каждым родителем кладется лист

          бумаги, свернутый вдвое, на  внутренней стороне

          которого сделаны записи   только для этого родителя.  

         Эти записи – как бы  молчаливая индивидуальная беседа учителя с

         родителями  во время коллективного общения.

  1. Совершенно недопустимо  отчитывать родителя за

          промахи его ребенка или зачитывать  оценки того или

          иного слабого ученика.

      Анкета позволяет определить тему следующего родительского собрания.

  1. Какие положительные качества дочери (сына) Вы можете назвать?
  2. Какие из них Вы считаете самыми главными?
  3. Какие отрицательные качества сына (дочери) Вы можете назвать?
  4. Какие из них Вам более всего не нравятся и хотели бы с помощью педагогов, работающих в группе и куратора группы помочь студенту их исправить?
  5. Каким Вы хотели бы видеть свою дочь (сына) в год окончания колледжа?

 

  1. Анкета для выявления образовательной перспективы (для родителей студентов 1 курса).

  1. Укажите, пожалуйста, основную задачу Вашей дочери (сына) на текущий учебный год.
  2. Что нужно сделать для успешного обучения?

а)          Вашему ребёнку

б)        Вам

в)        педагогам

г)        куратору группы

  1. Что, по Вашему мнению, может помешать успешному обучению Вашей дочери (сына)?
  2. Укажите, пожалуйста, на какие особенности поведения, характера Вашей дочери (сына) следует обратить внимание педагогам при общении и обучении с ними.

Куратор группы обращает внимание родителей на следующие вопросы:

  1. Замечает ли Ваша дочь (сын) боль или радость другого человека?
  2. Как выражает сочувствие?
  3. Умеет ли дочь (сын) радоваться успехам своих близких?
  4. Умеет ли держать свое слова и чувствовать себя ответственным, если взялся за какое-то дело?
  5. Умеет ли проявлять жалость, сострадать?
  6. Знает ли нормы и правила поведения?

  Полезные  советы тем, кто испытывает трудности иногда

                                      быть родителем.

1.  Если тебе иногда кажется, что ты плохо обратился с ребенком :

    Извинись. Детям постоянно говорят, чтобы они просили прощения у других. Взрослые просят прощение реже, хотя это хороший способ показать свое уважение другим. Особенно редко взрослые просят прощение за свое поведение у детей. Попросить прощение у своего ребенка не означает опозориться, наоборот, ты растешь как взрослый.

2. Если ты озабочен и расстроен чем- то в твоей жизни : Объясни это твоему ребенку. Ты не можешь все время быть примером для других. Даже маленькие дети могут понять, что такое быть расстроенным., и тебе не надо даже преувеличивать или объяснять в деталях. Скажи толь в конце» … и это не твоя вина» Именно эти слова самые важные. Для тебя, как взрослого это может быть само собой разумеющееся, но для твоего ребенка будет облегчением услышать это. В противоположном случае ребенку очень легко взять на себя ответственность.

3. Если разговор с ребенком не ладится :

Попробуй еще раз. Понизь голос, будь по- взрослому  спокойным и скажи, что ты думаешь. Таким образом, ты подчеркиваешь то, что ты хочешь сказать., даже если ты не ждешь моментального ответа. Если ты дашь волю своему возбуждению, ситуация толь ухудшится.

4. Если ты чувствуешь себя настоль провоцируемым, что ты вот- вот потеряешь контроль:

Ребенок обычно хорошо знает, как и когда ему провоцировать так, чтобы родитель взорвался. Это не просто удержать контроль, но как родитель ты должен. Один совет: не обращай внимание на сами слова ребенка, а постарайся увидеть его как очень для тебя важного человека, которому самому не легко, и которому нужно твое внимание, не смотря на то, что поведением он этого не показывает.

5. Если есть такое чувство, что твой подросток потерял к тебе всякое уважение :

Напомни себе, что это только  кажется. Подросткам, как и всем детям , нужны взрослые и их жизненный опыт. Но они должны демонстрировать свою независимость. Так было во все времена. Но ты не должен по этому поводу позволять им вести себя, как угодно.

6.  Если твой ребенок чем- то очень тебя сердит :

Сердить не запрещено, но не слишком долго, и никогда нельзя становить циничным или вредным. Иначе дети могут начать сомневаться в своей значимости, а от таких чувств трудно избавиться.

7. Если ты считаешь, что твой ребенок сделал что-то неправильно :

Покажи, что ты недоволен тем, что ребенок сделал, но не  ребенком вообще. Важно показать, что ты уважаешь ребенка, и именно поэтому ты недоволен тем, что он сделал.

8. Если ребенок берет сторону второго родителя ( не живущего с ним) :

Запомни, что это не означает, что тот другой, важнее тебя. Когда ребенок идеализирует папу или маму, которые не входят в семью, это его способ показать, что он скучает. Не обижайся, дело -то не в тебе.

9. Если твой ребенок испытывает твои границы:

Умей противиться. Ребенок не может положиться на взрослого, который не может сказать  нет – детям нужны четкие границы. Где провести границы- решаешь ты сам, и ты сам следишь, чтобы им следовали.

  1. Если иногда появляется чувство несправедливости:

 Запомни, что ребенок не предполагает твоего полного преклонения или повиновения. Им мало радости от уставших и потерявших надежду родителей. Думай иногда о себе самом тоже.

  1. Если ты подозреваешь, что какой- то ребенок подвергается насилию или плохому отношению:

 Всегда лучше поделиться своими подозрениями с кем- нибудь, чем не делать ничего. Свяжись с социальной службой. Не обязательно рассказывать, как зовут ребенка или тебя самого.

                                     

                                     Вам постараются помочь

1.

ВЗМАХ, центр семейной психологии, психотерапевтическое и семейное консультирование, профориентация, псих. тестирование

703-41-90 Трамвайный пр.,20.

2.

ГАРМОНИЯ, институт психотерапии и консультирования

371-82-20 ул. Гастелло,9

3.

Городская межведомственная ПМП консультация  комитета по образованию СПб

764-97-17,Звенигородская ул,10

4.

ДЕТСКИЙ КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР, телефон доверия

371-61-10, набережная  реки Карповки,19

5.

Кабинет  бесплатной психологической помощи для студентов

389-86-01,Кузнецовская ул., 9

6.

Кризисная психологическая служба для подростков (круглосуточно, анонимно)

234-34-00,Чапыгина,13.

7.

Кризисный центр для женщин

327-30-00

8.

Кризисный  центр помощи женщинам, телефон доверия

373-06-73

9.

Линия ЖИЗНИ, телефон доверия по оказанию экстренной психологической помощи по вопросам наркозависимости и ВИЧ- инфицированию

325-48-47

10.

МАЛЕНЬКАЯ  МАМА, кризисный центр помощи  женщинам

376-74-91,Трамвайный пр.,15,корп.4.

11.

Подростковый телефон доверия медицинского центра «Ювента»

(круглосуточно)

251-00-33

Старо-Петергофский пр.,12.

12.

Психоневрологический институт им. Бехтерева

Неврозы, стрессы, депрессии

567-90-39

Ул.Бехтерева,3.

13.

Центр психолого- медико-педагогического сопровождения Выборгского р-на

Костромской пр.д.7

553-18-75

14.

Служба экстренной психологической помощи МЧС России

Телефон доверия

718-25-16

15.

Телефон экстренной психологической помощи

476-71-04

16.

Центр социальной помощи семье и детям Выборгского р-на ;

294-48-69

2-й Муринский пр. д.19.

17.

Экстренная психологическая помощь, телефон доверия

531-35-40

18.

Экстренная психологическая помощь подросткам (круглосуточно)

708-40-41

19.

Профконсультирование до 18 лет бесплатно

764-97-17

20.

Центр психологической помощи семье

Большой Самсониевский д.37 542-24-07


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАЧИНАЮЩЕГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КЛАССОМ

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАЧИНАЮЩЕГОКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КЛАССОМ...

В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".

Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....

Проведение классных часов и их функции (в помощь начинающему классному руководителю)

Памятка (советы) классному руководителю при проведении классных часов....

Учебно-методическое пособие для начинающих преподавателей курая «Молодым кураистам»

Данное пособие предназначено для педагогов-неспециалистов и начинающих преподавателей курая. Оно также будет полезно учителям музыки, окончившим музыкальные учебные заведения по другим специальностям,...

Пособие для начинающих классных руководителей «Технология подготовки и проведения классного час»

Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей....

Методическое пособие для начинающих в Айкидо ( базовые стойки и перемещения)

Методическое пособие для начинающищих в айкидо. Здесь рассматриваются особенности и тонкости правильных позиций, и перемещений а Айкидо....