Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
рабочая программа (8 класс) на тему
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskogo_kluba.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический»
Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровья
« Гармония»
Составитель: Меркушева Надежда Николаевна ,
учитель русского языка и литературы
п. Коммунистический
2016г.
Пояснительная записка.
Взаимодействие с родителями – одно из непременных условий в системе
комплексной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья .
Сотрудничество с родителями очень не простой процесс, от успешности которого во
многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции.
Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает
элементарных психолого- педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той
или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на
различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ограниченными возможностями и проблемами в развитии.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.
В такой ситуации важно оказать помощь посредством создания доброжелательной среды, психологической поддержки родителей, вовлечения их в коллективные формы взаимодействия (совместные творческие мероприятия, обмен опытом, специально организованные занятия). Исходя из практического опыта, можно утверждать, что взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке, а именно в формате детско-родительского клуба. Консультации и практические занятия помогают
родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка. Относиться к
ребенку как к «равному», понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми,
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
Цель родительского клуба: оказание социально – психологической и коррекционно – педагогической помощи семьям в процессе социализации детей с ОВЗ.
Задачи:
- содействовать формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезнь» и перейти к понятию «особые законы развития»;
- содействовать формированию в семье благоприятного микроклимата, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;
- содействовать личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности.
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в месяц.
Продолжительность и время проведения одного занятия – 60 минут.
Методы и приемы:
•дискуссия;
• ролевая игра;
•работа с памятками;
•решение проблемных ситуаций;
•психотехнические упражнения;
• семинары;
• лекции.
Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:
- принцип единства диагностики и коррекции развития (коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ);
- принцип гуманистической направленности психологической помощи (этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития);
- принцип индивидуального подхода (учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
- принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии ( с помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей).
Содержание программы
Поэтапная психолого - педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ.
1.Первичная диагностика ребенка и его семьи.
2.Налаживание тесного контакта с родителями.
3.Составление индивидуального маршрута каждого ребенка.
Структура занятий:
- обучение;
- расширение опыта;
- действие.
Первое направление: обучение.
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, - сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.
Второе направление: расширение опыта.
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления. – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях, обучение методам и приемам воспитания и развития ребенка.
Третье направление: действие.
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, - общественная самореализация родителей и их детей, изменение отношения к ним в обществе.
Привлеченные специалисты к работе клуба:
медработник
педагог – психолог
социальный педагог
логопед
работники доп.образования.
Прогнозируемый результат
Дети:
- динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
- эффективное формирование нарушенных функций;
- развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
- приобретение социального опыта.
Родители:
- информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
- получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
- адекватности установок в отношении перспектив ребенка;
- информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- получение психологической поддержки по гармонизации детско- родительских отношений;
- увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс , в качестве активных его участников.
Календарно - тематическое планирование занятий.
Направления | № | Тема | Форма проведения | Задачи | Дата | Результат |
Обучение | 1 | « Мы вместе, мы рядом». | Круглый стол. | Познакомить родителей и педагогов друг с другом и с правилами работы в клубе. | сентябрь | Включение в совместную деятельность. |
2 | «Родитель – это профессия». | Психолого – педагогическое консультирование. | Помочь родителям осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих детям с ОВЗ. | октябрь | Обучение родителей приемам и формам работы по развитию у детей психических процессов. | |
3 | Типы семейного воспитания детей с ОВЗ. | Психолого – педагогическое консультирование. Дискуссия. Деловая игра «Докажи, что я не прав». | Сформировать у родителей представление о существующих типах семейного воспитания детей с ОВЗ. | ноябрь | Обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, адекватному выражению своих чувств. | |
Расширение опыта ( работа в системе «ребенок –родитель – специалист») | 4 | Бывает ли жизнь без конфликтов? | Практико – ориентированный семинар. | Обучить детей и родителей конструктивному решению конфликтов. | декабрь | Обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой. |
5. | Сотрудни-чество. | Психолого – педагогическое консультирование. Ролевая игра «Мост». | Актуализировать конструктивное общение в детско-родительских отношениях; научить совместному творчеству детей и родителей. | февраль | Научение совместному творчеству детей и родителей. | |
6. | Мы предъявляем требования. | Лекция. Работа с памятками. Решение проблемных ситуаций. | Введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация необходимости доведения до логического завершения предъявляемого к ребенку требования. | март | Обучение гармонизации внутрисемейных отношений. | |
Действие | 7. | «Умелые руки не знают скуки». (арттерапия) | Творческая выставка детей, родителей, педагогов. | Повысить интерес и творческую активность детей и их родителей. | апрель | Расширение социального опыта ребенка, коррекция нарушений коммуникативной сферы. |
8 | Формирова- ние навыков продуктивного взаимодействия родителей с детьми. | Вечер «Неразлучные друзья – родители и дети». | Расширить творческий потенциал ребенка и его родителей на развитие коммуникативных навыков. | май | Приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения. |
Список литературы
1.Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.
2.Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е. А., Максименко О. В. – М.: ВЛАДОС, 2008.
3.Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.
4.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2012 - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ
Презентация была подготовлена к МО учителей-логопедов города-курорта Ессентуки СК "Опыт работы с родителями ГКДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 3 "Берёзка"". Представляю теоретический материал, ...
Законы для родителей, воспитывающих детей
10 правил, помогающих правильно организовать процесс воспитания ребенка....
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...
МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны...
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствуе...
Советы для родителей, воспитывающих детей с ОВ в возрасте от 3 до18 лет «Как родителям помочь ребенку стать максимально успешным и самостоятельным»
Несколько советов, которые помогут стать детям успешными....