Конспект урока добра по теме"Инвалидность. Трудности и проблемы".
классный час (8 класс) на тему

Меркушева Надежда Николаевна

Сформировать  у школьников  толерантное отношение к людям с инвалидностью,воспитывать в детях  милосердие, сострадание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobra.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа  п.Коммунистический»

Конспект урока добра по теме

  « Инвалидность. Трудности  и проблемы»

8 класс

                                     

                                             

    Составитель:  Меркушева Надежда Николаевна,

учитель русского языка  и литературы

          п.Коммунистический

2016 г.


Технологическая карта «Урока добра»

Название предмета

Классный час « Добро есть жизнь»

Тема

Инвалидность. Трудности  и проблемы.

Класс

8

Технология

Интерактивные методы обучения: игры, моделирование ситуации,  обсуждение, демонстрация видеоролика.

Цель

Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.

Задачи

-  сформировать у школьников адекватное отношение к людям с инвалидностью, без страха и жалости.

- сформировать у  детей  специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;

- рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.

- пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;

- воспитывать толерантность.

Форма

Фронтальная ,групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

Знания здоровых детей о детях с ограниченными возможностями, их особенностях  и трудностях.

Время проведения

40 мин.

Оборудование

Мультимедиа проектор, ПК, интерактивная доска.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

1.Организационный момент. Мотивация к  деятельности.

Цель: включение в деятельность на личностно значимом уровне.

Включение в деловой ритм. Приветствие, проверка готовности к уроку.

-Добрый день, ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен доброте, он так и называется « Добро есть жизнь». Доброта… ---Что означает это слово?

 Сергей  Ожегов  дал такое определение этому слову: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим » .И отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по – настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. В Евангелии от Матфея сказано: «…во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними

Подготовка класса к работе. Приветствие учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на вопрос.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний.

 Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

Физкультминутка.

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации.

-Сейчас  я вам прочитаю притчу « Слепой  и весна», подумайте, о каких человеческих качествах в ней идёт речь?  Преследовал ли  какую – либо выгоду  прохожий, совершая доброе дело?  (Никакой)

 -Какие  вопросы напрашиваются? (Зачем совершать добрые дела? Всегда  ли здоровые люди бывают милосердными?)

 - К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травмы.

- Кто такие люди  - инвалиды?

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

- Ребята, скажите , пожалуйста, знаете ли вы, какие права имеют инвалиды?

Есть документ, в котором закреплены права людей с особыми нуждами - это Конвенция о правах инвалидов. Конвенция принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года.

(зачитываются статьи из Конвенции 7, 9, 24,27)

- Встаньте, ребята, возьмитесь  за руки и  подарите друг другу улыбку.

Отвечают на предложенные вопросы.

Размышляют.

Выполняют физкультминутку.

  Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Познавательные УУД:

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

3

Формирование новых знаний  по теме.

 Цель:

Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре, развития умений находить ответы на проблемные вопросы.

-Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды ( сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя).

-Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли?

Рефлексия:

-Откройте глаза. Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? А как вы думаете, могут ли слепые люди работать?

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

- Согласны ли вы, что  таким людям  необходима наша помощь и поддержка?

-А  задумывались  ли вы ,как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности.

Всю жизнь глухие люди чувствуют себя отрезанными от мира, как за стеклянной стеной. Хоть на минутку представьте себе - вы видите человека, но не можете понять ,что он говорит, ответить ему, полноценно общаться, кроме как на жестах. А если это что-то жизненно важное, а никто вокруг не понимает вашей жестикуляции? В такие моменты глухим приходит горькое чувство отверженности.

Упражнение «Передай информацию». Ученик жестами должен передать информацию, которая написана на листе бумаги, всем участникам.

Рефлексия.

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Как вы думаете, как общаются люди, которые не могут слышать и разговаривать?

- Вспомните,  пожалуйста, значения слова толерантность.

Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ!

• в английском – готовность быть терпимым;

• во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

• в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

• в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

• в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

- А что значит, по – вашему, принимать человека таким , какой он есть?

- Выполняя различные задания, вы убедились, как  нелегко  жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям», но мы должны помнить о том, что они просто другие, у них разные возможности, но равные (такие же, как у нас с вами) права. Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Таким людям нужна поддержка окружающих, государства для того, чтобы передвигаться, общаться, обучаться.

Дети играю в игру «Закрой глаза», пытаются без помощи выполнить знакомые, обыденные задания.

Отвечают на вопросы.

Выполняют  упражнение.

 Регулятивные УУД:

использовать имеющиеся знания и опыт .

Познавательные УУД:

осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме;

пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний;

находить закономерности .

4

Первичное закрепление

Просмотр  видеоролика о  Нике  Вуйчиче.

Обсуждение.

- Какими качествами характера обладает этот человек?

Дети смотрят  видеоролик.

Отвечают на вопрос.

  Личностные УУД:

определение внутренней позиции .

5

Рефлексия и самооценка.

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы.

- Почему наш урок называется «Уроком добра»?

-Я очень надеюсь, что после нашего  классного часа, вы не останетесь равнодушными к проблемам  людей с ограниченными возможностями, не будете смотреть на них с жалостью и  насмешкой. И если кому-то понадобится ваша помощь, вы не отвернетесь,  а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый.

В отчаянье мы часто замечаем,

Что нету сил порвать беды кольцо,

И в каждом человеке мы встречаем

Лицо врага, недоброе лицо.

Не помним часто  заповеди Божьей,

Что ближнего должны мы возлюбить,

Считаем все враньем, коварством, ложью,

А мыслей злых назад не воротить.

Нельзя жить по законам волчьей стаи –

Как осудили , казнили Христа.

Давайте милосердней, люди, станем,

Ведь жизнь и так уж очень непроста.

Давайте пожалеем мы скорбящих,

 Поплачем вместе над чужой бедой

И примем в жизни ближнего участье…

И напоим сердца живой водой!

 

Ответы детей.

Регулятивные УУД:

оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке.

6

Домашнее задание

Письменно изложить свои впечатления о занятии , высказать свои пожелания.

Дают письменный ответ.

Определение внутренней позиции школьника (Личностные УУД)


Используемая литература.

1.Конвенция о правах инвалидов.

2.Толковый словарь С. Ожегова.

3.Газета «Педсовет»2004 - №12.

4. Копыльцов А.Уроки доброты:учебно-методическое издание/Пермь:РИЦ «Здравствуй», 2010.-152с. – (Философия независимой жизни).

5.Летяга Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Проблемы экологии"

     Данный урок связан с экологической тематикой, которая приобретает все большее значение в наши дни и имеет неоценимый воспитательный аспект. Чем раньше школьники познакомятся...

Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"

Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит  проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Трудности и проблемы перехода учащихся из начальной школы на среднюю ступень обучения

В данной статье мы рассмотрели трудности, с которыми сталкиваются учащиеся 5 класса, сделали аспект на их эмоциональное состояние личности и обратили внимание родителей на неотъемлемую психологическую...

Конспект урока по теме "Поволжье: хозяйство и проблемы"

Урок "Поволжье: хозяйство и проблемы" проводится при изученииПоволжского экономического района.На уроке используется стратегия "Тщательный опрос"....

План-конспект открытого занятия. Тема "Работа над вокальными трудностями в произведениях различных стилей, направлений и жанров"

План-конспект открытого занятия с обучающимся второго года обучения по базовому курсу. В плане-конспекте поэтапно рассматриваются методические подходы к преодолению вокальных трудностей в произведения...