программа психолого- педагогической подготовки к ГИА
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Программа ПП подготовки к егэ по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психолого–педагогической

подготовки учащихся  к ГИА,  ЕГЭ по математике

Пояснительная записка

Подготовка  к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ.

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации

При разработке настоящей программы было использовано пособие М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями».

Цель данной программы: психолого-педагогическая подготовка  учащихся к процедуре сдачи  ЕГЭ.

Задачи программы:

1) Ознакомление с процедурой ГИА.

2) Формирование реалистического мнения о ГИА  в форме ЕГЭ по математике.

3) Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

4) Повышение сопротивляемости к стрессу. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.

5) Развитие познавательного компонента психологической готовности к ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.

6) Оказание помощи учащемуся для определения предмета по выбору.

7) Разработка адресных рекомендаций для учащихся.

Основные формы работы:   фронтальная и индивидуальная (консультации).

1. Проведение классных часов с учащимися с целью:

- разъяснения «Положения о проведении единого государственного экзамена», инструктивных документов;

- ознакомления с экзаменационными материалами по математике и правилами заполнения бланков; разъяснения прав и обязанностей учащихся;

- ознакомления со структурами контрольного измерительного материала и методическими документами: кодификаторами содержания, спецификациями работ по математике;

- изучения особенностей шкалирования результатов ЕГЭ (оценивание заданий с развёрнутым ответом, первичный и тестовый балл, математическая модель зависимости первичного и тестового баллов).

2. Психологическая подготовка к участию в ЕГЭ групповая и индивидуальная по темам:

- построение режима дня во время подготовки к экзамену с учётом индивидуальных особенностей;

- планирование повторения учебного материала к экзамену;

- эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала;

- способы поддержки работоспособности;

- способы саморегуляции в стрессовой ситуации;

- организация своего труда во время экзамена.

3. Использование Интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: http://ege.edu.ru/ru/, http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege, http://егэ-легко.рф/, http://www.egesdam.ru/ (выпускник может получить полную информацию о проведении ЕГЭ и протестировать себя, воспользовавшись интерактивным тестом).

4. Приобретение сборников с тренировочными  КИМами.

5. Использование дополнительных возможностей: внеурочная работа.

Программа включает 2 направления:

1 направление. Предметная подготовка.

Организация помощи выпускникам в подготовке к ЕГЭ по математике:

- информирование выпускников о ЕГЭ по математике;

- ознакомить выпускников с критериями оценивания ответов, в том числе на задание  части2;

- научить выпускников работать в формате ЕГЭ, познакомить с процедурой ЕГЭ, ГИА;

- проведение пробных внутришкольных   работ по материалам и технологии ЕГЭ;

- заполнение бланков ЕГЭ.

Мониторинг результатов  работ по материалам и технологии ЕГЭ позволяет выявить целевые аудитории:

• первая группа  учащиеся, которые поставили перед собой цель - преодоление нижнего рубежа;

• вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы, но достаточные для поступления в ВУЗы (50-60 баллов);

• третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель, получить высокие баллы (больше 60 баллов).

Принципы организации работы с группами:

1 группа

Сентябрь – тренировочная работа для выявления сильных или слабых сторон, работать с сильными сторонами. Число выбранных заданий больше нижнего рубежа;

Каждый месяц - зачетная работа;

Апрель - заканчивается рассмотрение всех выбранных позиций.

ЦЕЛЬ: отработать решение выбранных заданий и вселить уверенность, что нижний рубеж им по силам.

2 группа

Сентябрь – тренировочная работа для выявления сильных или слабых сторон, работать со слабыми сторонами, постоянно держа под контролем сильные стороны (добиваться того что не получается);

Каждый месяц - зачетная работа и тренировочные тесты.

ЦЕЛЬ: сформировать навыки самопроверки и добиваться устойчивого результата

3 группа:

Сентябрь – тренировочная работа для выявления сильных или слабых сторон , работать со слабыми сторонами, постоянно держа под контролем сильные стороны. Каждый месяц - зачетная работа и тренировочные тесты.

Апрель-май –задания второй части. Регулярно решать задания развивающие творческие способности

.

2 направление. Психолого-педагогическая подготовка.

Основные направления психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ, ГИА:

  1. Психолого-педагогическое просвещение всех участников ЕГЭ, ГИА состоит в предоставлении информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения и т.д.
  2. Психолого-педагогическая подготовка всех участников ЕГЭ, ГИА заключающаяся в работе учениками и их родителями, состоящей из формирования положительного отношения всех участников ЕГЭ, ГИА разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ, ГИА
  3. Подготовка учащихся к работе с КИМами связана с развитием у учащихся умения работать с различными видами  заданий.

Исходя из вышесказанного, можно выделить также следующие направления работы по психолого-педагогической подготовке в процессе предметной подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА формирование умения решать задания разного уровня; развитие мотивации и целеполагания; формирование положительного отношения; становление определенной жизненной позиции; формирование роли участника экзамена; формирование самоконтроля.

Рекомендуемый алгоритм работы учащихся в группе:

- индивидуальный анализ заданий и их выполнение;

- представление своих наработок в группе (опыта);

- подготовка выступления от группы и собственно выступление.

Что дает такой алгоритм?

- Расширение опыта.

- Обогащение его наиболее эффективными способами преодоления трудностей.

- Самостоятельное учащимися выполнение заданий.

- Знакомство их с электронными вариантами ЕГЭ с использованием компьютера.

Что дает анализ результатов ЕГЭ, ГИА (собственных, муниципальных, региональных, федеральных)?

- Выявляет уровень и качество предметной подготовки.

- Выявляет уровень тестовой культуры выпускника.

- Выявляет психологическую готовность учащихся демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке (в условиях ЕГЭ, ГИА)

- Способствует совместному планированию выступлений педагогов и психолога школы.

- Способствует презентации имеющегося у педагогов-предметников опыта.

Знакомство с процедурой ЕГЭ, ГИА

Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы учащиеся со специфической процедурой экзамена.

Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.

Возможные формы работы для ознакомления учащихся с процедурой ЕГЭ,ГИА:

1. Просмотр видеозаписи процедуры экзамена (постановочный вариант) с последующим обсуждением общей ситуации экзамена:

1) обстановки в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.;

2) начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т.д.;

3) раздача конвертов с материалами экзамена;

4) начало работы: заполнение бланков и т.д.

Видеозаписи могут демонстрироваться как ученикам, таки родителям, (например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры.

Использование такой формы работы (просмотр видеороликов) оказывает коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается понятной и логичной.

2. Игра-драматизация – проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном). Такая игра позволяет в эмоционально комфортной и безопасной форме освоить основные элементы процедуры экзамена, поскольку знакомое и /или юмористически окрашенное содержание создает благоприятную атмосферу и позволяет сконцентрироваться именно на процессуальных сторонах экзамена. Игра максимально точно воспроизводит основные процедурные моменты экзамена (задания вложены в конверты и т.д.) Например, можно использовать настоящие экзаменационные бланки. В качестве профилактики возможных трудностей на экзамене при проведении этой игры можно рекомендовать смоделировать ситуации, совладение с которыми может представлять определенные сложности для учащегося. Например, в некоторые конверты кладется неполный комплект заданий. Для повышения мотивирующего потенциала игры она завершается игровым «поступлением» в учебные заведения (которые могут быть как реальными, так и фантастическими на основе количества набранных баллов).

3. Игры с заданиями о процедуре и правилах ЕГЭ, отражающих общую структуру заданий, например:

Задание группы А:

Чем нельзя пользоваться на экзамене?

  1. Гелевой черной ручкой.
  2. Тестовым материалом (КИМ).
  3. Мобильным телефоном.

Задание группы В:

Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

  1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.
  2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записи в виде формул).
  3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

Задание группы С:

Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им вуз.

Обозначение распределения ответственности

по проблеме подготовки к экзамену

Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей ребенка – одна из острейших проблем в психолого-педагогической практике. Можно встретить две крайности этого явления: с одной стороны попытку возложить ответственность за ребенка на школу («Я вам отдал, вы и воспитывайте»), с другой стороны – стремление школы сделать ответственным родителя («Займитесь вашим ребенком»). Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия.

Важна позиция, которая декларируется и предъявляется школой: «Мы вместе помогаем нашим детям подготовиться к экзамену». Для достижения этой цели возможно проведение тематического родительского собрания, на котором родители знакомятся с информацией о содержании и структуре подготовки к экзамену, реализуемой в школе, которое позволяет осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе.

Для проведения собрания необходимо привлекать специалистов, занятых подготовкой выпускников: завуча, учителей-предметников и т.д. Такая форма позволяет высветить два компонента: информационный, во время которого сотрудники школы предоставляют данные о сути экзамена и организации подготовки к нему (расписание консультаций и т.д.), и интерактивный, обеспечивающий родителям возможность в дискуссионном формате обсудить собственный вклад в процесс подготовки ребёнка к экзамену.

Родителям можно предложить следующую инструкцию: «У каждого из нас есть собственные идеи и предложения о том, как помогать детям готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и, в конечном счете, научит нас, как лучше помочь детям».

Родителей нужно разделить на группы по 5-6 человек. Каждой группе дать лист бумаги и ручку и объяснить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать, записать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто «накидать» их как можно больше».

Формирование адекватного реалистичного мнения родителей о ЕГЭ, ГИА работа с «мифами»

Основная цель проработки – осознание существующего предубеждения и обсудить их в группе, что позволяет сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.

Оптимальный метод, позволяющий достичь этой цели – групповая дискуссия, в которой главным становится не достижение единой позиции, а свободное обсуждение мнений по обозначенному ведущим вопросу. Важно помнить о формировании предельно позитивного отношения. Такое обсуждение позволяет выразить собственные страхи и тревоги и поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в данной форме экзамена. Для ведущего также необходимо владеть фактической информацией, с помощью которой он может проиллюстрировать обсуждение темы.

Упражнение «Шкала согласия»

Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса: согласия и несогласия. Затем предлагает участникам различные утверждения и просит занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с эти утверждением. Далее ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.

Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, а участников просят обозначить свою позицию в виде точку. В остальном, упражнение проводится аналогично.

Варианты утверждений для выражения степени согласия и несогласия:

- Я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ.

- ЕГЭ предоставляет школьникам новые возможности.

- Сдать ЕГЭ моему ребенку по силам.

Формирование конструктивной деятельности на экзамене

Опыт сдачи пробных или репетиционных экзаменов не позволяет ребенку сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности.

Достичь этой цели можно в различных формах.

Фронтальная форма (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может происходить в виде классных часов или психологических занятий. Достоинство такой формы – возможность охватить большое количество учащихся и экономия времени, недостаток – невозможность обеспечить индивидуальный подход.

Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но она более трудоёмка.

Групповая форма предполагает, что с 8-10 учащимися работает психолог. Критерием для деления могут выступать схожие особенности учебной деятельности. Такая форма и экономична по времени и обеспечивает возможность дифференцированной работы по проблеме подготовки к экзамену.

Ниже представлены этапы формирования конструктивной деятельности на экзамене.

  1. Анализ особенностей учебной деятельности: психолого-педагогическая диагностика (психолог), самоанализ ученика (анализ учеником особенностей своей учебной деятельности, выделение своих сильных и слабых сторон – ставит ученика в активную позицию, тем самым, повышая его ответственность); экспертные оценки педагогов (совместно с педагогом определяются сильные и слабые стороны выпускника).
  2. Выделение «места наименьшего сопротивления». Например, для отличника таким местом может стать возможность выполнить минимально нужный объем заданий, отказавшись от других, или возможность пропустить задание, если он не может с ним справиться.
  3. Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности выпускника. Здесь можно использовать дифференцированный подход, когда эта схема применяется к группе учащихся, а не только к отдельному ученику.

Результат программы

По второму направлению – организация всесторонней помощи выпускникам

( функционирование школьного компьютерного пункта для отработки навыков работы в формате ЕГЭ и ГИА, использование дополнительных консультационных часов, групповая и индивидуальная работа во второй половине дня ) должна способствовать повышению качества образования и как следствие получение высоких результатов ЕГЭ и ГИА. Постоянная взаимосвязь родители – школа должна способствовать своевременному информированию о трудностях, возникающих у выпускников при подготовке к ЕГЭ и ГИА , поиску совместных путей преодоления их.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации

Литература

  1. Андреева, И.Д. Подготовка к ЕГЭ / ОКО. – 2008. - № 1. – С. 43-48.
  2. Беспалько, В. Педагогический анализ ЕГЭ / Педагогическая диагностика. - 2008. - № 6. – С. 8-37, 37-50.
  3. Валентьев А. Броневщук С.П. Профильное обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 21 апреля. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2003/0421.htm.
  4. Валентьев А. ЕГЭ и успешность учеников в социуме / Народное образование. – 2008.- № 6. – С. 206-209.
  5. Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. – 20002. - №2. Пилотный выпуск.
  6. Демидова, М. Как готовиться к ЕГЭ по физике / Народное образование . - 2005. - № 5. - С.206-209.
  7. ЕГЭ и успешность выпускника / Народное образование. - 2005. - № 6. – С.99-110.
  8. Единый экзамен: благо или бюрократическая ''заморочка''? //Директор школы. – 2002. - № 4. – С.51-56.
  9. Ерхова, М.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004 – 17с.
  10. Зильберберг Н. С помощью ЕГЭ школьников испытывают на устойчивость к стрессам // Практический журнал для учителя и администратора школы. – 2—3. - № 6. – С. 25-28.
  11. Зиверт Х., Зиверт Р. Подготовка к тестированию: Пер с нем. – М.: АО '' Интерэксперт'', 1998.
  12. Кадневский, В., Гребенникова, Н. Станут ли тестовые технологии ЕГЭ здоровьесберегающим фактором в системе современного образования  / Педагогическая диагностика. – 2008. - № 6. – С. 37-50.
  13. Кадневский, В., Гребенникова, Н. О здоровьесберегающей функции ЕГЭ и немного больше / Народное образование. – 2008. - № 8. – С.111-117.
  14. Кадневский В.М. ЕГЭ: тесты по истории и обществознанию //Школьные технологии. – 2002. - №6. – С.218-223.
  15. Капинос В.И. О ЕГЭ по русскому языку.//Образование в современной школе. – 2002. - № 4. – С.51-56.
  16. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 236 с.
  17. Макарова Г.Н. Рекомендация заместителям директоров СУ пол учебно-воспитательной работе по подготовке школы и учащихся к проведению ЕГЭ //Завуч. – 2003. - № 4. – С. 3-15.

Макарова Г.Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....

Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.

Конкурсный материал. Я работала над  реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...

Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития

Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...