Дневник классного руководителя
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Тосно
С углубленным изучением отдельных предметов»
_____________ уч. Год
Задачи
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
- совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков ЗОЖ;
- развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;
- совершенствование системы воспитания в классных коллективах;
- совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание детей;
- совершенствование работы со школьным самоуправлением как средством повышения социальной активности учащихся
Направления деятельности классного руководителя
- гражданско-патриотическое;
- нравственно-эстетическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- работа кружков и спортивных секций;
- контроль за воспитательным процессом (анализ работы классных руководителей);
- работа с одаренными и талантливыми детьми;
- профориентационная и деятельность;
- профилактическая работа по предупреждению правонарушений и преступлений
несовершеннолетних, профилактике потребления ПАВ;
- самоуправление в школе и в классе;
- проектная деятельность;
- экологическое воспитание;
- работа с родительской общественностью;
- трудовая деятельность
Памятка для классного руководителя
Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.
1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников
Классный руководитель должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.
Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.
Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.
Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.
Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).
Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.
Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.
2. Общение классного руководителя
Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.
Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.
Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.
Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.
Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе.
Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.
3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения
Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:
- особенности мышления, умение выделять главное;
- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- интересы, склонности;
- уровень работоспособности;
- знание пройденного ранее учебного материала;
- а также особенности его учебной мотивации, в частности:
- осознание необходимости учебной деятельности;
- мотивы улучшения качества обучения.
Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:
- состояние здоровья;
- отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;
- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;
- недостатки преподавания;
- отсутствие интереса к предмету;
- проблемы, связанные с волевой сферой;
- невнимательность.
Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли.
Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.
Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим.
В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совместной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.
Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии - в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.
Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.
4. Организация досуга
Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:
- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;
- досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу).
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:
изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями); выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.
Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:
- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);
- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников;
- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);
- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);
- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);
- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;
- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);
- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.
Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.
Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях; в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы. Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления. Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказывать по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
- Если педагог, в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
Памятка для родителей
Предлагаемая «Памятка для родителей» используется в работе куратора класса с родителями в школе.
С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях - любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:
- Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа - совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом - не менее одного часа.
- Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
- Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое. Помнить, что дети копируют вас, они - отражение вашей семьи.
- Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
- Помнить, что воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.
- Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.
Организационная работа
№ п/п | Вид деятельности | Время проведения |
Организация питания учащихся | Ежедневно | |
Работа по соблюдению внешнего вида учащихся | Ежедневно | |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (проветривание, поддержание чистоты и порядка в кабинете) | Ежедневно | |
Организация дежурства учащихся по классу | Ежедневно | |
Работа по сохранности учебников | Еженедельно | |
Проверка дневников | Еженедельно | |
Организация дежурства учащихся по школе | В соответствии с графиком дежурства | |
Организация записи детей в кружки и секции учреждений дополнительного образования | В течение года | |
Индивидуальная работа с учащимися | По мере необходимости | |
Список ____ класса
Учителя предметники
Наименование предмета | ФИО учителя |
Характеристика ____ класса
Воспитательная цель класса
Формирование социально-адаптированной, здоровой личности, усвоившей образовательные стандарты по ступеням обучения, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.
Воспитательные задачи класса:
- Объединение коллектива педагогов и учащихся, создание чувства «МЫ» посредством КТД (коллективных групповых форм работы)
- Формирование активной гражданской позиции на основе развития самоуправления.
Актив класса:
Социальный паспорт класса
Всего детей | ||
Полные семьи | ||
Неполные семьи | ||
- в них детей | ||
- учатся в школе | ||
- находятся в дошкольном учреждении (дома) | ||
- воспитывает одна мать | ||
- воспитывает один отец | ||
Количество детей, оставшихся без попечения родителей (опекаемых) | ||
Родители уклоняются от воспитания | ||
Родители, лишенные родительских прав | ||
Количество малообеспеченных семей: | ||
- детей в школе | ||
- в дошкольных учреждениях | ||
- из них получают бесплатное питание | ||
Количество многодетных семей: | ||
- в них детей | ||
- учатся в школе | ||
- находятся в дошкольном учреждении (дома) | ||
-получают питание за 50% от стоимости | ||
Неблагополучные семьи (семьи группы «риска»): | ||
- в них детей | ||
Количество трудных детей | ||
Дети-инвалиды | ||
- на индивидуальном обучении | ||
Родители-инвалиды | ||
Семьи-переселенцы из мест, где проживание невозможно (мигранты) | ||
Дети военнослужащих | ||
Дети на индивидуальном обучении | ||
Дети, состоящие на внутришкольном учете | ||
Дети, состоящие на учете в ОДН | ||
Дети, состоящие на учете в КДН | ||
Занимаются в кружках, секциях | ||
Родители, работающие в г. С.-Петербург | ||
Родители, работающие в Тосненском р-не | ||
Семьи, родители в которых безработные |
Индивидуальная работа с учащимися
№ п\п | Фамилия Имя ребенка | Дата | Цель индивидуальной работы | Результат проделанной работы |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 |
Работа с родителями
№ | Фамилия Имя ребенка | Дата | Цель вызова родителей | Результат |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 |
Родительские собрания
НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ДАТА |
Родительское собрание (организационное) | Собрать документацию, сведения о родителях (если изменились); Составить списки учащихся на бесплатное питание; Выбрать родительский комитет, обсудить планирование на учебный год; | Беседа | Сент. |
Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности» | Создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству; формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей; способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности; | Деловая игра | Октяб. |
Работа с родительским комитетом | Обсудить классные мероприятия | Беседа | Нояб. |
Родительские консультации | Обсудить успеваемость учащихся к концу 1 триместра; Создать условия для воспитания и обучения учащихся. | Беседа | Нояб. |
Родительское собрание на тему «Правда о наркомании» | Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме наркомании; показать необходимость активного обсуждения этой проблемы в семье. | Круглый стол | Декаб |
Родительское собрание на тему «Жизненные цели подростков» | Обсудить перспективы развития детей на ближайшие 3 года. | Беседа | Февр |
Родительские консультации | Обсудить успеваемость учащихся к концу 2 триместра; Создать условия для воспитания и обучения учащихся. | Беседа | Февр |
Родительское собрание на тему «Возрастные особенности подростков». | Ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. | Лекция | Март |
Итоговое родительское собрание | Обсудить успеваемость учащихся к концу года, успехи и неудачи за прошедший учебный год | Беседа | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник классного руководителя
Это мой рабочий дневник, в нём собраны все необходимые мне для работы сведения об учащихся, их родителях, родительском комитете....
Приложение к дневнику классного руководителя
Здесь собран материал: схема написания характеристики класса, стресс-тест для выпускников, индивидуальная карта ребёнка, карта семьи, собраны различные памятки для запоминания учеником текста......
Дневник классного руководителя
Схемы, таблицы и методический материал ...
Дневник классного руководителя
Дневник классного руководителя...
Дневник классного руководителя
Сентябрь1сентября-День знаний8 сентября - Международный день грамотностиОктябрь5 октября - Всемирный день учителяНоябрь4 ноября - День народного единства.10 ноября - День милиции20 ноября - Всемирный ...
Бланки для дневника классного руководителя
Каждый классный руководитель имеет дневник или журнал классного руководителя с которым работает весь год, несколько лет. В этом дневнике информация о классе, родителях, учениках. Предлагаю готов...
Дневник классного руководителя.
Дневник классного руководителя. Материалы для воспитательной работы....