Мероприятия по адаптации учащихся 5 класса «А» к условиях обучения в средней школе.
консультация на тему

Переход ученика из начальной школы в среднюю привносит немало изменений в жизнь ребенка.Какие мероприятия возможно провести, чтобы сделать этот этап наименне "тревожным" для бывших четвероклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatiya_po_adaptatsii_uchashchihsya_5_klassa.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятия по адаптации учащихся 5 класса «А» к условиях обучения в средней школе.

Переход ученика из начальной школы в среднюю привносит немало изменений в жизнь ребенка. В пятом классе  ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной,а в особенности для учащихся нашей школы.        Некоторые дети гордятся тем, что повзрослели, и достаточно  быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, напротив, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться  школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, не хочет идти в школу.

Необходимо помнить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3.  Качественно иной тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
  2. Большой поток  информации, незнакомые термины, слова. Нужно приучить пятиклассника  спрашивать о значении непонятных слов у  учителей или у взрослых.
  3. Чувство «брошенности» из-за отсутствия привычной учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

На период адаптации, классному руководителю необходимо решить ряд задач:

  1. Изучение классного коллектива.
  2. Знакомство с родительским коллективом.
  3. Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации (максимальная синхронизация требований к классу)
  4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
  5. Участие классного коллектива в школьной жизни.

  1. Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи можно  предпринять следующие шаги:

  1.  Посещение детей , когда они еще учились в 4 классе (уроков, классных мероприятий, прогулок и.т.д) Беседа с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Уточнение интересов детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых занятиях.
  2. Получить рекомендации школьного педиатра о состоянии здоровья, наличии инвалидности.
  3. Создание эмоциональной обстановки в классе,  по возможности близкой к начальной школе: доверительность,  возможность  посоветоваться, откровенно поговорить, рассказать, если что-то беспокоит.
  4. Провести родительские собрания по следующей тематике:

  •  «Единые требования  к учащимся школы- интерната»
  • «Домашние задания: как организовать свою работу дома»

 «Режим дня учащихся..»

  •  «Осенние итоги…» (анализ успеваемости, сложностей в обучении, дополнительные занятия)

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников.

  По результатам наблюдений  можно охарактеризовать   уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  • Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
  • Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. Учащиеся часто отвлекаются.
  • Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Познавательная активность снижена
  • Особенности поведения. Учащиеся показывают  средний  уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение некоторых обучающихся. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками,  оказывает влияние на  успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и  привлечения к данной проблеме внимания родителей.
  • Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении.  Некоторые (двое вновь прибывших) держатся обособленно от коллектива. Но, вероятно ,эти проблемы  не связаны с периодом адаптации, а обусловлены уже сложившимися ранее взаимоотношениями в  коллективе.
  •  Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом. Дистанцию соблюдают.
  • Эмоциональное состояние. С  нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме.

  1. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были ознакомительные беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками  об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

 В результате выявилось , что класс:

Активный, дружный, с достаточной подготовкой из начальной школы. (все читают) Добродушные, приветливые  и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности.  На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, домашние задания выполняются. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

 

  1. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

 Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают кружки.

  1. Активное участие классного коллектива в школьной жизни

Ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.

Таким образом, исходя из наблюдения за  учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

           Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются:  природоведение, изо. Такие предметы,   как математика и русский язык вызывают у детей сложности и, как следствие, отмечается равнодушие.

           В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в  средней школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по  вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у  большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе

Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...

Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе

Классный руководитель знакомит родителей с основными проблемама, возникающими у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе....

"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"

Тематическое родительское собрание "Адаптация пятиклассников  к новым условиям обучения  в средней школе"...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...