Мероприятия по адаптации учащихся 5 класса «А» к условиях обучения в средней школе.
консультация на тему
Переход ученика из начальной школы в среднюю привносит немало изменений в жизнь ребенка.Какие мероприятия возможно провести, чтобы сделать этот этап наименне "тревожным" для бывших четвероклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatiya_po_adaptatsii_uchashchihsya_5_klassa.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятия по адаптации учащихся 5 класса «А» к условиях обучения в средней школе.
Переход ученика из начальной школы в среднюю привносит немало изменений в жизнь ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной,а в особенности для учащихся нашей школы. Некоторые дети гордятся тем, что повзрослели, и достаточно быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, напротив, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, не хочет идти в школу.
Необходимо помнить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно приучить пятиклассника спрашивать о значении непонятных слов у учителей или у взрослых.
- Чувство «брошенности» из-за отсутствия привычной учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
На период адаптации, классному руководителю необходимо решить ряд задач:
- Изучение классного коллектива.
- Знакомство с родительским коллективом.
- Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации (максимальная синхронизация требований к классу)
- Организация внеклассной работы в классном коллективе.
- Участие классного коллектива в школьной жизни.
- Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи можно предпринять следующие шаги:
- Посещение детей , когда они еще учились в 4 классе (уроков, классных мероприятий, прогулок и.т.д) Беседа с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Уточнение интересов детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых занятиях.
- Получить рекомендации школьного педиатра о состоянии здоровья, наличии инвалидности.
- Создание эмоциональной обстановки в классе, по возможности близкой к начальной школе: доверительность, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, рассказать, если что-то беспокоит.
- Провести родительские собрания по следующей тематике:
- «Единые требования к учащимся школы- интерната»
- «Домашние задания: как организовать свою работу дома»
«Режим дня учащихся..»
- «Осенние итоги…» (анализ успеваемости, сложностей в обучении, дополнительные занятия)
Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников.
По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
- Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
- Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. Учащиеся часто отвлекаются.
- Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Познавательная активность снижена
- Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение некоторых обучающихся. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и привлечения к данной проблеме внимания родителей.
- Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Некоторые (двое вновь прибывших) держатся обособленно от коллектива. Но, вероятно ,эти проблемы не связаны с периодом адаптации, а обусловлены уже сложившимися ранее взаимоотношениями в коллективе.
- Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом. Дистанцию соблюдают.
- Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме.
- Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с учениками были ознакомительные беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
В результате выявилось , что класс:
Активный, дружный, с достаточной подготовкой из начальной школы. (все читают) Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, домашние задания выполняются. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.
- Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают кружки.
- Активное участие классного коллектива в школьной жизни
Ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.
Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: природоведение, изо. Такие предметы, как математика и русский язык вызывают у детей сложности и, как следствие, отмечается равнодушие.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в средней школе комфортно.
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:
- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе
Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...
Родительское собрание "Особенности адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Разработка родительского собрания....
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...
Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...
Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе
Классный руководитель знакомит родителей с основными проблемама, возникающими у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе....
"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Тематическое родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...