«Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни»
проект по физкультуре

Пермякова Юлия Владимировна

Социальный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПРИНЯТ

Педагогическим советом,

протокол № 15 от 26.06.2022.

УТВЕРЖДЕН

приказом Муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя  школа № 14»

№ 282-п от 27.06.2022

 «Средняя школа № 14»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 «Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни»

                                                                       Руководитель:  учитель физической культуры

Пермякова Ю.В.

г. Дзержинск

2023 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни»

1.Название проекта

«Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни»

2. Организация-исполнитель

МБОУ «Средняя школа № 14»

г.Дзержинска Нижегородской области

3.Разработчик проекта

Пермякова Ю.В., учитель физической культуры

4. Координатор проекта

Голубева С.А. – заместитель директора по ВР

5. Цель проекта

Популяризация и повышение ценности здорового образа жизни среди школьников, через вовлечение занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции.

6.Задачи проекта:

1) Формирование положительных мотивационных установок на ведение ЗОЖ, освоение его комплексной характеристики, профилактика вредных привычек средствами физической культуры и спорта;

2) Организация волонтёрского движения, для реализации данного проекта;

7.Сроки реализации

2022- 2023 учебный год

8. Участники проекта

  • учащиеся 1-11 классов,
  • работники Учреждения,
  • родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся

9. Источники финансирования

Бюджетные и внебюджетные поступления

10.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Задачи проекта:

  • повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;
  • активная пропаганда здорового образа жизни;
  • профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
  • формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
  • воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.
  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • обеспечение свободы выбора при максимальной информации;
  • сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
  • снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН

ЭТАП  1 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — 
Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.

Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.

По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год).

Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во-первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 % - от действия окружающей среды, 10 % - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.

Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».

До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

 «Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

 ЭТАП 2 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА.

Цель проекта: 

Содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  • повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;
  • активная пропаганда здорового образа жизни;
  • профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
  • формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
  • воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.
  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • обеспечение свободы выбора при максимальной информации;
  • сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
  • снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН

ЭТАП 3 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ

Содержание работы определяется следующими направлениями:

А) «Урок здоровья» (Старшеклассники проводили уроки здоровья для учащихся 1-5 классов и раздавали листовки);

Б)  Конкурс рисунков (Учащиеся 1-4 классов выполняли рисунки и плакаты на тему здорового образа

жизни);

В) Конкурс презентаций (Учащиеся 7-11 классов выполняли презентации по теме здорового образа жизни);

Г) Акция «Возьми здоровье с собой (Учащиеся-активисты развешивали по школе объявления «Возьми, что тебе не хватает», учащиеся 5-11 классы могли оторвать себе листочек с тем, что не хватает ему (хорошее настроение, спорт, прогулки и пр.);

Д) Классные часы на тему здорового образа жизни (Классные руководители проводили классные часы на тему здорового образа жизни с привлечением родителей);

Е) Акция «Мы против СПИДа» (учащимся школы раздавались листовки-памятки, которые подготовил Совет учащихся школы);

Ж) Городской проект «Жить здорово!» (ребята рассказали о работе, которая проводится в нашей школе по пропаганде здорового образа жизни и разработали новое мероприятие: викторина «Здоровый образ жизни и здоровое питание»).

Методы работы над проектом:

- анализ литературы и интернет - источников по теме «Здоровый образ жизни»;

- консультации учителя биологии;

- практическая деятельность.

ПЛАН РАБОТЫ

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 Материально-методическое обеспечение

Подготовительный этап

 Подбор и изучение литературы, интернет - ресурсов  по  теме проекта.

сентябрь – октябрь 2022 г.

Пермякова Ю.В., учитель физической культуры

 Литература, интернет - ресурсы

Пропаганда проекта: сайт школы, доска информации, родительские собрания, классные часы, индивидуальная и профилактическая  работа педагога-психолога

сентябрь – октябрь 2022 г.

Классные руководители 1-11 классов, социальный педагог, педагог-психолог

Информация департамента образования, администрации Учреждения.

Практический этап

«Уроки здоровья», конкурсы рисунков, презентаций, классные часы, «Акции…», участие в городских проектах

Ноябрь – декабрь 2022

Классные руководители 1-11 классов, социальный педагог, педагог-психолог, учитель физкультуры

Плакаты, листовки, фотоаппарат, компьютер, принтер

Заключительный этап

Отчет о проделанной работе

Январь 2023

Классные руководители, педагог-психолог, учитель физической культуры

Фотоаппарат, компьютер, принтер

Награждение лучших участников проекта

Январь 2023

Администрация

Грамоты

ЭТАП 3 – РЕФЛЕКСИЯ

Выбор обучающимися лучших мероприятий недели «Мы за ЗОЖ» путём голосования. Произвести оценку результатов проекта, сделать выводы и опубликовать отчет в доступных формах, распространить идею проекта в образовательной среде

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни, повышение мотивации к двигательной активности;
  • увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования;
  • изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
  • повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;
  • уменьшение числа школьников бесцельно проводящих своё свободное время;
  • увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях; - повышение удовлетворенности школьников и их родителей здоровьесберегающей средой в ОУ;
  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни»

Цель: Определить роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни....

Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...

Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни

Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умен...

Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»

Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...

Формирование позитивного мировоззрения у детей и подростков

О способах преодоления пессимистичных размышлений и развитии позитивного мышления....