«Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни»
проект по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПРИНЯТ Педагогическим советом, протокол № 15 от 26.06.2022. | УТВЕРЖДЕН приказом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 14» № 282-п от 27.06.2022 |
«Средняя школа № 14»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни»
Руководитель: учитель физической культуры
Пермякова Ю.В.
г. Дзержинск
2023 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни»
1.Название проекта | «Формирование позитивной мотивации у детей и подростков на здоровый образ жизни» |
2. Организация-исполнитель | МБОУ «Средняя школа № 14» г.Дзержинска Нижегородской области |
3.Разработчик проекта | Пермякова Ю.В., учитель физической культуры |
4. Координатор проекта | Голубева С.А. – заместитель директора по ВР |
5. Цель проекта | Популяризация и повышение ценности здорового образа жизни среди школьников, через вовлечение занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции. |
6.Задачи проекта: | 1) Формирование положительных мотивационных установок на ведение ЗОЖ, освоение его комплексной характеристики, профилактика вредных привычек средствами физической культуры и спорта; 2) Организация волонтёрского движения, для реализации данного проекта; |
7.Сроки реализации | 2022- 2023 учебный год |
8. Участники проекта |
|
9. Источники финансирования | Бюджетные и внебюджетные поступления |
10.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Задачи проекта:
|
ЭТАП 1 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.
Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.
По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год).
Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во-первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 % - от действия окружающей среды, 10 % - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.
Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
ЗОЖ зависит от:
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
ЭТАП 2 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
Цель проекта:
Содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;
- активная пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
- формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
- воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.
- формирование культуры здорового образа жизни;
- обеспечение свободы выбора при максимальной информации;
- сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
- снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН
ЭТАП 3 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ
Содержание работы определяется следующими направлениями:
А) «Урок здоровья» (Старшеклассники проводили уроки здоровья для учащихся 1-5 классов и раздавали листовки);
Б) Конкурс рисунков (Учащиеся 1-4 классов выполняли рисунки и плакаты на тему здорового образа
жизни);
В) Конкурс презентаций (Учащиеся 7-11 классов выполняли презентации по теме здорового образа жизни);
Г) Акция «Возьми здоровье с собой (Учащиеся-активисты развешивали по школе объявления «Возьми, что тебе не хватает», учащиеся 5-11 классы могли оторвать себе листочек с тем, что не хватает ему (хорошее настроение, спорт, прогулки и пр.);
Д) Классные часы на тему здорового образа жизни (Классные руководители проводили классные часы на тему здорового образа жизни с привлечением родителей);
Е) Акция «Мы против СПИДа» (учащимся школы раздавались листовки-памятки, которые подготовил Совет учащихся школы);
Ж) Городской проект «Жить здорово!» (ребята рассказали о работе, которая проводится в нашей школе по пропаганде здорового образа жизни и разработали новое мероприятие: викторина «Здоровый образ жизни и здоровое питание»).
Методы работы над проектом:
- анализ литературы и интернет - источников по теме «Здоровый образ жизни»;
- консультации учителя биологии;
- практическая деятельность.
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Материально-методическое обеспечение |
Подготовительный этап | ||||
Подбор и изучение литературы, интернет - ресурсов по теме проекта. | сентябрь – октябрь 2022 г. | Пермякова Ю.В., учитель физической культуры | Литература, интернет - ресурсы | |
Пропаганда проекта: сайт школы, доска информации, родительские собрания, классные часы, индивидуальная и профилактическая работа педагога-психолога | сентябрь – октябрь 2022 г. | Классные руководители 1-11 классов, социальный педагог, педагог-психолог | Информация департамента образования, администрации Учреждения. | |
Практический этап | ||||
«Уроки здоровья», конкурсы рисунков, презентаций, классные часы, «Акции…», участие в городских проектах | Ноябрь – декабрь 2022 | Классные руководители 1-11 классов, социальный педагог, педагог-психолог, учитель физкультуры | Плакаты, листовки, фотоаппарат, компьютер, принтер | |
Заключительный этап | ||||
Отчет о проделанной работе | Январь 2023 | Классные руководители, педагог-психолог, учитель физической культуры | Фотоаппарат, компьютер, принтер | |
Награждение лучших участников проекта | Январь 2023 | Администрация | Грамоты |
ЭТАП 3 – РЕФЛЕКСИЯ
Выбор обучающимися лучших мероприятий недели «Мы за ЗОЖ» путём голосования. Произвести оценку результатов проекта, сделать выводы и опубликовать отчет в доступных формах, распространить идею проекта в образовательной среде
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни, повышение мотивации к двигательной активности;
- увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования;
- изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
- повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;
- уменьшение числа школьников бесцельно проводящих своё свободное время;
- увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях; - повышение удовлетворенности школьников и их родителей здоровьесберегающей средой в ОУ;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и на учете в ОД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ВЫБОРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Содержание:1 Актуальность темы2...
«Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни»
Цель: Определить роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни....
Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...
Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни
Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умен...
Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»
Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...
Формирование позитивного мировоззрения у детей и подростков
О способах преодоления пессимистичных размышлений и развитии позитивного мышления....